Пояснительная записка.
Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов – учащихся 1 класса.
Подведение итогов работы на каждом этапе организуется как общешкольный праздник с вручением наград — грамот, дипломов, спортивных званий и почётных знаков, памятных подарков и т. п.
Технические средства обучения по программе «Шахматная школа»: классная доска на металлической основе с двумя крыльями; интерактивная школьная доска; демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; компьютер персональный (для индивидуальных занятий), мультимедийный проектор; компьютерная программа «Шахматная школа»; информационно-поисковая система с базой шахматных партий «Chess assistant» (1 программа); магниты цветные круглые (по 10 магнитов каждого цвета).
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Шахматная доска и фигуры
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Ходы и взятия фигур
|
4
|
1
|
3
|
3
|
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»
|
4
|
1
|
3
|
4
|
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
|
4
|
1
|
3
|
5
|
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
|
5
|
1
|
4
|
6
|
Особенности матования одинокого короля
|
3
|
1
|
3
|
7
|
Тактические приёмы и особенности их применения
|
4
|
1
|
3
|
8
|
Начальные сведения об эндшпиле
|
4
|
1
|
3
|
9
|
Начальные сведения о миттельшпиле
|
4
|
1
|
3
|
10
|
Подведение итогов года
|
1
|
—
|
1
|
|
Итого
|
34
|
9
|
25
|
Содержание курса
-
Шахматная доска и фигуры
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
-
Ходы и взятия фигур
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
-
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
-
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
-
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
-
Особенности матования одинокого короля
Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
-
Тактические приёмы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.
-
Начальные сведения об эндшпиле
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
-
Начальные сведения о миттельшпиле
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
-
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Литература.
1. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. — М., 1996.
2. Тимофеев А. А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч. — 1996. — № 3.
3. Тимофеев А. А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе // Начальное образование. — 2006. — № 4.