Школьный кружок журналистики «Пером и кистью»
Рабочая программа дополнительного образования
на 20012 -2013 учебный год
Планирование рассчитано на 68 часов – 2 часа в неделю.
Количество детей в группе – 15 человек.
Пояснительная записка:
Данная программа предназначена для учащихся 6-10 классов и рассчитана на 1 год обучения.
Успешность современного человека зависит от умения добывать и использовать информацию. Эти навыки активно формируются на уроках филологического цикла. Полученные знания учащиеся применяют на практике: результатом их труда становится какой-либо уникальный продукт - сочинение, реферат, доклад, проект. Журналистика - один из путей овладения необходимыми навыками подбора, структурирования и преподнесения информации.
Занятия в кружке журналистики позволят учащимся расширить кругозор, активизировать языковые и речевые навыки, развить творческий потенциал.
В рамках курса учащиеся знакомятся с особенностями публицистических жанров, овладевают навыками написания статей различных жанров, а также практикуются в редактировании текстов. Кроме того, они приобретают опыт поиска и отбора материалов, посвященных определенной теме. Важно отметить, что кропотливая и системная работа с текстами ведет к повышению общей грамотности учащихся.
Программа охватывает обширный материал, опираясь в основном на повторение ранее изученного материала. Материал подаётся в виде блоков занятий информационного и практического характера. Практический характер носят занятия по сбору и обсуждению материалов для очередного номера газеты, по анализу корреспонденции «Школьной почты», по работе над оригинал-макетом очередного номера и оформлению и выпуску номера. Информационно-теоретический характер носит занятие «Освоение жанров публицистического стиля», занятия «Лингвистический практикум» предполагают актуализацию знаний, полученных на уроках русского языка и практическую работу по созданию текстов публицистического жанра. Программа предполагает практические занятия по созданию текстов публицистических жанров: интервью, портретный очерк, поздравление, торжественная речь, статья, репортаж, фельетон, заметка. Тексты публицистических жанров, созданные учащимися, публикуются в школьной газете.
Цели и задачи:
Основной целью деятельности школьного кружка является организация работы учащихся школы по созданию многотиражной школьной газеты.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
Воспитательные:
- привлечение учащихся разного возраста к участию в создании газеты;
- формирование организационной структуры редакции;
- обучение школьников базовым знаниям и умениям, необходимым в работе журналиста и редактора.
Образовательные:
учащийся должен знать/понимать
-
основные признаки публицистического стиля языка;
-
особенности основных жанров публицистического стиля.
уметь
-
различать публицистический стиль;
-
создавать тексты публицистических жанров
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Ожидаемый результат:
- формирование творческого коллектива учащихся, способного решать разнообразные задачи, связанные с созданием многотиражной газеты;
- формирование у учащихся навыков работы в коллективе, а также навыков организации индивидуального труда;
- социализация учащихся, осознание ими особенностей конкретных профессий: журналист, редактор;
- овладение сотрудниками газеты основными навыками, умениями и знаниями, необходимыми для работы по указанным специальностям;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- формирование и совершенствование умений самостоятельно создавать тексты публицистических жанров.
Продукт:
- ежемесячный тираж школьной газеты.
Содержание программы
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Содержание раздела
|
1
|
Вводное занятие
|
Общее ознакомление с профессией журналиста.
Цели и задачи кружка.
|
2
|
Личность журналиста
|
Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста.
|
3
|
Публицистический стиль речи
|
Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
|
4
|
Освоение жанров публицистического стиля
|
4.1
|
Интервью.
|
Виды интервью. Интервью-монолог.
Интервью-диалог. Интервью-зарисовка. Анкетирование. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
|
4.2
|
Очерк, портретный очерк.
|
Многообразие форм очерка как публицистического жанра. Понятия «документальность», «достоверность фактов».
|
4.3
|
Поздравление, торжественная речь.
|
Искусство торжественной речи.
|
4.4
|
Статья
|
Многообразие форм статьи как публицистического жанра. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья.
|
4.5
|
Репортаж
|
Понятие репортажа. Виды репортажа.
Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.
|
4.6
|
Фельетон
|
Характеристика фельетона. Его разновидности.
Мастера жанра.
|
4.7
|
Заметка
|
Многообразие форм заметки как публицистического жанра. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба.
|
5
|
Лингвистический практикум
|
5.1
|
Сходство и различие художественного и публицистического стилей
|
Фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.
|
5.2
|
Тип речи – описание
|
Изобразительно - выразительные средства языка.
|
5.3
|
Азы редакторской правки
|
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение
|
6
|
Практическая работа
|
Создание текстов публицистического стиля.
|
7
|
Работа над оригинал-макетом номера.
Выпуск номера.
|
Структура газетного листа. Компьютерное редактирование. Компьютерная графика. Размещение материала. Работа с программами Windows XP, MS Word, Adobe Photo Shop, Paint, Power Point
|
Циклограмма построения занятий для выпуска одного номера школьной газеты (4 основных этапа):
1
|
Выбор основной темы номера
|
- сбор и обсуждение материалов для очередного номера газеты;
- анализ корреспонденции «Школьной почты»;
- работа над оригинал-макетом очередного номера.
|
2
|
Освоение жанров публицистического стиля
|
- ознакомление учащихся с особенностями публицистического жанра, который следует использовать в номере школьной газеты.
|
3
|
Лингвистический практикум
|
- актуализация знаний, полученных на уроках русского языка и на занятиях кружка, практическая работа по созданию текстов публицистических жанров.
|
4
|
«Выход в свет»
|
- выпуск очередного номера школьной газеты
|
Распределение часов на изучение теории и практикум примерное. В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время может меняться.
Техническое оснащение:
1 персональный компьютер,
1 лазерный принтер;
1 струйный (цветная печать) принтер;
1 цифровой фотоаппарат;
1 мультимедийный проектор;
выход в Интернет.
Для реализации данной программы необходимо наличие класса Pentium 4, укомплектованного CD–дисководами, 2 принтера, 3,5" дискеты, цифровой фотоаппарат, писчая бумага формата А3 и А4; программное обеспечение: Windows XP, MS Word, Adobe Photo Shop, Paint, Power Point).
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
https://co1601.ru/gazeta.html
https://graivoron.edu.ru/index/0-11
www.ido.rudn.ru
www.journ.ru
www.nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe.../programma-kruzhka-zhurnalistika, календарно-тематическое планирование кружка «Журналистика»
www.school-lichnost.ru/assets/files/smi.pdf , календарно-тематическое планирование
занятий кружка «СМИ: школьная газета» на 2011 - 2012 учебный год.
https://www.school343.ru/gazeta
https://www.sch578.edusite.ru/p12aa1.html
www.86priobsch1.ucoz.ru/program_dop_obr/shkola_gurnalistiki.doc программа «Школа журналистики»
www.textfighter.org
ЛИТЕРАТУРА:
-
Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики.- Просвещение:М., 2006.
-
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
-
Дагаева-Шейнина Н. Журналистом быть необязательно, но стать грамотным человеком можно и нужно, - Учительская газета.
-
Социальное функционирование журналистики. – Санкт-Петербург: СпбГу, 1994.
-
Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Учитель: М., 2010.