Перейти на главную страницу
13.00.01– Общая педагогика, история педагогики и образования,
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель: |
доктор педагогических наук, профессор Кожахметова К.Ж. |
Официальные оппоненты: |
доктор педагогических наук Урунбасарова Э.А. |
кандидат педагогических наук Кушнир М.П. | |
Ведущая организация: |
Казахский национальный университет им. аль-Фараби |
Защита состоится «___»_____________ 2008 года в ______ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28, главный корпус, поточная аудитория №1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.
Автореферат разослан «___» _____________ 2008 года
Ученый секретарь
объединенного
диссертационного совета Минжанов Н.А.
Оптимальным путем решения данной проблемы представляется признание педагогической общественностью необходимости использования потенциала собственного педагогического опыта исторического прошлого. В этой связи историко-педагогические исследования связаны с изучением и разработкой этнопедагогических концепций, идей.
Стержневые идеи этнопедагогики реализуются в трех принципах: природосообразности, культуросообразности и народности. Их органичная неделимость и единство очень ярко и рельефно проявляются в гендерной проблематике, так как ассоциации, вызванные этим понятием, неизменно связаны с биологическим и социальным полом человека. Следовательно, гендерная проблематика изначально предполагает актуализацию педагогических принципов природосообразности и культуросообразности. Принцип народности объединяет эти два принципа и предопределяет самобытность эмпирического опыта конкретной этнокультурной общности в вопросах воспитания мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Иными словами, принцип природосообразности в этом контексте определяется категорией «пол» и ее производными «половая идентичность», «половая дифференциация», «половое воспитание», «половые роли» и т.д., это, во-первых. Во-вторых, принцип культуросообразности определяется категорией «гендер» и ее производными «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные взаимоотношения», «гендерное воспитание» и т.д. В-третьих, данные концептуальные структуры образуют основание картины мира, зависящей, в современном понимании, от особенностей истории и общественного устройства, природы, традиционных видов деятельности и других форм проявлений конкретной национально-культурной общности.
Сущность гендерной проблематики выверяется «предрассудками» и предпочтениями социумов, разделяющих мир на два пространства – мужское и женское. Постоянное взаимодействие и противоборство этих двух начал, обретающих характер космических сил, создает и изменяет материальный мир, а также общество, идеи, культуру, мораль.
Многогранность гендерной проблематики формирует ту ситуацию, в которой эта проблема в той или иной мере оказывается в поле зрения практически всех антропологических наук. При этом сохраняются и дисциплинарные различия: психологи, как правило, обсуждают свойства и особенности индивидов, конкретных мужчин и женщин; социологи говорят о гендерном порядке, гендерной стратификации общества, гендерном разделении труда и прочих социальных функций, гендерных отношениях власти; в педагогике правомерно говорить о гендерном воспитании, гендерной социализации и т.д.
Если институциализация гендерных исследований в отечественной науке начала осуществляться в 90-х годах, то на западе ее начало датируется рубежом 60-х и 70-х гг. На сегодня в западной литературе сложились следующие направления гендерных исследований:
Среди российских ученых проблеме гендера посвятили свои работы И.Калабихина, Е.Мезенцева, С.Рощин, И.Тартаковская, З.Хоткина. Казахстанские исследователи гендера представлены именами А.Д.Ажибаевой, А.М.Абикеновой, Б.Жусупова, С.Жусупова, К.Еженовой, Ш.И.Нурманбековой, Н.У.Шеденовой, которые раскрывают социальное положение женщин на рынке труда, поднимают проблемы женской занятости, безработицы и профессиональной сегрегации.
Структурные изменения в семье, проблемы соотношения семейной и профессиональной ролей женщин в современных условиях нашли отражение в работах С.И.Голода, Т.Гурко, Г.Турецкой, Е.Ю.Груздевой, М.Римашевской (Россия), З.Ж.Жаназаровой, Б.Н.Кылышбаевой, М.А.Мекебаевой, Н.Нуртазовой, Г.Г.Соловьевой (Казахстан).
Новый феномен женского предпринимательства, его особенности и трудности изучаются в работах Е.С.Гвоздевой, Н.Исаковой, О.Самарцевой, Т.Фоминой, А.Е.Чириковой (Россия), Ж.А.Нурбековой, З.Ногайбаевой, Н.И.Ляпбаевой (Казахстан).
Причем женской проблематике, в отличие от мужской, посвящено множество исследований историков, социологов, психологов, философов, экономистов.
Анализу проявлений «мужественности» в постсоветской литературе уделялось гораздо меньше внимания. Лишь в последнее время появляются работы, посвященные феномену маскулинности с точки зрения социального конструирования (И.Кон, С.Ушакин, А.Юрчак).
