Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии


______________ Ю.Н.Солонин

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
специальность (направление) – философия религии

Автор (составитель)

профессор, докт.филос.наук Б.В. Марков

Рецензент:

профессор, докт. филос. наук ___________

Санкт-Петербург

2009 г.


  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель изучения дисциплины:

Изучение истории теологии с точки зрения философии телекоммуникации.
1.2. Задачи курса:

Задачей курса является ознакомление студентов с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в рамках православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения человека. Анализируются тенденции развития христианской антропологии в конце XX в.



1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» является базовой в подготовке профессионального философа и служит источником для изучения других философских дисциплин.


1.4. Требования к уровню освоения дисциплины –

«РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

- Освоение содержания дисциплины и достаточно полное представление о возможностях применения его разделов в различных науках о человеке, обществе и религии;



  • Знакомство с образами человека в различных религиях.

  • Исследование христосферы, как культурного пространства.

  • Знание основных проектов религиозной антропологии.




  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *




Всего аудиторных занятий


Часов 68


из них: - лекций


Часов 34


- практич занятия


Часов 34



Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


Часа 68


Итого (трудоемкость дисциплины)


Часов 134



Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,

Экзамен

II. Распределение часов курса по темам и видам работ


N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинарские

занятия

1.

Философия и теология

Государство и церковь.






4

4

8

2.

ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ. БОГИ АНТИЧНОГО ПОЛИСА.




4

4

8

3.

ЧЕЛОВЕК И БОГ в культуре Древней Руси.




4

4

8

4.

Основные понятия и оппозиции религиозной антропологии.




4

4

8

5.

ХРАМ И РЫНОК. САКРАЛЬНОЕ И МИРСКОЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ




4

4

8

6.

ПОСЛАНИЕ БОГА. Библия и книжная культура




4

4

8

7.

Град земной и град Божий. ХРИСТИАНСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ




4

4

8

8.

РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ МАСС-МЕДИА




4

4

8


3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий

ТЕМА 1. Философия и теология.

Антропоцентризм и теоцентризм. Наука и религия. Философия религии, религиоведение, социология религии, научная критика религии. Религиозная антропология. Антропология религии. Типы религиозных антропологических учений. Проблема антроподицеи. Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие. «Женские» и «мужские» религии. Психоаналитические практики и проблема исповеди. «Идеал - Я». Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного опыта. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового «религиозного универсализма».
ТЕМА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ.

Кочевые народы. Знаки и сигналы. Солярная энергия знаков. Первобытная магия. Теплота, запахи и звуки. Первобытная коммуна Общение с живыми и мертвыми. Культ предков. Оседлость. Матриархат и Патриархат. Женские и мужские культы. Образ матери. Аграрное общество. Специфика архаичного сознания. Леви Брюль и Леви Стросс. Антропология пищи. Тотемизм. Жертва и культ. Нуминозное. Символизм. Символ и ритуал. Языческие боги. Пространства священного и профанного. Партиципация.


ТЕМА 3. БОГИ АНТИЧНОГО ПОЛИСА

Религия и миф. Боги и культы. Проблема интерпретации мифа. Духовная культура античности. Люди и боги. Космоцентризм. Наука и диалектика. Учитель и ученик. Послания Платона и Сенеки. Воспитание и искусство жизни. Техника работы над собой: гимнастика, диетика, аскетика. Рассудительность и умеренность. Дружба. Античная гимназия. Открытость. Искусство речи. Агональный дух. Акрополь и Агора. Парфенон. Античный полис и демократия. Риторика. Роль голоса в античном обществе. Публичное и приватное. Религиозные мистерии.

Римский дух. Право и цивилизация. Культурная миссия Рима. Империя. Рим как политическая фикция. Символы империи. Знаки власти. Пантеон. Император и театр. Боги и люди. Спектакулярность римского общества. Повседневность: «Хлеба и зрелищ". Земное и небесное царства. Акт Константина. Последствия христианизации Рима.
ТЕМА 4. Основные понятия и оппозиции религиозной антропологии.

