Перейти на главную страницу
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит объём знаний за четыре года (ХI –ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части.
В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура XIX - XX века».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.
Программа |
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год. |
Учебник |
«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя |
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)
|
Дидактические материалы |
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Требования стандарта . Базовый уровень Знания и умения |
Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта |
Способы отслеживания результатов |
I. Художественная культура XVII- XVIII в.в | ||||||
1 |
Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в.в |
2 ч |
|
Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма |
Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже |
|
2 |
Архитектура барокко |
1ч |
|
Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем |
Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
|
3 |
Изобразительное искусство барокко |
1ч |
|
Знать особенности живописи барокко, основную тематику Уметь узнавать изученные произведения. |
Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Уметь узнавать изученные произведения |
|
5-6 |
Классицизм в архитектуре Западной Европы |
2ч |
|
Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
|
6-7 |
Шедевры классицизма в архитектуре России. |
2ч |
|
Знать шедевры классицизма в архитектуре России Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков |
Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем |
|
8 |
Изобразительное искусство классицизма и рококо |
1ч |
|
Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь узнавать изученные произведения. |
Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
|
9 |
Реалистическая живопись Голландии |
1ч |
|
Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения |
Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев |
|
10 |
Русский портрет XVIII в.
|
1ч |
|
Знать шедевры русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения |
Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой |
|
11 |
Музыкальная культура барокко |
1ч |
|
Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения |
Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
|
12 |
Композиторы Венской классической школы |
1ч |
|
Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь узнавать изученные произведения |
Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена |
|
13 |
Театральное искусство XVII – XVIII вв. |
1ч |
|
Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения |
Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
|
14 |
Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков». |
1ч |
|
|
|
Контрольная работа №1 |
| ||||||
15 |
Романтизм. |
1ч |
|
Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем |
Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
|
|
16 |
Изобразительное искусство романтизма |
1ч |
|
Знать шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь узнавать изученные произведения |
Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников. Уметь узнавать изученные произведения |
|
17 |
Реализм – художественный стиль эпохи |
1ч |
|
Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем |
Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем |
|
18 |
Изобразительное искусство реализма |
1ч |
|
Знать шедевры изобразительного искусства реализма Уметь узнавать изученные произведения |
Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма |
|
19 |
«Живописцы счастья» (художники импрессиониза) |
1ч |
|
Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. |
Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности |
|
20 |
Многообразие стилей зарубежной музыки |
1ч |
|
Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отобраанне в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. |
Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. |
|
21 |
Русская музыкальная культура |
1ч |
|
Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. |
Русская музыка XIX в. – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле. |
|
22 |
Пути развития западноевропейского театра |
1ч |
|
«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре |
«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре |
|
23 |
Русский драматический театр |
1ч |
|
Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ |
Театр романтизма. Разрушение канонов классицизма. Переводные мелодрамы основа репертуара русского романтического театра. Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности. |
|
III. Художественная культура XX века. | ||||||
24 |
Искусство символизма |
1ч |
|
Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова |
Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Учение Платона и его интерпретация понятия «символ». Символ в искусстве. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различие между символом и аллегорией |
|
25 |
Триумф модернизма |
1ч |
|
Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. |
Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Ее практическое воплощение в творчестве Анри анн де Велде. Функциональность, ориентированность на использование и применение в быту — характерная примета стиля модерн |
|
26 |
Архитектура: от модерна до конструктивизма |
1ч |
|
Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма |
Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (вит ражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой |
|
27 |
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства |
1ч |
|
Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали |
Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX в (манифесты и декларации художников) Мастера зарубежной живописи. Фовизм А. Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества (эссе «Заметки художника»). Противопоставление живительных сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. «Солнечные полотна» в жанре портрета, интерьера, натюрморта и пейзажа. |
|
28 |
Мастера русского авангарда |
1ч |
|
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма |
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма |
|
29 |
Зарубежная музыка XX в. |
1ч |
|
Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера. |
Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки. |
|
30 |
Русская музыка XX столетия |
1ч |
|
Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке |
Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций Красота мелодий, их неповторимы! Образный строй. Создание стиля фортепианной музыки |
|
31 |
Зарубежный театр XX в. |
1ч |
|
Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет |
Творческие новации, сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда и эпический театр Брехта. Зарубежный театр современности, выдающиеся режиссёры современности. |
|
32 |
Русский театр XX в. |
1ч |
|
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра |
История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность. |
|
33-34 |
Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 века». |
1ч |
|
|
|
Защита презентаций по темам |
А.1. – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
б) Витраж
в) Моза́ика
г) апсида
а) Ико́на
б) Фре́ска
в) Витраж
б) Филиппо Брунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) реализм
б) романтизм
в) маньеризм
г) классицизм
д) импрессионизм
С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.
А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
а) Фре́ска
б) Триптих
в) Витраж
г) Икона
А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хуго ван дер Гус
в) Питер Брейгель-старший
А.3. Кариатида…
а) Древнегреческая богиня
б) Колонна в виде женской фигуры
в) Героиня Древнегреческого мифа
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
а) В.Л. Боровиковский
б) М.Ф. Казаков
в) Андрей Рублев
а) рококо
б) барокко
в) классицизм
г) готика
д) романский стиль
В.2
С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.
Оценивание: Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ
Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.
От 1 до 2 баллов – «2»
От 3 до 8 баллов – «3» Класс: 11
Сроки проведения: 4 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная культура 19 века».
Форма проведения: Контрольная работа
Задания: Художественная культура ХХ века.»
Вариант 1
1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.
2. Особенности творчества Гюстава Малера
3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.
1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.
2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта
3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.
1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.
2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.
3. . Особенности творчества Арнольда Шёнберга
1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.
2. Особенности творчества Луи Амстронга.
3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?
1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.
2. Биттлз – его роль в развитии музыки 20 века.
3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?
От 16 до 21 баллов – «5»
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом
09 10 2014
1 стр.
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура», одобренной и рекомендованной для использования
01 09 2014
1 стр.
Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 5-11 классы
13 12 2014
5 стр.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных прог
14 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений
18 12 2014
5 стр.
Мировая художественная культура 5-11 кл
17 12 2014
5 стр.