Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»
2.3. Программа
воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования
«ОТЕЧЕСТВО»
п. Октябрьский, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………3
Концепция программы………………………………………………………………………5
Принципы программы……………………………………………………………………….7
Направления программы…………………………………………………………………….11
Содержание программы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека…………………………………………………….12
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания…………………………….14
3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию,
труду, жизни, подготовка к выбору профессии ………………………………………15
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни ……………………………………………………………………………………….16
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)……………………..17
6. Приложения
1) Словарь нравственных понятий и терминов………………………………………….18
2) Законы дружбы………………………………………………………………………….22
3) Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности
(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)………………..23
4) Диагностический инструментарий…………………………………………………….25
5) Реализация плана внеурочной деятельности.………………………………………...57
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «ОСОШ №2» на ступени основного общего образования (далее Программа) является продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются следующие документы: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный государственный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06.10.2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социализации обучающихся, Программа развития школы «XXI век за порогом и в школе»
.
Актуальность программы продиктована состоянием современного периода в российской истории и образовании. Произошедшие в 90-е годы крупные социально-политические изменения оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Период перестройки характеризуется демонтажем советской идеологии и копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно и последовательно ценности личности формируются в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующем.
Следует учитывать особенности современных условий осуществления ведущей деятельности ребёнка. Усиление конфликта между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни. Школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям.
Процесс нравственного воспитания динамически подвижен и динамика этого процесса связана со следующими особенностями:
- возрастно-психологическими различиями учащихся;
- индивидуальными особенностями нравственного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников;
- определенными нравственными ситуациями жизни детей и фоном местности.
Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, выделены основные понятия, нравственные ценности, к осознанию которых приходят дети на определенной стадии своего развития.
В 5- 6 классах кроме расширения представлений о таких понятиях как «семья», «школа», «труд», «знания», начинается осмысление более значимых в масштабном смысле понятий: «регион», «природа», «культура». В этом возрасте большее внимание нужно уделять классному самоуправлению. Признание и поощрение заслуг каждого ребенка при участии в различных формах воспитательной деятельности.
В 7- 8 классах продолжаем делать упор на такие понятия: «страна», «мир», «честь», «достоинство», «толерантность», «здоровье», «экология». Учащиеся могут выбирать самостоятельно поле деятельности, через которое развивают умения работать в группе, коллективе, приучаясь к сотрудничеству, учатся делать выводы и отстаивают свою точку зрения.
При переходе в 9 класс происходит наиболее глубокое осмысление ценностей учащимися. Усложняются формы их деятельности, развивается самостоятельность в самопознании и познании окружающего мира. Через различные формы работы они еще глубже знакомятся с историей своего региона, его культурой, понимая основные взаимосвязи между человеком и производством, человеком и природой, человеком и обществом.
Одним из результатов освоения учеником основного полного образования является разработка, осуществление и защита проектов, демонстрирующая понимание вышеперечисленных понятий.
следующая страница>