Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



WP

4






















Пункт повестки дня:

КООС 7




Представлен:

Великобританией




Язык оригинала:

английский





Морские охраняемые районы (МОР) как инструменты охраны и управления


Морские охраняемые районы (МОР) как инструменты охраны и управления
Рабочий документ КООС, представленный Великобританией
Резюме


  1. В настоящем документе подчеркивается необходимость рассмотрения морских районов в рамках работы КООС по созданию «системы экогеографических рамочных основ» охраняемых районов Антарктики. В последнее время АНТКОМ уделяет большое внимание возможному использованию Морских охраняемых районов (МОР) как средства достижения своих природоохранных целей и сейчас стремится к сотрудничеству с КООС с целью разработки совместного подхода. На рассмотрение КООС представлены 5 рекомендаций, изложенных в конце настоящего документа (пункт 26), в которых КООС предлагается принять ряд мер, направленных на развитие МОР.


История вопроса


  1. Во всем мире Морские охраняемые районы (МОР) все чаще рассматриваются как важный инструмент достижения целей, в том числе, таких, как:

  • сохранение биоразнообразия и среды обитания;

  • координация действий в районах многопрофильного использования;

  • поддержание здоровья экосистем и устойчивости рыбного промысла.




  1. В состав МОР могут входить самые разные районы – от строго охраняемых территорий до районов многопрофильного использования – которые определяются в различных пространственных масштабах, включая прибрежные участки и районы открытого моря. Это гибкие инструменты, которые можно применять в рамках разных систем управления. Термин «МОР» распространяется и на существующие инструменты, применяемые в соответствии с Приложением V к Протоколу по окружающей среде (ООРА и ОУРА), и на меры по сохранению и управлению, основанные на территориальном принципе, которые использует АНТКОМ.




  1. В соответствии с международными соглашениями (например, Конвенцией о биологическом разнообразии, Всемирным саммитом по устойчивому развитию, Всемирным конгрессом парков) Государства уже приняли обязательства по созданию к 2012 году комплексных, эффективно управляемых и экологически репрезентативных сетей МОР.




  1. Признавая существующие обязательства многих (если не большинства) своих Членов, АНТКОМ пришла к выводу о том, что МОР обладают значительным потенциалом в том, что касается содействия достижению целей Конвенции в таких прикладных областях, как охрана экосистемных процессов, сред обитания и биоразнообразия, а также охрана видов (в том числе, популяций и различных этапов цикла развития). Кроме того, АНТКОМ отметила необходимость разработки согласованного режима охраны морской среды в масштабах всей Системы Договора об Антарктике.



  1. В этой связи КООС/КСДА пора продолжить изучение вопроса о том, как они могут: (i) способствовать выполнению международных обязательств и достижению международных целей, используя существующие нормы охраны и управления районами, сформулированные в Приложении V к Протоколу по окружающей среде, и (ii) взаимодействовать с АНТКОМ в деле создания всеобъемлющей системы МОР в водах Антарктики.



Обоснование создания МОР


  1. В Районе Договора об Антарктике уже есть несколько МОР, которые определены в виде морских ООРА, а также ОУРА с морскими компонентами. Однако эти районы создавались, в основном, от случая к случаю и практически без проведения методологического анализа того, как они вписываются в «систему экогеографических рамочных основ», предусмотренной Приложением V к Протоколу по окружающей среде. Ни один морской район не был создан специально для охраны репрезентативных образцов морских экосистем.




  1. Создание новых МОР в Антарктике обеспечит охрану и сохранение особо ценных или чувствительных морских районов и позволит получить эталонные территории для научных исследований. Последнее имеет особое значение для улучшения понимания динамики морских экосистем в районах, не нарушенных человеком, и для разграничения антропогенных воздействий и естественных изменений окружающей среды.




  1. Дополнительная справочная информация, которая служит обоснованием создания системы МОР в Антарктике, приведена в Информационном документе ATCMXXIX/IP002.


Прогресс в деле создания МОР в Антарктике


  1. В настоящее время в водах Антарктики существует шесть чисто морских ООРА и девять ООРА с небольшими морскими компонентами, а также три ОУРА с морскими компонентами (один из них организован по принципу исключительно добровольного соблюдения). Эти участки занимают в общей сложности 1780 км2 территории моря, что эквивалентно 0,012% площади моря южнее 60-й параллели южной широты (данные из Рабочего документа ATCM XXVIII/WP011, представленного Новой Зеландией). Это единственные МОР в мире, созданные в рамках системы международного управления.




  1. На сегодняшний день проведена определенная первоначальная работа по изучению возможностей создания всеобъемлющей репрезентативной системы охраняемых районов Антарктики – например, проведен обзор существующей Системы охраняемых районов Антарктики (его результаты изложены в Рабочем документе ATCMXXVIII/WP011, представленном Новой Зеландией). Кроме того, продолжается разработка (для наземной среды) «системы экогеографических рамочных основ», которая определена в Приложении V Протокола по окружающей среде (Рабочий документ ATCMXXVIII/WP002, также представленный Новой Зеландией). Дальнейший прогресс в этом направлении будет во многом способствовать определению требований к системе охраняемых районов, охватывающей морские районы.




