В Концепции обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонацинального народа Российской Федерации.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Воспитательная цель школы: формирование ценностных установок, способствующих развитию сознания, выработке системы общественных отношений у обучающихся.
Задачи:
1.Создать условия для достижения обучающимися личностных результатов: готовности и способности обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2.Обеспечить достижение обучающимися метапредметных результатов: освоение обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных
В образовательном учреждении накоплен большой опыт организации воспитательной работы. Школа сильна своими традициями и победами. Создание ситуации успешности для каждого ребёнка достигается через систему дополнительного образования и деятельность детской организации «Республика «Солнышко».
Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала детей. Система обучения и воспитания связана с реализацией следующих программ: «Школа- территория здоровья», «Культура поведения», «Семья и школа».
Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
светской этике.
Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях).
|
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии Ханты-Мансийского округа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища
|
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям). |
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции опыт социальной и межкультурной коммуникации; |
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности). |
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях).
|
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителя- ми разных убеждений, представителями различных социальных групп;
|
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям). |
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; |
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориен- тированной социально значимой деятельности).
|
(участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности). способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям) |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях). |
элементарные представления о различных профессиях; |
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям). |
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
|
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности). |
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ценностное и творческое отношение к учеб- ному труду; ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях).
|
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье |
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).
|
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; |
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности). |
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях). |
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. |
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).
|
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. |
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности). |
(участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности). ценностное отношение к природе• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | |
Первый уровень (социальные знания о ценностях). |
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; |
Второй уровень (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям).
|
первоначальные умения видеть красоту в - окружающем мире; - поведении, поступках людей; первоначальный опыт - эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; |
Третий уровень (участие обучающихся в нравственно ориен-тированной социально значимой деятельности). |
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве |
Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта.
Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).
Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта. Давно отмечена низкая эффективность прямого воспитательного воздействия на учащихся по сравнению с опосредованным воздействием среды, жизненного примера, пережитой ситуации.
Успех воспитания напрямую зависит от степени участия самого воспитанника в формировании своей личности, от его включенности в деятельность по самовоспитанию. Поэтому ключевой категорией концепции воспитания в рамках системно-деятельностного подхода является категория
самоизменения – того базового процесса, посредством которого вообще осуществляется усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.
Самовоспитание может осуществляться и вне пространства специально организованной учебной деятельности. Однако в обычной жизни оно возникает случайно под влиянием внешних или внутренних обстоятельств. И лишь в специально организованной деятельности самоизменение обучающегося становится системным и прогнозируемым.
Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
В образовательной системе «Школа 2000…», для того чтобы развить и воспитать у обучающихся любое личностное качество, предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:
1. Приобретение обучающимся первичных социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни и мотивация.
2. Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3. Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
4. Контроль.
Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).
Структура занятий (урок открытия нового знаний) приобретения обучающимися социальных знаний, выстроенных в ТДМ, на которых обучающиеся получают первичные социальные знания, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1)
Основа по формированию ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся закладывается на занятиях надпредметного курса «Мир деятельности»** для 1−4 классов, выстроенных в ТДМ. Особую
роль играют содержательно-методические линии курса: ценностная и коммуникативная.
Этапы формирования нравственных ценностей.
Первичный опыт и мотивация
«Мир деятельности»
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
предметы
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью реализации данных линий является приобретение социальных знаний, как создание теоретического фундамента для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования соответствующих качеств личности.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.
