Перейти на главную страницу
«Пять минут с искусством»
Доклад.
Цель: познакомить учащихся с настоящим искусством, ввести их в мир музыки, поэзии, живописи; заинтересовать, расширить и углубить знакомство школьников с творчеством классиков; стремиться воспитать в них зрительскую культуру.
Задачи: развивать у учащихся речь, прививать им любовь к родному языку, уделять внимание нравственному воспитанию учеников, стремиться заинтересовать искусством и воспитать в них зрительскую культуру.
Во внеклассной работе я часто прибегаю к литературно-драматическим инсценировкам. Школьников привлекают разнообразные формы этой работы. У них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства.
Они с удовольствием поют и танцуют, играют на сцене, перевоплощаясь в любимых литературных героев. Так, например, мы инсценировали Зощенко, Чехова, Пушкина, Островского, русские народные сказки.
Большой интерес у учащихся вызывает и самостоятельное инсценирование русских народных сказок, т.к. здесь они в полной мере могут проявить своё творчество. Таким образом, учащихся расширяют и углубляют своё знакомство с творчеством классиков.
Однако, ученики очень редко сталкиваются с классической музыкой. Ведь, для восприятия классики нужен эмоциональный настрой, богатое воображение. А для того, чтобы воспитать у учащихся эстетический вкус, высокие чувства и потребности, необходимо ввести их в мир классической музыки.
В процессе поиска, для этой цели я нашла новую форму воспитательной работы – «Пять минут с искусством».
В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки», т.к. общение с искусством должно быть недолговременным и малообъёмным, чтобы предотвратить утомлённость, что может понизить интерес.
Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление – без попытки навязать какую-либо точку зрения.
Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно всё: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения.
Отбор художественного произведения индивидуален, т.е. он может быть выбран в связи с учебным материалом, юбилейной датой, в связи с погодой, в соответствии с хорошим настроением.
Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд, когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения.
Тогда активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный. В итоге, дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают продолжительное отношение к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения. Что-то новое всегда привлекает ребят, и они с удовольствием откликаются, принимают участие, заранее ищут материал о том или ином мастере искусства. То есть, они не просто приходят послушать, но и сами принимают участие в творческой деятельности. Но есть и зрители, которые приходят посмотреть выступление своих товарищей, ведь тут сочетаются разные виды искусства: театральное представление и классическая музыка. Но и от пассивного восприятия повышается духовный уровень культуры, появляется интерес к художественным произведениям, к классической музыке.
«Пять минут с искусством»
Ход мероприятия.
Сегодня мы собрались, чтобы приобщиться к искусству. «Пять минут с искусством» , - так мы назвали нашу встречу. Прежде, чем мы начнем свое знакомство с волшебной силой великих творцов, хотелось бы знать: какие
виды искусства вам знакомы?
Сегодня нас ждет встреча с такими видами искусства, как музыка, литература, танец, театр.
Искусство развивает в человеке не только чувство прекрасного, но и внутренний слух, т.е. способность «внутри себя», «мысленно» услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит, внутреннее зрение, т.е. способность «внутри себя», «мысленно» увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит.
Искусство способно с большой силой влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер, укреплять силу воли, способно воспитывать в человеке благородство, гуманность, доброту.
О силе воздействия искусства хорошо написал Паустовский в рассказе «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет»
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел, и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите!- сказал он.- Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я бог бы украсть!» «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей,- сказал незнакомец,- а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» - «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?» Тогда умирающий улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо,- сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо,- повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка Моцарта)
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя, Имя!»
Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», - ответил незнакомец…» (Звучит музыка Моцарта)
А вам знакомо это имя?
1-ый ученик – На уроках музыки, что Вольфганг Амадей Моцарт быд одаренным мальчиком, в три года без труда повторял мелодии за старшей сестрой, а в шесть лет уже сочинял небольшие пьесы. Моцарт прожил всего 36 лет, но создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен.
2-ой ученик – Музыка Моцарта в основном лучезарная, полная сердечной теплоты, пронизана солнечным светом и радостью жизни. Такова его «Весенняя песня», рондо из «Маленькой ночной музыки», «Реквием» - одно из лучших его творений.
3-ий ученик – В «Маленьких трагедиях» Пушкина мы читали о Моцарте в трагедии «Моцарт и Сальери», где основной темой была тема искусства, которое подчиняется лишь человеку с чистой, благородной душой.
А на какие произведения Пушкина была положена музыка?
- Благодаря многим стихотворениям А.С.Пушкина были написаны романсы: «Я помню чудное мгновенье..», «Я здесь Энезилья..»; Мусоргский написал оперу «Борис Годунов»; Чайковский - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Римский-Корсаков – «Золотой петушок», Глинка - «Руслан и Людмила».
Итак, вы, наверное, уже поняли, что сегодня у нас встреча не только с Моцартом, но и с другим мастером слова – Александром Сергеевичем Пушкиным.
