Перейти на главную страницу
Рассмотрено и рекомендовано: на заседании кафедры философской антропологии протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой __________________Б.В.Марков
|
УТВЕРЖДАЮ декан факультета философии и политологии ______________ Ю.Н.Солонин |
Автор (составитель)
профессор, докт.филос.наук Б.В. Марков
Рецензент:
профессор, докт. филос. наук ___________
Санкт-Петербург
2009 г.
Задачей курса является ознакомление студентов с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в рамках православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения человека. Анализируются тенденции развития христианской антропологии в конце XX в.
Дисциплина «РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» является базовой в подготовке профессионального философа и служит источником для изучения других философских дисциплин.
- Освоение содержания дисциплины и достаточно полное представление о возможностях применения его разделов в различных науках о человеке, обществе и религии;
Всего аудиторных занятий |
Часов 68 |
из них: - лекций |
Часов 34 |
- практич занятия |
Часов 34 |
Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине) |
Часа 68 |
Итого (трудоемкость дисциплины) |
Часов 134 |
1 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,
Экзамен
II. Распределение часов курса по темам и видам работ
N п / п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные занятия (часы) |
Самостоя-тельная работа | |
лекции |
семинарские занятия | ||||
1. |
Философия и теология Государство и церковь. |
|
4 |
4 |
8 |
2. |
ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ. БОГИ АНТИЧНОГО ПОЛИСА. |
|
4 |
4 |
8 |
3. |
ЧЕЛОВЕК И БОГ в культуре Древней Руси. |
|
4 |
4 |
8 |
4. |
Основные понятия и оппозиции религиозной антропологии. |
|
4 |
4 |
8 |
5. |
ХРАМ И РЫНОК. САКРАЛЬНОЕ И МИРСКОЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ |
|
4 |
4 |
8 |
6. |
ПОСЛАНИЕ БОГА. Библия и книжная культура |
|
4 |
4 |
8 |
7. |
Град земной и град Божий. ХРИСТИАНСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ |
|
4 |
4 |
8 |
8. |
РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ МАСС-МЕДИА |
|
4 |
4 |
8 |
ТЕМА 1. Философия и теология.
Антропоцентризм и теоцентризм. Наука и религия. Философия религии, религиоведение, социология религии, научная критика религии. Религиозная антропология. Антропология религии. Типы религиозных антропологических учений. Проблема антроподицеи. Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие. «Женские» и «мужские» религии. Психоаналитические практики и проблема исповеди. «Идеал - Я». Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного опыта. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового «религиозного универсализма».
ТЕМА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ.
Кочевые народы. Знаки и сигналы. Солярная энергия знаков. Первобытная магия. Теплота, запахи и звуки. Первобытная коммуна Общение с живыми и мертвыми. Культ предков. Оседлость. Матриархат и Патриархат. Женские и мужские культы. Образ матери. Аграрное общество. Специфика архаичного сознания. Леви Брюль и Леви Стросс. Антропология пищи. Тотемизм. Жертва и культ. Нуминозное. Символизм. Символ и ритуал. Языческие боги. Пространства священного и профанного. Партиципация.
Религия и миф. Боги и культы. Проблема интерпретации мифа. Духовная культура античности. Люди и боги. Космоцентризм. Наука и диалектика. Учитель и ученик. Послания Платона и Сенеки. Воспитание и искусство жизни. Техника работы над собой: гимнастика, диетика, аскетика. Рассудительность и умеренность. Дружба. Античная гимназия. Открытость. Искусство речи. Агональный дух. Акрополь и Агора. Парфенон. Античный полис и демократия. Риторика. Роль голоса в античном обществе. Публичное и приватное. Религиозные мистерии.
Римский дух. Право и цивилизация. Культурная миссия Рима. Империя. Рим как политическая фикция. Символы империи. Знаки власти. Пантеон. Император и театр. Боги и люди. Спектакулярность римского общества. Повседневность: «Хлеба и зрелищ". Земное и небесное царства. Акт Константина. Последствия христианизации Рима.
ТЕМА 4. Основные понятия и оппозиции религиозной антропологии.
Исторические и философские основания христианского богопознания. Религиозный идеал и его смысл. «Интеллектуальная техника» религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Знание и духовный опыт. Миф и Логос. Воля и интеллект. Вера и разум. Рациональное и иррациональное. Слово и дух. Душа и тело. Сердце и разум. Человек и Бог. Творение. Инспирация. Богоподобие. Свобода воли. Первородный грех. Тварное и нетварное. Бытие и небытие. Религия и пол. Христианская любовь. Добро и зло. Искупление. Крещение и евхаристия. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека.
Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Феодальная империя, иерархия земная и небесная. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. Институт монашества. Солидарность. Иисус как личность и личность Христа. Христос и Антихрист. Проблема искушения. Религия страдающего Бога. Символика искупления, жертвоприношения и Воскресения. Смерть и бессмертие. Смысл религиозной аскезы. Исихазм. Культ святых. Жизнеописания святых.
