Перейти на главную страницу
I. Исходное состояние воспитательной системы |
3 |
1. Основные параметры общеобразовательного учреждения |
3 |
2. Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения |
5 |
3.Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании |
10 |
II. Проектируемое состояние воспитательной системы |
18 |
1. Теоретико – методологические основы |
18 |
2. Ценностные ориентиры системы |
19 |
3. Механизм функционирования системы |
22 |
4. Этапы построения воспитательной системы |
24 |
III. Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности» |
25 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» имеет следующие характеристики:
Лицензия на образовательную деятельность получена 23 июня 2005 года (Серия А №130827 . Регистрационный № 2075).
Свидетельство о государственной аккредитации АА 098719, регистрационный № 572 получено 20 июня 2003 года. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего полного общего образования, имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца аттестата об основном общем образовании, аттестата о среднем (полном) общем образовании, свидетельства о подготовке водителя автомобиля категорий «В» и «С», тракториста категории «С». Программы дополнительного образования художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-оздоровительной, естественнонаучной, военно-патриотической, научной, духовно-нравственной направленностей.
Общеобразовательное учреждение расположено в сельской местности. Особенность образовательного учреждения заключается в том, что, помимо общеобразовательной, она решает задачу подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду, организует культурную жизнь в селе, развивает социальные инициативы граждан в целом, выступает в роли важного звена в системе жизнеобеспечения села.
Школа имеет свой образовательный и воспитательный потенциал, свои традиции, уклад, историю.
Историческая справка
Из школьной статистики губернского земства
1863 год |
В селе Курасовка Обоянского уезда Курской губернии была открыта церковно-приходская школа |
1911год |
Открыт класс для девочек |
1913 год |
В школе функционировало 4 отделения, где обучалось 108 человек, из них 16 – девочек |
1920 год |
В селе открыты две начальные школы |
Становление школы | |
1975 год |
Реорганизация Курасовской восьмилетней школы в среднюю |
1978 год |
Введение в эксплуатацию нового здания Курасовской средней школы на 320 посадочных мест, с теплицей, спортивным залом, библиотекой, столовой, тиром |
2000 год |
Регистрация Курасовской средней общеобразовательной школы как «Муниципальная Курасовская средняя общеобразовательная школа» (Постановление главы Ивнянского района №19 от 24 января 2000г.) |
2003 год |
Переименование школы в муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» (Постановление главы Ивнянского района №437 от 17 июля 2003 г) |
2005 год |
Введение предпрофильного и профильного обучения (на муниципальном уровне) |
1978 год |
построено новое здание средней школы, которая стала функционировать как учебно–воспитательный комплекс |
1998 год |
победитель конкурса «Школа года» |
2003 год |
муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» |
2005 год |
введение предпрофильного и профильного обучения |
2005 год |
школа функционирует как Духовно–просветительский центр «Истоки» |
2007 год |
стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получила грант в 1 млн. рублей. |
2007 -2012 годы |
Реализуется инновационная программа «Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы |
2009 год |
Победитель VI конкурса на соискание грантов Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области в номинации «Системный подход к оценке качества обученности и воспитанности учащихся в условиях модернизации образования» по теме «Мониторинг развития творческого потенциала учащихся в среде обучения сельской школы как условие обеспечения качества образования» |
2011 год |
участие в областном конкурсе «Школа года - 2011 |
2006-2011 годы |
Завершение муниципального эксперимента «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как средство развития личности» |
Все педагоги, работающие в школе, имеют высшее образование. Педагогический коллектив стабильный, выполнение учебного плана осуществляется в полном объеме. Высшую категорию имеют 8 педагогов, первую категорию – 12, вторую – 3. Имеют награды и почетные звания: «Почетный работник общего образования» - 5, «Отличник народного просвещения РФ» - 3, Государственные и отраслевые награды – 2, победители Всероссийского конкурса в рамках национального проекта «Образование» - 2.
Совершенствование мастерства учителей достигается за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня.