Как вы думаете, что объединяет этих двух людей?
- Пушкина и Моцарта объединяет дар искусства, чистая и благородная душа ибо настоящее искусство глубоко человечно, оно утверждает победу того прекрасного, чем должен жить человек.
«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики; искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом» - сказал писатель и музыкант Ромен Роллан.
О тесной связи музыки и литературы говорил и А.С.Пушкин. Вспомним, какими словами начинает он поэму «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Музыка помогает нам глубоко прочувствовать силу сказанного слова, Божьего дара – дара искусства, зовущего за собой в «ту страну, где никакие горести не могут поколебать веру в незыблемость добра и справедливости, уверенности в том, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно восстановятся».
Особенно ярко связь искусств прослеживается в драматургии. Впрочем, вы сами сейчас всё увидите. Мы продолжаем встречу с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»
(Сцена «Финн и Наина»)
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет! – сказал Евтушенко
(Звучит музыка вальса, пары исполняют вальс)
А.С.Пушкин открыл вальсом бал на именинах Татьяны Лариной. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль?
Подходит к Ольге, быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул её сажает,
Заводит речь о том, о сем,
Спустя минуты две, потом
Вновь с нею вальс он продолжает
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вихорь вальса шумный,
Чета мелькает за четой…
Как музыкальны эти строки, как точна характеристика вальса!
Вальс – один из выразительных поэтических танцев. Мы слушаем вальс, и нам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом и светлом чувстве, может быть, о зарождающейся любви.
А вот с этим вы можете близко соприкоснуться, посмотрев инсценировку поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин»
Инсценировка поэмы «Граф Нулин»
Наша встреча с искусством подошла к концу. Может быть, эта встреча подтолкнет вас и к собственному творчеству; но даже если этого не случится, если ваше дарование так и останется даром сопереживания, разве не станете вы от этого духовно богаче, культурнее? А дар души бывает щедрее дара таланта.
До новых встреч!
Приложение № 1. Инсценировка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Сцена «Финн и Наина».
Идет юная красавица Наина, навстречу идет Финн, становится перед ней на одно колено, объясняясь в любви.
Финн – Люблю тебя, Наина.
Наина (холодно) – Герой, я не люблю тебя! (уходит)
Решился в грусти безотрадной
Наину чарами привлечь
И в гордом сердце девы хладной
Любовь волшебствами зажечь. (уходит)
Гаснет свет Финн уже с седой бородой и в седом парике со свечкой сидит, склоняясь над книгой. Потом выпрямляется
Финн – Настал давно желанный миг,
И тайну страшную природы
Я светлой мыслию постиг:
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя! (колдует над чугунком)
Гром, стук, появляется старая, горбатая, страшная колдунья.
Финн – Возможно ль! ах, Наина, ты ли!
Наина, где твоя краса?
Скажи, ужели небеса
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет,
Расстался я с душой и с милой?
Давно ли?..
Наина – Ровно сорок лет,
Сегодня семьдесят мне било.
Что делать?
Толпою годы пролетели,
Прошла моя, твоя весна –
Мы оба постареть успели.
Но, друг, послушай: не беда
Неверной младости утрата.
Конечно, я теперь седа.
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что встарину была,
Не так жива, не так мила;
Зато
Я вижу, верный друг, оно
Для нежной страсти рождено;
Проснулись чувства, я сгораю.
Томлюсь желаньями любви…
Приди в объятия мои…
О милый, милый! умираю…
Финн с криком вырывается и убегает.
Ты возмутил мой век спокойный,
Невинной девы ясны дни!
Добился ты любви Наины,
И презираешь – вот мужчины!
Изменой дышат все они!
Увы, сама себя вини;
Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной…
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!
Приложение № 2. Инсценировка поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин».
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо…
Барин (кричит жене) – Не жди меня! (убегает)
Одна в отсутствии супруга?..
(Ах! я забыл ей имя дать.
Муж просто звал ее Наташа,
Но мы — мы будем называть
Наталья Павловна)
Наталья Павловна (входит, садится, скучает, смотрит в окно)
-…за рекой,
У мельницы, коляска скачет.
Вот на мосту — к нам точно!... нет,
Поворотила влево. (садится, чуть не плачет)
Коляска на бок. — «Филька, Васька! (вбегают Филька, Васька)
Кто там? скорей! Вон там коляска:
Сейчас везти ее на двор
И барина просить обедать!
Да жив ли он?.. беги проведать!
Скорей, скорей!» (слуги убегают)
(Наталья Павловна прихорашивается)
- Да скоро ль, мой творец?
Вот едут, едут наконец.
