Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Пояснительная записка.

Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов – учащихся 1 класса.

Подведение итогов работы на каждом этапе организуется как общешкольный праздник с вручением наград — грамот, дипломов, спортивных званий и почётных знаков, памятных подарков и т. п.

Технические средства обучения по программе «Шахматная школа»: классная доска на металлической основе с двумя крыльями; интерактивная школьная доска; демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; компьютер персональный (для индивидуальных занятий), мультимедийный проектор; компьютерная программа «Шахматная школа»; информационно-поисковая система с базой шахматных партий «Chess assistant» (1 программа); магниты цветные круглые (по 10 магнитов каждого цвета).

Учебно-тематический план


п/п


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Шахматная доска и фигуры

1

1

-

2

Ходы и взятия фигур

4

1

3

3

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

4

1

3

4

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

4

1

3

5

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

5

1

4

6

Особенности матования одинокого короля

3

1

3

7

Тактические приёмы и особенности их применения

4

1

3

8

Начальные сведения об эндшпиле

4

1

3

9

Начальные сведения о миттельшпиле

4

1

3

10

Подведение итогов года

1



1




Итого

34

9

25


Содержание курса


  1. Шахматная доска и фигуры

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.



Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Ходы и взятия фигур

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

  1. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

  1. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)

  1. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.



Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.

  1. Особенности матования одинокого короля

Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

  1. Тактические приёмы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.

Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.

  1. Начальные сведения об эндшпиле

Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.



Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

  1. Начальные сведения о миттельшпиле

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.

Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.

  1. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Литература.
1. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. — М., 1996.

2. Тимофеев А. А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч. — 1996. — № 3.

3. Тимофеев А. А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе // Начальное образование. — 2006. — № 4.

Программа «Шахматная школа»

Подведение итогов работы на каждом этапе организуется как общешкольный праздник с вручением наград — грамот, дипломов, спортивных званий и почётных знаков, памятных подарков и т п

60.8kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа 1 Чекин А. Л., Математика, -м.: Академ Книга, 2010

Программа четырехлетней начальной школы. Проект “Перспективная начальная школа”. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011

293.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу

Кружок «Шахматная школа» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой

116.63kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа полное среднее образование с 1 по 12 класс. Язык русский, немецкий, английский

Доп. Специализация – Школа Экономики, Дипломатическая Школа, Танцевальная студия

57.08kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа по духовно-нравственному воспитанию «Школа межкультурной коммуникации»

Программа профилактики беспризорности и правонарушений в школе №30

360.89kb.

11 10 2014
1 стр.


УсходнееўРАпейская школа пАлІтЫчНЫх даследаванняў

Школ. Беларуская Школа адзіная Школа для краіны не чальца Рады Еўропы, І адзіная Школа, не зарэгістраваная ў сваёй краіне. Ушпд зарэгістравана ва Ўкраіне І працуе для Беларусі, пра

19.55kb.

16 12 2014
1 стр.


-

Ильмурат (Сабанаковская школа),Гарипов Назир (Яушевская школа),Хасанов Риган (Большеокинская школа), вокальный ансамбль «Ляйсан» мобу сош д

20.75kb.

11 10 2014
1 стр.


«Школа духовно нравственного становления личности»

Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности»

498.42kb.

14 10 2014
3 стр.