ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 5
Таким образом, задачами курса «Полифония» является всесторонне освоение материала данного предмета, включающего три основных его раздела:
1) овладение историей и теорией предмета,
2) овладением практикой анализа музыкально-полифонических произведений различных форм и жанров,
3) овладение основами полифонического письма как строгого, так и свободного стиля: сочинение мелодий в простом и сложном контрапункте, подголоска и контрапункта к мелодической теме, ее обработки имитационно-полифоническими средствами.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Полифония» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП).
В курсе «Полифония» рассматривается эволюция музыкально-полифонического языка в условиях развития западноевропейской и отечественной музыки и определяющих разнообразие музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами 16-20 вв.
Базой для усвоения дисциплины «Полифония» являются следующие дисциплины: элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки в объеме среднего специального заведения (музыкальное училище, музыкально-педагогический колледж).
Предмет «Полифония» является обобщающим в том отношении, что, исходя из анализа конкретных художественных произведений, теория полифонии открывает студентам пути к постижению общих закономерностей музыкального искусства, таких, например, как природа выразительности разных видов многоголосия, зависимость полифонических и гомофонно-гармонических явлений морфологического порядка, логика музыкально-художественной эволюции.
3. Требования к уровню освоения программы
Формируемые компетенции в соответствии с ООП |
Результаты освоения дисциплины |
ОК-1 |
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-3 |
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества |
ОК-4 |
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям |
ОПК-2 |
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач |
ОПК-4 |
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности |
ПК-10 |
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности |
ПК-11 |
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно- просветительской деятельности |
По окончании изучения курса полифонии студент должен:
Вид учебной работы |
Трудоемкость (час) |
Распределение по семестрам (час) | |
Всего |
7 |
8 | |
Аудиторные занятия |
86 |
38 |
48 |
Лекции |
35 |
19 |
16 |
Практические занятия |
51 |
19 |
32 |
Семинары |
|
|
|
Лабораторные работы |
|
|
|
Другие виды аудиторных работ |
|
|
|
Другие виды работ |
|
|
|
Самостоятельная работа |
67 |
28 |
39 |
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
Реферат |
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
Формы текущего контроля |
|
|
|
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом |
зачет, экзамен (27) |
зачёт |
экзамен (27) |
Полифония в музыке - средство выразительности и формообразования. Место и роль полифонии в современной музыке. 1000-летнее историческое развитие европейской полифонии как компонента эволюции многоголосия.
Ранние формы полифонии, строгий стиль, свободный стиль полифонического многоголосия. Оформление строгого стиля в хоровой музыке (XV-XVI вв.), его основные свойства. Основные черты эволюции полифонии в хоровой и инструментальной музыке в XVII-XX столетиях - в России и Западной Европе.
Полифония - специфический музыкальный стиль, для которого характерно сочетание в одновременности звучания нескольких равнозначных мелодических голосов.
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Виды учебной работы (час) | |||
лекции |
практические (семинары) |
лабораторные работы |
самостоятельные | ||
1. |
Общие принципы полифонии |
2 |
2 |
|
2 |
2. |
Полифоническое изложение. Одноголосие |
3 |
3 |
|
4 |
3. |
Двухголосие. Простой контрапункт |
4 |
4 |
|
6 |
4. |
Двухголосие. Сложный контрапункт |
6 |
4 |
|
6 |
5. |
Имитация в двухголосии |
4 |
6 |
|
8 |
6. |
Фуга. Её компоненты |
4 |
8 |
|
10 |
7. |
Фуга как музыкальная форма |
4 |
8 |
|
10 |
8. |
Фуга и фугообразные формы |
2 |
8 |
|
10 |
9. |
Другие виды основных имитационных форм. |
3 |
4 |
|
5 |
10. |
Полифонические формы в симфонической и оперной музыке |
3 |
4 |
|
6 |
Введение. Полифония: Предмет и задачи курса. Музыкальная фактура. Многоголосие гомофонно-гармоническое, гетерофоническое, полифоническое. Контрастная (разно темная) полифония. Подголосочная (вариантная) полифония. Значение полифонии в музыкальном искусстве.
