Перейти на главную страницу
Рассмотрено на ШМО начальных классов Руководитель: __________ /И.А.Харисова /
|
Согласовано зам. директора по УП _____________ /А.Д.каримова /
|
Утверждено Директор школы: ___________ /Д.Я.Курмашев /
|
Рабочая программа по предмету
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
2011 – 2012 учебный год
Автор: Т. М. Геронимус
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе.
Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что – то похожее, не надо мне помогать».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроке технологии, включающий в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компонент.
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся где только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок. Особые значения имеет учет возрастных особенностей учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания.
В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учитель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы – изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения и свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
- развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире прогрессий;
- о владении начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности объективной оценки своей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
- начальные технологические знания, умения навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий) и др.;
- начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами , их поиск преобразование, хранение);
- умение создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман) и картон; об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); о способах технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание — гофрирование; оригами, сквозное вырезывание из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скручивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («катамаран»); об обозначениях (скручивание, гофрирование, прокалывание); о работе по технологической карте.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: полотняное переплетение в тканях из натуральных волокон; разновидности ниток для вышивания; способы изготовления домотканых узорных тканей, половичков, дорожек; об инструментах и приспособлениях: история применения человеком ножниц, иглы, изобретение ткацкой рамы; о декоре предметов быта, народного костюма вышивкой по рисовке (свободной), шитьем из лоскута.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: солома, его цвет, фактура, пластические качества; об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, нити, клей и др.; о декоре изделий из соломки (инкрустация) с помощью тонирования, плетения (игрушка).
В результате изучения технологии ученик должен:
знать / понимать
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый орнамент», «тканый орнамент», названия ниток, тканей, их назначение;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• основы традиционной технологии художественной обработки природных, ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.), выполнять работы в технике оригами, аппликации;
В процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
Учебно – тематическое планирование по предмету
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2007), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Учебник - тетрадь «Я все умею делать сам» для 1 – 2 классов.
Рабочая тетрадь «Маленький мастер» для 1 – 2 классов.
№ урока |
Тема урока |
Цели урока | Кол – во часов | Вид учебного труда |
Объект труда |
Дата | |
План |
Факт | ||||||
1 I чет. |
Техника безопасности на уроках труда. Аппликация из крылаток. |
Познакомить с техникой безопасности на уроках труда; изготовить аппликацию из крылаток. |
1 |
Работа с природным материалом. |
Аппликация из крылаток. |
|
|
2 |
Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбор листьев для композиции. |
Познакомить с видами листьев и правилами их подбора для аппликации; повторить технологию капельного наклеивания. |
1 |
Работа с природным материалом. |
Аппликация «Сова» из листьев и крылаток. |
|
|
3 |
Виды размётки. Оригами. |
Повторить технику безопасности на уроках труда; рассказать о складных игрушках оригами; изучить условные знаки, принятые в оригами. |
1 |
Работа с бумагой. |
Квадрат из бумаги. |
|
|
4 |
Оригами. Условные обозначения. Базовые формы оригами. Базовая форма «треугольник». |
Научить разбираться в схемах оригами; разобраться в базовой форме «треугольник», сложить на её основе кораблик. |
1 |
Работа с бумагой. |
Оригами «Кораблик», «Пароход». |
|
|
5 |
Размётка квадрата складыванием. Изготовление квадратов разного размера. Оригами. |
Научить размечать квадрат складыванием; изготовить игрушку оригами «Пёсик». |
1 |
Работа с бумагой. |
Квадраты из бумаги. Игрушка «Пёсик». |
|
|
6 |
Повторение размётки по линейке. Плот. |
Повторить приёмы размётки по линейке; развивать глазомер и мелкую моторику рук. |
1 |
Работа с бумагой и природным материалом. |
Плот. |
|
|
7 |
Аппликация из соломки «Избушка». |
