Перейти на главную страницу
сделаны в теории символического конструирования, затем изучение данной категории нашло свое развитие в следующих теориях: в теории натурализма, или эссенциализма; в теории полоролевой (гендерной) социализации; в теории социального конструктивизма; в теории перформанса гендера; в теории половой идентичности; в теории «инаковости» (Queer Theory); в теории стереотипов (таблица 2).
Теории |
Основные концепты гендера |
1 |
2 |
символического конструирования |
трансформация категории "пол" (который бывает женским или мужским) в категорию "гендер" (который бывает фемининным или маскулинным) |
натурализма, или эссенциализма |
*и пол, и гендер даны человеку изначально – от природы (либо от Бога); *пол не отделим от биологических половых признаков индивида (З.Фрейд) |
полоролевой (гендерной) социализации |
*пол как результат процесса обучения традиционно сложившимся образцам поведения (Т.Парсонс, Р.Бейлс, М.Мид); *половые роли обусловлены социальной структурой общества и осваиваются в процессе социализации: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся" (С. де Бовуар) |
социального конструктивизма |
пол формируется в процессе социального взаимодействия и общения, в контексте которого не только усваиваются, воспроизводятся, но и создаются представления о мужском и женском как базовых социокультурных категориях (К.Уэст, Д. Циммерман) |
перформанса гендера |
пол как образ жизни, подлежащий манифестации (Дж.Батлер, К.Борнстайн) |
1 |
2 |
половой идентичности |
*концепция множественной идентичности; *различие концепций половой идентичности зависит от трактовки пола |
«инаковости» (Queer Theory) |
*рационализация диалога между людьми различной гендерной (в частности, трансгендерной) идентичности по поводу социальной организации; *диссоциация биологического пола, социокультурного пола (гендера) и сексуального устремления |
стереотипов |
гендерные стереотипы есть разновидность социальных стереотипов |
Кроме того, теоретическими истоками формирования гендерного подхода в науке явились: либерализм, социализм и марксизм, психоанализ, постструктурализм, конфронтация феминизма с традиционной западной философией. В результате развития гендерных исследований произошла гендерная репредметизация дискурса (гендерная социология, гендерная лингвистика, гендерная психология и т.д.). На этой основе в современной науке выделяют следующие направления гендерных исследований:
Теоретические источники |
Основные идеи гендера |
1 |
2 |
либерализм |
идеи свободы и эмансипации, равенства, автономии, прогресса |
социализм и марксизм |
идеи социальной обусловленности отношений между полами и разделения труда как фактора обособления полов |
психоанализ |
идеи социальной конституированности пола и половой идентичности как социокультурного феномена |
1 |
2 |
конфронтация феминизма с традиционной западной философией |
критика *натурализации (биологизации) отношений между полами, полового статуса и половой идентичности;*маскулинных (андроцентричных, "фаллоцентричных") стереотипов мышления; *элиминации отношений между полами из артикулированных представлений о социуме и власти; шире, элиминации полового порядка из социокультурной сферы |
гендерная репредметизация дискурса |
Изучение основных направлений гендерных разработок позволило раскрыть сущность гендера и дать ей педагогическую интерпретацию, когда «педагогическое» предполагает, прежде всего, значение воспитательного воздействия/взаимодействия. Следовательно, педагогическую сущность гендерных идей можно раскрыть путем выяснения соотнесенности ее сущностных характеристик со структурными компонентами воспитания. (рисунок 1).
Так, содержанием воспитания являются отношения, в системе этих отношений находятся и гендерные взаимоотношения. Мы полагаем, что гендерные взаимоотношения представляют собой базовый компонент всех видов социальных взаимоотношений (профессиональных, семейных, родственных, педагогических, этнических и т.д.). Нормы гендерных взаимоотношений представляют собой принципы воспитательного воздействия и взаимодействия, процесс гендерных взаимоотношений в полной мере выступают средствами воспитательного воздействия и взаимодействия, методы воспитания напрямую связаны с гендерными взаимоотношениями, к примеру, методы воспитания, используемые матерью отличаются от методов, к которым прибегает отец и т.д.