Исторические и философские основания христианского богопознания. Религиозный идеал и его смысл. «Интеллектуальная техника» религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Знание и духовный опыт. Миф и Логос. Воля и интеллект. Вера и разум. Рациональное и иррациональное. Слово и дух. Душа и тело. Сердце и разум. Человек и Бог. Творение. Инспирация. Богоподобие. Свобода воли. Первородный грех. Тварное и нетварное. Бытие и небытие. Религия и пол. Христианская любовь. Добро и зло. Искупление. Крещение и евхаристия. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека.


ТЕМА 5. Град земной и град Божий. Государство и церковь.

Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Феодальная империя, иерархия земная и небесная. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. Институт монашества. Солидарность. Иисус как личность и личность Христа. Христос и Антихрист. Проблема искушения. Религия страдающего Бога. Символика искупления, жертвоприношения и Воскресения. Смерть и бессмертие. Смысл религиозной аскезы. Исихазм. Культ святых. Жизнеописания святых.

Церковь и народ. Христианская мораль.

ТЕМА 4. Христианство как трансцендентальная религия. Гностицизм. Трансценденция и эманация. Монотеизм. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Проблема элинизации христанства. Основы христианской догматики и апологетики. Философия Библии. Иудейская апокалиптика. Учение о родовом грехе. Идея символа веры. Бог иудаизма и христианства. Ветхий и Новый заветы. Миф об Адаме и миф о Големе. Инспирация. Логос и письмо. Каббалистика. Магия.


ТЕМА 6. ПОСЛАНИЕ БОГА.

Посланники Бога. Пророки. Дева Мария как медиа-канал. И. Христос - свидетель и посланник. Критерии истинности послания. И. Христос и апостолы. Тайная вечеря. Любимый ученик. Ап. Павел и его послания. Ап. Петр и церковь. Церковь как институт коммуникации. Распространение послания Бога по поверхности всей земли. Послания пап. Требования к служителям церкви. Непогрешимость папы и целибат. Церковь как «почта». Христианская медиаимперия. Библия и икона. Книга, образ, звук в структуре христианской коммуникации. Православная и католическая церковь как две медиасистемы. Иконоборчество и иконофилия. Протестантизм и чтение. Требования к иконописцам. Икона и портрет. Церковная и светская живопись. Изменение образов Христа и Девы Марии в истории церковной и светской живописи. Лицо и лик. Онтология и семиотика лица. Флоренский и Левинас о коммуникации лицом к лицу. Сфера звуков. Рапсодичнеское и церковное пение. Акафисты. «Иисус Христос Суперзвезда»: судьба церковной музыки. Церковь и всемирные масс-медиа


ТЕМА 7. САКРАЛЬНОЕ И МИРСКОЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Человек и Бог в средневековой философии. Трансцендентный Бог. Христос и Дионис. Нечеловеческое тело Христа. Аскетизм. Рыцари веры. Вера и знание. Град земной и град Божий. Время и вечность. Христианское путешествие. Космополитизм. Подражание Христу.

Дисциплинарные пространства религиозной культуры. Тайные собрания христиан. Жертвенная любовь и евхаристия. Крещение. Единство во Христе. Государственная религия. История храма: архитектура, интерьер, символика. Церковь и кладбище. Литургия. Производство душевности и телесное единство. Прощение и покаяние. Моральные пространства в структуре христианской цивилизации. Человек в раю. Божественная коммуна. Бог как абсолютный защитник. Изгнание из Рая. Первородный грех. Устройство, геометрия ада и рая. Земные модели рая и ада. Чистилище. Буржуазное общество и кредитная система.
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК И БОГ в культуре Древней Руси.

Языческая Русь. Основные боги и культы. Герои. Обряды и народные верования. Христианизация Руси. Византизм. Монастыри. Письменность. Переводы священных текстов на русский язык. Первые святые Борис и Глеб. Образование. Философия и богословие. Черное и белое духовенство. Литература Древней Руси. Церковь и политика. Восток и Запад. Ересь и ортодоксия. Разум и откровение. Начетчики и мистики.

Православие и вестернизация. Раскол. Церковь и государство в российской империи.
ТЕМА 9 . ХРАМ И РЫНОК.

