Перейти на главную страницу
Ректор Тульского
государственного университета
___________________ М.В. Грязев
«___» __________________ 2010 г.
печать организации
1.1.2.1. Цель программы
Формирование региональной инновационной среды, развитие взаимодействия между Тульским государственным университетом и промышленными предприятиями, создание и развитие инновационных предприятий для реализации результатов интеллектуальной деятельности университета.
1.1.2.2. Наукоёмкость программы
Инновационная модель развития признана необходимым условием для повышения эффективности и конкурентоспособности ТулГУ на рынке образовательных и научно-технических услуг и является одним из важнейших региональных приоритетов. В ТулГУ уделяется большое внимание развитию инновационной деятельности (поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры, обучение, представительские мероприятия и др.). Реализуется утвержденная Ученым советом университета целевая Программа развития инновационной инфраструктуры ТулГУ. Для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры университета необходимо решение следующих проблем:
По сути, создание и развитие системы трансфера научно-инновационных технологий должно стать одним из ключевых элементов в формировании инновационной системы ТулГУ и ее интеграции в региональную инновационную систему Тульской области.
Инновационная инфраструктура ТулГУ направлена на создание технологической платформы по направлению энергоэффективность и энергосбережение, содействующей трансферу следующих высоких технологий:
– энергоэффективные и энергосберегающие высокие технологии проектирования и испытания технических и технологических комплексов;
– создание и развитие новых принципов технологического и метрологического обеспечения высоких технологий производства высокоточных систем оборонного назначения.
Миссия технологической платформы инновационного развития Тульского государственного университета заключается в осуществлении на уровне высших современных достижений образовательной, научной, инновационной и социально-культурной деятельности в целях развития и реализации кадрового, культурного, научного, инновационного, производственного потенциала в области энергоэффективных высоких технологий для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также других высокотехнологичных отраслей промышленности России и Тульского региона, удовлетворении потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, обеспечении интенсивного устойчивого развития общества с рыночной экономикой, основанной на современных знаниях.
1.1.2.4. Обоснование инновационного характера программы
Инновационность предлагаемой программы развития инновационной инфраструктуры вуза заключается в достижении синергетического эффекта от интеграционного межпрофессионального взаимодействия научных школ и создаваемой технологической платформы ТулГУ. Для достижения этого эффекта развиваемая инновационная инфраструктура университета рассматривается как многоагентная бизнес-система, функционирующая на базе сети бизнес-процессов в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством и международных стандартов по качеству. Сеть бизнес-процессов формируется и развивается на базе системы бизнес-центров. В такой системе необходимо достижение оптимального соответствия между структурой и выполняемыми функциями. Она должна выполнять функции портала между направлениями научно-образовательной деятельности, с одной стороны, и промышленной инфраструктурой региона – с другой стороны.
Прогнозные значения указанных основных показателей реализации программы по годам, представлены в таблице 1.1.
№ |
Индикаторы |
Ед. изм. |
Год | ||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | ||||
1-е полу-годие |
2-е полу-годие | ||||||||||
1 |
Количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учету |
шт. |
5 |
9 |
15 |
27 |
38 |
62 |
89 |
118 |
150 |
2 |
Количество хозяйственных обществ, созданных образовательным учреждением |
шт. |
5 |
7 |
11 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
3 |
Количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах |
раб. мест |
40 |
50 |
90 |
150 |
210 |
240 |
260 |
280 |
300 |
4 |
Количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ |
чел. |
10 |
24 |
64 |
118 |
186 |
278 |
376 |
480 |
600 |
5 |
Количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств |
шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
9 |
12 |
15 |
20 |
6 |
Объем научно-исследовательских и научно-конструкторских работ, выполняемых в ВУЗе |
млн. руб. |
20 |
60 |
124 |
194 |
269 |
348 |
432 |
524 |
620 |
7 |
Количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в ВУЗе |
чел. |
5 |
30 |
100 |
160 |
240 |
330 |
440 |
560 |
700 |
8 |
Численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников ВУЗа, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов |
чел. |
1 |
2 |
7 |
9 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
В 2009 году ректор университета М.В. Грязев и проректор по научной работе В.Д. Кухарь стали лауреатами Премии Правительства РФ в области науки и техники. Грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых удостоены кандидаты технических наук, доценты И.А. Петнюнас, П.В. Деев, С.В. Феофилов. Обладателем Премии им. Н.И. Пирогова Петровской Академии наук и искусств стал профессор, доктор технических наук, доктор биологических наук А.А. Яшин. Серебряную медаль им. В.И.Вернадского получил профессор, доктор технических наук В.Д. Бертяев.
