Перейти на главную страницу
Субъективное отношение к здоровью проявляется и в различных сферах: один в основном любит читать литературу о здоровье, другой – заниматься различными оздоровительными процедурами, третий пытается изменять отношение окружающих людей к своему здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.
Существующее у человека отношение к какому-либо объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как поступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соответственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.
Тест «Индекс отношения к здоровью» (Приложение 1) состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения.
Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуациях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом. Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создает вокруг себя здоровую среду. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.
Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано плохо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.
Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух частей (вариантов) для повышения надежности результатов, проводимых с небольшим интервалом. Мы использовали только второй вариант теста.
Тест построен по принципу так называемых альтернативных полюсов. Испытуемому даются два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»). Тест включает 24 пары альтернативных высказываний.
Тест «Индекс отношения к здоровью» проводится, начиная с подросткового возраста. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и социального опыта. Не менее интересным представляется и диагностика отношения к здоровью как родителей, так и самих педагогов. Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте, устно или письменно.
Представляются возможными следующие направления использования теста в коррекционной работе образовательного учреждения по формированию отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни:
1) сама процедура проведения теста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью;
2) результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских кампаний, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью;
3) данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у учащихся, родителей, педагогов и выявления особенностей этого отношения в различных группах испытуемых, что позволит руководителю определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания и концентрации образовательных ресурсов.
Обработка результатов. Результаты определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, – 0.
Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке). Общий показатель – это сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом, обрабатывается отдельно каждая часть теста. Итоговые показатели получаются путем нахождения среднего арифметического числа баллов по шкалам и тесту в целом по двум частям (при необходимости средние округляются до целых чисел по обычным математическим правилам). Полученные средние числа «сырых» баллов переводятся в станайны с помощью таблиц.
Станайн – 1/9 полного диапазона значений в распределении.
Возрастной группе старше 16 лет соответствуют перевод «сырых» баллов теста в шкалу стенайнов, представленный вместе с ключом к тесту и интерпретацией в Приложении 4.
Значение станайнов:
Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями.
1. ... |
А |
|
Б |
… |
1. ... |
А |
|
Б |
2… |
1. ... |
А |
|
Б |
2… |
1. ... |
А |
|
Б |
2.… |
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.
1. А. Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро. |
А |
|
Б |
Б. Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим. |
| ||||
2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. |
А |
|
Б |
Б. Я их просматриваю более внимательно в первую очередь. |
| ||||
3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. |
А |
|
Б |
Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами.
|
| ||||
4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. |
А |
|
Б |
Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться. |
| ||||
5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. |
А |
|
Б |
Б. Мне это сразу же бросается в глаза. |
| ||||
6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья. |
А |
|
Б |
Б. Я не трачу на это свои деньги. |
| ||||
7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. |
А |
|
Б |
Б. Я все равно лучше спокойно подъеду на автобусе, троллейбусе и т.д. |
| ||||
8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены. |
А |
|
Б |
Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими. |
| ||||
9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме. |
А |
|
Б |
Б. Я прежде всего просто утоляю жажду. |
| ||||
10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. |
А |
|
Б |
Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу. |
| ||||
11. А. Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований. |
А |
|
Б |
Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма. |
| ||||
12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни. |
А |
|
Б |
Б. Я не предпринимал таких попыток. |
| ||||
13. А. По-моему, те, кто на ходит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, — это не совсем нормальные люди. |
А |
|
Б |
Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье — это радостное и увлекательное занятие. |
| ||||
14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне. |
А |
|
Б |
Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие. |
| ||||
15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. |
А |
|
Б |
Б. Я в целом придерживаюсь правил здорового питания. |
| ||||
16. А. Я никогда не писал по г собственной инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты, стенгазеты и т.п. |
А |
|
Б |
Б. В своей жизни я уже делал нечто подобное. |
| ||||
17.А.Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось. |
А |
|
Б |
Б. Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы. |
| ||||
18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. |
А |
|
Б |
Б. У меня вызывает интерес другая литература. |
| ||||
19. А. Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчеркиваемый в рекламе. |
А |
|
Б |
Б. Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье. |
| ||||
20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. |
А |
|
Б |
Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта. |
| ||||
21. А. У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. |
А |
|
Б |
Б. Я полностью разделяю чувства таких людей. |
| ||||
22. А. Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма. |
А |
|
Б |
Б. Мне приходилось это делать. |
| ||||
23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. |
А |
|
Б |
Б. Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости. |
| ||||
24. А. Я никогда не принимал участие в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду. |
А |
|
Б |
Б. Я состоял в таких движениях. |
|
1. А |
5. Б |
9. А |
13. Б |
17. А |
21. Б |
2. Б |
6. А |
10. Б |
14. А |
18. А |
22. Б |
3. А |
7. А |
11. Б |
15. Б |
19. Б |
23. А |
4. А |
8. Б |
12. А |
16. Б |
20. А |
24. Б |
Станайны |
Эмоциональная шкала |
Познавательная шкала |
Практическая шкала |
Шкала поступков |
Интенсивность |
1 |
5 и менее |
--- |
0-2 |
0 |
13 и менее |
2 |
6 |
0-1 |
3-4 |
1-2 |
14-18 |
3 |
7-8 |
2-3 |
5-6 |
3 |
19-23 |
4 |
9 |
4-5 |
7 |
4-5 |
24-28 |
5 |
10-11 |
6 |
8-9 |
6 |
29-34 |
6 |
12 |
7-8 |
10-11 |
7-8 |
35-39 |
7 |
13-14 |
9-10 |
12-13 |
9 |
40-44 |
8 |
15-16 |
11 |
14 |
10 |
45-49 |
9 |
17-18 |
12-18 |
15-18 |
11-18 |
50 и более |
Станайн |
Характеристика результата |
1 |
очень низкий |
2 |
низкий |
3 |
ниже среднего |
4 |
средний |
5 |
средний |
6 |
средний |
7 |
выше среднего |
8 |
высокий |
9 |
очень высокий |
Одному человеку просто «хочется быть здоровым» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает заря
25 12 2014
1 стр.
Цель: Умение педагога выявлять особенности отношения ребенка к здоровью и важности оказания помощи другому человеку
08 10 2014
1 стр.
Цель: Познакомить с понятиями здоровье и зож, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью
12 10 2014
1 стр.
Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое более эмоционально
14 10 2014
1 стр.
Индекс отражает ежемесячные изменения мировых цен на корзину основных продовольственных товаров, сообщает прайм
14 12 2014
1 стр.
Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает общественную, коллективную силу человека. Благоприятный психологический климат и доброжелательные отношения в
11 09 2014
1 стр.
Перевод с немецкого Минвалеева Р. С. опубликован в журнале "Спортивна медицина (Украина)" 2009, №1-2, с. 33-44
16 12 2014
1 стр.
Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы сделать это прямо, без обиняков?
23 09 2014
1 стр.