Помимо теоретических истоков нами выявлены социально-экономические предпосылки педагогического познания гендера в Казахстане.
В течение длительного времени, почти вплоть до 60-70 годов прошлого века теоретический анализ общественной жизни осуществлялся без учета гендерного фактора. Это можно рассматривать как социологический парадокс, так как одной из фундаментальных характеристик социальной организации общества является ее гендерная структурированность. Социальное содержание гендера заключается в идее о социальной сконструированности гендера, когда общество состоит из мужчин и женщин, где понятия «маскулинность» и «феминность» обусловлены культурно и социально.
Теоретико-методологическим ориентиром для этого послужили следующие положения:
- во-первых, обусловленность идеи – отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему миру, их представление о нем – характером общественного строя в конкретном социуме и в конкретное историческое время, т.е. те или иные общие идеи в разных обществах и в разные эпохи проявлялись и реализовывались по-разному;
- во-вторых, обусловленность педагогической сущности социально-философских идей, гендерных в том числе, определяется как совокупность представлений и отношений людей к воспитанию и обучению, зависящих от специфики образа жизни конкретного социума, в частности этноса;
- в-третьих, обусловленность исторического анализа гендерных идей проблемами периодизации развития и классификации их источников.
Обозначивая проблемы периодизации казахстанской педагогики в контексте вышесказанного, следует отметить, что одни ученые за точку отсчета принимают эпоху Казахского ханства, т.е. 14-15вв. н. э., другие не соглашаются с этим, утверждая, что «народ, приобретший этноним «казахи» в 14 веке, своими историческими корнями уходит в глубину веков, многовековая история, философия, культура которого формировались под воздействием не только тюркоязычных предков, населявших Великую Степь в эпоху Великого Тюркского Каганата, но и обусловлена историей гуннов и саков, обитавших на этой территории в период 7 в. до н.э.»
В соответствии с этой точкой зрения периодизация развития педагогической мысли Казахстана включает 8 периодов, а именно:
Поскольку в фокусе нашего исследования находится развитие гендерных идей в истории педагогики Казахстана, то следует определить начало институционализации гендерных исследований в Казахстане. Анализ источников позволил нам утверждать, что оно относится к 90-м годам прошлого столетия. Однако, признавая очевидность того, что истоками развития гендера является феминизм как политическое движение женщин, а затем уже и как наука, мы сочли уместным в рамках гендерных идей рассматривать проблемы женского образования, которые стали предметом научно-педагогических изысканий ученых Казахстана во второй половине 20 века.
Следовательно, периодизация развития гендерной проблематики в педагогике Казахстана предполагает два основных этапа, для каждого из которых характерны свои научные направления:
В эти эпохи и была сформирована дописьменная культура, которая заложила основы народной педагогики. Проблема гендера в педагогической эмпирике проходит красной нитью во всех артефактах устного народного творчества.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Так, в пословицах и поговорках охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.
В последующие эпохи, когда педагогические идеи воплощаются в трудовом, физическом, нравственном и эстетическом воспитании, проблема гендера приобретает разную степень остроты и проявляется во всем многообразии взаимодействия мужского и женского начала. Это находило свое отражение как в древних философских учениях, так и в наследии жырау, сказителей, поэтов и просветителей более поздних эпох.
Собственно гендерная проблематика в современном ее толковании находила свое решение в контексте женского образования, когда в Казахстане дважды вводится и отменяется (окончательно в 1954 году) раздельное обучение. С обретением независимости в процессе инновационных процессов, происходящих в отечественной педагогической науке и практике, исследуемая нами проблема проявляется в идее гендерно-чувствительного образования.