Научно-исследовательская работа ТулГУ направлена на решение задач, определенных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», а также согласно Задачам высшего образования на будущее, указанных президентом Д.А. Медведевым на IX съезде Российского союза ректоров и в ежегодном Послании к Федеральному Собранию. К таким задачам относятся: создание в образовательных и научных организациях малых предприятий; выпуск действительно квалифицированных специалистов – людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причём в целях развития инноваций; постоянное повышение качества обучения и исследовательских работ, приведение их в соответствие тем требованиям, которые предъявляет нам сегодня и повестка дня, и экономика, и текущая кризисная ситуация; максимальное приближение образовательных программ и специальностей к перспективам развития рынка труда; ориентация работы вуза на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы.
В университете ежегодно выполняется научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и научно-технических услуг различного вида на сумму около 90 млн. рублей.
В 2009 году стартовала федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В Рамках программы в университете было создано 16 научно-образовательных центров и выиграны госконтракты: НОЦ «Энергоэффективность и энергосберегающие технологии», НОЦ «Экобиотехнология», НОЦ «Проблемы рационального природопользования при комплексном освоении минерально-сырьевых ресурсов», НОЦ «Высокоточные системы вооружения и конверсионные технологии».
Университет участвовал в выполнении НИОКР по 4 целевым программам федерального уровня: ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» – 11 проектов; ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 гг.». ведомственная аналитическая целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» – 9 проектов.
61 грант на выполнение научных исследований получен университетом на сумму 13,8 млн. рублей от следующих организаций: Роснаука – 3 гранта Президента РФ; РФФИ – 47 грантов; Российский гуманитарный научный фонд – 1 грант; Администрация Тульской области – 10 грантов Губернатора.
В выполнении НИОКР принимали участие 20% профессорско-преподавательского состава, в том числе 55% докторов наук и 23% кандидатов наук.
Основными факторами формирования кадрового потенциала университета и подготовки кадров высшей квалификации являются магистратура, аспирантура и докторантура, а также интернатура и ординатура. В магистратуре Тульского государственного университета обучается 605 магистрантов. Из них 322 человек первого года обучения и 283 – второго года обучения. Ежегодно магистерскую подготовку проходят обучение иностранные граждане, в настоящее время это 52 человека из Вьетнама, Ирака, Китая, Молдовы. В настоящее время учебный процесс осуществляется в рамках 32 магистерских направлений по 86 лицензированным магистерским программам. Результативность процесса обучения в магистратуре ежегодно позволяет значительному числу магистров, успешно защитивших магистерскую диссертацию, продолжить обучение в системе послевузовского профессионального образования. Так, в 2009 году в аспирантуру были зачислены 100 человек, что составляет 33% от общего числа выпускников магистратуры.
В магистратуре стало традицией проведение научно-технических конференций, в которых принимают участие магистранты первого и второго года обучения. На IV-ю магистерскую научно-техническую конференцию в Тульском государственном университете представлено 334 доклада. Труды конференции изданы отдельным сборником докладов и представлены на сайте университета.
Активно работает созданное при университете студенческое и аспирантское научное общество (СИАНО). Ежегодно СИАНО проводит научно-практическую конференцию «Молодежные инновации», ставшую практически традиционным местом научного общения студентов, магистрантов и аспирантов университета. К рассмотрению представлено более 300 научных работ. Отличительной особенностью данной конференции является принцип самостоятельного, неформального проведения работы каждой секции и рейтинговое определение лучших работ самими участниками. Таким образом, молодым исследователям удается публично познакомить с результатами их интеллектуальной и научной деятельности, тем самым формируя активную инновационно ориентированную жизненную позицию, и стремление продолжить совершенствовать профессионализм в системе послевузовского образования.
