Тема урока:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
Цели и задачи: углубить и расширить знания о строении литосферы; познакомить
и современными представлениями о тектон.развитии земной коры;
дать представление о теории литосф.плит; раскрыть основные
закономерности размещения сейсм.поясов; развивать умение работать с
картой «Строение земной коры», сопоставлять ее с физ.картой.
Содержание и ход урока.
1. Изучение нового материала.
1.1. Строение земной коры.
По рис.8 учебника вспомнить различия в строении земной коры, заполнить таблицу:
Тип земной коры
|
Толщина в км
|
Кол-во и порядок залегания слоев
|
1.2. Происхождение земной коры: основные теории – нептунизм ( все горные породы произошли из вод первичного Мирового океана), плутонизм (при остывании Земли уменьшается ее объем, земная кора сминается в складки), мобилизм (дрейф материков).
1.3.Теория литосф.плит
. Вспомнить различия между литосферой и земной корой.
Немецкий геофизик А.Вегенер писал: «В 1910 г. мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков… когда, изучая карту мира, я поразился сходством очертаний берегов по обе стороны Атл.океана». Он сгруппировал все материки в единый континент Пангею, северную его часть – в Лавразию и южную в Гондвану.
Рассмотреть рис. 11 на стр.26. Т.о. на основе гипотезы дрейфа материков, создана теория лит.плит.
Лит.плиты – это крупные жесткие блоки земной коры. Выделяют 7 крупных (рис.9 на стр.24). Движение лит.плит обусловлено перемещением вещества в верхней мантии. Основные процессы происходящие на границах плит: (рис.10 на стр.25)
- в зонах СОХ происходит_______ плит; там по разломам поднимается вещество мантии, застывает, образуется кора_______ типа;
- при столкновении океан. и матер. плит, первая _______ и уходит в ______, в результате вдоль границ материков часто образуются ________ (Курило-Камчатский, Марианский и др.) и островные дуги. При столкновении континент.плит образуются _________;
- существуют разломы на суше Великие Африк.озера и оз.________.
Дать определение «платформы».
1.4. Карта «Строение земной коры»
- какая эта карта по содержанию, охвату территории и масштабу?
- что показано на этой карте?
- где расположены самые длинные хребты на дне океана, самые большие зоны островных дуг, самые обширные платформы, глубоководные желоба?
1.5. Сейсмические пояса.
Границы лит.плит – подвижные области, где происходит горообразование, сосредоточены области землетрясений и большинство действ.вулканов – сейсм.пояса. Самые обширные – Тихоокеанский (80% всех землетрясений) и Средиземноморско-Трансазиатский. Большинство действ.вулканов расположено в зоне СОХ. Некоторые из них за тысячелетия извержений сформировали острова. По карте «Строение з.к.» найдите вулканические острова.
К сейсм.поясам приурочены также гейзеры и фумаролы (выходы горячего вулкан.газа и пара).
Объясните почему гейзеры проявляются на Камчатке, в Исландии, в Н.Зеландии, в США?
2. Задание на дом: параграф 4, выучить названия лит.плит и уметь их показывать на карте.