  1. МОР были также созданы в субантарктических водах – например, территория вокруг островов Хэрд и Макдональд (Австралия), а также предлагаемый морской заповедник в районе островов Принца Эдуарда (Южная Африка). И хотя эти участки находятся за пределами Района Договора об Антарктике, они являются ценными моделями, показывающими, как решается проблема охраны морской среды в районах с аналогичными экосистемными ценностями и нагрузками.




  1. В продолжение обсуждения проблемы МОР, которое в последнее время проводится в рамках АНТКОМ, в сентябре 2005 г. был организован Семинар АНТКОМ по морским охраняемым районам. Рекомендации этого семинара имеют большое значение для развития системы МОР на всей акватории Южного океана и дальнейшего сотрудничества между компонентами Системы Договора об Антарктике.


Краткое изложение рекомендаций относительно МОР, согласованных на XXIV Совещании АНТКОМ (2005 г.)


  1. По итогам Семинара АНТКОМ по морским охраняемым районам, который состоялся в 2005 г., был разработан ряд рекомендаций для представления в Научный комитет АНТКОМ. Эти рекомендации были приняты на совещаниях Научного комитета и Комиссии, проведенных в 2005 г., и стали для Членов АНТКОМ техническим заданием на проведение дальнейшей работы по определению принципов, практических рекомендаций и научных требований, касающихся создания МОР.




  1. Принятые АНТКОМ рекомендации помогли уточнить обязанности Членов Комиссии в части принятия мер по созданию МОР в районе действия Конвенции и подтвердили необходимость применения согласованного подхода к проектированию и реализации МОР на всей акватории Южного океана, включая координацию действий компонентов Системы Договора об Антарктике.




  1. Согласно рекомендациям, необходимо уделить внимание, в том числе, охране районов перечисленных далее категорий:

  • репрезентативные районы;

  • районы научных исследований – чтобы обеспечить разграничение последствий промысла и естественных изменений и получить возможность изучения морской экосистемы Антарктики в районах, не нарушенных человеком;

  • районы, потенциально чувствительные к антропогенным воздействиям – чтобы смягчить такие воздействия и/или обеспечить устойчивое и рациональное использование морских живых ресурсов.

Было отмечено, что эти категории районов являются близкими аналогами категорий районов, относящихся к группе ООРА, которые предусмотрены в Приложении V Протокола по охране окружающей среды, и что все Члены АНТКОМ взяли на себя определенные обязательства в рамках Договора об Антарктике.




  1. Участники семинара определили ряд ключевых задач, выполнение которых необходимо для развития системы МОР. Эти задачи, в основном, касались категорий научных данных и научного анализа, которые потребуются для биорайонирования Южного океана. Биорайонирование – это процесс классификации морских районов по целому ряду данных об экологических характеристиках, в результате которого определяется группа биорегионов, используемых для идентификации репрезентативных районов, подлежащих охране. (Дополнительная информация о принципах биорайонирования приведена в Информационном документе ATCMXXIX/IP006). Этот процесс может стать важным дополнением к текущей работе КООС по формированию «системы экогеографических рамочных основ» охраняемых районов.




  1. Обязательные для выполнения ключевые задачи предусматривают:

  • обработку имеющихся данных о прибрежных и морских провинциях, включая бентические и пелагические объекты и процессы;

  • определение видов анализа, которые необходимо провести, чтобы облегчить процесс биорайонирования, включая использование эмпирической модели и экспертных данных;

  • проведение широкомасштабного биорайонирования Южного океана на основе имеющихся баз данных;

  • по мере возможности, выделение в составе регионов мелкомасштабных биогеографических провинций;

  • определение районов, которые можно было бы использовать для достижения целей охраны репрезентативных, научных и уязвимых районов;

  • определение районов, требующих временной охраны.




  1. Было принято решение о создании Руководящего комитета для координации этой работы и содействия в ее осуществлении, с акцентом на проблеме биорайонирования Южного океана и подготовке семинара, проведение которого запланировано на 2007 г. В состав Руководящего комитета должны войти члены Научного комитета АНТКОМ и КООС.




  1. С учетом квалификации КООС было предложено, чтобы КООС провел необходимую первоначальную работу по биорайонированию прибрежных провинций, включая изучение и бентических, и (если это целесообразно) пелагических систем.


Что означают для КООС рекомендации АНТКОМ относительно МОР


  1. Недавние обсуждения и принятые АНТКОМ рекомендации относительно МОР – это важный шаг вперед в части разработки комплексной стратегии охраны морской среды в Антарктике и Южном океане. Кроме того, они оказывают серьезное влияние на взаимодействие и сотрудничество между компонентами Системы Договора об Антарктике. Наступило время, когда КООС должен определить, какую роль он может сыграть в достижении целей, касающихся МОР, особенно в рамках сотрудничества с АНТКОМ.