Таблица №3
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
Примерные виды деятельности |
Формы занятий |
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Р Ф, гербом и флагом субъекта Р Ф |
на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов предусмотренных базисным учебным планом; |
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина |
в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий поисторическим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин
|
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России |
в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин |
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников |
в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздника |
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина |
в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детской организацией |
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и про ведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими |
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов |
в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России | |
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций |
путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями | |
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия | ||
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения —овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; |
в процессе воспитательных мероприятий в форме: сюжетно-ролевых игр, создания игровых ситуаций и ихгрупповой анализ, просмотр фрагментов фильмов и их групповой анализ, игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие, игровые задания, игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия. | |
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; | ||
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье |
участие в беседах о семье, о родителях и прародителях | |
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье |
в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентаций, творческих проектов совместно с родителями |
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества, ознакомление с различными видами труда, различными профессиями. |
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, участия в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; |
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей |
участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; |
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности |
|
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду |
в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности |
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике |
посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде |
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов |
в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации раз- личных проектов занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время |
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. |
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья |
в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью. участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья
|
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки
|
на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований |
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; | |
получение навыков следить за чисто стотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания |
здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений |
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического |
здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями) |
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, теле- видения, рекламы на здоровье человека |
в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителя- ми
|
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормахэкологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов |
получение первоначального опыта эмоционально- умствственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
в ходе экскурсий, прогулок по городу |
получение первоначального опыта участия в природо-охранной деятельности, |
в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.
|
участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций
| |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой |
При поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства |
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России |
в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, к памятникам знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам |
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами |
в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок |
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения идома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в раз- личную погоду;
|
разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей |
участие в беседах «Красивые и не- красивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», |
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества |
на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования
|
участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека участие в художественном оформлении помещений |
Для решения воспитательной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ города. Важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
За счёт взаимодействия с государственными социальными службами и учреждениями других ведомств расширяются воспитательные возможности среды.
В образовательном учреждении организовано тесное сотрудничество со следующими общественными организациями:
другими институтами социализации, способно обеспечить полноценное духов-но- нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Уровень достижения эффекта- развитие личности об- ся |
Воспитательная деятельность педагога |
Воспитательная деятельность субъектов воспитания(социум) |
Собственные усилия обучающегося |
Первый уровень результатов приобретение об-сясоциальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни |
Взаимодействие об-ся со своими учителями (в основном и доп. обр.) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. |
|
|
Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом
|
|
Взаимодействие об-ся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). |
|
Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного об- щественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином
|
|
|
Взаимодействие об-ся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде |
Результаты реализации программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования оцениваются в образовательном учреждении в форме мониторинговых исследований
и наблюдений педагогами.
Личностные результаты выпускников на ступени НОО в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Система контроля достижения воспитательных результатов.
1. Первый уровень контроля осуществляется учителями начальной школы в форме срезов знаний, умений и навыков в надпредметном курсе «Мир деятельности» как логическое завершение изучения материала программы в четвертях. Измерителями служат специальные диагностические средства, разработанные под руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ; мониторингового наблюдения достижения результатов духовно-нравственного развития обучающихся.
2. Второй уровень контроля совмещается с проведением административного контроля. Объектом контроля являются предметные ЗУН (социальные знания системы духовно-нравственного воспитания и развития). Оптимальные сроки проведения – декабрь (2-я неделя), апрель (3-я неделя). В качестве инструмента контроля используются материалы, обеспечивающие контроль знаний и УУД (личностные, коммуникативные).
3. Третий уровень контроля обеспечивает психолого-педагогическая служба в форме психодиагностики в соотнесении с экспертными оценками всех участников образовательного процесса.
Методы отслеживания личностных универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия | ||||||
цель |
Методика |
Уровни |
Возраст |
Сроки |
Ответственные | |
Действия самоопределения и смыслообразования. |
|
| ||||
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения |
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). |
от 0 до 3 |
ступень предшколы (6,5 – 7 лет) |
январь |
Классный руководитель |
цель |
Методика |
Уровни |
Возраст |
Сроки |
Ответственные | ||||
Задание на норму справедливого распределения. |
|
| |||||||
Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения. |
беседа |
Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу): 1 стадия
2 стадия 3 стадия
4 стадия |
предшкольная ступень (6,5 – 7 лет) |
январь |
Классный руководитель | ||||
Дифференциация конвенциональных и моральных норм |
|
| |||||||
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Баллы от 1 до 2 |
не указан |
январь |
Классный руководитель |
15 12 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
23 09 2014
23 стр.
09 10 2014
12 стр.
14 10 2014
3 стр.
16 12 2014
77 стр.
25 12 2014
33 стр.
14 10 2014
3 стр.