Золото и плоть. "Венецианский купец". Рынок как пространство разъединения людей. Коммуникативная роль торговли. Ярмарки. Улицы и магазины. Базары и площади. Изменения в архитектуре городов под воздействием торговли. Три власти: царская, церковная, торгово-ремесленная. Структура средневекового города. Замок, храм, площадь. Гильдии. Привилегии. Торговые союзы. Ганза. Коммуникативная роль торгового сословия. Город и деревня. Усиление взаимосвязи людей и взаимопереплетения их интересов. Право как форма власти. Придворное общество и этос благородного сословия. Рыцарь и придворный. Цивилизующее значение двора. Этикет. Манеры. Сдержанность и дальновидность. От принципа контакта к принципу дистанции. Демонстративная власть. Рынок и цивилизация. Венеция- перекресток торговых путей. Проблема Чужого. Евреи в средневековом обществе. Ростовщичество. Угроза единству нации. Гонения на чужеземцев. Гетто и национальные кварталы как форма сосуществования различных культур и как формы сохранения культурных меньшинств. Модель рынка А. Смита. Новое единство: я тебе, ты мне. Расчет и учет. Предпринимательское сословие. Роль протестантской этики в становлении капитализма.


ТЕМА 10. ХРИСТИАНСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ.

Богатые и бедные. Кто не работает, тот не есть. Дефицит сострадания. Рост расслоения. Голодная толпа. Хлебные бунты. Революции в Париже. Памятники героям. Музыка. Искусство и революция. Давид и Вагнер. Религия в буржуазном обществе. Атеизм во Франции. Культ разума. Критика религии левыми гегельянцами. Поиски новых форм коммуникации с Богом: Кьеркегор. Коллективное тело и мотивы его действий. Проблема иррационального. Управление массой. Символы революции. "Марианна" - символ республики матери. Мужские символы. Христос и революция. Богостроительство. Поиски солидарности. Социализм и религия. Религия и желание жить вместе. Формы коммунитарности


ТЕМА 11. Библия и книжная культура.

Книга как гуманистическое послание. Античный гуманизм. Книжная культура. Цивилизационная роль письма и чтения. Религия и письменность. «Исповедь» Августина как разговор души с Богом. Теологическое конструирование Бога. Бог и Универсум в учении Н. Кузанского. Анализ история Бога философов. Изучение борьбы иконофобия и иконофилии. Книгопечатание: Галактика Гуттенберга. Церковь как «почта», распространяющая Писание по поверхности Земли. Слово и книга Бога. Книга как послание. Писатель и читатель. Дружба. Гуманизм в антропологии эпохи Возрождения. Гуманизирующая роль чтения книг. Романы о воспитании. Публика. Первые театры. Газеты, журналы, романы. Критика. Здравый смысл общественности. Редакция Евангелия просветителями. Библия Джефферсона. Кант: Религия в пределах одного только разума. Гегель о народной религии и теологии. Церковь и религия. Протестантизм. Гегелевская философия религии. Левые гегельянцы: Бруно Бауэр. Антропологизм Фейербаха. Научная критика религии. Евангелие Л. Толстого.


ТЕМА 12. РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ МАСС-МЕДИА.

Урбанистический взрыв. Массовое общество. Автономность, независимость, субъективность. Желание контакта и принцип дистанции. Поиски любви. Знаки Бога и знаки власти. Логос как эманация и слово. Эволюция коммуникативных систем. Телеграф, телефон, радио, телевизор, факс. Масс-медиа. Невербальные символы. Реклама. Зрелища. Спектакулярное общество. Символический капитал. Искусство представлять себя другим. От речевых контактов к визуальным. Видеокультура. Кино. Телевидение. Интернет. Электронные стены. Телекратия. Электронные послания - однонаправленный процесс. Вопросы и ответы, осмысление и понимание. Демократия в эпоху масс-медиа. Что такое общественное мнение. Специфика телекоммуникации. Общение по телефону. Роль голоса. Экранная культура. Визуальная революция. Видеоклиппы. Виртуальная реальность. Гиперреализм. Знаки Бога. Современный религиозный авангард. Проблема религии в культуре постмодерна. Послания в литературе ХХ столетия. Икона и экран. Христианский сюрреализм. Электронная церковь. Диалог церквей и верующих. Солидарность и справедливость. Коммунитаризм и индивидуализм. Глобализация и секуляризация. Глобализация и фундаментализм. Религиозные войны в прошлом и настоящем. Церковь и террористическая война.