  1. КООС должен уточнить свои цели в отношении МОР и определить наиболее подходящие инструменты достижения этих целей. Это может быть использование существующих категорий ООРА и ОУРА, а также потенциальное сотрудничество с Комиссией в том, что касается использования других инструментов управления, основанных на территориальном принципе (например, Закрытые районы Конвенции).




  1. Особое значение для КООС имеет предполагаемая работа по биорайонированию Южного океана. КООС должен рассмотреть вопрос о том, каким образом он может внести оптимальный вклад в этот процесс с учетом имеющихся знаний, опыта и данных, особенно применительно к прибрежным провинциям (хотя и не только к ним). Важной составляющей этого процесса станет дальнейшая работа по формированию «системы экогеографических рамочных основ» охраняемых районов, включая морские районы. Кроме того, следует обсудить возможность привлечения к этому процессу таких внешних организаций, как СКАР и МСОП.




  1. Вкладом в подготовку семинара АНТКОМ, запланированного на 2007 г., должно стать назначение представителей КООС в Руководящий комитет.




  1. Согласованный подход к охране морской среды в масштабе всей Системы Договора об Антарктике, безусловно, необходим. КООС вместе с АНТКОМ может сыграть важную роль в формировании системы МОР в Антарктике и Южном океане, и Сторонам рекомендуется приветствовать и поддержать достижение этой цели.


Рекомендации


  1. Комитету по охране окружающей среды предлагается рассмотреть вопрос о вынесении на одобрение КСДА следующих рекомендаций:




  1. КООС рекомендуется продолжить работу по формированию «системы экогеографических рамочных основ» охраняемых районов и дополнительно уделить особое внимание вопросу о включении в эту систему морских районов.

  2. КООС рекомендуется подтвердить готовность к сотрудничеству с АНТКОМ в деле создания МОР.

  3. КООС рекомендуется поддержать предложение о проведении в 2007 г. совместного семинара АНТКОМ и КООС по Морским охраняемым районам и принять активное участие в его подготовке.

  4. КООС рекомендуется поддержать идею создания Руководящего комитета в целях подготовки предлагаемого семинара АНТКОМ по морским охраняемым районам и назначить в этот Комитет своих представителей.

  5. КОСС рекомендуется рассмотреть вопрос о том, каким образом он может внести оптимальный вклад в предполагаемую работу по биорайонированию Южного океана. В число приоритетных задач должно входить определение приемлемых источников знаний и информации.

(В зависимости от позиций других Сторон Великобритания готова выступить в роли координатора работ на начальном этапе, предусматривающем подбор необходимых данных о прибрежных провинциях (дополнительная информация о категориях данных, которые могут потребоваться, приведена в Информационном документе ATCMXXIX/IP006), и предлагает другим Членам, Наблюдателям и Экспертам КООС внести вклад в эту работу.)

апрель 2006 г.

Доклад о работе пятнадцатого совещания Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям

Пункт 2 повестки дня. Выборы должностных лиц, утверждение повестки дня и организация работы 8

1319.78kb.

18 12 2014
15 стр.


Пункт повестки дня

Коос с целью разработки совместного подхода. На рассмотрение коос представлены 5 рекомендаций, изложенных в конце настоящего документа (пункт 26), в которых коос предлагается приня

92.22kb.

02 09 2014
1 стр.


Пункт повестки дня

Пятилетний пересмотр Плана управления Особо охраняемым районом Антарктики

37.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Пункт 16 повестки дня вкр-12

Распределить службе MetAids на первичной основе полосу частот 8,3–11,3 кГц в соответствии со следующими положениями

38.53kb.

11 09 2014
1 стр.


Нематериальное культурное наследие 2 ga

Пункт 2 предварительной повестки дня: Выборы Председателя, заместителя(лей) Председателя и докладчика второй сессии

29.26kb.

09 10 2014
1 стр.


Пункт 1 повестки дня. Открытие совещания

Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (Вспомогательный орган) проводилось в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (и

271.51kb.

14 12 2014
1 стр.


Пункт 3 d предварительной повестки дня  Вопросы, связанные с осуществлением Конвенции: программа Базельской конвенции по развитию партнерства

Нференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением создала Партнерство по принятию мер в отношении компьютерного оборудова

1322.85kb.

08 10 2014
7 стр.


6 (128-я сессия wp. 29, 12-15 ноября 2002 г., пункт повестки дня 8) Оригинал: русский предложения по терминологии, касающейся мототранспортных средств

Европейское Соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г. (документы E/ece/813-E/ece/trans/567 and Amend. 1 and Amend. 2), подготовленных группой экспертов

67.63kb.

14 10 2014
1 стр.