Перейти на главную страницу
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Республика Казахстан
Караганды, 2007
Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова
профессор Адильгазинов Г.З.
профессор Батталханов Е.З.
Защита диссертации состоится __________ 2007 г. в _____ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28, главный корпус, поточная аудитория №1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.
Автореферат разослан «_____»_____________ 2007 г.
Ученый секретарь
объединенного
диссертационного совета Малибекова М.С.
Изучению процессов гуманизации и гуманитаризации образования посвящено множество фундаментальных исследований. Истоки теоретической разработки проблемы - в трудах известных педагогов П.П.Блонского, Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинского, казахских философов и передовых мыслителей аль-Фараби, А.Кунанбаева, педагогов-просветителей Ж.Аймаутова, Ы.Алтынсарина, А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Жумабаева и др.
Анализируя разработанность проблем гуманизации и гуманитаризации образования в современных исследованиях, можно выделить несколько основных подходов. К ним относятся:
- разработка методологических и теоретических основ гуманизации и гуманитаризации образования - М.Н.Берулава, А.С.Запесоцкий, Л.П.Разбегаева, Ю.В.Сенько и др.;
- рассмотрение практических аспектов гуманизации и гуманитаризации образования - И.Я.Каплунович, К.Г.Кречетников, А.М.Новиков, Е.Н.Шиянов и др.
В трудах современных казахстанских исследователей (Г.З.Адильгазинова, Р.Ж.Аубакировой, Е.З.Батталханова, А.А.Бейсенбаевой, М.Ж.Жадриной, К.К.Жампеисовой, Ж.А.Караева, В.П.Карибжановой, С.Э.Курманбаева А.К.Кусаинова, Р.Г.Лемберг, Г.К.Нургалиевой, А.П.Сейтешева, Н.Н.Хан и др.) гуманизация образования рассматривается как мировоззренческая и нравственная основа формирования и развития личности. Гуманитаризация образования связывается с наполнением духовным, нравственным, культурным содержанием учебного и внеучебного времени учащихся, всех форм их деятельности, межличностного общения и досуга.
Одно из обязательных условий осуществления гуманизации и гуманитаризации - развитие творческого начала в человеке, предоставление ему возможности творческой самореализации и самоактуализации, открывающей личности свой путь движения к индивидуальному развитию и полноценному проявлению способностей.
В современной педагогической и психологической литературе проблема способностей и творчества фундаментально исследовалась в различных аспектах:
- определение сущности и специфики способностей - Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-С.230Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-С.230Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-СА.Н.Леонтьев, В.Д.Небылицын, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др.;
- определение сущности и специфики творчества - А.А.Бейсенбаева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Ю.Б.Гатанов, Б.А.Жетписбаева, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, А.Т.Шумилин и др.; в зарубежной литературе - Э.де Боно, Дж.П.Гилфорд, Л.Л.Терстоун, К.Тэйлор, Т.Рибо, М.Стайн и др.;
- изучение специальных способностей - М.Арнаудов, С.А.Изюмова, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов, В.В.Суворова, Б.М.Теплов и др.
- формирование творческой личности: в условиях общеобразовательной школы - А.В.Брушлинский, М.А.Вислогузова, Р.Р.Главатских, Г.В.Ожиганова, Р.Н.Наурызбаева, Т.У.Оспанова, Л.Г.Дирксен, Л.В.Петрановская, В.В.Шахгулари и др.; в профессиональном становлении - С.Н.Данилушкина, А.Т.Кенжебаева, З.Саткаева, Р.Ш.Сыдыкова и др.
Несмотря на многочисленность исследований, единого определения способностей и творчества, понимания их как неких целостных категорий не существует. В связи с этим в данном диссертационном исследовании предпринята попытка более однозначного определения сущности названных феноменов.
Многоплановость, сложность проблем гуманизации и гуманитаризации образования требуют выявления аспектов, которые на данный момент не обозначены полно в трудах ученых. Один из них – развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ. Смысл, вкладываемый нами в понятие «способность к гуманитарному творчеству», его специфика определяются, исходя из содержания базисных понятий – «гуманизм», «гуманитарное», которые, на наш взгляд, на современном этапе должны быть переосмыслены. Специальных исследований, посвященных рассмотрению проблемы в названном аспекте, до настоящего времени не существует.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью научно-обоснованного подхода к процессу развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ и его недостаточной теоретической и практической разработанностью.
Разработка теоретических основ и выявление наиболее эффективных условий организации процесса развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в общеобразовательной школе составили проблему нашего исследования и определили выбор его темы: «Развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ».
Цель исследования: теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ.
Объект исследования: педагогический процесс в условиях общеобразовательных школ.
Предмет исследования: процесс развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ.
Гипотеза исследования: если: а) выявлены и учтены возможности педагогического процесса по развитию способностей учащихся к гуманитарному творчеству, заложенные в учебных планах, программах, учебниках; б) разработана структурно-содержательная модель процесса развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ, отражающая направления деятельности субъектов педагогического процесса; в) создана система методического обеспечения, включающая подготовку педагогов к работе по развитию исследуемых способностей школьников и специальную Программу, то процесс развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ будет эффективным, так как потенциал педагогического процесса будет использован наиболее полно.