Виды полифонии. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.
Основные периоды развития полифонии.
Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.
Мелодия как составная часть полифонического многоголосия. Мелодика строгого и свободного письма.
Строгий стиль. Правила строгого письма.
Мелодия в строгом стиле, ее вокальная природа. Ладовая основа. Применение скачков и плавных ходов. Мелодический профиль, кульминация, сложение из неравно длительных фраз. Характер метрики. Ритмические нормы. Ритмический контраст. Линеарный контраст. Совершенные и несовершенные консонансы. Разрешение диссонансов.
Понятие "свободный стиль".
Совмещение единства и контраста – основной принцип контрапунктирования голосов.
Наиболее характерные виды контраста между голосами: контраст в направлении движения голосов, плавного движения и скачков, контраст ритма, регистров и тембровой окраски голосов, контраст в размещении цезур, кульминаций.
Единство голосов в полифонии. Закономерности гармонии, ритмики. Несовпадение каденций. Совпадения момента окончания одной мелодии с началом другой.
Созвучия в двухголосии. Классификация интервалов. Совершенные консонансы, их применение. Несовершенные консонансы. Диссонансы, правила их использования.
Тема 4. Двухголосие. Сложный контрапункт
Классификация сложного контрапункта.
Вертикально-подвижной контрапункт. Прямые и противоположные перестановки голосов.
Цифровое обозначение интервалов в полифонии по системе С.И. Танеева. Показатель вертикально-подвижного контрапункта (Iv). Наиболее употребительные виды двойного контрапункта. Двойной контрапункт октавы. Двойные контрапункты дуодецимы и децимы.
Общая характеристика имитации. Строение имитации. Основные виды имитации. Соотношение начального и имитирующего голоса.
Канон. Правила сочинения канона. Бесконечный канон первого разряда. Каноническая секвенция. Техника сочинения двухголосной канонической секвенции.
Тема 6. Фуга. Ее компоненты
Общая характеристика двух- и трёхголосия свободного письма. Использование интервалов-созвучий. Скрытое голосоведение и гармоническая фигурация в мелодии.
Общая характеристика фуги. Виды фуг. Тема, её характеристика. Ответ, виды ответа. Противосложение, его виды. Интермедия. Тематическое содержание интермедии.
Тема 7. Фуга как музыкальная форма
Экспозиция фуги. Дополнительные проведения и контрэкспозиция. Способы и приемы видоизменения темы фуги.
Средняя часть фуги. Тональные планы средних частей. Стретта.
Заключительная часть фуги. Построение формы фуги в целом. Запись схемы фуги.
Общие признаки разграничения и объединения частей в фуге.
Трёхчастная и двухчастная форма фуги. Разновидности трёхчастной фуги (рондообразная фуга). Однотональная фуга. Многотемные (двойные и тройные) фуги.
Фуга и фугообразные формы в хоровой и инструментальной музыке.
Инвенции. Фугетта. Хоральные прелюдии. Полифонические вариации. Basso ostinato.
Фугато как приём полифонического развития формы, его местоположение в произведении. Образцы фугато в инструментальной музыке.
Тема 10. Полифонические формы в симфонической и оперной музыке
Смешанные гомофонно-полифонические формы. Их распространение в творчестве венских классиков, развитие в музыке XIX-XX века. Использование полифонических форм в отечественной музыке. Использование полифонических форм в зарубежной классике.
1. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.
2. Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.
3. Строгий стиль. Правила строгого письма.
1) полифонический анализ образцов № 1 – 4 (Мюллер Т. Полифонический анализ. Хрестоматия. – М., 1964) с точки зрения применения правил строгого письма;
2) сочинение 3-4-х мелодий в строгом стиле в разных размерах и ладах. Объём – 6 тактов.
Тема № 3 (4 ч.): Двухголосие. Простой контрапункт
1. Общие принципы контрапунктирования.
