Перейти на главную страницу
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
На очередном заседании школьного методического объединения, где был проведен мониторинг воспитательной деятельности, мы пришли к выводу, что работа по духовно – нравственному воспитанию в начальных классах ведется бессистемно, каждым учителем отдельно. Возникла необходимость систематизировать накопленный опыт по данной теме. Причиной тому является:
формирование у детей норм нравственного поведения, развитие их личностных качеств, обогащение личности младшего школьника нравственными представлениями и понятиями.
• ребенок, противостоящий негативным отношениям;
• социально адаптированный ребенок.
Структура программы:
Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняет друг друга, складывается целостная система.
Каждый учебный год начинается с проведения входной диагностики, а также проводятся промежуточные диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
Занятия по программе проводятся во внеурочное время 1 раз в месяц.
План мероприятий по программе " Я и окружающий меня мир "
1 блок ( 1 класс) "Мир моей семьи"
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
• безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Учитывая эти возрастные особенности, в течение учебного года необходимо проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях , узнать что - то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период.
Цель 1 блока:
помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.
1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
3. Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
4. Помогать первоклассникам легче перенести адаптационный период.
Содержание и формы работы:
Диагностика (входная) учащихся. Творческое задание «Моя уникальность»
Классный час «Ты – ученик. Правила поведения в школе».
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Классный час «Что нужно делать, чтобы быть воспитанным?»
Классный час "Моя мама". Рисунок «Портрет любимой мамочки»
Классный праздник «День матери»
Декабрь:
Час общения «Порадовать близких – это не просто»
Классный час "На кого я хочу быть похожим".
Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые" (Участвуют мальчики и папы класса)
Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые".
Праздник «Прощание с букварем»
Апрель:
Час общения «Доброе слово – что ясный день»
Творческое задание «Закончи фразу»
Май:
Праздник "Путешествие по океану Знаний" (совместно с родителями).
Диагностика «Шкалирование».
Праздник «Прощай, 1 класс».
Во 2 классе для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в коллективе.
формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
• обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
• обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
• воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
• формировать традиции классного коллектива.
Содержание и формы работы:
Диагностика (входная) учащихся
Классный час "Ты и твои товарищи».
Октябрь:
Классный час «Можно и не ссориться».
Творческое задание «Мои друзья в моем сердце»
Ноябрь:
Диспут "Легко ли быть настоящим другом? "
Мини-сочинение «Мой друг»
Декабрь:
Классный час «Прозвища давать нельзя»
Творческое задание «Дерево вежливости»
Январь:
Классный час "Что в имени моем».
Мини-сочинение «Я и мое имя»
Февраль:
Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья".
Конкурс "Супершкольница".
Читательская конференция по сказкам
Поход в лес (с родителями). КВН "Наш класс".
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу приходят дети разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи 3 блока:
• воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
• формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Диагностика (входная) учащихся
Классный час "Что такое взаимопомощь?».
Творческое задание "Жизненная ситуация".
Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки".
История родного края (познавательная экскурсия в краеведческий музей).
Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие).
Творческое задание «Моя мечта»
Январь:
Классный час "Слово лечит, слово и ранит».
Игра «Лишние буквы»
Февраль:
Час общения «Что значит быть счастливым в своей стране?»
Творческое задание «Я счастлив»
Март:
«При солнышке тепло, при матери – добро» Читательская конференция по сказкам народов мира. Конкурс рисунков.
Час общения «Ответственность»
Игра «Один человек упал в колодец»
Май:
Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". (совместно с родителями)
формирование умения правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи 4 блока:
• создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
• развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.
Содержание и формы работы:
Сентябрь:
Диагностика (входная)
Классный час, «Каков мой характер?»
Творческое задание "Воспитай в себе характер – приготовь "вкусную похлебку".
Час общения «Правда и ложь»
Психологический тренинг "Научись управлять собой".
Мини-сочинение «Кто я?»
Декабрь:
Пресс - конференция (с участием родителей и психолога) "Легко ли быть взрослым?".
Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта".
Творческое задание «Идеальный человек»
Февраль:
Классный час «Поговорим о вредных привычках»
Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений
Март6
Час общения "Учимся договариваться".
Игра «Я – свет, я – тень»
Апрель:
Классный час "Трудом красивым славен человек".
Сочинение «Кем быть?»
Май
Игровая программа "Алые паруса»
Обоснование необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания программными методами
15 12 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
Программа профилактики беспризорности и правонарушений в школе №30
11 10 2014
1 стр.
Тема эксперимента: Интегрированный подход к духовно нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе эпоса олонхо и произведений якутских писателей и поэтов
15 09 2014
1 стр.
В «Международной Олимпиаде по основам наук в начальных классах» в I туре (декабрь 2011г) принимал участие 3-б класс по 4 предметам
14 12 2014
1 стр.
Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматрива
10 10 2014
6 стр.
Тишина и музыка – понятия несовместимые, противоположные. В своей музыке я часто пытаюсь объединить очень разные идеи, взглянуть на окружающий меня мир и происходящие в нем события
10 10 2014
1 стр.
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе
12 10 2014
1 стр.