Служанка хлопочет у стола и рассказывает Наталье Павловне новости о французе)
Граф Нулин, из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь
С запасом фраков и жилетов,
Шляп, вееров, плащей, корсетов,
Булавок, запонок, лорнетов,
Цветных платков, чулков a jour,(2)
С ужасной книжкою Гизота,
С тетрадью злых карикатур,
С романом новым Вальтер-Скотта,
С bon-mots3 парижского двора,
С последней песней Беранжера,
С мотивами Россини, Пера,
Et cetera, et cetera.()
Автор - Бог весть, разведать как успела.
Наталья Павловна - полно, надоела!
(Наталья Павловна сидит за столом, входит Нулин)
Наталья Павловна (встречает) – Как вы? А что нога?
Нулин – Ничего! (садятся за стол)
Наталья Павловна - А что театр?
Нулин - О! сиротеет,
C'est bien mauvais, ca fait pitie.
Тальма совсем оглох, слабеет,
И мамзель Марс — увы! стареет.
Зато Потье, le grand Potier!6
Он славу прежнюю в народе
Доныне поддержал один.
Наталья Павловна - Какой писатель нынче в моде?
Нулин - Всё d'Arlincourt и Ламартин.
Наталья Павловна - У нас им также подражают.
Нулин - Нет? право? так у нас умы
Уж развиваться начинают.
Наталья Павловна - Дай бог, чтоб просветились мы! —
«Как тальи носят?»
Почти до... вот по этих пор.
Позвольте видеть ваш убор;
Так... рюши, банты, здесь узор;
Всё это к моде очень близко.
Наталья Павловна - Мы получаем Телеграф.
Нулин - Aга! Хотите ли послушать
Прелестный водевиль? ( граф поет).
Приятный сон!
Проказница прости ей, боже! —
Тихонько графу руку жмет.
Наталья Павловна раздета… (Наталья Павловна ложится)
Своим французом между тем
И граф раздет уже совсем. (Читает книгу)
Что, если можно?.. вот забавно;
Однако ж это было б славно;
Я, кажется, хозяйке мил… (Гасит свечку, ложится, ворочается с боку на бок)
(садится) – Я помню, помню, точно так!
Она своей рукой небрежной
Пожала руку ; я дурак,
я должен бы остаться с нею,
Ловить минутную затею.
Но время не ушло: теперь
Отворена, конечно, дверь — (встает, накинув халат, крадется к Наталье Павловне, опрокидывает стул, замирает, идет дальше, бросается на колени у кровати Натальи Павловны
Проводят остальную ночь,
Воображайте, воля ваша!
Я не намерен вам помочь.
Граф одевается лениво…
Граф, вот мой муж. Душа моя,
Граф Нулин.
Барин - Рад сердечно я...
Какая скверная погода!
У кузницы я видел ваш
Совсем готовый экипаж.
Наташа! там у огорода
Мы затравили русака...
Эй, водки! Граф, прошу отведать:
Прислали нам издалека.
Вы с нами будете обедать?
Нулин – Мерси, спешу!
Барин - И, полно, граф, я вас прошу.
Жена и я, гостям мы рады.
Жена всё мужу рассказала
И подвиг графа моего
Всему соседству описала.
Но кто же более всего
С Натальей Павловной смеялся?
Не угадать вам. Почему ж?
Муж? — Как не так! совсем не муж.
Молокосос; что если так,
То графа я визжать заставлю,
И псами я его затравлю.
Помещик двадцати трех лет.
Сказать, что в наши времена
Супругу верная жена,
Друзья мои, совсем не диво.
1 Ну, смелей! (франц.)
2 Прозрачных (ажурных) (франц.)
3 Остротами (франц.)
4 И так далее, и так далее (франц.)
Цель: познакомить учащихся с настоящим искусством, ввести их в мир музыки, поэзии, живописи; заинтересовать, расширить и углубить знакомство школьников с творчеством классиков; стр
12 10 2014
1 стр.
Регламент: доклад на пленарном заседании 30 минут; доклад на секции 20 минут; доклад на круглом столе 15 минут; выступление на заседании круглого стола 5 минут; стендовый доклад 5
23 09 2014
1 стр.
Живописное место на острове, чудесный воздух, база находится рядом с сосновым лесом, на базе – сосны
01 10 2014
1 стр.
Ровно через час и пять минут истекает время. Дедлайн 15 сентября. Успеть вспомнить тот самый день
16 12 2014
1 стр.
Египтяне говорят о времени несколько иначе, чем мы привыкли. Так, например, они не говорят 1 час 15 минут или 15 минут второго, как говорим мы в обиходе. 20 минут второго – обознач
14 12 2014
1 стр.
Калькулятоp отключается автоматически чеpез пять минут после пpоизведения последнего действия
04 09 2014
1 стр.
Алекс. Уф, кажется, следов нет Детские голоса шумят на обратной стороне холма. Пять десять минут жизни у меня есть, можно спокойно полежать на склоне и посмотреть на Город
17 12 2014
1 стр.
Пять драгоценностей; б Пять видов домашних животных; в Пять видов диких животных
01 09 2014
1 стр.