Перейти на главную страницу
Академия права и управления
На правах рукописи
на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
профессор А.И.Ушатиков
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
Глава I Теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений……. |
12
|
§1Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений как предмет психологического исследования……………………………….…………………………….. |
12
|
§2 Отечественный опыт изучения компонентов психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений…………………………………………... |
35
|
§3. Зарубежный опыт изучения системы отношений к службе в составе психосемантической сферы личности сотрудников пенитенциарных учреждений и полиции…………………………….. |
61
|
Глава II Характеристика психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений…………………………… |
83
|
§1 Организация и методика исследования психосемантической сферы сотрудников исправительных учреждений…………………. |
83
|
§2 Структурно-содержательные особенности психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений …………………………………………. |
105
|
§3 Методические рекомендации по применению психосемантического анализа в процессе психологического сопровождения сотрудников исправительных учреждений………. |
128
|
Заключение………………………………………………………………….… |
151 |
Библиография………………………………………………………………… |
157 |
Приложения…………………………………………………………………… |
176 |
Спецификой несения повседневной службы сотрудниками исправительных учреждений является необходимость выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием негативных социально-психологических факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, конфликтами, напряженностью социально-экономических условий.
Профессиональная деятельность сотрудников исправительных учреждений так же осложняется высокой текучестью кадров, отсутствием возможности надлежащего наставничества, низкой эффективностью системы служебной подготовки и недостаточным обеспечением процесса психологического сопровождения личного состава. Исходя из этого, они могут быть отнесены к группе повышенного риска в плане возникновения и развития у них различных нарушений в психосемантической структуре личности.
Реформирование уголовно – исполнительной системы, ее переход под юрисдикцию Министерства юстиции, демократизация и либерализация общественных отношений оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах, отразились на принципах, целях и задачах подбора, расстановки, и воспитания кадров, психологической подготовки личного состава.
В приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 295 «О дополнительных мерах по укреплению структуры психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» отмечается, что одним из приоритетных направлений в реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской федерации является укрепление и целенаправленное развитие психологической службы, что невозможно без оснащения ее современными и эффективными методами изучения личности.
В приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 20 апреля 1999 года № 170 «О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации» говорится, что в современных условиях проблемы профессионального психологического отбора кандидатов на службу следует рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности всей деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России. Недостатки при изучении индивидуально-психологических особенностей кандидатов на службу мешают формировать в период становления у молодых сотрудников психологической устойчивости, защищенности и самоконтроля, что приводит в дальнейшем к нарушению многими из них дисциплины и законности.
Также отмечается, что, в настоящее время в условиях реформы системы исполнения уголовного наказания приоритетное место занимает задача формирования психологической независимости, стрессоустойчивости, профессиональной самостоятельности и компетентности сотрудника УИС.
Обращается внимание на системный подход к изучению личности сотрудников исправительных учреждений как профессионалов с позиций психосемантики, как индивидуальной системы значений, опосредующей отношение к выполнению служебной деятельности и проявления профессионального поведения.1
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для повышения эффективности служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений требуются меры, направленные на обеспечение психологических служб УИС современными, эффективными, адаптированными методами изучения личности сотрудников с позиций психосемантики, способными решать поставленные задачи.
Некоторые психосемантические элементы личности сотрудников правоохранительных органов и исправительных учреждений изучались в рамках различных теоретических концепций, как у нас, так и за рубежом (Хохряков Г.Ф., Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А., Казак Б.Б., Романович Г.Г., Юстицкий В.В., Папкин А.И., Баранов П.П., Столяренко А.М., Стрегун П.П., Александров Ю.Б., Медведев В.С., Мокрецов А.И., Колесников А.А., Колос И.В., Белов Ю.А., Андреев Н.В., Пономарев И.Б., Кироа А.И., Брэди К., Моррис В., Дийяр Д., Загель-Гранде И.), однако системного и целенаправленного изучения личности сотрудников исправительных учреждений с позиций психосемантики практически не проводилось.
В качестве методологических основ исследования психосемантической сферы использовались также теоретические положения А.М.Столяренко, А.И.Папкина, В.Ф.Пирожкова, Н.В.Андреева, М.Г.Дебольского о психологии личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практическом семинаре «Юридические и психологические проблемы активизации памяти человека в раскрытии преступлений» (Вологда, РИП и Э Вологодский филиал, 1999г.), на IX-ой летней психологической школе «Юридическая психология и педагогика в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы» (Рязань, РИП и Э Минюста России, 1999 г.), учебно-методических сборах, на совещаниях, семинарах и занятиях в рамках курсов по повышению квалификации с различными категориями сотрудников УИС.
I теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений
01 10 2014
1 стр.
Нормы проектирования и строительства специализированных исправительных учреждений
12 09 2014
8 стр.
01 10 2014
1 стр.
Перед тем, как решать задачи, необходимо выяснить как учащиеся усвоили теорию по теме “Шар. Сфера”(определения, основные элементы, сечения). С этой целью проводится викторина. Учит
16 12 2014
1 стр.
Справочник предназначен для исследователей, сотрудников архивов, научных учреждений и других организаций
17 12 2014
17 стр.
Постановлением Минтруда России от 21. 08. 1998 г. №37 предусмотрено, что выпускники со степенью бакалавра могут занимать должности младших научных сотрудников, инженеров научно-исс
09 09 2014
1 стр.
Задачи: определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия
12 10 2014
1 стр.
Духовная сфера – это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой, к которой относят искусство, науку, религию, мораль и другие виды творчества и интеллектуальной де
12 10 2014
1 стр.