Аспирантура ТулГУ работает по 16 научным направлениям и 72 научным специальностям. Университет ведет подготовку по физико-математическим, химическим, биологическим, техническим, историческим, экономическим, философским, медицинским, юридическим, педагогическим, психологическим, социологическим, политическим, военным наукам и наукам о Земле. Всего на январь 2010 г. года в аспирантуре университета обучаются 667 аспирантов, в том числе 367 на бюджетной и 300 на коммерческой основе, включая 117 человек, обучающихся за счет средств ТулГУ. Традиционно ведется подготовка кадров высшей квалификации для республики Вьетнам, Камеруна, Иордании, Китая, стран СНГ и др. Показатель, по которому определяется эффективность аспирантуры – это количество защит плановых аспирантов в отчетном году и защиты в течение года после окончания аспирантуры в ТулГУ составил 58,3 %. Важный аттестационный показатель – соотношение количества аспирантов на 100 студентов приведенного контингента в ТулГу составляет 4,51. В 2009 впервые были зачислены 30 бюджетных клинических ординаторов на кафедры лечебного факультета по следующим специальностям: хирургия, терапия, пульмонология, кардиология, анестезиология и реаниматология, онкология, акушерство и гинекология, ревматология.
В ТулГУ создан и осуществляет свою деятельность Совет молодых ученых (СМУ). Создана и постоянно обновляется база данных молодых ученых ТулГУ. Она активно востребована как представителями администрации области, так и представителями крупных оборонных предприятий и предприятий мелкого и среднего бизнеса. Благодаря информации о своих разработках молодые ученые имеют возможность участвовать в научно-исследовательских проектах с предприятиями области.
В Тульском государственном университете действует 14 диссертационных советов по 32 научным специальностям по 8 отраслям наук. Всего за последние три года в советах университета было защищено 38 докторских и 255 кандидатских диссертации.
Тульский государственный университет при проведении фундаментальных исследований тесно сотрудничает с институтами и научными центрами Российской академии наук. Естественно-научный факультет сотрудничает со следующими институтами РАН: металлургии им. А.А. Байкова, кристаллографии, «Курчатовским институтом», институтом микрохирургии (г. Москва), физико-техническим институтом им. А.Ф. Йоффе (г. С-Петербург), институтом физики твердого тела (г. Черноголовка), Объединенным институтом ядерных исследований (г. Дубна), институтами физиологии микроорганизмов и биофизики клетки (г. Пущино). Кафедры горно-строительного факультета сотрудничают с Институтом проблем комплексного освоения недр РАН по механике горных пород, рациональному природопользованию, горной экологии, геотехнологии, с Институтом механики МГУ, Институтом прикладной механики и проблем механики РАН. Кафедры факультета механики и систем управления ведут работы с Институтом машиноведения РАН, Институтом океанографии РАН, Институтом Физики Земли РАН, Институтом механики МГУ, институтом механики Болгарской Академии наук, с Военным научно-техническим институтом (г. София, Болгария). На медицинском факультете проводятся работы с Институтом радиотехники и электроники РАН, НИИ прикладной экологии РАН и Институтом физики высоких температур РАН. На механико-математическом факультете совместные исследования проводятся с Математическим институтом им. В.А.Стеклова РАН по теории функций, с Институтом проблем сверхпластичности РАН по термомеханике процессов конечного деформирования металлических материалов, с Институтом проблем комплексного освоения недр РАН по механике горных пород и с Институтом проблем механики РАН. Такое сотрудничество позволяет развивать фундаментальные исследования по перспективным научным направлениям, внедрять их в учебный процесс и повышать качество подготовки студентов и кадров высшей квалификации.
«Развитие инновационно-технологического центра Тульского государственного университета»
10 10 2014
9 стр.
Инновационной, образовательной, научной и международной деятельности шуйского государственного педагогического университета
13 10 2014
14 стр.
Устав школы, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 г
11 09 2014
1 стр.
Евдокимов Анатолий Кириллович, Д. т н., профессор Тульского государственного университета
16 12 2014
1 стр.
Разработка мер на 2012 год по повышению уровня жизни и социальной защищенности населения поселения
09 10 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории и археологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого
04 09 2014
1 стр.
Это залог развития экономики и инновационных процессов, повышения качества жизни и движения вперед в любой отрасли или области. Как показывает время, роль классических университето
14 12 2014
3 стр.
Н. Э. Баумана, Московского государственного авиационного института, Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева и мати – Российского государственно
16 12 2014
1 стр.