2. Простой контрапункт: контраст и единство голосов.
3. Технические приёмы построения двухголосных соединений
1) присочинение второго голоса к первому, данному заранее (можно использовать свои мелодии, сочинённые к предыдущему занятию);
2) сочинение двухголосных примеров в простом контрапункте, записывать их на одной или двух нотных строчках.
Тема № 4 (4 ч.): Двухголосие. Сложный контрапункт
1. Двойной контрапункт октавы и другие двойные контрапункты.
2. Цифровое обозначение интервалов в полифонии.
3. Показатель вертикально-подвижного контрапункта.
1) сочинение примеров в двойном контрапункте октавы;
2) анализ образцов двойного контрапункта в фугах И. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (В/I, D/II, f/II, g/I, d/I, G/II).
Тема № 5 (6ч.): Имитация в двухголосии
1. Виды имитаций.
2. Строение имитации. Техника сочинения простых имитаций.
3. Канон. Техника сочинения конечного и бесконечного канона. Каноническая секвенция. Техника сочинения двухголосной канонической секвенции.
1) сочинение двухголосных имитаций (простых и канонических) в различные интервалы, в прямом движении, в обращении, в увеличении, в уменьшении.
2) сочинение двухголосного конечного и бесконечного канона первого разряда.
3) сочинение двухголосных канонических секвенций первого разряда.
При сочинении любых имитаций особое внимание уделить моменту сочленения начальной части мелодии и противосложения. Оба раздела должны составлять связное мелодическое целое, противосложение должно быть естественным продолжением мелодии. Цезура либо умышленно избегается, либо, по возможности, маскируется.
1. Тема фуги. Однородная и контрастная тема. Ладотональная характеристика темы. Скрытое двухголосие.
2. Ответ. Реальный ответ. Тональный ответ.
3. Противосложение. Удержанное противосложение. Неудержанное противосложение.
4. Интермедия, её тематическое содержание.
Задание:
1) проанализировать темы фуг, ответы, противосложения и интермедии из «Хорошо темперированного клавира», том 1, И. Баха.
2) сочинять темы фуги (2 – 4 такта), написать на них ответы и противосложения.
Методические указания. Анализируя тему, следует уяснить её точные границы. Затем обратить внимание на внутреннюю структуру темы: однородность или контрастность её элементов, наличие точной или вариационной повторности или отсутствие её, использование звукоряда, отклонений, модуляций, ярких мелодических и ритмических оборотов, выявить моменты скрытого двухголосия. После этого определить общий характер темы.
Сочиняя темы, необходимо, прежде всего, уточнить желаемый характер данной темы и затем работать в этом направлении. В начальной стадии изучения фуги лучше сочинять темы небольшого диапазона (не больше сексты или септимы).
1. Экспозиция фуги. Порядок проведений темы. Тональный план экспозиции. Способы и приемы видоизменения темы фуги.
2. Средняя часть фуги. Тональные планы средних частей фуг.
3. Заключительная часть фуги. Построение формы фуги в целом.
4. Запись схемы фуги.
Задание:
1) анализ экспозиций и средних частей фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: E/I, B/I, h/I.
2) анализ заключительных частей фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: Cis/I, es/I, D/I.
3) анализ и запись схемы фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: Fis/I, H/I, c/I.
1) анализ и запись схем фуг с дополнительными проведениями темы и контрэкспозицией из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: H/I, f/I, cis/II, As/II.
2) анализ и запись схем однотональных фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: fis/I, F/II, a/II.
3) анализ и запись схем двойных фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. Баха: H/II, gis/II.
Анализ полифонических произведений:
1. Анализ использования полифонических форм в отечественной музыке.
2. Анализ использования полифонических форм в зарубежной классике.
Музыкальные материал подбирается из клавиров рассматриваемых преподавателем и студентами произведений. Клавиры симфоний, опер и т.д. (по выбору).
