Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Наименование дисциплины: Психологический анализ деятельности и профессиография

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: ст.преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии О.Н.Саковская.

1. Целью настоящего курса является изучение отечественных и зарубежных парадигм исследования трудовой активности и освоение навыков проведения анализа профессиональной деятельности.

Данная цель конкретизируется в задачах курса:


  1. Углубленное изучение психологических теорий деятельности.

  2. Освоение процедуры проведения психологического анализа деятельности.

  3. Ознакомление и овладения некоторыми специфическими методами психологического анализа деятельности (профессиографирование).

2. Дисциплина «Психологический анализ деятельности и профессиография» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (курс по выбору) (Б3.ДВ7). Логически и содежательно-методически курс связан с такими дисциплинами, как «Психология труда», «Психологический анализ деятельности», «Организационная психология», «Психология управления», «Методика преподавания психологии». В результате освоения этих дисциплин студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений, в частности: знать общую процедуру анализа деятельности, общие закономерности психологической теории деятельности, образовательных технологиях, использующихся в работе со взрослыми людьми. Студент должен владеть навыками организации групповой работы, самостоятельной работы с литературой и ее конспектирования, ведения научной дискуссии, проведения анализа деятельности с выделением ее отдельных составляющих.

Курс «ПАД и профессиографирование» является одним из базовых для изучения специальных дисциплин магистерской программы «Организационная психология», в рамках содержательных модулей, готовящих студента к реализации практической деятельности в данном направлении. Изучение курса дает основание для понимания психологических основ профессиографирования и применения метода в практике психологической работы.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  1. основные элементы анализа категории деятельности;

  2. основных способов проведения психологического анализа деятельности;

  3. отечественные и зарубежные парадигмы анализа трудовой активности;

Уметь:

  1. Проводить структурную диагностику особенностей системогенеза деятельности;

  2. Применять математические методы при решении конкретных задач психологического анализа.

Владеть:

  1. технологиями проведения психологического анализа деятельности

  2. основными схемами профессиографирования.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

5. Содержание дисциплины:




п/п

Раздел дисциплины

1

Психологический анализ дисциплины. Цели и задачи психологического анализа деятельности, его роль в различных видах профессиональной деятельности психолога-практика: управлении персоналом, организационном консультировании, оптимизации и рационализации различных видов трудовой деятельности.

2

Психологическая теория деятельности - основа психологического анализа деятельности. Проблема деятельности в психологии. «Классические» теории деятельности: их значение для психологии (М.Я.Басов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Психологическое строение деятельности. Проблема структурно-уровневой организации деятельности. Понятие метадеятельности в современной психологии и его методологическое значение. Деятельность и активность. Проблема осознаваемых и неосознаваемых компонентов деятельности. Основные виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Особенности анализа совместной деятельности.

3

Психологический анализ деятельности и проблема психических процессов. Рефлексивные процессы в деятельности: значение и роль рефлексивных механизмов как высшей формы регуляции деятельности. Общая характеристика видов и форм рефлексии. Рефлексия второго и третьего порядков. Роль кооперативной и коммуникативной рефлексии в регуляции совместной деятельности.

4

Разработка процедур ПАД в целях профессиональной аттестации. Метод экспертных оценок. Общие и специфические составляющие процедур анализа деятельности при различных задачах анализа.

5

Схемы психологического изучения профессиональной деятельности, разработанные в отечественной психологии психологического изучения профессиональной деятельности Е.М.Ивановой: основные принципы и этапы анализа. Внешнее и внутреннее строение трудовой деятельности. Схема ПАД В.Д. Шадрикова. Понятие внешних и внутренних условий деятельности. Специфика системогенетического подхода к анализу деятельности.

6

Применение математических методов в структуре психологического анализа деятельности. Метод корреляционного анализа и его применение на различных этапах исследования деятельности. Эффективность корреляционного анализа при исследовании ПВК. Структурографический анализ. Правила построения и анализа структурограмм. Способы вычисления весов переменных и основных индексов (ИДС, ИКС). Применение метода факторного анализа при обработке экспериментальных данных и создании диагностических инструментов. Виды факторного анализа и случаи их применения. Интерпретация данных, полученных в результате применения факторного анализа.

