Программа «Ученик-патриот и гражданин»
Пояснительная записка:
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Используются такие формы работы, как выставки, встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает экспозиция выставки в стенах школы. Проведение лекций связанных с Великой Отечественной войной, которые проводят учащиеся старших классов, для младшего поколения.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Цель программы:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность;
- отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа и государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, представителям других национальностей, к своей культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять гражданскую позицию в самых непредвиденных обстоятельствах, бороться с безнравственными и противоправными проступками людей.
Основные направления реализации программы:
- учебная деятельность через предметы;
- система тематических, творческих классных часов;
- проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
- проведение конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской культуры»;
- выставки творческих работ;
- организация работы школьного самоуправления;
- система мероприятий школьной библиотеки.
Ожидаемые результаты программы:
Через учебную деятельность, систему воспитательной и краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданине России:
- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- способность к творчеству;
- физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Формы:
1.Тематические классные часы;
2.Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
3. Посещение музей боевой славы. Встречи с ветеранами войны и труда;
4. Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
5. Праздники получения паспорта. Дня Конституции;
6. Интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической тематике;
7. Походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.