Познакомить с технологией выполнения аппликации из соломки; изготовить аппликацию из соломки. |
1 |
Работа с природным материалом. |
Аппликация из соломки «Избушка». |
|
|
8-9 |
Проект «Осень в лесу». Коллективная работа. |
Организовать коллективную творческую деятельность; изготовить проект. |
2 |
Работа с бумагой и природным материалом. |
Проект «Осень в лесу». |
|
|
10 II чет. |
Настольная карточка. Салфетница. |
Повторить размётку по линейке; закрепить чтение эскизов; изготовить салфетницу. |
1 |
Работа с бумагой. |
Настольная карточка. Салфетница. |
|
|
11 |
Гофрируем прямоугольники. |
Научить делать из прямоугольников гофрированные круги; научить делать развёртки для гофрированных изделий. |
1 |
Работа с бумагой. |
Галстук-бабочка, воротничок. |
|
|
12-13 |
Как будешь готовиться к Новому году? |
Познакомить с планом подготовки к Новому году на уроках технологии; научить размечать по месту; развивать глазомер. |
2 |
Работа с бумагой. |
Хлопушка. |
|
|
14 |
Изгибание бумаги. «Фонтанчик» из бумаги. |
Определить пластичность разной бумаги; закреплять приёмы размётки по линейке. |
1 |
Работа с бумагой. |
«Фонтанчик». |
|
|
15 |
Размётка круглой детали. Новогодний сувенир. |
Научить работать циркулем и сравнивать размеры кругов; научить прорезать симметричные отверстия ножницами; изготовить сувенир. |
1 |
Работа с разными материалами. |
Сувенир «Зимнее солнышко». |
|
|
16 |
Разборная ёлочка. |
Научить изготавливать изделие из частей круга; изготовить конусы. |
1 |
Работа с бумагой. |
Ёлочка. |
|
|
17 III чет. |
Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. |
Познакомить с видами соединения материалов и деталей в изделиях; повторить шов «вперёд иголку. |
1 |
Работа с тканью. |
Различные виды стежков. |
|
|
18 |
Изготовление выкройки. Выкраивание пальчиковой куколки. |
Научить делать выкройку; познакомить с понятием кроя; выкроить пальчиковую куколку. |
1 |
Работа с тканью. |
Пальчиковая куколка. |
|
|
19 |
Пальчиковая куколка. Петельный шов и шов через край. |
Научить сшивать две одинаковые детали из ткани; познакомить с петельным швом и швом «через край». |
1 |
Работа с тканью. |
Пальчиковая куколка. |
|
|
20 |
Пальчиковая куколка. Отделка куколки. |
Закончить работу по изготовлению пальчиковой куколки; научить склеивать ткань с бумагой. |
1 |
Работа с тканью. |
Пальчиковая куколка. |
|
|
21 |
Изготовление карандашницы из банки. Оклеивание банки тканью и тесьмой. |
Разметить выкройку для банки; оклеить тканью банку; изготовить карандашницу. |
1 |
Работа с разными материалами. |
Карандашница. |
|
|
22 |
Изделие из рассечённых кругов. Игольница «Лилия». |
Повторить деление круга на части складыванием; закрепить приёмы работы с циркулем. |
1 |
Работа с бумагой. |
Игольница «Лилия». |
|
|
23 |
Размётка деталей на складной заготовке. Изгибание бумаги. |
Закрепить знания по размётке складной заготовки; развивать навык изгибания целой детали. |
1 |
Работа с бумагой. |
Венчики цветов, листики. |
|
|
24 |
Выпуклая аппликация. |
Повторить вырезание симметричных деталей; закрепить изгибание части детали. |
1 |
Работа с бумагой. |
Аппликация «Цветочек». |
|
|
25 |
Мартинички из кругов. |
Научить размётке на полимерных материалах; освоить приём перегибания круга в цветок. |
1 |
Работа с пластиком. |
Мартинички. |
|
|
26 |
Плетёные изделия. Способ соединения деталей «щелевой замок». |
Познакомить с плетением из полосок и новым видом соединения деталей – щелевым замком. |
1 |
Работа с бумагой. |
Плетёное сердечко. |
|
|
27 |
Приёмы соединения сложных заготовок под углом переплетением. |
Повторить соединение щелевым замком; закрепить умение чтения эскиза и навыка размётки прямоугольника. |
1 |
Работа с бумагой. |
Плетёный браслет. |
|
|
28 IV чет. |
Размётка по месту. Прорезание деталей под щелевой замок. |
Повторить соединение «щелевой замок»; научить прорезать отверстие под щелевой замок, размечая по месту. |
1 |
Работа с пластиком. |
Пластиковый цветок. |
|
|
29 |
Закладка «Бабочка». |
Закрепить навыки изготовления и сборки щелевого замка; повторить последовательность изготовления шаблонов. |
1 |
Работа с пластиком. |
Закладка «Бабочка». |
|
|
30 |
Поролон и его свойства. |
Изучить свойства поролона; изготовить букет из поролона. |
1 |
Работа с разными материалами. |
Букетик. |
|
|
31 |
Применение свойств поролона на практике. |
Закрепить приёмы размётки по месту; изготовить игрушку «Сова». |
1 |
Работа с разными материалами. |
Поделка «Сова». |
|
|
32 |
Работа с полуфабрикатами. Размётка выкройки для коробка. Обтягивание коробка бумагой. |
Научить размечать выкройку для коробка; обтянуть коробок бумагой; показать какие поделки можно сделать из полуфабрикатов. |
1 |
Работа с разными материалами. |
Спичечный коробок «Барбос». |
|
|
33-34 |
Проект. Защита проекта. |
Научить делать проект из полуфабрикатов; сделать эскизы проекта; учить навыкам коллективной работы. |
2 |
Работа с бумагой. |
Проект «Мебель из спичечных коробков». |
|
|
2. Геронимус Т. М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах: Методические рекомендации.
