на 2012 – 2013 учебный год
учитель математики первой
квалификационной категории
2012 – 2013 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Геометрии»
10 класс (по учебнику : Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11кл»)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2007
-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2007
-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2007
Дополнительная литература:
Раздел «Векторы в пространстве» перенесён из курса 11 класса в курс 10 класса.
Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 5 контрольных работ.
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
№ п/п |
Тема |
Количество часов
|
В том числе |
Контрольные работы | |||
1. |
Введение. Аксиомы стереометрии |
5 |
|
2. |
Параллельность прямых и плоскостей |
19 |
2 |
3 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей |
20 |
1 |
4 |
Многогранники |
12 |
1 |
5 |
Векторы в пространстве |
6 |
1 |
6 |
Повторение |
6 |
|
|
Итого |
68 |
5 |
№ урока
|
Т е м а у р о к а
|
Контроль |
Сроки | |
Введение (5 ч) Основная цель:
| ||||
1 |
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. |
|
|
|
2 |
Некоторые следствия из аксиом. |
УО |
|
|
3 |
Некоторые следствия из аксиом. |
УО, ИЗ |
|
|
4 |
Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. |
ПО |
|
|
5 |
Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. |
СР |
|
|
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (19 час) Основная цель:
| ||||
6 |
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. § 1 п.4
|
|
|
|
7 |
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. § 1 п.5
|
УО |
|
|
8 |
Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6 |
УО |
|
|
9 |
Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6 |
ПО |
|
|
10 |
Решение задач на параллельность прямой и плоскости. § 1 |
СР |
|
|
11 |
Взаимное расположение прямых в пространстве. § 2 |
УО, ИЗ |
|
|
12 |
Скрещивающиеся прямые. § 2 п.7 |
|
|
|
13 |
Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. § 2 п.8, 9 |
ПО |
|
|
14 |
Решение задач на взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве. |
СР |
|
|
15 |
Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости» |
КР |
|
|
16 |
Параллельные плоскости. § 3 п.10 |
|
|
|
17 |
Свойства параллельных плоскостей. § 3 п.11 |
ПО |
|
|
18 |
Тетраэдр. § 4 п.12 |
УО, ИЗ |
|
|
19 |
Параллелепипед. § 4 п.13 |
Тест по теории |
|
|
20 |
Задачи на построение сечений. § 4 п.14 |
|
|
|
21 |
Задачи на построение сечений. § 4 п.14 |
СР |
|
|
22 |
Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». § 4 |
|
|
|
23 |
Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей» |
КР |
|
|
24 |
Зачет № 1 |
Зачёт |
|
|
Глава II Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 час) Основная цель:
| ||||
25 |
Перпендикулярные прямые в пространстве. § 1 п.15 |
|
|
|
26 |
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. § 1 п.16 |
УО |
|
|
27 |
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. § 1 п.17 |
|
|
|
28 |
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. § 1 п.18 |
УО, ИЗ |
|
|
29 |
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. |
Тест по теории |
|
|
30 |
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. |
СР |
|
|
31 |
Перпендикуляр и наклонные к плоскости. § 2 п.19 |
|
|
|
32 |
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. § 2 п.20
|
УО |
|
|
33 |
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. § 2 п.20
|
УО, ИЗ |
|
|
34 |
Угол между прямой и плоскостью. § 2 п.21 |
ПО |
|
|
35 |
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21 |
УО, ИЗ |
|
|
36 |
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21 |
СР |
|
|
37 |
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. § 3 п.22
|
|
|
|
38 |
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. § 3 п.23
|
Тест по теории |
|
|
39 |
Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24 |
|
|
|
40 |
Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24 |
УО |
|
|
41 |
Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей. |
|
|
|
42 |
Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей. |
УО, ИЗ |
|
|
43 |
Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
КР |
|
|
44 |
Зачет № 2 |
Зачёт |
|
|
Глава III Многогранники (12 час) Основная цель:
| ||||
45 |
Понятие многогранника. Призма. § 1 п.25 |
|
|
|
46 |
Площадь поверхности призмы. § 1 п.26, 27 |
УО |
|
|
47 |
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. |
ИЗ |
|
|
48 |
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. |
СР |
|
|
49 |
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29 |
|
|
|
50 |
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29 |
УО |
|
|
51 |
Решение задач по теме «Пирамида». |
ПО |
|
|
52 |
Решение задач по теме «Пирамида». |
СР |
|
|
53 |
Усеченная пирамида. § 2 п.30 |
|
|
|
54 |
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. § 3 п.31, 32 |
Тест по теории, ИЗ
|
|
|
55 |
Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники» |
КР |
|
|
56 |
Зачет №3 по теме «Многогранники» |
Зачёт |
|
|
Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов) Основная цель:
| ||||
57 |
Понятие вектора. Равенство векторов. § 1 п.34, 35 |
|
|
|
58 |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.§ 2 п.36, 37 |
УО |
|
|
59 |
Умножение вектора на число. § 2 п.38 |
МД |
|
|
60 |
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. § 3 п.39,40 |
ИЗ |
|
|
61 |
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. § 3 п.41 |
УО |
|
|
62 |
Зачет № 4 по теме «Векторы в пространстве» |
Зачёт |
|
|
Итоговое повторение курса геометрии (6 часов) Основная цель:
| ||||
63 |
Аксиомы стереометрии и их следствия. |
УО |
|
|
64 |
Параллельность прямых и плоскостей. |
ИЗ |
|
|
65 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. |
УО, ИЗ |
|
|
66 |
Контрольная работа № 5 |
КР |
|
|
67 |
Повторение . Векторы в пространстве, их применение к решению задач |
ИЗ |
|
|
68 |
Обобщение материала. Урок- беседа по курсу геометрии |
|
|
|
№п/п |
Тема |
Количество часов |
С/Р |
М/Д |
Тест |
Зачет |
К/Р |
1 |
Аксиомы стереометрии и их следствия |
5 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
1.1 |
Предмет стереометрии |
1 |
|
|
|
|
|
1.2 |
Аксиомы стереометрии |
1 |
|
|
|
|
|
1.3 |
Некоторые следствия из аксиом |
1 |
|
|
|
|
|
1.4 |
Решение задач |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
2 |
Параллельность прямых и плоскостей |
19 |
3 |
1 |
- |
1 |
2 |
2.1 |
Параллельность прямой и плоскости |
