Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
6.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В Концепции обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонацинального народа Российской Федерации.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Воспитательная цель школы: формирование ценностных установок, способствующих развитию сознания, выработке системы общественных отношений у обучающихся.

Задачи:

1.Создать условия для достижения обучающимися личностных результатов: готовности и способности обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

2.Обеспечить достижение обучающимися метапредметных результатов: освоение обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных

В образовательном учреждении накоплен большой опыт организации воспитательной работы. Школа сильна своими традициями и победами. Создание ситуации успешности для каждого ребёнка достигается через систему дополнительного образования и деятельность детской организации «Республика «Солнышко».

Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала детей. Система обучения и воспитания связана с реализацией следующих программ: «Школа- территория здоровья», «Культура поведения», «Семья и школа».

Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:


  • Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал.

  • Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

  • Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру . ведущий метод нравственного воспитания.

  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

  • Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

  • Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих

  • современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.


6.2. Основные направления, ценностные основы и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучащихся классифицируются по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.



  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и

светской этике.



  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • Личностные результаты формируются за счет реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы внеурочной деятельности.

  • Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программ всех без исключения учебных предметов, занятий внеурочной деятельности и воспитательной работы педагогического коллектива.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечиваться достижение обучающимися:



  • воспитательных результатов, тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность.

  • эффекта- последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта развития личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. Становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.



Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным членом.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты


Уровень достижения результатов. Воспитательные результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека:


Первый уровень

(социальные знания о ценностях).


 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории

страны, об этнических традициях и культурном достоянии Ханты-Мансийского округа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища


Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).



 первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции опыт социальной и межкультурной коммуникации;




Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности).



 ценностное отношение к России, своему

народу, своему краю, отечественному культурно-

историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению





Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Первый уровень

(социальные знания о ценностях).


 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в

том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителя-

ми разных убеждений, представителями различных социальных групп;


Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).




 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими

детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 уважительное отношение к традиционным религиям;

 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;




Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориен-

тированной социально значимой деятельности).


(участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности).

 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и

обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 уважительное отношение к родителям (законным представителям)




Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Первый уровень

(социальные знания о ценностях).



 элементарные представления о различных профессиях;


Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).




 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

 первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими

детьми и взрослыми;

 начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для

ребёнка видах творческой деятельности.


Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности).




 потребности и начальные умения выражать

себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

 ценностное и творческое отношение к учеб-

ному труду;

 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 осознание приоритета нравственных основ

труда, творчества, создания нового;





Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Первый уровень

(социальные знания о ценностях).


 элементарные представления о взаимной

обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и

нравственности в сохранении здоровья человека;

 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 знания о возможном негативном влиянии

компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье



Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения

к базовым ценностям).


первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности).



 ценностное отношение к своему здоровью,

здоровью близких и окружающих людей.



Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание).

Первый уровень

(социальные знания о ценностях).



 элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.


Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения

к базовым ценностям).


 элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе;

 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном

участке, по месту жительства.




Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности).



 (участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности).

 ценностное отношение к природе• личный

опыт участия в экологических инициативах, проектах.





Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Первый уровень

(социальные знания о ценностях).



 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной

культуры;




Второй уровень

(опыт переживания и позитивного отношения

к базовым ценностям).


 первоначальные умения видеть красоту в

- окружающем мире;

- поведении, поступках людей;

 первоначальный опыт

- эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,

эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;




Третий уровень

(участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности).



 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве


6.3.Механизм духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательной системе «Школа 2000…»..

Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта.

Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).

Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта. Давно отмечена низкая эффективность прямого воспитательного воздействия на учащихся по сравнению с опосредованным воздействием среды, жизненного примера, пережитой ситуации.

Успех воспитания напрямую зависит от степени участия самого воспитанника в формировании своей личности, от его включенности в деятельность по самовоспитанию. Поэтому ключевой категорией концепции воспитания в рамках системно-деятельностного подхода является категория

самоизменения – того базового процесса, посредством которого вообще осуществляется усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.

Самовоспитание может осуществляться и вне пространства специально организованной учебной деятельности. Однако в обычной жизни оно возникает случайно под влиянием внешних или внутренних обстоятельств. И лишь в специально организованной деятельности самоизменение обучающегося становится системным и прогнозируемым.

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.
В образовательной системе «Школа 2000…», для того чтобы развить и воспитать у обучающихся любое личностное качество, предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:

1. Приобретение обучающимся первичных социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни и мотивация.

2. Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

4. Контроль.

Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).

Структура занятий (урок открытия нового знаний) приобретения обучающимися социальных знаний, выстроенных в ТДМ, на которых обучающиеся получают первичные социальные знания, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1)

Основа по формированию ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся закладывается на занятиях надпредметного курса «Мир деятельности»** для 1−4 классов, выстроенных в ТДМ. Особую

роль играют содержательно-методические линии курса: ценностная и коммуникативная.

Этапы формирования нравственных ценностей.




Контроль

Контроль

Контроль

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Получение опыта и переживания позитивного отношения к базовым ценностям

Первичный опыт и мотивация















Надпредметный курс

«Мир деятельности»

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Учебные

предметы


Семья и социум

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Внеурочная деятельность

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью реализации данных линий является приобретение социальных знаний, как создание теоретического фундамента для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования соответствующих качеств личности.


  • Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

  • Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей обучающихся в надпредметном курсе «Мир деятельности» начальной школы.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.



  • Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 час в неделю, то есть 34 часа в год.


6.4.Виды деятельности и формы занятий.

Таблица №3

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека:



Примерные виды деятельности


Формы занятий

получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Р Ф, гербом и флагом субъекта Р Ф

на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов предусмотренных базисным учебным планом;


ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина


в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий поисторическим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания,

изучения основных и вариативных

учебных дисциплин


ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России


в процессе бесед, сюжетно-ролевых

игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин



знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников


в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздника

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детской организацией


участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и про ведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими


Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов


в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России

ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций


путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения —овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной

поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;



в процессе воспитательных мероприятий в форме: сюжетно-ролевых игр, создания игровых ситуаций и ихгрупповой анализ, просмотр фрагментов фильмов и их групповой анализ, игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие, игровые задания, игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия.


посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи

нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;



получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье



участие в беседах о семье, о родителях и прародителях


расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентаций, творческих проектов совместно с родителями



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:


Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества, ознакомление с различными видами труда, различными профессиями.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, участия в экскурсиях по микрорайону, городу,

в ходе экскурсий на производственные

предприятия, встреч с представителями

разных профессий;




узнают о профессиях своих родителей

(законных представителей) и прародителей



участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;


получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со

сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности






приобретают опыт уважительного и

творческого отношения к учебному труду





в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки,

конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности




учатся творчески применять знания,

полученные при изучении учебных предметов на практике




посредством презентации учебных и

творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде




приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов

в рамках предмета «Технология»,

участия в разработке и реализации раз-

личных проектов

занятие народными промыслами,

природоохранительная деятельность,

работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время




приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.


Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

приобретение познаний о здоровье,

здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья



в ходе уроков физической культуры,

бесед, просмотра учебных фильмов, в

системе внеклассных мероприятий,

включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к

здоровью.

участие в беседах о значении занятий

физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья


практическое освоение методов и форм

физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной

подготовки


на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке

и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований




составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм

труда и отдыха;



получение навыков следить за чисто стотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания

здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений


получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости

здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического



здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями)

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, теле-

видения, рекламы на здоровье человека



в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителя-

ми



Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормахэкологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед,

просмотра учебных фильмов




получение первоначального опыта эмоционально-

умствственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе



в ходе экскурсий, прогулок

по городу




получение первоначального опыта участия в природо-охранной деятельности,


в школе и на пришкольном участке,

экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб,

очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.


участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов

посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических

организаций


Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой


При поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России,

культур народов России




в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, к памятникам

знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам



ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры

родного края, с фольклором и народными художественными промыслами




в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий,

посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок



обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения идома, сельском и городском ландшафте, в

природе в разное время суток и года, в раз-

личную погоду;


разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре

учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение

понимать красоту окружающего мира

через художественные образы;



обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей

участие в беседах «Красивые и не-

красивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас»,

получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества

на уроках художественного труда и

в системе учреждений дополнительного

образования


участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок

семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека участие в художественном оформлении помещений




6.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Для решения воспитательной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ города. Важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

За счёт взаимодействия с государственными социальными службами и учреждениями других ведомств расширяются воспитательные возможности среды.

