Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Программа учебной дисциплины

«Основы этнолингвистики»




Для направления подготовки магистров «Филология»

Магистерская программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»


Квалификация (степень) «магистр»



  1. Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология» :

  2. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Основы этнолингвистики» являются: изучение основных направлений русской и зарубежной этнолингвистики; овладение методами и приемами этнолингвистического анализа; знакомство с источниками этнолингвистической информации (диалектными словарями и лингвистическими атласами), приобретение навыков моделирования фрагментов диалектной картины мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП1: общепрофессиональный блок, вариативная часть, междисциплинарный курс.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

М-ПК-1, М-ПК-2, М-ПК-3, М-ПК-4, М-ПК-6, М-ПК-7, М-ПК-17

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: основные направления русской и зарубежной этнолингвистики, источники и методы этнолингвистики.

Уметь: работать с диалектными словарями, лингвистическими атласами; уметь извлекать из словарей и атласов этнолингвистическую и этнокультурную информацию; уметь моделировать народные знания и представления, отраженные в языке; соотносить их с народной картиной мира.

Владеть:___навыками и приемами этнолингвистического анализа языковых явлений.

4. Структура и содержание дисциплины ________________________________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы2 - 72 часа.





п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Предмет этнолингвистики.







лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.




2.

Основные направления зарубежной и русской этнолингвистики.







лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями









коллоквиум

3.

Этнос. Основные характеристики этноса. Этнос и язык.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями









коллоквиум

4.

Типы языковых состояний. Диалектная и литературная разговорная речь. Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная и диалектная речь. Жаргон.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями









коллоквиум

5.

Объект, источники и методы этнолингвистического подхода к фактам языка.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными и этнолингвистическими словарями









коллоквиум

6.

Методы и процедуры этнолингвистического анализа.







лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









коллоквиум

7.

Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры народа по данным языка.

Народные представления о времени.









лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

8.

Моделирование народных знаний и представлений в сфере природы.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

9.

Моделирование знаний и представлений в области материальной культуры народа по данным языка.

Крестьянский дом, его устройство и убранство. Семиотическая нагруженность, обрядовая наполненность реалий, приметы и поверья, с ними связанные.










лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа –

моделирование фрагмента диалектной картины мира



10.

Моделирование знаний и представлений в области духовной культуры народа по данным языка. Рождение, жизнь, смерть. Народные представления, связанные основными этапами жизненного цикла человека. Языческая и христианская составляющие народных представлений и обрядов.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

11.

Праздники в русской народной культуре. Христианские и языческие элементы в структуре праздников.









лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

12.

Традиционный народный костюм. Будни и праздники, профанность и сакральность в народной одежде.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

13.

Образ человека по данным лексики и фразеологии. Человек и этнос. Мифологемы в представлениях об особенностях этноса.








лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями









контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией

14.

Мифологические персонажи как сохранение языческих представлений о природе и социуме.









лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами









контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией

5. Рекомендуемые образовательные технологии:____активная и интерактивная форма проведения занятий: дискуссии, беседы в диалоговом режиме.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы:

чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолинвистическими словарями, лингвистическими и этнолингвистическими атласами;

Виды контрольных работ:



а) анализ словарных статей этнолингвистического словаря («Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого». Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004), б) составление словарных статей для этнолингвистического словаря ( Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в перспективе. М. 2007., Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005); в)моделирование фрагментов диалектной картины мира (Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005).
Вопросы к зачету:

  1. Предмет этнолингвистики. Различие точек зрения на объем и содержание этнолингвистики. «Широкое» и «узкое» понимание этнолингвистики.

  2. Этнолингвистика как направление в языкознании, изучающее соотношение языка и культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин – языкознания, этнографии, социологии. Синхроническая и диахроническая этнолингвистика.

  3. Основные направления зарубежной этнолингвистики.

  4. Польская этнолингвистическая школа Е. Бартминьского. «Atlas jezyka I kultury ludowej Welikopolski». Украинская этнолингвистика. «Етнолiнгвiстичнi студii».

  5. Основные направления русской этнолингвистики. Московская этнолингвистическая школа Н.И. Толстого и С.М. Толстой. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь».

