Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс» Е.М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 18 практических работ, 14 обязательно оценочных, 4 тренировочных. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География: Материки и океаны: 2 ч. Ч.1. Планета, на колторой мы живем. Африка, Австралия». Москва: «Русское слово», 2012 год.
География материков и океанов продолжает георафическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Следующая тема - «Литосфера» - знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с фактами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представления о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антрактида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
-ГП и история исследования;
-геологическое строение и рельеф;
-Климат;
-Разнообразие природы;
-Население;
-Регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Географические особенности природы материков и океанов, их сходства и различия;
Причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
Основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
Связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
Причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
Географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
Давать характеристики материков и океанов;
Характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
Приводить приметы адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования;
Определять географическое положение природных объектов.
Структура курса
№ п/п |
Тема |
Количество часов
|
|
Раздел №1 Планета, на которой мы живем. |
21 |
|
Темы: |
5 |
1 |
Мировая суша. |
1 |
2 |
Поверхность Земли. |
6 |
3 |
Атмосфера . |
4 |
4 |
Мировой океан. |
4 |
5 |
Геосфера. |
2 |
6 |
Человек. |
4 |
|
Раздел №2 Материки планеты Земля. |
48 |
|
Темы: |
|
1 |
Африка. |
10 |
2 |
Австралия. |
5 |
3 |
Антрактида. |
2 |
4 |
Южная Америка |
9 |
5 |
Северная Америка. |
9 |
6 |
Евразия. |
11 |
|
Раздел №3 Взаимоотношения природы и человека. |
2 |
|
Резерв |
2 |
|
Итого |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
Коррекция |
1 |
Составление картосхемы «Литосферные плиты» (тр.) |
|
|
2 |
Анализ географических карт. |
|
|
3 |
Анализ климатограмм для основных типов климата. (тр.) |
|
|
4 |
Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. (тр) |
|
|
5 |
ГП Африки, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
6 |
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. (тр.) |
|
|
7 |
ГП Австралии, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
8 |
ГП Антарктиды, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
9 |
ГП Южной Америки, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
10 |
Взаимосвязи между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки. |
|
|
11 |
ГП Северной Америки, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
12 |
Сравнение климата отдельных частей материка (Северной Америки), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице. |
|
|
13 |
Составление по картам и другим источникам географических знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности. |
|
|
14 |
ГП Евразии, определение географических координат крайних точек материка. |
|
|
15 |
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. |
|
|
16 |
Составление характеристики одной из рек материка по плану. |
|
|
17 |
Сравнить природные зоны по 40 параллели в Евразии и Северной Америки. |
|
|
18 |
Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии. |
|
|
Итого – 18 |
|
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем урока |
Всего часов
|
НРК |
Требования к уровню подготовки |
Дата |
Коррекция |
|
Раздел №1 Планета, на которой мы живем |
21 |
|
|
|
|
|
Тема №1 Мировая суша |
1 |
Знать: Основные понятия: материк, океан, часть света, остров. | |||
1 |
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема №2 Поверхность Земли |
6 |
Знать: Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Персоналии: Альфред Венгер. | |||
2 |
Геологическое время |
1 |
|
|
|
|
3 |
Строение земной коры. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. |
1 |
|
|
|
|
5 |
Платформы и равнины. П.Р. №1 (тр.) составление картосхемы «Литосферные плиты» |
1 |
|
|
|
|
6 |
Складчатые пояса и горы |
1 |
|
|
|
|
7 |
П.Р. №2 Анализ географических карт. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема №3 Атмосфера |
4 |
Знать: Основные понятия: климатообразующие факторы, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. Персоналии: А.И. Воейков | |||
8 |
Климатические пояса. |
1 |
|
|
|
|
9 |
Виды воздушных масс. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. |
1 |
|
|
|
|
11 |
П.Р. № 3 (тр.) Анализ климатограмм для основных типов климата. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема № 4 Мировой океан |
4 |
Знать: Основные понятия: море, волны, континентальный шлейф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос. Персоналии: Огюст Пикар | |||
12 |
Понятие о Мировом океане. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Глобальная циркуляция вод Мирового океана. |
1 |
|
|
|
|
14 |
Органический мир морей и океанов. |
1 |
|
|
|
|
15 |
Особенности природы отдельных океанов. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема № 5 Геосфера |
2 |
Знать: Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона. Персоналии: В.В. Докучаев. | |||
16 |
Понятие о географической оболочке |
1 |
|
|
|
|
17 |
Закон географической зональности |
1 |
|
|
|
|
|
Тема №6 Человек |
4 |
Знать: Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охроняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика. | |||
18 |
Предполагаемые пути расселения человека по материкам. |
1 |
|
|
|
|
19 |
Охрана природы. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Человеческие расы, этносы |
1 |
|
|
|
|
21 |
Политическая карта мира. П.Р. № 4 (тр.) Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел №2 Материки планеты Земля |
48 |
Знать: географические особенности природы материков, их сходства и различия; причины, обуславливающие законы (зональность, ритмичность, высотная поясность); связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов; причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению; географию крупнейших народов Земли. Уметь: давать характеристику материков и океанов; характеризовать крупные природные регионы с использование карт атласа; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования; определять географическое положение природных объектов. | |||
|
Тема №1 Африка |
10 |
Знать: Основные понятия: саванны, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса. Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумелев, Дж. Спик. Географическая номенклатура: -Атлаские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро; -Нил, Конго, Нигер, Замбези; -Виктория, Таганьика, Чад; Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория). | |||