Темы рефератов и вопросы для проверки знаний.

Антропология Ветхого завета.

Творение первого человека

Яхве и Адам: довербальное общение.

Человек в раю.

Легенда о грехопадении.

Иудаизм.

Антропология Нового завета.

Дух и плоть.

Антропология и метафизика Троицы.

Христос как посланник.

Адресант и адресат.

Послание Бога.

Достоверность послания.

Вера в пославшего и в посланника.

Христос и Апостолы: вербальное и невербальное общение.

Тайная вечеря: Пища и коммуникация.

Евхаристия.

Иуда и его образ в истории культуры.

Апостольская церковь: послания апостолов.

Христианский храм

Антропология ап. Павла

Исповедь как общение души с Богом к Августина.

Классификация грехов.

Покаяние как антропотехника.

Иммунная функция молитвы.

Песнопения и акафисты.

Антропология запаха.

Исповедь и истина.

Со-субъективность человека и Бога

Храм и формы коммуникации с Богом.

Образ и Слово.

Икона как знак Бога.

Молитва.


Папа и послания. Непогрешимость.

Ад, рай и чистилище.

Требования к священникам как медиумам коммуникации.

Церковь как почта.

Книгопечатание и Библия

Миссионеры

Теология Троицы.

Мистический опыт общения с Богом

Редакция Евангелия в эпоху Просвещения (Джефферсон и Толстой)

Человек и Бог у Къеркегора

Пятое Евангелие Ницше.

Религия в эпоху телекоммуникаций.

Научная критика религии.

Философия религии.

Религиозная антропология

Психоанализ и религия.

Культура стыда и культура чести.

Моральные нормы и повседневное поведение.

Цивилизационный процесс и эволюция нравов.

Забота о себе и забота о душе.

Мораль и моральное сознание.

Храм и рынок

Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина.

Роль протестантской этики в становлении капитализма

Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса

Дисциплина и надзор у М. Фуко

Право и мораль.

Нигилизм. Критика религии и гуманизма.

Солидарность и справедливость.

Коммунитаризм и индивидуализм



Глобализация и секуляризация.


Литература


  • Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991 (или любое другое издание «Исповеди»).

  • Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995.

  • Антихрист: Антология: Сост. К.Г. Исупов. М.: Высшая школа, 1995.

  • Барт К. Очерк догматики. СПб.: Алетейя, 1997.

  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

  • Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

  • Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Проблематика и апологетика христианства. М.: Республика, 1994.

  • Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1989.

  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000

  • Бродель Структуры повседневности. М., 1986

  • Боэций С. Утешение философией, Каким образом Троица есть единый Бог. // «Утешение

  • философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.

  • Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

  • Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

  • Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия. // Вопросы философии. 1992. С.86 — 99.

  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.

  • Войтыла К. Основания этики. // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 29 — 37.

  • Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М.: Республика, 1995.

  • Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.

  • Гарнак А. Сущность христианства. СПб.: Общественная польза, 1903.

  • Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1976.

  • Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб.: Алетейя, 1996.

  • Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Канон, 1995.

  • Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.,1993 (или другое издание).

  • Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века. // Богословие в культуре средневековья. Киев: Путь и истина, 1992.

  • Кант И. Религия в пределах только разума. СПб.: Общественная польза, 1908.

  • Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

  • Левинас Э. Тотальность и бесконечное. М., 2000.

  • Лёвит К. От Гегеля к Ницше. СПб, 2002

  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М.,1990, С.391-599.

  • Лосев А.Ф. Философия имени. // Из ранних произведений. М.,1990.

  • Лютер М. О рабстве воли. // Э. Роттердамский Философские произведения (приложение, с. 290 — 545). М.: Наука, 1987.

  • Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ф. Ницше. СПб., «Наука», 2005

  • Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997.