  6. Основные направления русской этнолингвистики. Екатеринбургская лингвистическая школа. «Этно-идеографический словарь» (компьютерный вариант).

  7. Основные направления русской этнолингвистики. Этнолингвистическое направление в работах диалектологов МГУ. Проект «Этно-синонимического словаря».

  8. Основные характеристики этноса. Этнос и язык.

  9. Диалектная и литературная разговорная речь.

  10. Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная диалектная речь. Жаргон.

  11. Объект этнолингвистики.

  12. Диалектность традиционной народной культуры, функционирующей в виде территориальных и внутридиалектных вариантов.

  13. Этнографические, этнолингвистические, диалектологические атласы.

  14. Диалектные, этимологические, топонимические и ономастические словари. Текстовый материал записей народной разговорной речи.

  15. Системный подход к изучаемым фактам. Семантическое поле, мотивационный ряд, деривационное гнездо как микросистемы.

  16. Два аспекта анализа этнокультурной информации: ретроспективный – с точки зрения моделей мотивации и перспективный – с точки зрения семантического и словообразовательного потенциала слов данного поля.

  17. Коннотации как источник обнаружения этнокультурной информации. Культурная символика единиц поля, обнаруживаемая в сфере текстов и сфере ритуалов.

  18. Проблемы картографирования явлений традиционной народной культуры.

  19. Реконструкция традиционной языковой картины мира как основная задача этнолингвистического исследования .

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:



Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в этнолингвистической перспективе. М. 2007.

Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005.

Толстая С.М. Этнолингвистика // Институт славяноведения и балканистики. 50 лет. М., 1996.

Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

Этнолингвистика //Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Юдин А.В. Этнолингвистика // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2.

б) дополнительная литература:

Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977.

Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. 1985. № 15.

Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике / Пер. с польск. М., 2005.

Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.

Гринкова Н.П. Этнография и диалектология // Труды Второго Всесоюзного географического съезда. Т. 3. М., 1949

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Мельникова Т.Н., Сухачев Н.Л. Лингвистические и этнографические атласы и карты. Л., 1971.

Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974



Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Славянская этнолингвистика: Библиография. М., 2004.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004.

Толстая С.М. Московская школа этнолингвистики // Optra Slavica. Slavisticke Rozhledy. Brno, 2002. R. 12. № 2.

Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. М., 1989.

Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку //Новое в лингвистике. Вып. 1, 1960

Хроленко А.Т. Этнолингвистика: понятия, проблемы, методы. Славянск-на-Кубани, 2000.

Чистов К.В. Фольклор и этнография. Л. 1970.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: комплекты учебно-методической и научной литературы; диалектные словари, лингвистические атласы, этнолингвистический словарь «Славянские древности».
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

.
Разработчик

МГУ, филологический факультет, доцент

кафедра русского языка Е.А. Нефедова



1 См. раздел «Основные термины и сокращения».

2 Зачетная единицаунифицированная единица измерения трудоемкости ООП; одна зачетная единица соответствует примерно 36 академическим часам.

Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»

Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров

88.9kb.

25 12 2014
1 стр.


Практикум по курсу функционально-коммуникативный синтаксис рабочая тетрадь

Студента/студентки

969.47kb.

09 09 2014
4 стр.


Прагматика нарратива (теоретико-экспериментальный аспект) 10. 02. 01 русский язык
828.8kb.

24 09 2014
4 стр.


Л. Ф. Климанова 1 класс умк «Перспектива» Данная программа

Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русски

3365.71kb.

15 12 2014
17 стр.


Лекция 1-2 Русский язык как национальный язык. План Русский язык как национальный язык

Проблема происхождения русского литературного языка, основные этапы его развития

54.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 «Русский язык»

Программа включает все разделы современного русского языка. На основе данной программы составлены теоретические вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 10.

74.43kb.

23 09 2014
1 стр.


I смена: 15 июля 2012г. 29 июля 2012г

Программа для детей изучающих русский, английский и итальянский языки. Официальный язык общения в «Мультигороде» – русский. Лингвистическая специализация этой смены английский язык

74.57kb.

16 12 2014
1 стр.


Апим «Современный русский литературный язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Апим по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Им по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообслед

186.73kb.

14 12 2014
1 стр.