Церковь и народ. Христианская мораль.
ТЕМА 4. Христианство как трансцендентальная религия. Гностицизм. Трансценденция и эманация. Монотеизм. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Проблема элинизации христанства. Основы христианской догматики и апологетики. Философия Библии. Иудейская апокалиптика. Учение о родовом грехе. Идея символа веры. Бог иудаизма и христианства. Ветхий и Новый заветы. Миф об Адаме и миф о Големе. Инспирация. Логос и письмо. Каббалистика. Магия.
Посланники Бога. Пророки. Дева Мария как медиа-канал. И. Христос - свидетель и посланник. Критерии истинности послания. И. Христос и апостолы. Тайная вечеря. Любимый ученик. Ап. Павел и его послания. Ап. Петр и церковь. Церковь как институт коммуникации. Распространение послания Бога по поверхности всей земли. Послания пап. Требования к служителям церкви. Непогрешимость папы и целибат. Церковь как «почта». Христианская медиаимперия. Библия и икона. Книга, образ, звук в структуре христианской коммуникации. Православная и католическая церковь как две медиасистемы. Иконоборчество и иконофилия. Протестантизм и чтение. Требования к иконописцам. Икона и портрет. Церковная и светская живопись. Изменение образов Христа и Девы Марии в истории церковной и светской живописи. Лицо и лик. Онтология и семиотика лица. Флоренский и Левинас о коммуникации лицом к лицу. Сфера звуков. Рапсодичнеское и церковное пение. Акафисты. «Иисус Христос Суперзвезда»: судьба церковной музыки. Церковь и всемирные масс-медиа
Человек и Бог в средневековой философии. Трансцендентный Бог. Христос и Дионис. Нечеловеческое тело Христа. Аскетизм. Рыцари веры. Вера и знание. Град земной и град Божий. Время и вечность. Христианское путешествие. Космополитизм. Подражание Христу.
Дисциплинарные пространства религиозной культуры. Тайные собрания христиан. Жертвенная любовь и евхаристия. Крещение. Единство во Христе. Государственная религия. История храма: архитектура, интерьер, символика. Церковь и кладбище. Литургия. Производство душевности и телесное единство. Прощение и покаяние. Моральные пространства в структуре христианской цивилизации. Человек в раю. Божественная коммуна. Бог как абсолютный защитник. Изгнание из Рая. Первородный грех. Устройство, геометрия ада и рая. Земные модели рая и ада. Чистилище. Буржуазное общество и кредитная система.
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК И БОГ в культуре Древней Руси.
Языческая Русь. Основные боги и культы. Герои. Обряды и народные верования. Христианизация Руси. Византизм. Монастыри. Письменность. Переводы священных текстов на русский язык. Первые святые Борис и Глеб. Образование. Философия и богословие. Черное и белое духовенство. Литература Древней Руси. Церковь и политика. Восток и Запад. Ересь и ортодоксия. Разум и откровение. Начетчики и мистики.
Православие и вестернизация. Раскол. Церковь и государство в российской империи.
ТЕМА 9 . ХРАМ И РЫНОК.
Золото и плоть. "Венецианский купец". Рынок как пространство разъединения людей. Коммуникативная роль торговли. Ярмарки. Улицы и магазины. Базары и площади. Изменения в архитектуре городов под воздействием торговли. Три власти: царская, церковная, торгово-ремесленная. Структура средневекового города. Замок, храм, площадь. Гильдии. Привилегии. Торговые союзы. Ганза. Коммуникативная роль торгового сословия. Город и деревня. Усиление взаимосвязи людей и взаимопереплетения их интересов. Право как форма власти. Придворное общество и этос благородного сословия. Рыцарь и придворный. Цивилизующее значение двора. Этикет. Манеры. Сдержанность и дальновидность. От принципа контакта к принципу дистанции. Демонстративная власть. Рынок и цивилизация. Венеция- перекресток торговых путей. Проблема Чужого. Евреи в средневековом обществе. Ростовщичество. Угроза единству нации. Гонения на чужеземцев. Гетто и национальные кварталы как форма сосуществования различных культур и как формы сохранения культурных меньшинств. Модель рынка А. Смита. Новое единство: я тебе, ты мне. Расчет и учет. Предпринимательское сословие. Роль протестантской этики в становлении капитализма.