2. Рабочая тетрадь «Маленький мастер» для 1 – 2 классов.
№ | Дәрес темасы | Максат |
Эш төре | Җиһазлау |
Сәгать саны | Дата | |
План | Факт | ||||||
1. | Технология дәресләрендә без нәрсәләргә өйрәнәбез? | Дәресләрдә куркынычсызлык кагыйдәләре. Кирәкле әйбер-ләр. |
Өрәңге алкала-рыннан апплика-ция. | Рәсемнәр, ясалган әйбер үрнәкләре. |
1 |
| |
2. | Көзге эшләр. | Көзге эшләр белән таныш-тыру. |
| Рәсемнәр |
1 |
| |
3. | Көзге яфраклар, табигый мате-риаллар җыю.Сәяхәт-дәрес. | Табигый материаллар җыю, аларны киптерү, саклау ысуллары белән таныштыру. |
Табигый матери-аллар җыю. |
1 |
| ||
4. | Яфраклардан аппликация “Ябалак.” | Тамчылап ябыштыру технологиясен кабатлау. |
Табигый матери-аллар белән эш. | Табигый материаллар |
1 |
| |
5-6. | Бүлмә гөлләре, аларны карау. | Бүлмә гөлләре һәм аларны карау тәртибе белән таныш-тыру. |
Гөлләр белән эш. | Бүлмә гөллә-ре, рәсемнәр. |
2 |
| |
7. | Оригами. Кәгазь белән эш. “Корабль”. | Оригами шартлы билгеләре белән таныштыру, кул чукла-рын ныгыту. |
Кәгазь белән эш. | Оригами шартлы билгеләре |
1 |
| |
8. | Оригами. Кәгазь белән эш. “Эт”. | Кәгазне бөгеп төрле зурлык-тагы квадратлар ясарга өй-рәтү. |
Кәгазь белән эш. | Схематик сы-зым, үрнәк. |
1 |
| |
9. | Оригами. Кәгазь белән эш. “Үрдәк”. | Шартлы билгеләрне кабат-лау, оригаминың база өлеше-“елан” белән таныштыру. |
Кәгазь белән эш. | Төсле кәгазь,схематик сы-зым, үрнәк. |
1 |
| |
10-11. | Яңа елга ничек әзерләнәбез?Кәгазь белән эш. | Укучыларны технология дә-ресләрендә Яңа елга әзерлек эшләре белән таныштыру. |
Кәгазь белән эш. | Төсле кәгазь,кайчы, клей. |
2 |
| |
12. | Кәгазь белән эш.Фонтан. | Укучыларның күз үлчәмен үстерү, линейка буенча тамга сала белүне ныгыту. |
Кәгазь, катыргы белән эш. | Төсле кәгазь,кайчы, клей. |
1 |
| |
13. | Яңа елга бүләге “Кышкы кояш”. | Кайчы белән симметрик уем-нар кисәргә өйрәтү. |
Төрле материал-лар белән эш. | Төсле җепләр, төсле кәгазь. |
1 |
| |
14. | Өстәл карточкасы. Салфетка кую өчен җайланма. | Эскиз укуны ныгыту, линей-ка буенча тамга сала белүне кабатлау. |
Кәгазь белән эш. | Катыргы, төс-ле кәгазь,би-зәү өчен ял-тыравыклар. |
1 |
| |
15. | Чыршы уенчыгы ясау. “Фо-нарь”.Йолдызлардан гирлянда (күмәк эш). | Кәгазне бөгеп төрле зурлык-тагы квадратлар ясый белүне кабатлау, күз үлчәмен ныгы-ту. |
Кәгазь белән эш. | Төсле кәгазь,кайчы, клей |
1 |
| |
16. | Өстәлне бәйрәмчә әзерләргә булышабыз. | Укучыларны бәйрәм өстәле әзерләргә өйрәтү. |
Кәгазь белән эш. | Ашъяулык,салфеткалар |
1 |
| |
17. | Тегү, чигү серләре. “Сабак сыман җөй ”. | Укучыларны җөй төрләре бе-лән таныштыру, “сабак сы-ман җөйне ”өйрәтү. |
Тукыма белән эш. | Үрнәк эшләр, энә, тукыма, төсле җепләр. |
1 |
| |
18-19. | Салфетка чигү. “Сабак сыман җөй ”. | Укучыларны тукымада сал-фетка сызарга һәм чук ясарга өйрәтү, “сабак сыман җөйне” ныгыту. |
Тукыма белән эш. Чигү. | Үрнәк эшләр, энә, тукыма, төсле җепләр, калька. |
2 |
| |
