Наименование дисциплины:
Психологический анализ деятельности и профессиография
Направление подготовки: 030300 Психология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Автор: ст.преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии О.Н.Саковская.
1. Целью настоящего курса является изучение отечественных и зарубежных парадигм исследования трудовой активности и освоение навыков проведения анализа профессиональной деятельности.
Данная цель конкретизируется в задачах курса:
-
Углубленное изучение психологических теорий деятельности.
-
Освоение процедуры проведения психологического анализа деятельности.
-
Ознакомление и овладения некоторыми специфическими методами психологического анализа деятельности (профессиографирование).
2. Дисциплина «Психологический анализ деятельности и профессиография» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (курс по выбору) (Б3.ДВ7). Логически и содежательно-методически курс связан с такими дисциплинами, как «Психология труда», «Психологический анализ деятельности», «Организационная психология», «Психология управления», «Методика преподавания психологии». В результате освоения этих дисциплин студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений, в частности: знать общую процедуру анализа деятельности, общие закономерности психологической теории деятельности, образовательных технологиях, использующихся в работе со взрослыми людьми. Студент должен владеть навыками организации групповой работы, самостоятельной работы с литературой и ее конспектирования, ведения научной дискуссии, проведения анализа деятельности с выделением ее отдельных составляющих.
Курс «ПАД и профессиографирование» является одним из базовых для изучения специальных дисциплин магистерской программы «Организационная психология», в рамках содержательных модулей, готовящих студента к реализации практической деятельности в данном направлении. Изучение курса дает основание для понимания психологических основ профессиографирования и применения метода в практике психологической работы.
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
основные элементы анализа категории деятельности;
-
основных способов проведения психологического анализа деятельности;
-
отечественные и зарубежные парадигмы анализа трудовой активности;
Уметь:
-
Проводить структурную диагностику особенностей системогенеза деятельности;
-
Применять математические методы при решении конкретных задач психологического анализа.
Владеть:
-
технологиями проведения психологического анализа деятельности
-
основными схемами профессиографирования.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
5. Содержание дисциплины:
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
1
|
Психологический анализ дисциплины. Цели и задачи психологического анализа деятельности, его роль в различных видах профессиональной деятельности психолога-практика: управлении персоналом, организационном консультировании, оптимизации и рационализации различных видов трудовой деятельности.
|
2
|
Психологическая теория деятельности - основа психологического анализа деятельности. Проблема деятельности в психологии. «Классические» теории деятельности: их значение для психологии (М.Я.Басов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Психологическое строение деятельности. Проблема структурно-уровневой организации деятельности. Понятие метадеятельности в современной психологии и его методологическое значение. Деятельность и активность. Проблема осознаваемых и неосознаваемых компонентов деятельности. Основные виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Особенности анализа совместной деятельности.
|
3
|
Психологический анализ деятельности и проблема психических процессов. Рефлексивные процессы в деятельности: значение и роль рефлексивных механизмов как высшей формы регуляции деятельности. Общая характеристика видов и форм рефлексии. Рефлексия второго и третьего порядков. Роль кооперативной и коммуникативной рефлексии в регуляции совместной деятельности.
|
4
|
Разработка процедур ПАД в целях профессиональной аттестации. Метод экспертных оценок. Общие и специфические составляющие процедур анализа деятельности при различных задачах анализа.
|
5
|
Схемы психологического изучения профессиональной деятельности, разработанные в отечественной психологии психологического изучения профессиональной деятельности Е.М.Ивановой: основные принципы и этапы анализа. Внешнее и внутреннее строение трудовой деятельности. Схема ПАД В.Д. Шадрикова. Понятие внешних и внутренних условий деятельности. Специфика системогенетического подхода к анализу деятельности.
|
6
|
Применение математических методов в структуре психологического анализа деятельности. Метод корреляционного анализа и его применение на различных этапах исследования деятельности. Эффективность корреляционного анализа при исследовании ПВК. Структурографический анализ. Правила построения и анализа структурограмм. Способы вычисления весов переменных и основных индексов (ИДС, ИКС). Применение метода факторного анализа при обработке экспериментальных данных и создании диагностических инструментов. Виды факторного анализа и случаи их применения. Интерпретация данных, полученных в результате применения факторного анализа.
|
7
|
Зарубежные схемы психологического анализа деятельности. Общая характеристика. Применение элементов психологического анализа деятельности в концепциях менеджмента.
|
8
|
Основы профессиографии. Методологические основы изучения и описания характеристик трудовой деятельности. Принципы построения профессиограммы. Понятие психограммы. Характеристика психологических методов, используемых при построении профессиограммы. Схема системного профессиографирования трудовой деятельности Е.М. Ивановой. Проблема профессиографирования субъект субъектных видов профессиональной деятельности.
|
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1.Карпов А.В., Савин И.Г. Психологический анализ деятельности: учебное пособие. - Ярославль.: ЯрГУ, 2005.-144с.
б) дополнительная литература:
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука. 1984.
-
Ломов Б.Ф. Человек и техника.- М. Сов. Радио, 1966.
-
Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1979.
-
Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Системный подход.- Ярославль: ЯрГУ, 1976.
-
Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию индивидуального обучения.- Ярославль, 1981.
-
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: М.: Наука. 1982.
-
Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда.- Л.: ЛГУ, 1974.
-
Забродина Л.В., Карпов А.В., Шадриков В.Д., Чернышев А.П. Психологический анализ трудовой деятельности.- Ярославль, 1980.
-
Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, ЯрГУ, 1988.
-
Геллерштейн С.Г. Психологический анализ деятельности // Научные основы обучения школьников труду.- М., 1970.
-
Левнева С.Н. Методы психологического анализа трудовой деятельности .- Л., 1973.
-
Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., Наука, 1966.
-
М. Де Монмоллен. Системы «Человек-машина». – М., Мир, 1973.
-
Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психол. журнал. – 1980.- Т.1.- №3.
-
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М., Наука, 1980.
-
Ляпунов А.М., Шестопал Г.А. Об алгоритмическом описании процессов управления // Математическое просвещение. – М., 1962. Вып. 3.
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., -ЛГУ. 1984.
-
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., МГУ. 1980.
-
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, 1987.
-
Психологические проблемы профессиональной деятельности. Сб. М., 1991.
-
Ильин С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика. // Прикладная психология, 1999., №4.
-
Гущин В.В., Лазарева С.В. Психологический анализ профессиональной деятельности начальника отдела. // Безопасность труда в промышленности. 2000., №1.
-
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
-
Леонова А.Б., Ченышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.,1995.
-
Проблемы общей и прикладной психологии. Материалы научно- практической конференции «Содружество» 24-27 сентября 2001г. Ярославль, 2001.
-
Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль, 1999.
-
Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Сб.научных трудов. Ярославль, 1987.
-
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. «Питер» С-Петербург, 2000.
-
Рамперсад Р. Универсальная система показателей деятельности. М., 2005.