На 1 сентября 2010 года в школе количество учащихся составило 174 человека: 91 учащийся (52%) принадлежит к социально – незащищенным семьям . Из них 38 человек (22%) – из многодетных семей, 53человека (30%) - из малообеспеченных семей, 2 человека (1%) – под опекой.
Образовательное учреждение не осуществляет никакого специального отбора, а учит всех детей своего села. Дети имеют различный уровень развития и образовательных притязаний. В связи с этим школа работает, стараясь удовлетворять потребности и учитывать возможности учащихся в соответствии с их индивидуальными (возрастными, физиологическими, психологическими, интеллектуальными) особенностями, личными склонностями.
Школу окружает благоприятное соседство - семьи учащихся.
Исходя из анализа социального состава взрослого населения (родителей, учеников школы: рабочие - 14%, работники сельского хозяйства - 43%, служащие - 22%, учителя, медработники, работники культуры - 12%, предприниматели - 1%), следует сделать вывод, что большинство родителей — это образованные, (имеющие средне специальное, неоконченное высшее и высшее образование) в нравственном и интеллектуальном плане люди, думающие, умеющие сделать правильный вывод в той или иной ситуации. Родители учащихся - понимающие, ориентирующие своих детей на получение полноценного среднего образования, поддерживающих учителя в требовательности к своим детям.
2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения
Воспитание - это сложный процесс воспитания и развития человека. Оно ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
С 2005 года при школе создан и функционирует духовно – просветительский центр «Истоки». Целью его работы является формирование духовности и культуры подрастающего поколения, создание системы нравственного и православно-ориентированного образования и воспитания, приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям, воспитание гражданских и патриотических чувств.
Для каждого ученика школы предоставляются большие возможности для развития высоких гражданских, патриотических, нравственных, духовных качеств.
Одним из направлений работы духовно – просветительского центра является: «Формирование гражданской позиции личности как основы духовно-нравственного потенциала учащихся».
«Конечным продуктом» воспитательной деятельности школы мы видим ученика – личность, которой присущи патриотизм, гражданственность, нравственность, духовность, здоровый образ жизни, творчество, интеллектуальное, эстетическое развитие, саморазвитие.
Немаловажную роль в формировании духовно – нравственного потенциала учащихся играет социокультурное окружение.
В рамках работы духовно – просветительского центра установились определенные отношения со структурными подразделениями, где детский сад – школа осуществляют организацию предшкольного образования, учреждения культуры – школа – эстетическое воспитание, сельская модельная библиотека – школа осуществляет использование ресурсов для духовно – нравственного воспитания учащихся, храм – школа средствами православной культуры формируют духовность и нравственность. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию проводится совместно с настоятелем Косьмо-Дамиановского храма отцом Сергием.
Координирует работу духовно – просветительского центра администрация Красовского сельского поселения.
Большое значение в деле формирования духовно – нравственного потенциала младшего школьника играет налаженная связь с дошкольным учреждением – детским садом «Улыбка». Там созданы благоприятные условия для развития личности ребенка. Режим работы, реализация развивающих программ, квалифицированные кадры, тесная связь со школой помогают решать поставленные задачи в воспитании дошкольников. Дети, пришедшие из детского сада, успешно занимаются по методике развивающего обучения Занкова.
Дом культуры и сельская модельная библиотека стали для нас местом, где демонстрируются достижения педагогического коллектива и учащихся, проводятся выставки, концерты художественной самодеятельности, фестивали, вечера творчества. Учащиеся школы занимаются в «Эстрадном», «Танцевальном» кружках, созданных при ДК, участвуют в конкурсах. Предметом особого внимания является клуб молодого избирателя – опыт совместной работы школы и сельской библиотеки. Задачей работы клуба является формирование у молодежи активной гражданской позиции. Члены клуба - активные участники и победители районных конкурсов сочинений «Молодежь и выборы», рисунков.
На решение задач эстетического воспитания направлены занятия в школе искусств. Занимаются в школе искусств учащиеся 1-8 классов (70%), по окончании они получают свидетельства. Программа, по которой работают преподаватели, предусматривает развитие музыкальных, художественно-творческих способностей. Танцевальные коллективы регулярно участвуют в конкурсах, концертных программах района, села, занимают призовые места.
