Перейти на главную страницу
В 1869 на съезде в г. Эйзенахе в результате слияния на революционных принципах созданного в 1868 Нюрнбергского объединения рабочих союзов с левыми элементами возникшего в 1863 лассальянского Всеобщего германского рабочего союза была создана Социал-демократическая рабочая партия Германии (эйзенахцы).
В годы, последовавшие за отменой Исключительного закона против социалистов, быстро увеличилась (до 100 тыс. чел.) численность партии, росло количество ее мест в рейхстаге. Так, в 1890 с.-д. располагали 35 мандатами в рейхстаге, а в 1898 уже 56 (за депутатов социал-демократической партии была подана 1/4 всех голосов).
В 1891 съезд герм. социал-демократов в г. Эрфурте принял новую программу, к-рая была шагом вперед по сравнению с Готской программой и с теоретич. стороны, как писал Энгельс, в целом была составлена на основе совр. науки. В нее были включены положения об овладении пролетариатом политической властью, уничтожении классов и клас. господства как конечной цели партии. Однако и в этой программе отсутствовали не только требование диктатуры пролетариата, но и лозунг буржуазно-демократической республики, что вызвало критику со стороны Ф. Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 227-43).
С наступлением эпохи империализма в с.-д. партии значительно усилились оппортунистич. тенденции. Главной опорой оппортунизма была рабочая аристократия. Э. Бернштейн и его единомышленники начали ревизию марксизма, отбрасывая его существо, в первую очередь учение о клас. борьбе и диктатуре пролетариата. Но С.-д. п. Г. еще стояла тогда на позициях клас. борьбы. Выступления Бернштейна в духе бурж. реформаторства, его призывы к клас. сотрудничеству пролетариата с буржуазией встретили активное сопротивление; против ревизионизма решительно выступили А. Бебель, Р. Люксембург и др. Однако ревизионисты не были изгнаны из партии. Полный идейный разгром бернштейнианства был осуществлен Лениным. Вскрыв идейные истоки оппортунизма, Ленин высказался за немедленный разрыв революц. социал-демократии с бернштейнианцами.
В условиях подъема рабочего движения в нач. 20 в. в партии развернулась ожесточенная дискуссия о применении массовой политич. стачки и о роли профсоюзов. В идейной борьбе наметились 3 течения: ревизионистское, или правооппортунистич. (Э. Бернштейн, Э. Давид, К. Легин и др.); центристское, маскировавшее свой оппортунизм революц. фразами, и левое (К. Либкнехт, Р. Люксембург и др.), представители к-рого стояли на позициях клас. борьбы, активно выступали против милитаризма и империалистич. войны. Однако левые еще не пришли к выводу о необходимости полного идейного и организационного разрыва с оппортунизмом.
Под давлением революц. масс Иенский съезд герм. социал-демократии (сент. 1905) принял 228 голосами против 14 предложенную Бебелем резолюцию о необходимости широкого применения массовой стачки как одного из наиболее действенных средств борьбы. Но уже на Мангеймском съезде (1906) ревизионистам удалось фактически свести эту резолюцию на нет. Правые оппортунисты и центристы отказались от борьбы против милитаризма. В 1907 на Эссенском съезде партии было принято шовинистич. решение о "защите отечества" в надвигавшейся мировой войне. В том же году на Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала большинство делегации герм. социал-демократической партии заняло явно оппортунистич. позицию по ряду важнейших вопросов - о колониях, профсоюзах, милитаризме. Лишь Р. Люксембург выступила совместно с Лениным за революц. решение вопроса о войне.
В партии нарастали противоречия между массой рядовых членов, с одной стороны, и ревизионистскими и центристскими лидерами - с другой. Это с особенной остротой проявилось в ходе борьбы за всеобщее избират. право в 1910, когда с.-д. лидерам удалось воспрепятствовать проведению политич. массовой забастовки. В этих условиях началось сближение с ревизионистами центристов, лидером к-рых стал К. Каутский. Руководство герм. социал-демократии подчиняло всю деятельность партии борьбе за получение парл. мандатов; на выборах в рейхстаг в 1912 с.-д. партия, насчитывавшая ок. 1 млн. членов, получила 4,5 млн. голосов и св. 1/4 мест. Парл. успехи не являлись, однако, показателем боеспособности партии. Влияние открытого и скрытого оппортунизма привело к тому, что в условиях революц. подъема перед 1-й мировой войной 1914-18 СДПГ оказалась не в состоянии возглавить рабочий класс в борьбе за демократию и социализм. Буржуазии удалось с помощью оппортунистов ослабить рабочий класс как силу, способную помешать империалистам ввергнуть герм. нацию в катастрофу мировой войны.
