Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
c:\users\user\pictures\5500219.jpg

«Пять минут с искусством»

Доклад.
Цель: познакомить учащихся с настоящим искусством, ввести их в мир музыки, поэзии, живописи; заинтересовать, расширить и углубить знакомство школьников с творчеством классиков; стремиться воспитать в них зрительскую культуру.

Задачи: развивать у учащихся речь, прививать им любовь к родному языку, уделять внимание нравственному воспитанию учеников, стремиться заинтересовать искусством и воспитать в них зрительскую культуру.

Во внеклассной работе я часто прибегаю к литературно-драматическим инсценировкам. Школьников привлекают разнообразные формы этой работы. У них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства.

Они с удовольствием поют и танцуют, играют на сцене, перевоплощаясь в любимых литературных героев. Так, например, мы инсценировали Зощенко, Чехова, Пушкина, Островского, русские народные сказки.

Большой интерес у учащихся вызывает и самостоятельное инсценирование русских народных сказок, т.к. здесь они в полной мере могут проявить своё творчество. Таким образом, учащихся расширяют и углубляют своё знакомство с творчеством классиков.

Однако, ученики очень редко сталкиваются с классической музыкой. Ведь, для восприятия классики нужен эмоциональный настрой, богатое воображение. А для того, чтобы воспитать у учащихся эстетический вкус, высокие чувства и потребности, необходимо ввести их в мир классической музыки.

В процессе поиска, для этой цели я нашла новую форму воспитательной работы – «Пять минут с искусством».

В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки», т.к. общение с искусством должно быть недолговременным и малообъёмным, чтобы предотвратить утомлённость, что может понизить интерес.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление – без попытки навязать какую-либо точку зрения.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно всё: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения.

Отбор художественного произведения индивидуален, т.е. он может быть выбран в связи с учебным материалом, юбилейной датой, в связи с погодой, в соответствии с хорошим настроением.

Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд, когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения.

Тогда активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный. В итоге, дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают продолжительное отношение к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения. Что-то новое всегда привлекает ребят, и они с удовольствием откликаются, принимают участие, заранее ищут материал о том или ином мастере искусства. То есть, они не просто приходят послушать, но и сами принимают участие в творческой деятельности. Но есть и зрители, которые приходят посмотреть выступление своих товарищей, ведь тут сочетаются разные виды искусства: театральное представление и классическая музыка. Но и от пассивного восприятия повышается духовный уровень культуры, появляется интерес к художественным произведениям, к классической музыке.

«Пять минут с искусством»

Ход мероприятия.

Сегодня мы собрались, чтобы приобщиться к искусству. «Пять минут с искусством» , - так мы назвали нашу встречу. Прежде, чем мы начнем свое знакомство с волшебной силой великих творцов, хотелось бы знать: какие

виды искусства вам знакомы?

Сегодня нас ждет встреча с такими видами искусства, как музыка, литература, танец, театр.

Искусство развивает в человеке не только чувство прекрасного, но и внутренний слух, т.е. способность «внутри себя», «мысленно» услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит, внутреннее зрение, т.е. способность «внутри себя», «мысленно» увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит.

Искусство способно с большой силой влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер, укреплять силу воли, способно воспитывать в человеке благородство, гуманность, доброту.

О силе воздействия искусства хорошо написал Паустовский в рассказе «Старый повар».

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет»

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите!- сказал он.- Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я бог бы украсть!» «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей,- сказал незнакомец,- а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» - «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?» Тогда умирающий улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо,- сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо,- повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка Моцарта)

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя, Имя!»

Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», - ответил незнакомец…» (Звучит музыка Моцарта)

А вам знакомо это имя?

1-ый ученик – На уроках музыки, что Вольфганг Амадей Моцарт быд одаренным мальчиком, в три года без труда повторял мелодии за старшей сестрой, а в шесть лет уже сочинял небольшие пьесы. Моцарт прожил всего 36 лет, но создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен.

2-ой ученик – Музыка Моцарта в основном лучезарная, полная сердечной теплоты, пронизана солнечным светом и радостью жизни. Такова его «Весенняя песня», рондо из «Маленькой ночной музыки», «Реквием» - одно из лучших его творений.

3-ий ученик – В «Маленьких трагедиях» Пушкина мы читали о Моцарте в трагедии «Моцарт и Сальери», где основной темой была тема искусства, которое подчиняется лишь человеку с чистой, благородной душой.

