Направление подготовки
ООП «050100 – Педагогическое образование»
Магистерская программа
«Языковое образование»
Аннотация
рабочей программы дисциплины
«Проблемы невербальной коммуникации»
ФТД – Факультатив.
1. Цель дисциплины: изложение основных проблем и тем невербальной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией; развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений невербального коммуникативного поведения в различных культурах; формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Общий объем часов - 144. Из них – 10 часов лекции, 38 часов практических занятий, 96 часов – самостоятельная работа студентов.
3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Введение. Теоретические и методологические основы невербальной коммуникации.
Определение предмета и объекта невербальной коммуникации как науки, ее функции и задачи. Введение основного понятийного аппарата: процесс общения, вербальная, невербальная коммуникация, кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика. Составление краткого терминологического словаря базовых понятий.
Тема 2. Коммуникативный процесс как единство вербальной и невербальной систем.
Рассмотрения коммуникативного процесса. Специфические особенности и отличия вербальной и невербальной коммуникации. Взаимодействие вербальных и невербальных элементов коммуникации в речевом акте.
Тема 3. Знаковая природа невербальных компонентов.
Определение «знака». Классификация знаков по способу выражения значения и характеру смысловой нагруженности: иконические знаки, знаки-индексы, знаки символы. Знаковая система невербальной коммуникации: оптико-кинесическая система, паралингвистическая и экстралингвистическая система, организация пространства и времени коммуникативного процесса.
Тема 4. Функции невербальных средств общения.
Эмотивная, волюнтативная, коммуникативная, апелятивная и репрезентативная функции невербальных знаков. Функции жестов педагогическом процессе. Различные классификации функций невербальных средств общения
Тема 5. Невербальные элементы коммуникации: кинесика
Понятие
кинесики. Классификация жестов, их особенности, отличительные черты: жесты-иллюстраторы; конвенциональные жесты; модальные жесты; жесты, используемые в различных ритуалах.
Поза, мимика, походка, окулистика. Назначение кинесических элементов коммуникации.
Тема 6. Невербальные элементы коммуникации: паралингвистика.
Понятие
паралингвистики. Классификация
паравербальных средств: скорость речи, громкость, артикуляция, высота голоса, режим речи.
Экстралингвистические средства: вдох, смех, плач, кашель. Назначение паравербальных средств коммуникации.
Тема 6. Невербальные элементы коммуникации: такесика.
Понятие
такесики. Классификация тактильных элементов коммуникации:
профессиональные прикосновения, ритуальные прикосновения, дружеские, любовные прикосновения. Назначение тактильных элементов коммуникации. Понятие
сенсорики.
Тема 7. Невербальные элементы коммуникации: проксемика.
Понятие
проксемики. Классификация проксемических элементов коммуникации:
интимная зона, личная зона, социальная зона, публичная зона. Понятие
хронемики.
Полихронная и монохронная модели использования времени.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: (ОПК-6), (СК-1), (СК-2), (СК-3), (СК-4).
5. Разработчик: Кустова Анна Евгеньевна, доцент кафедры романских языков ИИЯ УрГПУ, кандидат педагогических наук, доцент.
Эксперт: Сергеева Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры немецкого языка и методики его преподавания УрГПУ.