С началом империалистич. войны 1914-18 руководство с.-д. партии заняло социал-шовинистич. позицию, окончательно превратившись в прямого пособника буржуазии. 4 авг. 1914 с.-д. фракция рейхстага проголосовала за военные кредиты, за поддержку империалистич. войны. Лишь при новом голосовании в дек. 1914 К. Либкнехт мужественно выступил против воен. кредитов. Для нем. рабочего класса это явилось сигналом к борьбе против империалистич. войны. В конце мая 1915 левые социал-демократы организовали антивоенную демонстрацию трудящихся женщин перед зданием рейхстага. 1 мая 1916 на Потсдамской площади в Берлине состоялся антивоенный митинг, на котором К. Либкнехт провозгласил: "Долой войну! Долой правительство!"
Под лозунгами левых в рабочем движении собирались силы, сохранившие верность революц. знамени марксизма, пролетарскому интернационализму. Левые, как говорил Ленин, спасли честь немецкого пролетариата. Опасаясь перехода рабочих масс на сторону левых, центристы организовали в апр. 1917 отдельную от С.-д. п. Г. Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ), занявшую социал-пацифистские позиции. Последовательно боролась против империалистич. войны только интернационалистская "Группа Спартака". На своей общегерм. конференции (окт. 1918) спартаковцы выдвинули программу немедленного прекращения войны, революц. завоевания демократич. прав и свобод, свержения герм. империализма как предпосылки перехода к социалистич. революции. Ноябрьская революция 1918 в Германии сокрушила монархию Гогенцоллернов, явилась важным звеном в междунар. рабочем движении, усилившемся под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России. В ходе Ноябрьской революции "Группа Спартака" была преобразована в "Союз Спартака" (руководящие деятели - К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин, Ф. Меринг, В. Пик), к-рый стал основой образовавшейся в дек. 1918 Коммунистической партии Германии (КПГ).
Находясь у власти в период послевоен. революц. подъема, правые социал-демократы и центристы способствовали спасению герм. империализма. Правые с.-д. лидеры (Ф. Эберт, Ф. Шейдеман, Г. Носке и др.), вступив в соглашение с верховным командованием армии, активно участвовали в удушении Ноябрьской революции. В период капповского путча 1920, целью к-рого было установление открытой воен. диктатуры, с.-д. лидеры не приняли необходимых мер против мятежников. Последние были разгромлены лишь благодаря активным и решительным действиям нем. рабочего класса. Правые лидеры были противниками установления мирных отношений между Сов. Россией и Германией. Попустительство реакции со стороны правых социал-демократов привело к тому, что на выборах в рейхстаг в 1920 СДПГ потеряла по сравнению с 1919 половину голосов; после этого представители партии впервые после Ноябрьской революции не вошли в пр-во. В рядах Независимой социал-демократич. партии усилилась дифференциация, приведшая к ее расколу. Левое крыло НСДПГ объединилось в 1920 с Коммунистич. партией Германии, правое крыло (в к-рое входила лишь незначит. часть членов партии) слилось в 1922 с социал-демократической партией. Большую роль в переходе левых независимцев на позиции КПГ сыграл Э. Тельман. Политика правых с.-д. лидеров, противоречившая коренным интересам рабочего класса, сказалась и в программных вопросах. В 1921 на съезде в г. Горлице и окончательно в 1925 на съезде в г. Гейдельберге была принята новая программа (взамен Эрфуртской), в которой отсутствовало даже понятие классовая борьба.
Создание единой партии рабочего класса было значительным событием в истории германского рабочего движения. В программе партии было сформулировано положение, что освобождение рабочего класса требует превращения средств производства в общественную собственность. Целью партии было объявлено освобождение рабочего класса, создание социалистического общества. Партия приняла лозунг пролетарского интернационализма. В то же время, добиваясь единства любой ценой, эйзенахцы пошли на компромисс с лассальянцами. Замечания К. Маркса и Ф. Энгельса, подвергших проект Г. п. резкой и глубокой критике, были учтены лишь в незначительной степени.