Богатые и бедные. Кто не работает, тот не есть. Дефицит сострадания. Рост расслоения. Голодная толпа. Хлебные бунты. Революции в Париже. Памятники героям. Музыка. Искусство и революция. Давид и Вагнер. Религия в буржуазном обществе. Атеизм во Франции. Культ разума. Критика религии левыми гегельянцами. Поиски новых форм коммуникации с Богом: Кьеркегор. Коллективное тело и мотивы его действий. Проблема иррационального. Управление массой. Символы революции. "Марианна" - символ республики матери. Мужские символы. Христос и революция. Богостроительство. Поиски солидарности. Социализм и религия. Религия и желание жить вместе. Формы коммунитарности
Книга как гуманистическое послание. Античный гуманизм. Книжная культура. Цивилизационная роль письма и чтения. Религия и письменность. «Исповедь» Августина как разговор души с Богом. Теологическое конструирование Бога. Бог и Универсум в учении Н. Кузанского. Анализ история Бога философов. Изучение борьбы иконофобия и иконофилии. Книгопечатание: Галактика Гуттенберга. Церковь как «почта», распространяющая Писание по поверхности Земли. Слово и книга Бога. Книга как послание. Писатель и читатель. Дружба. Гуманизм в антропологии эпохи Возрождения. Гуманизирующая роль чтения книг. Романы о воспитании. Публика. Первые театры. Газеты, журналы, романы. Критика. Здравый смысл общественности. Редакция Евангелия просветителями. Библия Джефферсона. Кант: Религия в пределах одного только разума. Гегель о народной религии и теологии. Церковь и религия. Протестантизм. Гегелевская философия религии. Левые гегельянцы: Бруно Бауэр. Антропологизм Фейербаха. Научная критика религии. Евангелие Л. Толстого.
Урбанистический взрыв. Массовое общество. Автономность, независимость, субъективность. Желание контакта и принцип дистанции. Поиски любви. Знаки Бога и знаки власти. Логос как эманация и слово. Эволюция коммуникативных систем. Телеграф, телефон, радио, телевизор, факс. Масс-медиа. Невербальные символы. Реклама. Зрелища. Спектакулярное общество. Символический капитал. Искусство представлять себя другим. От речевых контактов к визуальным. Видеокультура. Кино. Телевидение. Интернет. Электронные стены. Телекратия. Электронные послания - однонаправленный процесс. Вопросы и ответы, осмысление и понимание. Демократия в эпоху масс-медиа. Что такое общественное мнение. Специфика телекоммуникации. Общение по телефону. Роль голоса. Экранная культура. Визуальная революция. Видеоклиппы. Виртуальная реальность. Гиперреализм. Знаки Бога. Современный религиозный авангард. Проблема религии в культуре постмодерна. Послания в литературе ХХ столетия. Икона и экран. Христианский сюрреализм. Электронная церковь. Диалог церквей и верующих. Солидарность и справедливость. Коммунитаризм и индивидуализм. Глобализация и секуляризация. Глобализация и фундаментализм. Религиозные войны в прошлом и настоящем. Церковь и террористическая война.
Антропология Ветхого завета.
Творение первого человека
Яхве и Адам: довербальное общение.
Человек в раю.
Легенда о грехопадении.
Иудаизм.
Антропология Нового завета.
Дух и плоть.
Антропология и метафизика Троицы.
Христос как посланник.
Адресант и адресат.
Послание Бога.
Достоверность послания.
Вера в пославшего и в посланника.
Христос и Апостолы: вербальное и невербальное общение.
Тайная вечеря: Пища и коммуникация.
Евхаристия.
Иуда и его образ в истории культуры.
Апостольская церковь: послания апостолов.
Христианский храм
Антропология ап. Павла
Исповедь как общение души с Богом к Августина.
Классификация грехов.
Покаяние как антропотехника.
Иммунная функция молитвы.
Песнопения и акафисты.
Антропология запаха.
Исповедь и истина.
Со-субъективность человека и Бога
Храм и формы коммуникации с Богом.
Образ и Слово.
Икона как знак Бога.
Молитва.
Ад, рай и чистилище.
Требования к священникам как медиумам коммуникации.
Церковь как почта.
Книгопечатание и Библия
Миссионеры
Теология Троицы.
Мистический опыт общения с Богом
Редакция Евангелия в эпоху Просвещения (Джефферсон и Толстой)
Человек и Бог у Къеркегора
Пятое Евангелие Ницше.
Религия в эпоху телекоммуникаций.
Научная критика религии.
Философия религии.
Религиозная антропология
Психоанализ и религия.
Культура стыда и культура чести.
Моральные нормы и повседневное поведение.
Цивилизационный процесс и эволюция нравов.
Забота о себе и забота о душе.
Мораль и моральное сознание.
Храм и рынок
Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина.
Роль протестантской этики в становлении капитализма
Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса
Дисциплина и надзор у М. Фуко
Право и мораль.
Нигилизм. Критика религии и гуманизма.
Солидарность и справедливость.
Коммунитаризм и индивидуализм
На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в рамках православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозно
15 12 2014
1 стр.
«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль «промышленная электроника» с выбранным ими с пр
18 12 2014
1 стр.
Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры
14 12 2014
3 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
11 10 2014
2 стр.
28 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.