Особенности гендерных отношений в социологии, экономике и политике раскрываются в работах таких исследователей, как Н.Айвазова, Н.Абубикирова, Л.Бабаева, О.Воронина, И.Жеребкина, Е.Здравомыслова, М.Малышева, Е.Мезенцева, Г.Силласте, А.Темкина (Россия, Украина), Г.Ахметжанова, Ю.Зайцев, М.Сеитова, Г.Соловьева, Г.Хасанова, Н.Усачева, Н.Шеденова, С. Шакирова (Казахстан). Их трудами представлено новое научное направление, изучающее социальную реальность в рамках гендерной парадигмы.
Кроме того, есть работы, в которых гендерная проблематика представлена не явно, но косвенно. Так, проблема гендера прослеживается в контексте особенностей рыночной трансформации, происходящих в постсоветском пространстве, активно изучаются экономистами, социологами, политологами:
Приблизительно такая же ситуация сложилась в педагогических исследованиях, где основное внимание уделялось одному из аспектов гендера – проблеме полового воспитания (М.П.Кушнир, Ж.Сакенов и др.). Внимание ученых педагогов в основном уделялось вопросам женского образования (Ш.А.Жалгасова, М.Козгамбаева, К.Кунантаева, К.Садвакасова и др.), различным граням воспитания девочек (А.Е.Дайрабаева, Мамбетова, Ж.Сарыбекова, Л.С.Сырымбетова).
Методологическое значение для исследования нашей проблемы имеют философские учения Ш.Валиханова, А.Кунанбаева, труды Ы.Алтынсарина, плеяды таких казахстанских ученых, просветителей и общественных деятелей, как Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов и др.
Безусловно, изучение исторических аспектов гендерной проблематики в педагогике сопряжено с идеями народного воспитания, лейтмотивом которых являются социальные проблемы взаимоотношения полов. В этом плане методологическим ориентиром для нашего исследования служат результаты исследований в области:
Таким образом, актуальность гендерных исследований в педагогике определяется следующими моментами:
В основу исследования положена следующая гипотеза: если будут определены научно-педагогические основы гендерных идей и выявлен позитивный опыт их реализации в истории педагогики и образования Казахстана, то это повысит эффективность современной практики гендерного воспитания, так как в этом случае будет обеспечено соблюдение общепедагогических принципов исторической преемственности и интеграции науки и практики.
В первом разделе «Теоретико-методологические основы гендерных идей в педагогике» определены теоретические истоки и основные направления гендерных исследований в науке, раскрыта педагогическая сущность гендера, выявлены социально-экономические предпосылки развития гендерной проблематики в Казахстане, а также установлен генезис гендерных идей в педагогике Казахстана.
Во втором разделе «Особенности реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана» дана характеристика проблем гендерно-чувствительного образования в современных условиях, изучены тенденции и спрогнозированы перспективы развития гендерных идей в современной системе образования и на основе выявления позитивного опыта реализации гендерных идей в современной системе образования Казахстана описаны возможные пути его трансформации и применения.
В заключении диссертации изложены основные результаты проведенного исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
В приложении представлены первичные материалы исследования.
Основная часть
На основании вышесказанного мы для раскрытия педагогической сущности гендерных идей выявили теоретические истоки и основные направления гендерных исследований.
В результате анализа научной литературы, посвященной проблеме гендера, мы установили, что в первоначальном значении понятие "Gender", являясь грамматической категорией рода в английском языке, ничего общего не имело с понятием «пол». Из-за отсутствия в этом языке категории рода для неодушевленных предметов его относят к одушевленным существам при уточнении их пола. Однако в своем семантическом содержании "гендер" обозначает не только биологические, но и социальные отличия между полами.
Одни исследователи утверждают, что термин "гендер" (gender) впервые введен в научную литературу американским историком Дж.В.Скоттом в 1986г., который определяет данную категорию как «составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами». Другая группа ученых считает, что слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении вовсе не американские феминистки, а выдающийся сексолог Джон Мани. Следует отметить, что до сих пор данное понятие трактуется исследователями неоднозначно.
Но в обобщенном виде «гендер», по утверждению М.Соколовой, включает в себя «представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях» (таблица 1).
Анализ философской, психологической и социологической литературы позволил выявить эволюцию познания гендера, когда первые разработки были
Таблица 1 – Сущность понятия «гендер»
Научные области |
Трактовка понятия «гендер» |
ЛИНГВИСТИКА |
*Грамматическая категория рода в английском языке. *Ничего общего не имеет с понятием «пол». |
ФИЛОСОФИЯ |
«…составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами» (Дж.В.Скотт, 1986). |
ПСИХОЛОГИЯ |
…любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью, и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями) |
СОЦИОЛОГИЯ |
…соотношение полов как форма социальной организации (Г.Рубин); … пол как фенотип в отличие от от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств (Дж.Мани); «…представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях» (М. Соколова);
|
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН |
17 12 2014
3 стр.
09 09 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
«27» января 2010 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национа
25 12 2014
2 стр.