Г. п. содержала грубое искажение программных и тактических основ пролетарского движения. В Г. п. отсутствовала идея социалистической революции и завоевания пролетариатом политической власти; по существу воспроизводилось положение Лассаля «о железном законе заработной платы», соответствующее мальтузианской «теории» о нищете трудящихся как естественном законе, а также лассальянский тезис о том, будто по отношению к пролетариату все другие классы (включая и крестьянство) составляют единую реакционную массу. Особо резкой критике Маркс подверг положение проекта программы о том, что рабочий класс может добиться своих целей только посредством всеобщего избирательного права и создания с помощью государства (имелась в виду буржуазно-юнкерская империя Бисмарка) производственных кооперативов. Критикуя затушевывание в Проекте программы классовой сущности государства, Маркс подчеркнул, что для обеспечения господства пролетариата и для построения социалистического общества необходима диктатура пролетариата.
Г. п. была шагом назад по сравнению с программой эйзенахцев. Ряд положений Г. п. был впоследствии использован ревизионистами.
Маркс и Энгельс воздержались от публичного осуждения Г. п., потому, что рядовые члены партии вкладывали в неё революционный смысл, вопреки её истинному содержанию. Тем не менее, как только перед Эрфуртским съездом германских социал-демократии (1891) назрел вопрос о пересмотре социал-демократической программы, Энгельс опубликовал (несмотря на противодействие некоторых социал-демократических лидеров) работу Маркса «Критика Готской программы», написанную в начале мая 1875.
Новая программа, принятая на Эрфуртском съезде социал-демократов, была более зрелой, чем Готская.
Лондон, 5 мая 1875 г.
Дорогой Бракке!
Нижеследующие критические замечания к объединительной программе будьте добры по прочтении передать для ознакомления Гейбу и Ауэру, Бебелю и Либкнехту. Я завален работой и вынужден переступать уже далеко за рамки рабочего времени, разрешенного мне врачами. Поэтому мне отнюдь не доставило особого “удовольствия” исписать так много бумаги. Но это было необходимо для того, чтобы партийные друзья, для которых предназначается это сообщение, не истолковали впоследствии ложно те шаги, которые я, со своей стороны, должен буду предпринять.— Я имею в виду краткое заявление, которое Энгельс и я опубликуем после объединительного съезда; мы заявим, что мы совершенно непричастны к указанной принципиальной программе и не имеем с ней ничего общего.
Это необходимо, так как за границей распространено заботливо поддерживаемое врагами партии мнение — мнение совершенно ложное,—будто мы тайно руководим отсюда движением так называемой эйзенахской партии. Еще в своей недавно появившейся на русском языке книге Бакунин возлагает, например, на меня ответственность не только за все программы и т. д. упомянутой партии, но даже и за каждый шаг, сделанный Либкнехтом со дня его сотрудничества с Народной партией.
Помимо того, мой долг не позволяет мне, хотя бы лишь посредством дипломатического молчания, признать программу, которая, по моему убеждению, решительно никуда не годится и деморализует партию.
Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ. Поэтому, если нельзя было — а обстоятельства этого не допускали — пойти дальше эйзенахской программы, то следовало бы просто заключить соглашение о действиях против общего врага. Составляя же принципиальные программы (вместо того чтобы отложить это дело до того момента, когда оно будет подготовлено более длительной совместной работой), воздвигают тем самым перед лицом всего мира вехи, по которым люди судят об уровне партийного движения.
Вожди лассальянцев пришли к нам потому, что их вынудили к этому обстоятельства. Если бы им заявили с самого начала, что ни на какое торгашество принципами не пойдут, то они должны были бы удовлетвориться программой действия или организационным планом в целях совместного действия. Вместо этого им разрешают являться во всеоружии мандатов и, со своей стороны, признают эти мандаты обязательными, т. е. сдаются на милость или немилость тех, кто сам нуждается в помощи. К довершению всего они созывают съезд еще до согласительного съезда, между тем как собственная партия созывает свой съезд только post festum 1)Здесь явно стремились сорвать всякую критику и не дать опомниться собственной партии. Известно, что рабочих удовлетворяет самый факт объединения; но ошибаются те, кто думает, что этот минутный успех куплен не слишком дорогой ценой.
Впрочем программа никуда не годится и независимо от того, что она канонизирует лассалевский символ веры.