20. | Бизәкле салфетка. Бизәкле сал-фетка өчен өлге әзерләү. | Симметрия төшенчәсен ка-батлау, кәгазь шпагат бауны тукымага ябыштырырга өй-рәтү. |
Тукыма белән эш. | 20х20 см . ту-кыма, кәгазь шпагат бау, кайчы, клей. |
1 |
| |
21. | Кабарынкы аппликация. “Чәчәк”. | Симметрияле детальләрне кисә белүне, деталь өлешлә-рен бөгүне кабатлау. |
Кәгазь белән эш. | Кабарынкы аппликация үрнәге, төсле кәгазь, альбом бите. |
1 |
| |
22. | Түгәрәкләрдән чәчәкләр ясау. | Полимер материаллар белән эшләргә, түгәрәкләрдән чә-чәкләр бөгеп ясарга өйрәтү. |
Җеп һәм поли-мер материаллар белән эш. | Шаблоннар, үрнәк эш. |
1 |
|
|
23. | Кәгазь тасмалардан йөрәк үрү.Щелевой замок. | Тасмалар белән үрүне кабат-лау, укучыларны яңа төр то-таштыру белән таныштыру. |
Кәгазь белән эш. | Үрелгән йө-рәк, төсле кәгазь, кайчы. |
1 |
|
|
24. | Браслет үрү. | Яңа төр тоташтыруны кабат-лау, турыпочмаклыкны бөгеп ясау күнекмәсен камилләш-терү. |
Кәгазь белән эш. | Конфет кә-газьләре, төс-ле кәгазь, клей |
1 |
| |
25-26. | Иртәнге аш өчен салфетка әзерләү. | Эш материалын тулысынча тишеп чыгарга өйрәтү, де-тальләрне яңа төр тоташты-руы белән тоташтыру. |
Пластик, поли-мер белән эш. | Катыргы, пластик, поли-мер, кайчы, булавка. |
2 |
| |
27. | “Күбәләк”кыстыргычы. | Өйрәнгән тоташтыру алы-мын кабатлау, кул чукларын ныгыту. |
Пластик, поли-мер белән эш. | Катыргы, пластик, поли-мер, кайчы. |
1 |
| |
28-29. | “Торц”ысулын кулланып аппликация ясау. | Укучыларны “торц”ысулын кулланып аппликация ясарга өйрәтү. |
Кәгазь белән эш. | Катыргы, чә-чәк кәгазе, клей,төсле кә-газь |
2 |
| |
30. | Поролон һәм аның үзлекләре. | Поролонның үзлекләре белән таныштыру, чәчәк бәйләме ясарга өйрәтү. |
Поролон һәм проволока белән эш. | Поролон, про-волока, кайчы. |
1 |
| |
31. | Поролоннан “Ябалак”уенчыгы ясау. | Поролоннан “Ябалак” уен-чыгы ясарга өйрәтү. |
Поролон белән эш. | Поролон, шнур яки җеп, клей, кайчы. |
1 |
| |
32-33. | Шырпы тартмасыннан “Эт” ясау. | Шырпы тартмачыкларын кә-газь белән тышларга өйрәтү, ярымфабрикатлардан уен-чыклар ясау мөмкинлекләрен күрсәтү. |
Кәгазь һәм ярым-фабрикатлар бе-лән эш. | Үрнәк эшләр, шырпы тарт-малары, төсле кәгазь,клей, кайчы. |
2 |
| |
34. | Чәчәк үсентеләре утырту өчен стаканнар ясау. | Укучыларны язгы эшләр бе-лән таныштыру, махсус ста-каннар ясарга өйрәтү. |
Кәгазь белән эш. | Кәгазь бит-ләр,стаканнар үрнәге. |
1 |
|
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе
12 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Рабочая программа учебного курса по предмету литература
13 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8 класс», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Мин
14 12 2014
1 стр.
Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение
13 10 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений
18 12 2014
5 стр.
«География. Материки и океаны. 7 класс» Е. М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 18 практических работ, 14 обязательно оц
09 10 2014
1 стр.