Анализ историко-педагогической литературы позволяет утверждать, что гендерная проблематика в педагогике определялась государственной политикой и идеологией в сфере женского образования в Казахстане на рубеже веков и первой половины XX века, которая характеризовалась:
Оживление в системе женского образования в Казахстане происходит в связи с приобретением суверенности и независимости. В 1993 году открыта казахская женская гимназия в г. Екибастуз Павлодарской области, в 1995 году в г. Семипалатинске открыта женская гимназия со смешанным языком обучения, в 1997 году открыта женская гимназия «Ирина» с русским языком обучения в г. Темиртау Карагандинской области.
В последнее время в связи с расширением международных связей в крупных городах Казахстана начали функционировать казахстано-турецкие лицеи для девушек.
Особое место и значение в реализации идей женского образования в Казахстане имеет Казахский государственный женский педагогический институт, открытый в 1944 году.
Ярким показателем актуализации гендерных разработок в научно-общественной жизни казахстанского общества является организация Института социальных и гендерных исследований, одним из направлений которых является изучение проблемы гендерно-чувствительной системы образования
Несмотря на фрагментарность и эпизодичность в своем проявлении, эта идея в истории педагогической практики Казахстана вылилась в своеобразную педагогическую систему. Но при этом наибольшую значимость приобретает не только и не столько наличие в прошлом такой системы, сколько присутствие в педагогической мысли самой идеи особого отношения к проблемам женского воспитания и образования. В общем виде генезис гендерных идей в педагогической мысли Казахстана представлен на рисунке 2.
Все выше сказанное подтверждает мысль о необходимости особого внимания к вопросам женского воспитания и образования.
В целом, современная гендерная система казахстанского общества формируется и находится под влиянием факторов исторического порядка: а) влияние особенностей гендерных отношений традиционного казахского общества; б) опыт и ценности советского типа эмансипации женщин; в) экспорт западного опыта и идей решения гендерного вопроса. В современной гендерной системе сочетаются черты различных типов гендерного «порядка». Исключение не составляет и гендерная проблематика в системе образования.
В конечном счете, все это обуславливает перспективы развития гендерных идей в педагогике, когда с уверенностью можно прогнозировать зарождение новой отрасли педагогической науки – гендерной педагогики, изучение которой будет способствовать формированию гендерно-педагогической компетентности учителей школ и преподавателей вузов. В технологическом плане подготовка преподавателей гендерных дисциплин может опираться как на традиционные, так и на инновационные дидактические системы. Небезынтересной представляется идея С.Шакировой, сущность которой заключается в применении трех основополагающих принципов риторики – логос, этос и патос, когда логос представлен содержанием преподаваемого курса и его научно-методическим сопровождением, этос – отношениями субъектов педагогического процесса, патос – эмоциональные переживания, сопровождающие обмен информацией в ходе педагогического взаимодействия.
В качестве методологического ориентира для прогноза развития образовательной практики гендера взята идея Э. Гидденса об основных трех типах факторов, обуславливающих социальные преобразования.
Наш прогноз основывается на анализе современных тенденций развития гендера в системе образования, когда с уверенностью можно констатировать факт двух его направлений: внедрение гендера в академическое образование и развитие научной автономии гендерной теории (рисунок 3).
Первое направление связано с тем, что гендерное образование включается в контекст общей трансформации образования, решая проблемы не только ее фундаментализации, но и гуманизации и гуманитаризации. Последние связаны с самовыражением человека в мире культуры, которое возможно лишь в условиях преобладания в образовательной системе гуманистических ценностей и идеалов с последующим выходом на личностно-ориентированную педагогику. Поэтому данное направление реализуется через вхождение гендера предметное поле педагогических, социально-гуманитарных дисциплин, исключение не составляют и фундаментальные науки. За счет этого произойдет взаимообогащение наук новыми знаниями, при этом гендерные идеи и ценности будут не только присвоены, но и преобразованы. Вторая тенденция направлена на развитие научной автономии гендерной теории, которое связано:
17 12 2014
3 стр.
09 09 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
«27» января 2010 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национа
25 12 2014
2 стр.