5 |
2 |
|
|
|
|
2.2 |
Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми |
5 |
|
1 |
|
|
1 |
2.3 |
Параллельность плоскостей |
2 |
1 |
|
|
|
|
2.4 |
Тетраэдр, параллелепипед |
7 |
|
|
|
1 |
1 |
3 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей |
20 |
4 |
1 |
- |
1 |
1 |
3.1 |
Перпендикулярность прямой и плоскости |
6 |
1 |
1 |
|
|
|
3.2 |
Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью |
6 |
1 |
|
|
|
|
3.3 |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей |
8 |
2 |
|
|
1 |
1 |
4 |
Многогранники |
12 |
3 |
- |
1 |
1 |
1 |
4.1 |
Понятия многогранника. Призма |
4 |
2 |
|
|
|
|
4.2 |
Пирамида |
5 |
1 |
|
1 |
|
|
4.3 |
Правильные многогранники |
3 |
|
|
|
1 |
1 |
5. |
Векторы в пространстве |
6 |
1 |
|
|
1 |
|
5.1 |
Понятие вектора в пространстве |
1 |
|
|
|
|
|
5.2 |
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. |
2 |
1 |
|
|
|
|
5.3 |
Компланарные вектора |
3 |
|
|
|
1 |
|
6 |
Итоговое повторение |
6 |
- |
1 |
2 |
- |
1 |
Итого |
|
68 |
13 |
4 |
3 |
4 |
5 |
Предмет стереометрии . Аксиомы стереометрии. Некоторые свойства из аксиом. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии , их использовании при решении задач.
Решение стандартных задач логического характера, а так же изображение точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.
Знать:
Аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия.
Применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач.
Дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Осуществить знакомство с простейшими многоранниками. Познакомить с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости. Сформировать умения решать задачи на доказательства (метод от противного).Строить сечения тетраэдра и параллелепипеда.
Используется метод доказательств от противного, знакомого учащимся из курса планиметрии. Решение большого количества логических задач.
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»
Виды расположения прямых в пространстве. Понятие параллельных и скрещивающихся прямых. Теоремы о параллельности прямых и параллельности 3-х прямых. Расположение в пространстве прямой и плоскости. Понятие параллельности прямой и плоскости ( признак параллельности прямой и плоскости).
Рассматривать понятие взаимного расположения прямых , прямой и плоскости на моделях куба, призмы, пирамиды. Применять изученные теоремы к решению задач. Самостоятельно выбрать способ решения задач.
Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми .Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.»Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей «.Контрольная работа по теме»Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых , прямой и плоскости.
Понятие скрещивающиеся прямых. Теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонами.
Находить угол между прямыми в пространстве. Применять полученные знания при решении задач.
Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей .Свойства параллельных плоскостей .
Понятие параллельных плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.
Доказывать признак параллельности двух плоскостей и применять его при решении задач. Использовать свойства параллельных плоскостей при решении задач.
Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений. Корректировка знаний учащихся .Контрольная работа .Зачет №1.
Понятие тетраэдра. Понятие параллелепипеда и его свойства. Способы построения сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Работать с чертежом и читать его. Решать задачи , связанные с тетраэдром Решать задачи на применение свойств параллелепипеда. Строить сечение тетраэдра и параллелепипеда.
Дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве .Ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярных прямых, перпендикуляре и наклонных, известные из курса планиметрии, что будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме.
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные
к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. Решение задач на перпендикулярность прямо и плоскости.
Знать:
Понятие перпендикулярных прямых. Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третей. Определение перпендикулярности прямой и плоскости. Связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Доказывать Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей. Применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач. Находить связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Решать основные типы задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах . Угол между прямой и плоскостью . Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. Повторение теории и решении задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» , Решение задач , Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Зачет №2.
Понятие многогранника. Призма . Площадь поверхности призмы. Повторение теории, решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
Пирамида. Правильная пирамида. Решение задач по теме пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности усеченной пирамиды.
Симметрия в пространстве . Понятие правильного многогранника . Элементы симметрии правильных многогранников. Корректировка знаний учащихся. Решение задач. Зачет №3.
Понятие вектора . Равенство векторов.
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.
Аксиомы стереометрии . Параллельность прямых и плоскостей . Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. Векторы в пространстве и их применение к решению задач. Итоговая контрольная работа. Заключительный урок-беседа по курсу 10 кл.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
3. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования / министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва, 2005г.-44с.
Для учителя:
4. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Методические рекомендации.-2-е издание ,доп. /ИПКиПРО Курганской иобласти.-Курган , 2005,-42с.
5. Бобкова Л.Г.,Курапова Н.Д., Власова С.П., Проектирование рабочей программы по математике / ИПКиПРОт Курганской области.- Курган, 2006г.-34с
6. Атанасян Л.С. и др. геометрия 10-11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва.
7. Яровенко В.А. Поурочные разработки по геометрии 10 кл.-М.,ВАКО , 2006.-304с
8. Саякян С.М.Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах.
13 10 2014
1 стр.
18 12 2014
5 стр.
11 09 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
10 10 2014
6 стр.
09 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.