В соответствии с целью исследования и предложенной гипотезой сформулированы следующие задачи:
В исследовании используется комплекс методов, адекватный поставленным задачам:
- теоретические - анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, моделирование, синтез эмпирического материала, сравнение и анализ данных, оценивание и интерпретация данных;
- эмпирические - беседа, наблюдение, различные виды эксперимента, решение педагогических задач, анализ и самоанализ уроков, семинаров;
- определена сущность понятий «гуманитарное творчество», «способность к гуманитарному творчеству», место способности к гуманитарному творчеству в иерархии способностей, разработан ее компонентный состав;
- теоретически обоснована и разработана структурно-содержательная модель процесса развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ;
- определены критерии, показатели и уровни сформированности способностей учащихся к гуманитарному творчеству;
- выявлены возможности педагогического процесса по развитию способностей учащихся к гуманитарному творчеству;
- составлена и апробирована Программа развития способностей учащихся к гуманитарному творчеству, позволяющая достигнуть положительной динамики в данном процессе;
- разработаны учебные пособия «Человек – чело века…», «Педагогические технологии в образовательном процессе: теоретические и практические аспекты».
В настоящее время проблема развития творческих способностей получила более значимый статус: актуальным становится развитие способности личности к гуманитарному творчеству.
Содержание понятия «способность к гуманитарному творчеству» обусловливается значениями базисных понятий «гуманизм», «гуманитарное».
При определении сущности понятия «гуманизм», в результате проведенного ретроспективного анализа, критического осмысления существующих антропологических взглядов по проблеме гуманизма нами было выявлено, что доминирующим элементом большинства из них является признание самоценности человеческой личности. Однако, на наш взгляд, такое понимание гуманизма не способно адекватно отразить истинное предназначение человека в современном обществе. А.В.Миронов отмечает, что новое понимание гуманизма должно отразить переход от культа абстрактного, частичного человека-объекта к конкретному человеку-субъекту, синергию его связей с динамичным миром и результат творческой активности. Исходя из этого, нами гуманизм понимается как система взглядов, в основе которых лежит признание ценности человека саморазвивающегося, самореализующегося, ответственного за свои действия, строящего отношения в рамках диалога, признания равенства других элементов системы (общества, природы) на основе духовности, интеллектуальности, приобщенности к мировой и национальной культуре с целью установления гармонии бытия.
Компонент «гуманитарное» означает знания о личностном в человеке, познание сложного мира человеческой субъективности. В этом контексте выявляется понимание гуманитаризации образования. Данный феномен рассматривается нами как инновационный подход к формированию содержания образования, в основе которого - сознательная активная деятельность субъектов педагогического процесса, направленная на развитие умения интерпретировать знания как гуманитарные и овладение ими, приобщение к национальным, общечеловеческим культурным ценностям с целью саморазвития, самоактуализации и установления гуманистического стиля отношений с другими субъектами (субъектом).
Гуманитарные знания позволяют преодолеть одностороннее изучение человека только как биологического существа, носителя социальной функции или хранителя культурной информации. Это системные, целостные, многообразные знания о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире.
Определение сущности способности личности к гуманитарному творчеству невозможно без правильного понимания духовности. Вслед за Н.М.Шнайдером мы под духовностью будем понимать гармоническое сочетание эмоционального и рационального, которые, взаимодействуя, укрепляют и в то же время ограничивают друг друга.
Одни из составляющих духовности – духовно-нравственные ценности и духовные способности. Под духовно-нравственными ценностями мы, опираясь на исследование Р.К.Турысжановой, будем понимать важнейший элемент внутренней структуры личности, который обеспечивает ее устойчивость и показывает степень ее зрелости и социальности, определяет саму сущность общественного индивида, состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризует уровень его человечности. Под духовными способностями понимается сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния, которое характеризуется гармонизацией личности, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений (В.Д.Шадриков). Духовное состояние является, на наш взгляд, источником готовности личности к проявлению способности к гуманитарному творчеству.
Неотъемлемой составляющей рассматриваемых способностей является приобщенность к культуре. Сущность данного компонента выявляется с позиций культурологического подхода. В обобщенном виде его идея сводится к следующему: реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего духовной культуры; системное использование в образовательном процессе культурологических ориентиров, позволяющих сформировать целостно-логическое видение структуры реального мира и научного знания путем установления историко-культурной и диалектической взаимосвязи между изучаемыми явлениями и процессами. Культурологический подход вводит критерий творчества в деятельность субъектов образовательного процесса.
Понятие «способность к гуманитарному творчеству» в научной литературе используется только в значении «специальная способность в области какого-либо конкретного гуманитарного предмета». В русле тенденций гуманизации и гуманитаризации нами определено еще одно (более широкое) его значение. В соответствии с этим под способностью к гуманитарному творчеству понимается совокупность свойств личности, позволяющих ей продуктивно осуществлять гуманитарную творческую деятельность и влияющих на оригинальность и неповторимость этой деятельности. Гуманитарное творчество трактуется нами как деятельность субъекта, осуществляемая на основе достигнутого духовного состояния, совокупности гуманитарных знаний, результат которой - то новое, оригинальное, что является показателем стремления субъекта к духовному прогрессу, гармонизации отношений с обществом и природой, приобщенности к культуре, пониманию себя через других субъектов, сопониманию и самовыражению.
Способность к гуманитарному творчеству должна, на наш взгляд, занять определенное место в иерархии способностей, что отражено на рисунке 1.
Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.
17 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института
25 12 2014
2 стр.
Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. О. Ауезова
25 12 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.