В образовательном учреждении организовано тесное сотрудничество со следующими общественными организациями:



  • Центр медицинской профилактики;

  • Отдел опеки и попечительства департамента по социальным вопросам;

  • Центр социальной помощи семье и детям «Веста»;

  • СДЮШ №2,

  • МОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону»,

  • Центральная городская библиотека;

  • ДДО «Поиск»,

  • УВД ГИБДД,

  • МОУ ДДО «ДДТ»,

  • Городской музей,

  • Кинотеатр «ЮГАН»,

  • Музыкальные школы,

  • Клуб фронтовых друзей,

  • СК «Сибиряк»,

  • Кинотеатр «ЮГАН».

При этом планируется использование различных форм взаимодействия:

  • участие представителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно- нравственного развития и воспитания.

Только общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с

другими институтами социализации, способно обеспечить полноценное духов-но- нравственное развитие и воспитание обучающихся.


Распределение влияния субъектов духовно-нравственного развития и воспитания на достижение воспитательных результатов и эффектов деятельности обучающихся

Уровень достижения эффекта-

развитие личности об- ся




Воспитательная деятельность педагога


Воспитательная деятельность

субъектов воспитания(социум)



Собственные усилия обучающегося


Первый уровень результатов

приобретение об-сясоциальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни




Взаимодействие об-ся со своими учителями (в основном и доп. обр.) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.







Второй уровень результатов

получение обучающимся

опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом





Взаимодействие об-ся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).




Третий уровень результатов получение обучающимся

опыта самостоятельного об-

щественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином








Взаимодействие

об-ся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде



6.6. Контроль и оценка достижения результатов программы.

Результаты реализации программы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся на ступени начального общего образования оцениваются в образовательном учреждении в форме мониторинговых исследований

и наблюдений педагогами.

Личностные результаты выпускников на ступени НОО в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Система контроля достижения воспитательных результатов.
1. Первый уровень контроля осуществляется учителями начальной школы в форме срезов знаний, умений и навыков в надпредметном курсе «Мир деятельности» как логическое завершение изучения материала программы в четвертях. Измерителями служат специальные диагностические средства, разработанные под руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ; мониторингового наблюдения достижения результатов духовно-нравственного развития обучающихся.

2. Второй уровень контроля совмещается с проведением административного контроля. Объектом контроля являются предметные ЗУН (социальные знания системы духовно-нравственного воспитания и развития). Оптимальные сроки проведения – декабрь (2-я неделя), апрель (3-я неделя). В качестве инструмента контроля используются материалы, обеспечивающие контроль знаний и УУД (личностные, коммуникативные).

3. Третий уровень контроля обеспечивает психолого-педагогическая служба в форме психодиагностики в соотнесении с экспертными оценками всех участников образовательного процесса.

Методы отслеживания личностных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

цель

Методика

Уровни

Возраст

Сроки


Ответственные

Действия самоопределения и смыслообразования.







Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения



Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).




от 0 до 3

ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

январь

Классный руководитель

Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания.

цель

Методика

Уровни

Возраст

Сроки

Ответственные

Задание на норму справедливого распределения.







Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.

беседа

Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):

1 стадия


2 стадия

3 стадия


4 стадия

предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

январь

Классный руководитель

Дифференциация конвенциональных и моральных норм







Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.


Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)



Баллы от 1 до 2

не указан

январь

Классный руководитель

Результаты контроля достижения воспитательных результатов оформляются в виде следующего пакета документов:


  • заключение об уровне сформированности результатов системы ценностей духовно-нравственного воспитания и развития каждого класса согласно реализации программы;

  • выводы о необходимой коррекции программы для конкретного класса

  • (ученика) с целью достижения результатов предусмотренных Стандартом;

  • рекомендации (в случае востребованности)

  • разработке системы коррекционной работы с целью достижения результатов предусмотренного Стандартом;

  • использованию методического оснащения;

  • коррекции приемов, используемая педагогами;

  • использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания и развития;

  • модернизации системы контроля;

  • реконструкции системы работы с родителями.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

362.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06. 10. 2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социали

1032.71kb.

10 10 2014
6 стр.


2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся среднего общего образования

Му «Хангаласское руо» основная общеобразовательная /Е. А. Мартынова/ школа»

3775.99kb.

23 09 2014
23 стр.


Пояснительная записка. Учебный план 1 класса. Программы учебных предметов

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 1 классов начального общего образования

3267.2kb.

09 10 2014
12 стр.


Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Обеспечена преемственность с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования

457.63kb.

14 10 2014
3 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

14565.38kb.

16 12 2014
77 стр.


1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 11

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 284

6662.5kb.

25 12 2014
33 стр.


«Школа духовно нравственного становления личности»

Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности»

498.42kb.

14 10 2014
3 стр.