Обучение в музыкальной школе, хореографической студии, художественных классах, позволяет практически в каждом коллективе иметь своих художников, музыкантов, танцоров. Занятия в школе искусств дают нужный эффект, повышается творческая активность учащихся, стремление к самореализации, появляется инициатива, разнообразнее становится урочная и внеурочная жизнь школы, создается особый эмоциональный фон. Это, на наш взгляд, и является важным средством формирования личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты.
Духовно – нравственное воспитание красной нитью проходит через весь учебно – воспитательный процесс. Продолжается изучение предмета «Православная культура» во 2 – 11 классах. Уроки проводятся с помощью компьютера, имеется мультимедийное приложение. В школе оформлен и регулярно обновляется уголок православной культуры.
В течение учебного года проводятся открытые внеклассные мероприятия на православную тематику.
В школе сохраняется сеть кружков от Дома пионеров и школьников, районной станции юннатов, спортивной школы. С большим удовольствием и желанием занимаются дети в кружках: «Программирование и графика в Linux», «Юный эколог», «Издательское дело», что позволяет им раскрыть таланты. Повышается творческая активность, появляется инициатива, приобретается чувство уверенности в себе. Ежегодное участие в районном конкурсе «Мода и грация» позволяет ученикам реализовать свои творческие способности, приобщиться к миру прекрасного.
Занятия в кружках «Дзюдо», «Баскетбол» способствуют укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни. Наши ученики – победители районных и областных соревнований по физкультуре и спорту.
Занимаясь в кружках, секциях, студиях, учащиеся развивают спортивные возможности, реализуют свои способности в разных видах деятельности, что положительно влияет на их поведение, обеспечивает занятость, формирует жизненный успех.
Много внимания в нашей школе уделяется сохранению и укреплению здоровья учащихся. В школе создана и продолжает действовать программа «Школьники против курения, алкоголя, наркотиков», разработана программа «Ученик и его здоровье». Агитбригада «Юность» - участница районного конкурса агитбригад «Твое сознание». Один раз в четверть проводятся «Дни здоровья».
Ведется активная работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и искоренению вредных привычек, работа с трудными учащимися, неблагополучными семьями. Социально – психологической службой проводятся рейды в семьи. В каникулярное время школьники участвуют в проведении профилактических операций : «Каникулы», «Подросток», «Досуг».
Очень важное качество современного молодого человека – любовь к Родине, школе, уважение традиций. Приобщение учащихся к истокам культуры происходит на занятиях краеведческого музея, который уже много лет действует при школе. Мы пытаемся сегодня нашим детям раскрыть нравственные основы национальной культуры, духовного богатства русского человека. Впервые учащиеся знакомятся с удивительным миром народного искусства именно в школьном краеведческом музее, где им открывается мир вещей: обыденных, уникальных, старинных, современных. Особый интерес вызывает посещение музея, проведение конференций, викторин, тематических сборов, краеведческо-туристическая экспедиция «Ивнянская земля – место героическое».
При школьном музее организована работа клуба «Поиск». Члены клуба целенаправленно, систематически собирают материалы по разным разделам музея, пополняют экспозиции. Уникальны материалы о знаменитых земляках нашего села, большую ценность в воспитании молодого поколения представляют встречи с ветеранами войны и труда.
Программа военно-патриотического воспитания реализуется в конкретных делах: в акции «Ветеран, мы тебя поздравляем», в вахте и эстафете Памяти, в создании рукописной книги-памяти «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…».
Благодаря настойчивой работе членов клуба был проделан многолетний поиск по героической биографии Я.Т. Кобзаря и спустя много лет звание «Героя Советского Союза» (посмертно) нашло своего героя.
В разное время в школьный музей приходят письма-запросы о родственниках, погибших в нашем селе в годы Великой Отечественной войны. В школу приезжают родственники погибших, общаются с учащимися школы, выражают благодарность всем, кто ведет огромную работу по сохранению памяти о героях – защитниках Родины.