В ближайшее время я пришлю Вам последние выпуски французского издания “Капитала”. Печатание было на долгое время задержано запрещением французского правительства. На этой неделе или в начале следующей книга будет готова. Получили ли Вы 6 первых выпусков? Сообщите мне, пожалуйста, также адрес Бернхарда Беккера, которому я тоже должен послать последние выпуски 6.
У книгоиздательства “Volksstaat” своеобразные нравы. Так, например, мне до сих пор даже не прислали ни одного экземпляра нового издания “Кёльнского процесса коммунистов” .
С сердечным приветом
Ваш Карл Маркс
Ф. ЭНГЕЛЬС. ПИСЬМО КАРЛУ КАУТСКОМУ В ШТУТГАРТ
Лондон, 23 февраля 1891 г.
Дорогой Каутский!
Мое спешное поздравление, посланное тебе третьего дня, ты, вероятно, уже получил 6). А теперь вернемся опять все к тому же, к письму Маркса 7).
Опасение, что оно даст оружие в руки врагов, оказалось необоснованным. Злобные инсинуации можно, конечно, распространять по всякому поводу, но в общем и целом эта беспощадная самокритика произвела па противников совершенно ошеломляющее впечатление и вызвала у них определенное чувство: какой же внутренней силой должна обладать та партия, которая может сама себе преподносить подобные вещи! Это ясно видно из газет противников, присланных тобой (большое спасибо!) и полученных мною из других мест. Откровенно говоря, и я тоже думал об этом, когда собирался публиковать данный документ. Я знал, что он должен был d первый момент кое-кого затронуть весьма неприятно, но избежать этого было невозможно, а само содержание документа, по моему мнению, перевешивало это с избытком. Я знал также, что партия была более чем достаточно сильна, чтобы выдержать это, и рассчитывал на то, что и в настоящее время она выдержит также тот откровенный язык, каким это было высказано 15 лет тому назад; что можно будет с заслуженной гордостью сослаться на эту пробу сил и сказать: где найдется другая такая партия, которая бы осмелилась сделать что-либо подобное? Между тем сказать это предоставили саксонской и венской “Arbeiter-Zeitung” и “Zuricher Post” 26.
Если ты в № 21 “Neue Zeit” берешь на себя ответственность за публикацию 27, то это очень похвально с твоей стороны, но не забудь, что первый толчок дал все-таки я и что к тому же я до известной степени не оставил тебе выбора. Поэтому я беру главную ответственность на себя. Что касается частностей, то на этот счет всегда могут быть различные мнения. Я вычеркнул и изменил все, против чего ты и Диц возражали, и если бы Диц отметил еще больше мест, я и тут был бы по возможности сговорчив; мою сговорчивость я вам всегда доказывал на деле. Но что касается главного, то моим дол-гом было опубликовать эту рукопись, как только программа была поставлена на обсуждение. К тому же после доклада Либкнехта в Галле28, в котором он частью бесцеремонно использует, как свою собственность, свои выписки из марк-совой критики, а частью полемизирует с ней, не называя самого документа, Маркс непременно противопоставил бы этой переработке свой оригинал, и я был обязан сделать это вместо него. К сожалению, у меня тогда еще не было в руках самого документа; я его нашел только гораздо позже, после долгих поисков.
Ты говоришь, что Бебель писал тебе о том, что обращение Маркса с Лассалем вызвало раздражение у старых лассальянцев. Очень может быть. Эти люди не знают ведь действительной истории, и, казалось бы, неплохо их в этом отношении просветить. Если этим людям неизвестно, что все величие Лассаля основывалось на том, что Маркс позволял ему в течение долгих лет украшать себя результатами марксовых научных исследований как своими собственными и вдобавок извращать их из-за своей недостаточной экономической подготовки, то это пе моя вина. Но я являюсь литературным душеприказчиком Маркса, и это возлагает на меня определенные обязанности.