А на какие произведения Пушкина была положена музыка?

- Благодаря многим стихотворениям А.С.Пушкина были написаны романсы: «Я помню чудное мгновенье..», «Я здесь Энезилья..»; Мусоргский написал оперу «Борис Годунов»; Чайковский - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Римский-Корсаков – «Золотой петушок», Глинка - «Руслан и Людмила».

Итак, вы, наверное, уже поняли, что сегодня у нас встреча не только с Моцартом, но и с другим мастером слова – Александром Сергеевичем Пушкиным.

Как вы думаете, что объединяет этих двух людей?

- Пушкина и Моцарта объединяет дар искусства, чистая и благородная душа ибо настоящее искусство глубоко человечно, оно утверждает победу того прекрасного, чем должен жить человек.

«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики; искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом» - сказал писатель и музыкант Ромен Роллан.

О тесной связи музыки и литературы говорил и А.С.Пушкин. Вспомним, какими словами начинает он поэму «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Музыка помогает нам глубоко прочувствовать силу сказанного слова, Божьего дара – дара искусства, зовущего за собой в «ту страну, где никакие горести не могут поколебать веру в незыблемость добра и справедливости, уверенности в том, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно восстановятся».

Особенно ярко связь искусств прослеживается в драматургии. Впрочем, вы сами сейчас всё увидите. Мы продолжаем встречу с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»

(Сцена «Финн и Наина»)

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет,

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет! – сказал Евтушенко

(Звучит музыка вальса, пары исполняют вальс)

А.С.Пушкин открыл вальсом бал на именинах Татьяны Лариной. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль?

Подходит к Ольге, быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул её сажает,

Заводит речь о том, о сем,

Спустя минуты две, потом

Вновь с нею вальс он продолжает

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вихорь вальса шумный,

Чета мелькает за четой…

Как музыкальны эти строки, как точна характеристика вальса!

Вальс – один из выразительных поэтических танцев. Мы слушаем вальс, и нам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом и светлом чувстве, может быть, о зарождающейся любви.

А вот с этим вы можете близко соприкоснуться, посмотрев инсценировку поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин»

Инсценировка поэмы «Граф Нулин»

Наша встреча с искусством подошла к концу. Может быть, эта встреча подтолкнет вас и к собственному творчеству; но даже если этого не случится, если ваше дарование так и останется даром сопереживания, разве не станете вы от этого духовно богаче, культурнее? А дар души бывает щедрее дара таланта.

До новых встреч!

Приложение № 1. Инсценировка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Сцена «Финн и Наина».
Идет юная красавица Наина, навстречу идет Финн, становится перед ней на одно колено, объясняясь в любви.
Финн – Люблю тебя, Наина.

Наина (холодно) – Герой, я не люблю тебя! (уходит)


Финн некоторое время стоит на одном колене с опущенной головой. Потом поднимается
Финн – И я, любви искатель жадный,

Решился в грусти безотрадной

Наину чарами привлечь

И в гордом сердце девы хладной

Любовь волшебствами зажечь. (уходит)
Гаснет свет Финн уже с седой бородой и в седом парике со свечкой сидит, склоняясь над книгой. Потом выпрямляется
Финн – Настал давно желанный миг,

И тайну страшную природы

Я светлой мыслию постиг:

Узнал я силу заклинаньям.

Венец любви, венец желаньям!

Теперь, Наина, ты моя! (колдует над чугунком)

Гром, стук, появляется старая, горбатая, страшная колдунья.
Финн – Возможно ль! ах, Наина, ты ли!

Наина, где твоя краса?

Скажи, ужели небеса

Тебя так страшно изменили?

Скажи, давно ль, оставя свет,

Расстался я с душой и с милой?

Давно ли?..

Наина – Ровно сорок лет,

Сегодня семьдесят мне било.

Что делать?

Толпою годы пролетели,

Прошла моя, твоя весна –

Мы оба постареть успели.

Но, друг, послушай: не беда

Неверной младости утрата.

Конечно, я теперь седа.

Немножко, может быть, горбата;

Не то, что встарину была,

Не так жива, не так мила;

Зато


Открою тайну: я колдунья!
Так, сердце я теперь узнала;

Я вижу, верный друг, оно

Для нежной страсти рождено;

Проснулись чувства, я сгораю.

Томлюсь желаньями любви…

Приди в объятия мои…

О милый, милый! умираю…

Финн с криком вырывается и убегает.


Наина – О, недостойный!

