Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

Третий год обучения

Программа “Шахматы, третий год” предназначена для III класса трехлетней начальной школы.

Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения, поэтому программой “Шахматы, третий год” предусматривается 33 учебных занятий, по одному занятию в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля”.



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (Занятия 1—33)

Занятие 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Занятие 2. Игровая практика.

Занятие 3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

Занятие 4. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии.

Занятие 5. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

Занятие 6. Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.

Занятие 7. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

Занятие 8. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика.

Занятие 9. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

Занятие 10. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 11. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

Занятие 12. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 13. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

Занятие 14. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 15. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

Занятие 16. Решение задания “Выведи фигуру”. Игровая практика.

Занятие 17. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

Занятие 18. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 19. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

Занятие 20. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 21. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

Занятие 22. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 23. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

Занятие 24. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 25. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

Занятие 26. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 27. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Занятие 28. Игровая практика.

Занятие 29. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Занятие 30. Игровая практика.

Занятие 31. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

Занятие 32. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Занятие 33 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ

Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.

Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.

Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.

Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.

Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.

Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.

Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.

Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.



Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.

Программа «шахматы в школе»

Программа “Шахматы, третий год” предназначена для III класса трехлетней начальной школы

43.68kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа для детей от 7 до 10 лет кружок «Юный шахматист»

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шах

422.05kb.

17 12 2014
3 стр.


Ремарк и шахматы

Калькутту. В другой раз они заимствуют доску у профессора, который перед этим, как всегда, выиграл у еще одного эмигранта, Леви. Профессор рассуждает: Шахматы гораздо совершеннее к

21kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа по духовно-нравственному воспитанию «Школа межкультурной коммуникации»

Программа профилактики беспризорности и правонарушений в школе №30

360.89kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа курса английского языка английский с удовольствием

Охватывает об­разование по английскому языку учащихся в основной средней школе (2-9 классы) по курсу "Enjoy English". Соответственно, программа со­стоит из двух крупных блоков

807.83kb.

10 09 2014
4 стр.


Орви и орз, проводит разьяснительную работу с родителями. Также в школе проводится акетирование учащихся и родителей по вопросам удовлетворенности обучающихся школьным питанием и исследование дозировки домашнего задания

В связи с введением в 2011-2012 учебном году новых фгос ноо, в школе создана и реализуется программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

643.88kb.

14 10 2014
4 стр.


Программа к окончанию 3 класса Чтец 1 : в школе кончились уроки
62.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа для базового уровня ( системно-информационная концепция) Методическое пособие для учителей

Определены цели, разработаны рекомендации и содержание для трех уровней обучения: начального, базового в основной школе, базового в старшей школе. Приведено тематическое планирован

1930.87kb.

05 09 2014
17 стр.