Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Психологический тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясин) диагностирует такой важнейший параметр отношения к здоровью, здоровому образу жизни, как интенсивность. Параметр интенсивности показывает, в какой степени и в каких сферах проявляется субъективное отношение. Одному человеку просто «хочется быть здоровым» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает зарядку, посещает соответствующие лекции о здоровом образе жизни – высокий уровень интенсивности.

Субъективное отношение к здоровью проявляется и в различных сферах: один в основном любит читать литературу о здоровье, другой – заниматься различными оздоровительными процедурами, третий пытается изменять отношение окружающих людей к своему здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.

Существующее у человека отношение к какому-либо объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как поступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соответственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Тест «Индекс отношения к здоровью» (Приложение 1) состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения.



Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр.

Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуациях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.



Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.



Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом. Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.



Поступочная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, общество в целом.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создает вокруг себя здоровую среду. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.



Общая шкала. Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано плохо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух частей (вариантов) для повышения надежности результатов, проводимых с небольшим интервалом. Мы использовали только второй вариант теста.

Тест построен по принципу так называемых альтернативных полюсов. Испытуемому даются два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»). Тест включает 24 пары альтернативных высказываний.

Тест «Индекс отношения к здоровью» проводится, начиная с подросткового возраста. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и социального опыта. Не менее интересным представляется и диагностика отношения к здоровью как родителей, так и самих педагогов. Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте, устно или письменно.

Представляются возможными следующие направления использования теста в коррекционной работе образовательного учреждения по формированию отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни:

1) сама процедура проведения теста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью;

2) результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских кампаний, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью;

3) данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у учащихся, родителей, педагогов и выявления особенностей этого отношения в различных группах испытуемых, что позволит руководителю определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания и концентрации образовательных ресурсов.

Обработка результатов. Результаты определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, – 0.

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке). Общий показатель – это сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом, обрабатывается отдельно каждая часть теста. Итоговые показатели получаются путем нахождения среднего арифметического числа баллов по шкалам и тесту в целом по двум частям (при необходимости средние округляются до целых чисел по обычным математическим правилам). Полученные средние числа «сырых» баллов переводятся в станайны с помощью таблиц.

Станайн – 1/9 полного диапазона значений в распределении.

Возрастной группе старше 16 лет соответствуют перевод «сырых» баллов теста в шкалу стенайнов, представленный вместе с ключом к тесту и интерпретацией в Приложении 4.

Значение станайнов:


  • от 1 до 3 – низкий уровень,

  • от 4 до 6 – средний,

  • от 7 до 9 – высокий.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Инструкция испытуемому: Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выверит то, которое кажется более подходящим для вас.

Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями.



1. ...

А




Б



Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А».

1. ...

А




Б

2…

Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б».

1. ...

А




Б

2…

И, наконец, если вам полностью подходит вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б».

1. ...

А




Б

2.…

Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть.

Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.





1. А. Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро.

А



Б

Б. Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим.




2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю.

А



Б

Б. Я их просматриваю более внимательно в первую очередь.





3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь.

А



Б

Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими

делами.





4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью.

А



Б

Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться.




5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д.

А



Б

Б. Мне это сразу же бросается в глаза.




6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья.

А



Б

Б. Я не трачу на это свои деньги.




7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком.

А



Б

Б. Я все равно лучше спокойно подъеду на автобусе, троллейбусе и т.д.





8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены.

А



Б

Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими.




9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме.

А



Б

Б. Я прежде всего просто утоляю жажду.




10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно.

А



Б

Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу.




11. А. Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований.

А



Б

Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма.




12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни.

А



Б

Б. Я не предпринимал таких попыток.




13. А. По-моему, те, кто на ходит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, — это не совсем нормальные люди.

А



Б

Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье — это радостное и увлекательное занятие.




14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне.

А



Б

Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие.




15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь.

А



Б

Б. Я в целом придерживаюсь правил здорового питания.




16. А. Я никогда не писал по г собственной инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты, стенгазеты и т.п.

А



Б

Б. В своей жизни я уже делал нечто подобное.




17.А.Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось.

А



Б

Б. Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы.




18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья.

А



Б

Б. У меня вызывает интерес другая литература.




19. А. Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчеркиваемый в рекламе.

А



Б

Б. Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье.




20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия.

А



Б

Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта.




21. А. У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п.

А



Б

Б. Я полностью разделяю чувства таких людей.




22. А. Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма.

А



Б

Б. Мне приходилось это делать.




23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела.

А



Б

Б. Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости.




24. А. Я никогда не принимал участие в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду.

А



Б

Б. Я состоял в таких движениях.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ключ к тесту


1. А

5. Б

9. А

13. Б

17. А

21. Б

2. Б

6. А

10. Б

14. А

18. А

22. Б

3. А

7. А

11. Б

15. Б

19. Б

23. А

4. А

8. Б

12. А

16. Б

20. А

24. Б



Перевод сырых баллов в станайны


Станайны

Эмоциональная шкала

Познавательная шкала

Практическая шкала

Шкала поступков

Интенсивность

1

5 и менее

---

0-2

0

13 и менее

2

6

0-1

3-4

1-2

14-18

3

7-8

2-3

5-6

3

19-23

4

9

4-5

7

4-5

24-28

5

10-11

6

8-9

6

29-34

6

12

7-8

10-11

7-8

35-39

7

13-14

9-10

12-13

9

40-44

8

15-16

11

14

10

45-49

9

17-18

12-18

15-18

11-18

50 и более


Интерпретация шкалы станайнов


Станайн

Характеристика результата

1

очень низкий

2

низкий

3

ниже среднего

4

средний

5

средний

6

средний

7

выше среднего

8

высокий

9

очень высокий

Психологический тест «Индекс отношения к здоровью»

Одному человеку просто «хочется быть здоровым» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает заря

156.57kb.

25 12 2014
1 стр.


Организационно-педагогическая и методическая работа

Цель: Умение педагога выявлять особенности отношения ребенка к здоровью и важности оказания помощи другому человеку

59.28kb.

08 10 2014
1 стр.


Пропаганда зож среди подростков

Цель: Познакомить с понятиями здоровье и зож, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью

66.07kb.

12 10 2014
1 стр.


Психологический тест

Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое более эмоционально

67.04kb.

14 10 2014
1 стр.


Фао. Индекс мировых цен на продовольствие снизился в октябре на 1%. Индекс мировых цен на продовольственные товары (Food Price Index, ffpi) в октябре снизился на 1% по сравнению с сентябрем, составив 213 пунктов

Индекс отражает ежемесячные изменения мировых цен на корзину основных продовольственных товаров, сообщает прайм

36.48kb.

14 12 2014
1 стр.


Влияние группы на поведение личности

Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает общественную, коллективную силу человека. Благоприятный психологический климат и доброжелательные отношения в

48.03kb.

11 09 2014
1 стр.


Вегетативный индекс кердо: Индекс для оценки вегетативного тонуса, вычисляемый из данных кровообращения

Перевод с немецкого Минвалеева Р. С. опубликован в журнале "Спортивна медицина (Украина)" 2009, №1-2, с. 33-44

295.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Тест «Супружеские отношения»

Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы сделать это прямо, без обиняков?

22.31kb.

23 09 2014
1 стр.