5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература по дисциплине:
Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: доски, мела, средств звуковоспроизведения (проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр), фортепиано.
Программой предусмотрены лекционные и практические занятия.
В лекционном курсе даётся объём теоретических сведений по строгому и свободному стилю полифонии, простому и сложному контрапункту, способам преобразования полифонической темы, по имитации, канону, фуге и другим полифоническим формам, а также исторические сведения.
Лекционные занятия подкрепляются письменными работами студентов, которые выполняются после освоения каждой темы. Качество этих работ является одним из критериев выведения экзаменационной оценки.
Письменные работы предусматривают развитие навыков сочинения
Время лекционных занятий предназначено для прохождения теоретической и исторической части курса и для показа преподавателем образцов полифонического анализа.
Время практических занятий отводится на проверку и анализ письменных домашних работ и аналитических заданий. Основная часть аналитической работы сосредоточена в разделе курса, посвящённом свободному стилю и опирается, главным образом, на сочинения И. С. Баха.
В конце изучения курса полифонии предусмотрен экзамен, к которому студент допускается при условии выполнения необходимых письменных работ и анализа произведений. На экзамене предусмотрен ответ по билету, содержащему теоретический вопрос и аналитическое задание.
1) Какой из полифонических стилей более ранний:
а) стиль строгого письма; б) стиль свободного письма;
2) Фуги из ХТК И.С. Баха написаны преимущественно:
а) На 2 голоса, б) на 3-4 голоса.
3) В полифонической музыке главной является:
а) тема верхнего голоса. б) все голоса равнозначны.
4) Назовите время расцвета полифонического стиля в хоровой музыке –
а) 16 век, б) 19 век.
5) Кто написал труд «Контрапункт строгого письма» -
а) И.С. Бах? б) С. Танеев?
6) Что сопутствует теме фуги
а) противосложение? б) интермедия?
7) Укажите (по клавиру) все проведения темы и тональности, в которых она (тема) проходит в одной из фуг И.С. Баха (ХТК).
8) Проиграйте одну из фуг И.С. Баха (ХТК) и проанализируйте ее общее строение (экспозиция, разработка, реприза, тональный план фуги).
9) Проиграйте знакомую вам одну из фуг И.С. Баха (ХТК) и проанализируйте ее общее строение.
10) Выполнить и представить письменный анализ одного из произведений фортепианной музыки:
1. И.Бах. ХТК, 1-2 тт. Одна из фуг по выбору студента.
2. И.Бах. Инвенции. Одна из 3-х голосных инвенций на выбор.
3. И.С.Бах. Французские сюиты. Английские сюиты.
4. М.И.Глинка. Полифоническая тетрадь (3-х голосные фуги).
5. Или полифонического произвед. др. авторов, исполняемых студентом.
11) Представить самостоятельно написанные произведения в полифоническом стиле (каноны, секвенции, двухголосные соединения и т.п.).
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
В конце изучения курса полифонии предусмотрен экзамен, к которому студент допускается при условии выполнения необходимых письменных работ и анализа произведений. На экзамене предусмотрен ответ по билету, содержащему теоретический вопрос и аналитическое задание.
1. Полифония. Ее виды.
2. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.
3. Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.
4. Строгий стиль. Правила строгого письма.
5. Свободный стиль.
6. Общие принципы контрапунктирования.
7. Простой и сложный контрапункт.
8. Цифровое обозначение интервалов в полифонии. JV.
9. Двойной контрапункт октавы и другие двойные контрапункты.
10. Имитация и канон. Виды имитаций.
12. Канон. Техника сочинения канона.
13. Что такое фуга. Виды фуг.
14. Что такое тема, ответ, противосложение.
15. Способы и приемы видоизменения темы фуги.
16. Построение формы фуги в целом. Запись схемы фуги.
17. Фуга в хоровой и инструментальной музыке.
18. Другие виды основных имитационных форм. Инвенции.
28 09 2014
1 стр.
18 12 2014
7 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
14 12 2014
3 стр.
14 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.