Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ракова М.А.,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1 АМР МО «Нижнеудинский район»

e-mail: [email protected]

Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования, заявленная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [1, с.12]

Формирование гражданственности и патриотизма – обязательная составляющая духовно-нравственного воспитания личности – происходит в несколько этапов: от усвоения и принятия ценностей своей семьи до становления российской гражданской идентичности.

Так, «взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека». Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Только пройдя эту ступень, ребенок может принять культуру и духовные традиции многонационального народа Российской Федерации. Ведь россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и ее многонационального народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. [1, с.16-17]

В этом смысле краеведческая работа в школе – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников. Цель краеведческой работы – не только узнать историю своей семьи, поселка, края, но и научить ребят любить и уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, узнав свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в нашей школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.

«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например,  темы «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», аграрные реформы 1965 г., 1987г., 90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют  документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, а о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах-нижнеудинцах, более 13 тысяч которых воевали на фронтах, среди них - 12 человек получили почетное звание Героя Советского Союза. Неоценимую поддержку в преддверии юбилея Великой Победы оказали местные средства массовой информации – газеты «Тракт», «Путевка», которые публиковали записанные юными краеведами воспоминания очевидцев тех героических лет, телевизионный канал «ТВ-12», подготовивший цикл передач.

Особый интерес у школьников вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Мой дедушка - участник битвы под Сталинградом», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.

При изучении тем по истории культуры  России используется местный этнографический материал, собранный работниками Нижнеудинского музейно-культурного центра и представленный в постоянно действующей экспозиции «Быт и обычаи тофалар». Ребята с интересом изучают обряды тофов, проживающих только на территории Нижнеудинского района, а также культовые праздники других народов, населяющих наш район. В ходе диалогового обсуждения  школьники выявляют общее и единичное в культуре Иркутской области. Это способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных традиций, формированию российской гражданской идентичности.

На уроках, посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации: периодических изданий, городского и районного телевизионных каналов, радио.

В краеведческой работе широкие возможности представляет использование информационно-коммуникационных технологий. Ребята с удовольствием делают яркие, информативные компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы.

Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у школьников политико-правовой культуры.

Изучение краеведческого материала продолжается и на занятиях курсов регионального и школьного компонентов учебного плана.

Курс «История земли Иркутской» знакомит обучающихся  с археологией, историей основания, социально-экономическим развитием края, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью народов Сибири. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учеников к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию познавательного интереса и воспитанию уважения к прошлому и настоящего родного края.

Главная задача курса «История города Нижнеудинска» – развитие у школьников интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий, как экскурсии по улицам города, краеведческим объектам, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.

В школе много лет работает музейный уголок, на базе которого создан краеведческий кружок. Его экспозиции - «Нижнеудинск в годы Великой Отечественной войны», «Война в жизни учителей и учеников школы», «Нижнеудинская школа снайперов» и т.п. – подготовлены краеведами школы. Занятия в краеведческом кружке помогают школьникам в подготовке сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей района, города, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка, публикации районной газеты «Тракт», тематические разделы библиотек, а также все, что их окружает: дома, улицы, люди, природа родного города. Формы творческих работ учащихся различны: описания родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы, презентации.

Осуществляется постоянная связь с музеем воинской части, музейно-культурным центром.



Таким образом, краеведческая работа в школе – это точка роста при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Ведь сегодняшний день требует от образования обеспечения полноценной и последовательной идентификации обучающегося с семьей, культурным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации.
Список использованных источников:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 - 24 с.

Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования

53.36kb.

14 10 2014
1 стр.


«Школа духовно нравственного становления личности»

Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности»

498.42kb.

14 10 2014
3 стр.


«Духовное наследие родного края»

Круглый стол с педагогами «Об актуальности введения опк в школе, как одном из условий духовно-нравственного воспитания личности»

82.78kb.

15 10 2014
1 стр.


Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

России. Сегодня мы публикуем для обсуждения основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников

368.16kb.

25 09 2014
1 стр.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

362.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06. 10. 2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социали

1032.71kb.

10 10 2014
6 стр.


Духовно-нравственное воспитание как метод предотвращения жестокого обращения с детьми

Решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможно рассматривать без изучения духовно-нравственных отношений института семьи – основы духовно-нравственного воспитания будущих

87.97kb.

23 09 2014
1 стр.


Программа по духовно-нравственному воспитанию в начальных классах «Я и окружающий меня мир»

Обоснование необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания программными методами

127.53kb.

15 12 2014
1 стр.