  • Марков Б.В. Сердце и разум: история и теория менталитета. СПб., 1993

  • Марков Б.В. Храм и рынок. Спб. 1999

  • Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2 т. Казань, 1998-1903 (репринт - 1994).

  • Ориген. О началах. Новосибирск: Лазарев В.В. и О, 1993 (первое издание — Рига, 1936).

  • Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства // Сочинения в 2 т. Т. 2 М.: Правда, 1990.

  • Розеншток-Хюсси . Язык рода человеческого. М. – СПб. 2000

  • Соловьев В.С. Оправдание добра. // Сочинения в 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1990.

  • Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М.,1983.

  • Тиллих П. Мужество быть. Динамика веры. М.,1995.

  • Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: центр «Петербургское востоковедение», 1997.

  • Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. // Сочинения. М.: Мысль, 1994.

  • Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб: Алетейя, 1998.

  • Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII в.). // Избранные труды. М.,1994. Т.1

  • Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.

  • Флоренский П.А. У водораздела мысли // Соч. в 2 т. Т. 2. М.,1990.

  • Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

  • Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993.

  • Шестов Л.И. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). // Избранные сочинения. М.: Мысль, 1993.

  • Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Саранск, 1991.

  • Холье Д. Кровавые воскресенья. - Танатография Эроса. СПб.,1994.

  • Юнг К.Г. Ответ Иову. М.: Канон, 1996.

  • Юнг К.Г. Психология и религия. Проблема души современного человека. // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.



Дополнительная литература


  • Философская антропология как интегративная форма знания. СпбГУ. 2001

  • Марков Б.В. Живое и мертвое // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995, Вып. 1.

  • Марков Б.В. Дуальность природы человека //Человек. СПб., 1995.

  • Марков Б.В. Икона и экран: Русская философия в эпоху масс-медиа. // Русская философия. Новые исследования и материалы. СП., 2001.

  • Марков Б.В. Метафизика лица и голоса П. Флоренского.// Вече. Альманах русской философии и культуры. № 13, СПб, 2002.

  • Марков Б.В. Вера в системе христианской коммуникативной системы. // Вера как ценность. В. Новгород. 2002.

  • Марков Б.В. Идея Бога в жизни человека. Социально-политический журнал. 1997, 1.

  • Марков Б.В. Исповедь и признание. Перспективы метафизики. СПб., 1997

  • Марков Б.В. Ницше в России и на Западе. Введение.// Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении 19 века. СПб, 2001

  • Марков Б.В. Трансцендентальная феноменология с телекоммуникативной точки зрения. // Я.А. Слинин и мы. СПб,. 2002

  • Марков Б.В. Путешествие как признание Другого. Путь Востока. Межкультурная коммуникация. СПб. 2003. 0.7. п.л.

  • Марков Б.В. Философская антропология: Традиции. проблемы, перспективы. СПб., 2003.

  • Марков Б.В. О нечеловеческом в человеке. Круглый стол 2001. //Философская антропология: Традиции. проблемы, перспективы. СПб., 2003.

  • Марков Б.В. Введение // Ясперс К. Ницше. СПб., Наука. 2003.

  • Марков Б.В. Общение человека и Бога // Творение, творчество, репродукция. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 2003.

  • Марков Б.В. Этические послания человечеству // Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Серия "Гуманитарные науки" Вып. 1. 2004.

  • Марков Б.В. Коммуникация и философия языка //Коммуникация и образование. СПб., 2004

  • Марков Б.В. Философия антропотехники // Философский Петербург. 2004

  • Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005

Программа учебной дисциплины религиозная антропология специальность (направление) – философия религии

На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в рамках православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозно

168.44kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» Направление подготовки бакалавра

«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль «промышленная электроника» с выбранным ими с пр

106.09kb.

18 12 2014
1 стр.


-

Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

686kb.

14 12 2014
3 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины физиология Специальность подготовки Медицинская кибернетика
398.72kb.

11 10 2014
2 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины б в. 04 Полифония трудоемкость (в зачетных единицах) 5 Направление подготовки
220.58kb.

28 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы тифлопедагогики» Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
120.21kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины Теория и практика литературного редактирования Направление подготовки 031000 Филология
260.21kb.

25 12 2014
1 стр.