ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
Для подготовки к занятию необходимо:
1. Сформулировать и записать в рабочую тетрадь определения следующих терминов; привести примеры:
Простой категорический силлогизм – ...
Меньший термин силлогизма – ...
Больший термин силлогизма – ...
Крайние термины силлогизма – ...
Средний термин силлогизма – ...
Меньшая посылка силлогизма – ...
Большая посылка силлогизма – ...
Распределенность термина в простом категорическом суждении – ...
Фигура силлогизма – ...
Модус силлогизма – ...
2. Записать в рабочую тетрадь ответы на следующие вопросы:
Всякое ли двухпосылочное умозаключение, и посылки, и заключение которого представляют собой простые категорические суждения, является простым категорическим силлогизмом? Обоснуйте свой ответ.
Простой категорический силлогизм – это разновидность двухпосылочного умозаключения. Сформулируйте критерий правильности умозаключения (см. предыдущее практическое занятие) для частного случая двухпосылочных умозаключений.
Каковы должны быть фактические значения посылок и заключения простого категорического силлогизма, чтобы мы, отталкиваясь только лишь от этих значений, смогли сделать достоверный вывод о правильности или неправильности этого силлогизма? Почему при любых других фактических значениях посылок и заключения такой вывод сделать нельзя?
Опишите алгоритм установления правильности или неправильности простого категорического силлогизма сокращенным табличным способом. Почему этот алгоритм удобно применять в случае, когда обе посылки силлогизма – общие, и неудобно в случае, когда хотя бы одна из посылок является частной?
Какую роль в процедуре установления правильности или неправильности простого категорического силлогизма сокращенным табличным способом может сыграть рассуждение «от противного»? Какой вывод относительно правильности или неправильности силлогизма мы обязаны сделать, если нам удалось построить такую круговую схему отношения между тремя произвольными терминами, на которой обе посылки силлогизма принимают значение «истина», а заключение – значение «ложь»? Обязаны ли мы сделать какой-то однозначный вывод, если нам такую схему по тем или иным причинам построить не удается?
Опишите процедуру установления распределенности или нераспределенности субъекта и предиката для каждого из четырех типов простых категорических суждений.
Сформулируйте общие правила простого категорического силлогизма. Для каждого правила приведите примеры его соблюдения и нарушения.
Как общие правила простого категорического силлогизма соотносятся с критерием правильности умозаключения (см. предыдущее практическое занятие)?
Основываясь на общих правилах простого категорического силлогизма, попытайтесь доказать, что любой силлогизм с двумя частными посылками будет неправильным.
Основываясь на общих правилах простого категорического силлогизма, попытайтесь доказать, что если одна из посылок правильного силлогизма окажется частным суждением, то и заключение тоже должно быть частным суждением.
3. Решить задания №№ 74 – 76 из раздела «Практические задания» настоящего сборника.
Материалы для подготовки к занятию:
Учебник: Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. Стр. 180 – 181, 188 – 195 (глава V, § 2, 4).
Методические рекомендации для слушателей по освоению рабочей программы учебной дисциплины (в настоящем сборнике): рекомендации по решению заданий №№ 74 – 76.
ЗАДАНИЕ № 74. Определите, является ли данное умозаключение простым категорическим силлогизмом. Если да, установите его правильность или неправильность сокращенным табличным способом.
ЗАДАНИЕ № 75. Определите, является ли данное умозаключение простым категорическим силлогизмом. Если да, установите его правильность или неправильность при помощи общих правил простого категорического силлогизма.
ЗАДАНИЕ № 76. Определите, является ли данное умозаключение простым категорическим силлогизмом. Если да, установите его правильность или неправильность при помощи общих правил простого категорического силлогизма, а затем сокращенным табличным способом. Сравните результаты.
объем.(без учета списка использованных источников права, учебной и научной литературы, а так же приложений. (содержание, введение, основная часть,заключение,список использованных источников,) .Содержание; 1.план курсовой работы; 2. указание на имеющийся в работе список используемых источников; 3. приложение если они есть. В оглавлении необходимо указать номера страниц, с которых начинаются соответствующие структурные элементы курсовой работы. Список использованных источников включает два раздела 1. Источники права 2. Литература Использованные при написании контрольной работы истоники права (расположив их по юридической силе) и иные официальные документы. Описание источника должно быть полным и сопровождаться укаанием полного названия, . Во втором разделе в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографических описаний перечисляется использованная учебная и научная литература. контрольная напечатана по всем правилам сноски обязательны, введение и заключение не нумеруются