Ты возмутил мой век спокойный,

Невинной девы ясны дни!

Добился ты любви Наины,

И презираешь – вот мужчины!

Изменой дышат все они!

Увы, сама себя вини;

Он обольстил меня, несчастный!

Я отдалась любови страстной…

Изменник, изверг! о позор!

Но трепещи, девичий вор!

Приложение № 2. Инсценировка поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин».


Автор - Пора, пора! рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят,

Борзые прыгают на сворах.

Выходит барин на крыльцо…

Барин (кричит жене) – Не жди меня! (убегает)


Автор - А что же делает супруга

Одна в отсутствии супруга?..


…героиня наша...

(Ах! я забыл ей имя дать.

Муж просто звал ее Наташа,

Но мы — мы будем называть

Наталья Павловна)
Наталья Павловна (входит, садится, скучает, смотрит в окно)
-…за рекой,

У мельницы, коляска скачет.

Вот на мосту — к нам точно!... нет,

Поворотила влево. (садится, чуть не плачет)


- …о радость! косогор;

Коляска на бок. — «Филька, Васька! (вбегают Филька, Васька)

Кто там? скорей! Вон там коляска:

Сейчас везти ее на двор

И барина просить обедать!

Да жив ли он?.. беги проведать!

Скорей, скорей!» (слуги убегают)
(Наталья Павловна прихорашивается)
- Да скоро ль, мой творец?

Вот едут, едут наконец.


(Входят хромающий Нулин и его слуга-француз)
Француз - allons, courage! (1)

Служанка хлопочет у стола и рассказывает Наталье Павловне новости о французе)


Параша - Сказать ли вам, кто он таков?

Граф Нулин, из чужих краев,

Где промотал он в вихре моды

Свои грядущие доходы.

Себя казать, как чудный зверь,

В Петрополь едет он теперь

С запасом фраков и жилетов,

Шляп, вееров, плащей, корсетов,

Булавок, запонок, лорнетов,

Цветных платков, чулков a jour,(2)

С ужасной книжкою Гизота,

С тетрадью злых карикатур,

С романом новым Вальтер-Скотта,

С bon-mots3 парижского двора,

С последней песней Беранжера,

С мотивами Россини, Пера,

Et cetera, et cetera.()
Автор - Бог весть, разведать как успела.
Наталья Павловна - полно, надоела!
(Наталья Павловна сидит за столом, входит Нулин)
Наталья Павловна (встречает) – Как вы? А что нога?
Нулин – Ничего! (садятся за стол)
Наталья Павловна - А что театр?
Нулин - О! сиротеет,

C'est bien mauvais, ca fait pitie.

Тальма совсем оглох, слабеет,

И мамзель Марс — увы! стареет.

Зато Потье, le grand Potier!6

Он славу прежнюю в народе

Доныне поддержал один.
Наталья Павловна - Какой писатель нынче в моде?
Нулин - Всё d'Arlincourt и Ламартин.
Наталья Павловна - У нас им также подражают.

Нулин - Нет? право? так у нас умы

Уж развиваться начинают.
Наталья Павловна - Дай бог, чтоб просветились мы! —

«Как тальи носят?»


Нулин - Очень низко.

Почти до... вот по этих пор.

Позвольте видеть ваш убор;

Так... рюши, банты, здесь узор;

Всё это к моде очень близко.
Наталья Павловна - Мы получаем Телеграф.
Нулин - Aга! Хотите ли послушать

Прелестный водевиль? ( граф поет).


Наталья Павловна - Да, граф, извольте ж кушать!
Нулин - Я сыт и так.
(Встают из-за стола, танцуют, Нулин в сторону)
- Как она мила!
Наталья Павловна - Пора, прощайте! ждут постели.

Приятный сон!


(Нулин целует Наталье Павловне руку, Наталья Павловна тихонько жмет ему руку)
Автор - Куда кокетство не ведет?

Проказница прости ей, боже! —

Тихонько графу руку жмет.
Наталья Павловна раздета… (Наталья Павловна ложится)
Своим французом между тем

И граф раздет уже совсем. (Читает книгу)


Нулин – Неужто вправду я влюблен?

Что, если можно?.. вот забавно;

Однако ж это было б славно;

Я, кажется, хозяйке мил… (Гасит свечку, ложится, ворочается с боку на бок)


-Какие глазки! (повернувшись на другую сторону)- А ножки! Какие ножки!

(садится) – Я помню, помню, точно так!