Вот уже 26 лет, как Лассаль принадлежит истории. Если в период исключительного закона29 Лассаля не подвергали исторической критике, то теперь наступает, наконец, время, когда она должна вступить в свои права и выяснить действительное положение Лассаля по отношению к Марксу. Ведь не может же стать символом веры партии легенда, прикрывающая истинный образ Лассаля и превозносящая его до небес. Как бы высоко ни оценивать заслуги Лассаля перед движением, его историческая роль в нем остается двойственной. За Лассалем-социалистом по пятам следует Лассаль-демагог. Сквозь Лассаля-агитатора и организатора всюду проглядывает адвокат, ведущий гацфельдтовский процесс30: тот же цинизм в выборе средств, то же стремление окружать себя сомнительными и продажными людьми, которых можно использовать как простое орудие, а затем выбросить вон. Будучи до 1862 г. на практике специфически прусским вульгарным демократом с сильными бонапартистскими наклонностями (я только что просмотрел его письма к Марксу), он по причинам чисто личного характера внезапно переменил фронт и начал свою агитацию. И не прошло двух лет, как он уже начал требовать, чтобы рабочие стали па сторону королевской власти против буржуазии, и завел такие интриги с родственным ему по характеру Бисмарком, что это неизбежно должно было привести к фактической измене движению, если бы он на свое счастье не был вовремя застрелен. В его агитационных брошюрах то правильное, что он заимствовал у Маркса, настолько переплетено с его собственными, лассалевскими, и, как правило, ошибочными рассуждениями, что почти нет возможности отделить одно от другого. Та часть рабочих, которая чувствует себя задетой оценкой Маркса, знает Лассаля только по двум годам его агитации, да и на нее смотрит сквозь розовые очки. Но перед такими предрассудками историческая критика не может навеки застыть в почтительной позе. Моим долгом было раз навсегда вскрыть, наконец, подлинное отношение между Марксом и Лассалем. Это теперь сделано, и этим я могу пока удовольствоваться. К тому же сам я занят сейчас другими делами. А опубликованное беспощадное суждение Маркса о Лассале уже само по себе произведет нужное действие и придаст мужества другим. Но если бы обстоятельства заставили меня выступить, то у меня не осталось бы выбора: я должен был бы раз навсегда покончить с легендой о Лассале.
Поистине великолепно, что внутри фракции раздались голоса с требованием установить цензуру над “Neue Zeit”. Что это — призрак диктатуры фракции времен исключительного закона (диктатуры, которая была тогда необходима и превосходно проводилась) или это воспоминания о былой строгой организации фон Швейцера? Это в самом деле блестящая мысль — после освобождения немецкой социалистической науки от бисмарковского закона против социалистов подчинить ее новому закону против социалистов, который сами социал-демократические партийные органы должны сфабриковать и проводить в жизнь. Впрочем, сама природа позаботилась о том, чтобы деревья не росли до небес 8).
Статья в “Vorwarts” меня мало трогает31. Я выжду, пока Либкнехт расскажет всю историю по-своему, и тогда, пожалуй, отвечу сразу и на то и на другое, по возможности в дружественном тоне. В статье в “Vorwarts” придется только исправить некоторые неправильные утверждения (например, что мы будто бы не желали объединения, что события якобы доказали неправоту Маркса и т. д.) и подтвердить то, что само собой разумеется. Этим ответом я, со своей стороны, думаю закончить дискуссию, если только новые нападки или неправильные утверждения не вынудят меня к дальнейшим шагам.
Скажи Дицу, что я занят подготовкой “Происхождения” 9). Но вот сегодня пришло письмо от Фишера, который тоже хочет получить от меня три новых предисловия32!
Твой Ф. Э.
К. Марксом и Ф. Энгельсом Союза коммунистов, распространением в Германии революционных идей 1-го Интернационала, борьбой Маркса, Энгельса и их учеников против влияния бурж и мелкоб
16 12 2014
1 стр.
Образовательная: Сформировать представления о причинах подъема демократической волны на примере революции в Германии
14 12 2014
1 стр.
Демократической прогрессивной партии и Новой партии. Особое внимание уделено показу роли культурных традиций, прежде всего конфуцианства в процессе модернизации
16 12 2014
10 стр.
Программа германо-российского проекта в рамках Года Германии 2012/2013 «Творческие лаборатории и концерты деятелей культуры Германии в Перми и Пермском крае: Россия и Германия – им
15 12 2014
1 стр.
Социал-демократия – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ и мир
11 10 2014
1 стр.
Кпсс ельцинским режимом, является раздробленным. Единство движения – одна из основных задач, стоящих перед коммунистами. На сегодняшний день в рф, кроме социал-демократической кпрф
14 10 2014
1 стр.
В том числе от Партии регионов 40 депутатов, от партии «Сильная Украина» 2, от Коммунистической партии Украины 2, от партии «Русское единство» -2, от Народного Руха Украины 1, от В
10 10 2014
5 стр.
В тридцатый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные за время с июля 1916 года до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в Рос
04 09 2014
30 стр.