7

Зарубежные схемы психологического анализа деятельности. Общая характеристика. Применение элементов психологического анализа деятельности в концепциях менеджмента.

8

Основы профессиографии. Методологические основы изучения и описания характеристик трудовой деятельности. Принципы построения профессиограммы. Понятие психограммы. Характеристика психологических методов, используемых при построении профессиограммы. Схема системного профессиографирования трудовой деятельности Е.М. Ивановой. Проблема профессиографирования субъект субъектных видов профессиональной деятельности.

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:
1.Карпов А.В., Савин И.Г. Психологический анализ деятельности: учебное пособие. - Ярославль.: ЯрГУ, 2005.-144с.
б) дополнительная литература:


  1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука. 1984.

  2. Ломов Б.Ф. Человек и техника.- М. Сов. Радио, 1966.

  3. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1979.

  4. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Системный подход.- Ярославль: ЯрГУ, 1976.

  5. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию индивидуального обучения.- Ярославль, 1981.

  6. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: М.: Наука. 1982.

  7. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда.- Л.: ЛГУ, 1974.

  8. Забродина Л.В., Карпов А.В., Шадриков В.Д., Чернышев А.П. Психологический анализ трудовой деятельности.- Ярославль, 1980.

  9. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, ЯрГУ, 1988.

  10. Геллерштейн С.Г. Психологический анализ деятельности // Научные основы обучения школьников труду.- М., 1970.

  11. Левнева С.Н. Методы психологического анализа трудовой деятельности .- Л., 1973.

  12. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., Наука, 1966.

  13. М. Де Монмоллен. Системы «Человек-машина». – М., Мир, 1973.

  14. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психол. журнал. – 1980.- Т.1.- №3.

  15. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М., Наука, 1980.

  16. Ляпунов А.М., Шестопал Г.А. Об алгоритмическом описании процессов управления // Математическое просвещение. – М., 1962. Вып. 3.

  17. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., -ЛГУ. 1984.

  18. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., МГУ. 1980.

  19. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, 1987.

  20. Психологические проблемы профессиональной деятельности. Сб. М., 1991.

  21. Ильин С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика. // Прикладная психология, 1999., №4.

  22. Гущин В.В., Лазарева С.В. Психологический анализ профессиональной деятельности начальника отдела. // Безопасность труда в промышленности. 2000., №1.

  23. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  24. Леонова А.Б., Ченышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.,1995.

  25. Проблемы общей и прикладной психологии. Материалы научно- практической конференции «Содружество» 24-27 сентября 2001г. Ярославль, 2001.

  26. Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль, 1999.

  27. Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Сб.научных трудов. Ярославль, 1987.

  28. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. «Питер» С-Петербург, 2000.

  29. Рамперсад Р. Универсальная система показателей деятельности. М., 2005.




Психологический анализ деятельности и профессиография

Целью настоящего курса является изучение отечественных и зарубежных парадигм исследования трудовой активности и освоение навыков проведения анализа профессиональной деятельности

62.32kb.

01 10 2014
1 стр.


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Различные аспекты производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности

294.78kb.

02 10 2014
1 стр.


Суркова Алёна Сергеевна ученица 11 класса

Но профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. Ее психологический анализ всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходи

74.24kb.

17 12 2014
1 стр.


Семинар «Психологический фактор комфорта урочной деятельности»

Приглашаются от школы или один учитель русского языка или один

12.34kb.

09 10 2014
1 стр.


Последние годы плодотворной научной деятельности

Льва Германовича. Хотя номенклатурный комитет Международной конфедерации уже рекомендовал заменить термин "термография" на "термический анализ" или "дифференциальный термический ан

95.17kb.

12 10 2014
1 стр.


Психофизиология профессиональной деятельности

Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

26.41kb.

01 10 2014
1 стр.


Основная литература. Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 2000. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г. В. Бурменской, Е. И. Захаровой, О. А. Кабановой и др М., 2002

30.67kb.

07 10 2014
1 стр.


Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе

Быть человеком значит, нести ответственность. А коль характер человека зависит в какой-то мере от имени, значит, оно тоже несет ответственность, и не меньшую, чем отчество, за свои

3459.33kb.

15 10 2014
18 стр.