Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

СОГЛАСОВАНО:

на МО,


протокол № ____

от «___» ______ 20___г.

Руководитель МО

________ /______________/



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директоры по УВР

МОУ ООШ с.Благодатное

«___» _______ 20___г.

________ /______________/


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ООШ с. Благодатное

Приказ № ____

от «____» _______ 20___г.

_______ /______________/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

в 5 классе

на 2012-2013 учебный год
Учитель: Шиханова Валентина Михайловна

МОУ ООШ с. Благодатное
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «___» ______________ 20__г.


Изобразительное искусство 5 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2008;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2008;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.



Технология обучения

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).



Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится– 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.



Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Количество часов в год-34

Запланировано-34

Количество часов в неделю-1

Тематическое планирование.


урока

Тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание


ИКТ

Дата проведения
















1.

Рисуем отгадки

к народным

загадкам.




Изучение новых знаний

Устное народное творчество –

основа для произведений

изобразительного искусства.

Иллюстрированная книга –

объёмное произведение искусства.


Знать виды устного народного творчества

Иллюстрирование

русских народных загадок (рисование


или аппликация).













2.

Древние образы

в народном искусстве.





Изучение новых знаний

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Знать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.










3.

Декор русской избы.



Изучение новых знаний

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Знать о единстве конструкции и декора в традиционном русском жилище, отражении картины мира в трёхчастной структуре



Наброски с натуры модели домика.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными


и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.

Подобрать иллюстрации предметов народного быта.










4 – 5.

Внутренний мир русской избы.



Изучение новых знаний

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).



2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы


с основными предметами.

3 вариант:

Иллюстрирование русской народной сказки с изображением интерьера избы.















6.

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда.





Изучение новых знаний

Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Усвоить знания о конструкции, декоре предметов

народного быта и труда



Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты:

  • солонка, шкатулка,

  • русская прялка,

  • деревянные ложки.

Принести вышитые салфетки.










7.

Образы и мотивы

в орнаментах русской народной вышивки.





Изучение новых знаний

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

Усвоить как в старину передавали образы и мотивы

в орнаментах русской народной вышивки.



1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант:

Русский народный орнамент в полосе.



Подобрать иллюстрации праздничных костюмов разных регионов
и народов России.










8.

Народный праздничный костюм.



Изучение новых знаний

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма
и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Знать предметы народного костюма

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов.

Подобрать иллюстрации с изображением терема
в книгах русских сказок.










9.

Старинный терем

(рисование по

представлению).




Изучение новых знаний

Формирование пространственных представлений, рисование
на основе анализа геометрических форм. Деревянный декор терема.

Уметь анализировать геометрические формы

Рисование старинного сказочного деревянного терема.

Подобрать старинные частушки, пословицы, поговорки.

Вспомнить русские народные песни. Учащиеся

готовят короткие инсценировки

по заданию учителя.












10.

Народные праздничные обряды (обобщение темы).



Обобщение

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй,
в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Знать историю о народных праздничных обрядах

Коллективная композиция «Ярмарка» на основе работ, выполненных учащимися в течение
1 четверти.

Обобщение художественного, устного, музыкального русского фольклора по теме «Древние корни народного искусства».
























11.

Древние образы
в современных народных игрушках.

Промыслы нашего края.





Изучение новых знаний

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

Знать, как используют люди древние образы
в современных народных игрушках,

промыслы нашего края.



1 вариант:
Лепка и декор игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:
Лепка и декор Дымковской игрушки.

Учащиеся готовят сообщения о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово).










12.

Богородская деревянная резная игрушка
с элементами движения.



Изучение новых знаний

Деревянная резная игрушка
с элементами движения. Городской фольклор ярмарок. Художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей. Выразительность движений и звуковых эффектов богородской игрушки.

Знать особенности богородской игрушки

Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова.













13.

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.





Изучение новых знаний

Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.



Знать особенности гжельской росписи

1 вариант:

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).



2 вариант:

Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).



3 вариант:

Импровизация


по мотивам Гжели

(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).















14.

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.





Изучение новых знаний

Единство формы предмета и его декора в городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Усвоить основные приёмы Городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.













15.

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.





Изучение новых знаний

Разнообразие форм подносов
и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Освоить основные приёмы Жостовской росписи

1 вариант:

Выполнение фрагмента жостовской росписи


с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.

2 вариант:

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются


на чёрном поле крупных подносов.













16.

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.





Изучение новых знаний

«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов
в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Знать историю искусства Хохломы,

истоки и современное развитие промысла.



Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».













17.

Керамика Скопина (Рязань),

Опошни (Полтава).





Изучение новых знаний

Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи
в народном творчестве (ковши-утицы, птицы-солонки,
кони-качалки, звери-свистульки, медведь-кувшин и т. п.).

Знать как развивалась история керамики, предметы керамики.

Выполнение эскиза
и роспись «волшебного» фигурного сосуда – сосуд-зверь, сосуд-птица

Учащиеся готовят сообщения (Полховский Майдан, Палех, пряничные доски, вологодское кружево…).










18.

Промыслы нашего края. Матрёшка.



Изучение новых знаний

Раскрывающаяся игрушка матрёшка. Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Собирательный образ женщин, берущий своё начало от древней Берегини. Сравнение видов росписи загорских, семёновских, полхов-майданских матрёшек.

Знать промыслы нашего края.

1вариант:
Изготовление матрёшки приёмом одевания (аппликация).

2 вариант:

Выполнение эскиза


и росписи матрёшки выбранным видом росписи.













19.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы).





обобщение

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Усвоить значение народных художественных промыслов

в современной жизни



Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

























20.

Зачем людям украшения.



Изучение новых знаний

Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство. Костюм и одежда.

Познакомиться с эволюцией и образным значением одежды.

Сообщение новых знаний.













21.

Декор и положение человека
в обществе.



Изучение новых знаний

Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Усвоить символику цвета в украшениях.,отличие одежд высших
и низших сословий общества Древнего Египта.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Подобрать иллюстрации по мифам Древней Греции.










22 – 23.

Украшения
в жизни древних обществ. Греческая вазопись.



Изучение новых знаний

Роль декоративного искусства
в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Знать о роли декоративного искусства
в Древней Греции, античной расписной керамике.

Эскиз сосуда
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

Какую информацию о памятных событиях истории и культуры содержат изображения гербов городов России?










24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.



Изучение новых знаний

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

Знать понятие-герб, символы гербов

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.



2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.



3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.















25-26.

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).





Изучение новых знаний

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Усвоить понятие- боррокко.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко».




Учащиеся готовят сообщения (Древний Китай; Средневековая Япония; Средневековая Персия (одежда народов Востока); искусство народов Кавказа).










27.

Современная одежда
по мотивам национальных костюмов.



Изучение новых знаний

Национальные традиции
в культуре народа. Одежда
и национальный колорит. Живопись, скульптура,
графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Уметь выполнять эскизы современной одежды

Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.













28.

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).



Обобщение

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Уметь украшать вещи, отстаивать свою точку зрения

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Учащиеся готовят сообщения (керамика, художественное стекло, изделия
из металла, гобелен).

























29.

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство.



Изучение новых знаний

Многообразие материалов
и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа.

Знать о современном и повседневном
и выставочном декоративном искусстве.

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.













30 – 31.

Современное декоративное искусство. Витраж.



Изучение новых знаний

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Усвоить понятия- витраж, мозаика.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

Нарезать цветную бумагу и открытки одинаковыми квадратиками 5-10 мм, разложить каждый цвет по оттенкам.










32.

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.



Изучение новых знаний

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Уметь на практике составлять композицию из мозаики.

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Продумать сюжет будущей коллективной работы.










33 – 34.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

2-3ч

Обобщение

Осознание учащимися своих творческих возможностей.

Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».













Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

189.76kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления 2012-2013 учебный год Класс 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений

659.79kb.

18 12 2014
5 стр.


Рабочая программа по биологии Класс 9 «А» 2012-2013 учебный год
573.61kb.

11 09 2014
3 стр.


Программа по математике по подготовке к гиа в 9 классе на 2012-2013 учебный год во второй половине учебного дня
33.02kb.

27 09 2014
1 стр.


Трофимовой Анны Сергеевны по русскому языку 5 «а» класс 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
1008.64kb.

10 10 2014
6 стр.


Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный год Планирование рассчитано на 68 часов 2 часа в неделю

Программа предназначена для учащихся 6-10 классов и рассчитана на 1 год обучения

80.24kb.

14 12 2014
1 стр.


Санаа Онермаа Барбаановны по литературному чтению 3 класс на 2010 2011 учебный год Хондергей 2012-2013 уч г. пояснительная записка Статус документа рабочая программа

Председатель мо сат А. А

103.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по математике в 8 классе на 2010-2011 учебный год. Учитель: Ягафарова Фардания Фаритовна
601.26kb.

26 09 2014
5 стр.