22 |
История открытия, изучения и освоения. |
1 |
|
|
|
|
23 |
П.Р. №5 ГП Африки, определение географических координат точек. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Основные черты природы. |
1 |
|
|
|
|
25 |
Самый жаркий материк. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Озера тектонического происхождения: Виктория, Таганьика. |
1 |
|
|
|
|
27 |
Двойной набор природных зон. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. |
1 |
|
|
|
|
29-30 |
Регионы Африки. |
2 |
|
|
|
|
31 |
П.Р. №6 (тр.) Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африки. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема №2 Австралия |
5 |
Знать: Основные понятия: лаколлит, эндемик, аборигены. Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э. Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал. Географическая номенклатура: -Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой барьерный риф; -Большой Водороздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность; -Муррей, эйр; -Сидней, Мельбурн, Канберра. | |||
32 |
История открытия, изучения и освоения. П.Р. № 7 Австралия, определение географических координат. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Основные черты природы |
1 |
|
|
|
|
34 |
Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. |
1 |
|
|
|
|
35 |
Австралийский союз – страна-материк. |
1 |
|
|
|
|
36 |
Океания – островной регион. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема №3 Антарктида |
2 |
Знать: Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс,полюс относительной недоступности; шельфный ледник. Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон – Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт | |||
37 |
Покорение Южного полюса П.Р. № 8 ГП Антрактиды, определение координат. |
1 |
|
|
|
|
38 |
Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» |
1 |
|
|
|
|
|
Тема № 4 Южная Америка |
9 |
Знать: Основные понятия: сельва,пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка. Персоналии: А. Гумбольд, Х. Колумб. Географическая номенклатура: -панамский перешеек, Карибское море, остров Огненой Земли; -горы Анды, аконкагуа; Бразильское и Гвинейское плоскогорье; Орионская и Ла-Планская низменности; -Панама, ориноко; Титикака, Маракайбо; -Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрас), Перу (Лима). | |||
39 |
История открытия, изучения и освоения |
1 |
|
|
|
|
40 |
П.Р. № 9 ГП Южной Америки, определение географических воординат. |
1 |
|
|
|
|
41 |
Равнинный Восток и горный Запад |
1 |
|
|
|
|
42 |
Самый влажный материк. |
1 |
|
|
|
|
43 |
Амазонка – самая полноводная река планеты. |
1 |
|
|
|
|
44 |
Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка |
1 |
|
|
|
|
45 |
П.Р. № 10 Взаимосвязь между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки. |
1 |
|
|
|
|
46 |
Смешение трех рас. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Маучу-Пикчу. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема № 5 Северная Америка |
9 |
Знать: Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка. Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабо, Г. Гудзон. Географическая номенклатура: -полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; -Мексиканский, Гудзонский, Калифорнийский заливы; -Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, алеутские острова; -горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Оринсаба; -Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; -Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое; -Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана). | |||
48 |
История открытия, изучения и освоения. |
1 |
|
|
|
|
49 |
П.Р. №11 Г.П. Северной Америки, определение географических координат. |
1 |
|
|
|
|
50 |
Равнины на востоке и горы на западе. |
1 |
|
|
|
|
51 |
Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. |
1 |
|
|
|
|
52 |
П.Р. №12 Сравнение климата отдельных частей материка (Северная Америка), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице. |
1 |
|
|
|
|
53 |
Миссисипи, Великие Американские озера. |
1 |
|
|
|
|
54-55 |
Богатство растительного и животного мира. |
2 |
|
|
|
|
56 |
Население и регионы Северной Америки. П.Р. № 13 Составление по картам и другим источникам географических знаний описание природы, населения и его хозяйственной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
Тема № 6 Евразия |
11 |
Знать: Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев. Географическая номенклатура: -полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский; -моря Баренцево, Балтийское, Северное, аравийское, Японское; -Финский, Ботнический, персидский заливы; -проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский; -острова Новая Земля, Новособорские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; -равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; -горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь0Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; -реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья,Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; -озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, иссык-куль, Балхаш, Лобнор. | |||
57 |
История изучения и освоения. |
1 |
|
|
|
|
58 |
П.Р. № 14 ГП Евразии, определение географических координат точек. |
|
|
|
|
|
59 |
Сложное геологическое строение. |
1 |
|
|
|
|
60 |
Все типы климатов Северного полушария. |
1 |
|
|
|
|
61 |
П.Р. № 15 Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. |
1 |
|
|
|
|
62 |
Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. |
1 |
|
|
|
|
63 |
Основные черты природы. П.Р. №16 Составление характеристики одной из рек материка по плану. |
1 |
|
|
|
|
64 |
Наиболее населенный материк. П.Р. № 17 Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной америки. |
1 |
|
|
|
|
65 |
Роль Европы в развитие человеческой цивилизации. |
1 |
|
|
|
|
66 |
Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. |
1 |
|
|
|
|
67 |
Южная Азия – самый населенный регион планеты. П.р. №18 Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран евразии. |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел № 3 Взаимоотношения природы и человека. |
2 |
Знать: Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема. Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский. | |||
68 |
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. |
1 |
|
|
|
|
69 |
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
09 10 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
18 12 2014
5 стр.
09 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.