Она своей рукой небрежной

Пожала руку ; я дурак,

я должен бы остаться с нею,

Ловить минутную затею.

Но время не ушло: теперь

Отворена, конечно, дверь — (встает, накинув халат, крадется к Наталье Павловне, опрокидывает стул, замирает, идет дальше, бросается на колени у кровати Натальи Павловны


Нулин (стоя на коленях, объясняется на французском в любви)
Наталья Павловна (от неожиданности, раскрыв широко глаза некоторое время сидит, потом дает пощечину, Нулин хватается за щеку, слышен лай собачки, голоса слуг, Нулин убегает)
Автор - Как он, хозяйка и Параша

Проводят остальную ночь,

Воображайте, воля ваша!

Я не намерен вам помочь.


Восстав поутру молчаливо,

Граф одевается лениво…


Параша – Пожалуйте к чаю!
Наталья Павловна и Нулин садятся за стол, смущенные сидят, пьют чай.
Барин (шумно входит) - Наташа, здравствуй.
Наталья Павловна - Ах, мой боже!

Граф, вот мой муж. Душа моя,

Граф Нулин.
Барин - Рад сердечно я...

Какая скверная погода!

У кузницы я видел ваш

Совсем готовый экипаж.

Наташа! там у огорода

Мы затравили русака...

Эй, водки! Граф, прошу отведать:

Прислали нам издалека.

Вы с нами будете обедать?
Нулин – Мерси, спешу!
Барин - И, полно, граф, я вас прошу.

Жена и я, гостям мы рады.


Нулин - Не знаю, право, я спешу!
Барин - Нет, граф, останьтесь!
Нулин – Нет, нет, мерси! (уходит)
Автор - Когда коляска ускакала,

Жена всё мужу рассказала

И подвиг графа моего

Всему соседству описала.

Но кто же более всего

С Натальей Павловной смеялся?

Не угадать вам. Почему ж?

Муж? — Как не так! совсем не муж.


Барин - Граф дурак,

Молокосос; что если так,

То графа я визжать заставлю,

И псами я его затравлю.


Автор - Смеялся Лидин, их сосед,

Помещик двадцати трех лет.


Теперь мы можем справедливо

Сказать, что в наши времена

Супругу верная жена,

Друзья мои, совсем не диво.

1 Ну, смелей! (франц.)

2 Прозрачных (ажурных) (франц.)

3 Остротами (франц.)

4 И так далее, и так далее (франц.)



5 Он очень плох, он просто жалок (франц.)

6 Великий Потье! (франц.)

«Пять минут с искусством»

Цель: познакомить учащихся с настоящим искусством, ввести их в мир музыки, поэзии, живописи; заинтересовать, расширить и углубить знакомство школьников с творчеством классиков; стр

138.25kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа международная научно-практическая конференция " международные отношения на севере европы: традиции и современность"

Регламент: доклад на пленарном заседании 30 минут; доклад на секции 20 минут; доклад на круглом столе 15 минут; выступление на заседании круглого стола 5 минут; стендовый доклад 5

120.77kb.

23 09 2014
1 стр.


Пять минут и вы на отдыхе

Живописное место на острове, чудесный воздух, база находится рядом с сосновым лесом, на базе – сосны

16.08kb.

01 10 2014
1 стр.


Ветер перемен

Ровно через час и пять минут истекает время. Дедлайн 15 сентября. Успеть вспомнить тот самый день

49.57kb.

16 12 2014
1 стр.


Время, время суток, время молитвы, времена года, месяцы

Египтяне говорят о времени несколько иначе, чем мы привыкли. Так, например, они не говорят 1 час 15 минут или 15 минут второго, как говорим мы в обиходе. 20 минут второго – обознач

83.25kb.

14 12 2014
1 стр.


Инструкция по эксплуатации внимание! Пpи покупке калькулятоpа тpебуйте пpовеpки его pаботоспособности!

Калькулятоp отключается автоматически чеpез пять минут после пpоизведения последнего действия

25.1kb.

04 09 2014
1 стр.


Путник на обочине

Алекс. Уф, кажется, следов нет Детские голоса шумят на обратной стороне холма. Пять десять минут жизни у меня есть, можно спокойно полежать на склоне и посмотреть на Город

83.49kb.

17 12 2014
1 стр.


Развитие бурятской письменности можно разделить на 3 этапа: письменность основанная на старомонгольской графике

Пять драгоценностей; б Пять видов домашних животных; в Пять видов диких животных

29.26kb.

01 09 2014
1 стр.