Уникальны материалы музея о знаменитых земляках нашего села, большую ценность для воспитания представляют встречи с ветеранами войны и труда. В школе открыта мемориальная доска в честь нашего земляка, выпускника школы, погибшего в Чечне Михайлова А.А.
Формированию активной жизненной позиции молодого поколения способствует клуб молодого избирателя. Занятия с будущими избирателями проводят учителя истории и обществознания. Члены клуба – активные участники и победители районных конкурсов сочинений и рисунков, посвященных теме выборов.
Большую роль в развитии духовно – нравственных основ играет военно-патриотический клуб «Справедливость силы», созданный в июле 1992 года. Деятельность клуба направлена на формирование у молодежи высоких нравственных качеств, воспитание патриотизма, беззаветной любви к Родине и готовности стать на её защиту.
Военно-патриотический клуб «Справедливость силы» входит в состав Всероссийского союза подростковых клубов десантного профиля имени генерала армии В.Ф.Маргелова, созданного при Всероссийской общественной организации «Союз десантников России».
За время деятельности клуба его выпускниками стали более 300 юношей и девушек. Офицерами вооруженных сил Российской Федерации стали 4 человека, офицерами МВД – 6 человек, участвовали в боевых действиях 7 выпускников клуба, в составе миротворческих сил - 4 человека.
Участие в областном слете ВПК показало, что курсанты клуба хорошо владеют военными навыками и тактической подготовкой.
В 2008 году клуб награжден губернаторской премией им. Ватутина.
Для реализации собственной гражданской позиции учащиеся школы включаются в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывают модели гражданско-патриотического взаимодействия. Важную роль в формировании гражданской позиции личности играют детские общественные организации школы. Они являются важным институтом социализации личности детей и подростков, эффективной школой их самоопределения и самореализации. Система образования и детские движения формируют у детей активную гражданскую позицию — программа «Мы вместе», ТОУ (творческое объединение учащихся 12-17 лет), «Теремок» для младших школьников.
Члены ТОУ принимают активное участие в проведении экологических, эколого – патриотических акций «Мой двор, моя улица», «Светлому празднику – светлый город!». В рамках акций проводится уборка территорий школы, села, мест захоронения погибших в годы войны. Члены детских организаций включаются и принимают активное участие в проведении акции «Мы вместе». Традиционными стали поездки с концертными программами и подарками в Ивнянский реабилитационный центр, в Дом престарелых с. Богатое. И это очень важно, потому что у наших детей развивается чувство уважения и сострадания к другим людям.
В школе работает методическое объединение классных руководителей, в его состав входят 12 педагогов. Все имеют высшее образование. Это союз единомышленников, мастеров своего дела, учителей - новаторов, которые применяют в своей работе новые педагогические технологии. Классные руководители владеют различными формами и способами организации воспитательного процесса в школе и классе. Их научно - методический багаж пополняется благодаря функционированию действующего психолого-педагогического семинара, работе творческой группы учителей-новаторов, методического объединения классных руководителей и самостоятельной деятельности учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства. В школе работает учитель – логопед, педагог – психолог и социальный педагог. Это позволяет расширить воспитательные возможности образовательного учреждения.
Педагогический коллектив стремится создать такие психолого-педагогические условия, которые максимально способствуют самореализации личности, развитию творческих способностей. Внимание к личности ребенка, забота о его творческом развитии снижает агрессивность ребят, общую напряженность и создают психологически комфортную обстановку в школе.
Работу детских организаций координирует старшая вожатая.
3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании
Нравственное, духовное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Эти вопросы рассматриваются на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях. Классные руководители внедряют в практику работы новые педагогические технологии: технологию воспитательной работы с коллективом класса (Е.Н.Степанов), технологию воспитания духовной культуры молодого поколения (Н.Б.Крылова), технологию КТД (И.П. Иванов), технологию групповой деятельности (Щуркова Н.Е.), педагогические идеи В. А. Караковского, А.С Макаренко.
Духовно – нравственное развитие – это воспитание патриотизма, гражданственности, трудолюбия, высоких моральных качеств.
Школа стремится развивать у каждого ребенка важнейшие трудовые умения и навыки, необходимые сельскому жителю. Школа имеет учебно-опытный участок, где учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, обучаются элементам агрономической науки, распознают и определяют культурные растения, закладывают опыты по заданиям районной и областной станции юннатов.
Учебно-опытный участок - база для обучения сельскохозяйственному труду. Особенно важную роль в профессиональной подготовке старшеклассников на протяжении многих лет играло обучение учащихся автоделу. Соответствующее постановление главы администрации области определило подход к решению проблемы.
Физическое воспитание учащихся — важный момент в работе школы. С каждым годом растет количество учащихся, активно занимающихся спортом. В течение всего года проходят соревнования по различным видам спорта. Это легкоатлетические кроссы и эстафеты, веселые старты, соревнования по русской лапте, волейболу, баскетболу, футболу. В школе разработана и осуществляется программа профилактики табакокурения, алкоголя, наркотиков. «Школьники - против курения алкоголя, наркотиков», «Ученик и его здоровье».
Известно, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основной активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проводя исследования представлений о здоровом образе жизни среди учащихся, было выявлено, что здоровый образ жизни осознается практически всеми. Перед коллективом встала задача научить детей управлять своим здоровьем, стремиться к совершенствованию физического и нравственно- психического здоровья.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в Курасовской средней школе действует научное общество учащихся.
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работы под руководством учителей школы.
Научное общество учащихся состоит из 6 секций: физико-математической (здесь работают творческие группы математиков, физиков, информатиков), филолого-художественной (русский язык, литература, иностранные языки, мировая художественная культура), естественно – научной (сюда входят предметы химия, биология, экология, география), общественно – научной (история, обществознание, право, экономика), социально - психологической (созданы и творчески действуют аналитическая и социологическая группы), краеведческо – этнографической (здесь должное внимание уделяется природе, культуре, истории традициям родного края, перспективам его развития). Руководство работой научного общества осуществляет ученический совет, который решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, олимпиад.
«Развитие творческих способностей учащихся через новые педагогические и информационные технологии» - проблема научного общества.
Среди учащихся, занимающихся в научном обществе, ежегодно проходят школьные предметные олимпиады, в которых принимают участие более 75,5 % старшеклассников.
Развитию детского самоуправления способствует работа детской организации. Детская организация имени Героя Советского Союза Я. Т. Кобзаря разделена на детскую организацию «Теремок «Дружный», куда входят дети с 1 по 4 классы и подростковую «Творческое Объединение учащихся», куда входят дети с 5 по 11 классы.
Детская организация ведёт свою деятельность по модифицированной программе «Мы - вместе». Эта программа призвана способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, расширению кругозора и познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской, опытнической деятельности, социальной адаптации в обществе.
В основу программы положено 9 проектов, комплексно реализующих ряд педагогических принципов: самодеятельности, сотрудничество детей и взрослых, индивидуальные особенности детей, практическая деятельность по достижению намеченных целей.
Работая по основным направлениям программы «Мы вместе», мы используем различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей членов детской организации. В каждом проекте предусматривается проведение областных акций, конкурсов, игр, соревнований. Кроме этого, проводятся традиционные дела, общие для всех детских организаций: ТОУ и «Теремок «Дружный».
Руководил работой детской организации совет ТОУ, во главе с командиром.
Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций, которые определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов и, как правило, являются ключевыми делами школы, проводятся по методике КТД. В школе сложились свои традиции.
Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности»
14 10 2014
3 стр.
«Этнографическая направленность деятельности учителя начальных классов как основа духовно – нравственного становления личности»
10 10 2014
1 стр.
России. Сегодня мы публикуем для обсуждения основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников
25 09 2014
1 стр.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
15 12 2014
1 стр.
Му «Хангаласское руо» основная общеобразовательная /Е. А. Мартынова/ школа»
23 09 2014
23 стр.
Круглый стол с педагогами «Об актуальности введения опк в школе, как одном из условий духовно-нравственного воспитания личности»
15 10 2014
1 стр.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич
09 09 2014
3 стр.
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования
14 10 2014
1 стр.