Многогранность института выдачи также предопределяет многочисленность критериев ее классификации. В принципе, в качестве оснований (критериев) классификации экстрадиции можно выбрать любой признак, вплоть до видов преступлений, в связи с уголовным преследованием за которые она осуществляется.
Но наиболее распространенной является классификация экстрадиции на следующие три вида:
Выдача обвиняемого производится для осуществления в его отношении уголовного преследования, представляющего собой процессуальную деятельность, реализуемую стороной обвинения в целях изобличения этого лица в совершении преступления.
Выдача осужденного осуществляется для исполнения назначенного ему наказания, представляющего собой урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.
Выдачу осужденного следует отличать, с одной стороны, от выдачи обвиняемого, а с другой - от правовой помощи в исполнении судебных решений в виде передачи лица, осужденного иностранным судом, для отбывания наказания в страну его гражданства, передачи надзора за лицами, условно осужденными или условно освобожденными, и передачи лиц, страдающих психическими расстройствами.
Выдача обвиняемого означает перемещение лица в сферу судебной юрисдикции того государства, которое заинтересовано в его осуждении, а выдача осужденного - его перемещение в сферу исполнительной юрисдикции того государства, которое, реализовав в отношении данного лица свою судебную юрисдикцию, заинтересовано в исполнении приговора суда. Этими обстоятельствами предопределяются и различия в некоторых условиях данных видов выдачи. Выдача обвиняемого может быть осуществлена только до вступления в законную силу приговора суда, тогда как выдача осужденного - после вступления приговора в законную силу, но до полного отбытия им наказания. При этом все существенные обстоятельства, с которыми связывается экстрадиция обвиняемого, определяются на момент совершения преступления, а при экстрадиции осужденного - на момент вступления в силу приговора суда. В частности, первая возможна только тогда, когда по законодательству обеих сторон не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, а вторая - когда не истекли сроки давности для исполнения приговора в соответствии с законодательством этих сторон.
Выдача обвиняемого может быть осуществлена:
а) государству, гражданином которого совершено преступление;
б) государству, на территории которого совершено преступление;
в) государству, против которого оно было направлено, хотя и совершено за его пределами.
Выдача же осужденного возможна только в страну, судом которой вынесен в отношении него приговор. В развитие этой тенденции Азербайджанская Республика заключила двусторонние договоры о передаче осужденных для отбывания наказания с такими странами, как Россия, Грузия, Иран и некоторыми др.
Кроме вышеуказанной классификации видов экстрадиции, существует множество и других. Как всякое явление, представляющее собой достаточно сложный конгломерат составляющих, многообразие экстрадиционных актов может быть классифицировано по принципу дихотомии (1, с. 285-290).
Так, можно классифицировать виды экстрадиции на следующие парные группы:
- договорная и бездоговорная экстрадиция;
- обязательная и добровольная экстрадиция;
- экстрадиция обвиняемого и экстрадиция осужденного;
- первичная и повторная экстрадиция;
- срочная (временная) и бессрочная экстрадиция.
В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция может быть классифицирована на договорную и бездоговорную, т.е. осуществляемую при отсутствии договора на началах взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает удовлетворение просьбы о выдаче на основании заверения запрашивающего государства в том, что в аналогичной ситуации будет произведена выдача и запрашивающему государству. Из этих двух видов классификации исторически первой является именно бездоговорная экстрадиция, подкрепляемая обычно религиозной или иной ритуальной клятвой. Однако уже с XIX века приоритетное значение приобретают договорные формы экстрадиции - межгосударственные соглашения нормативного характера, заключаемые не по конкретному факту, а в предвидении неоднократных обращений с просьбами о выдаче бежавших за границу преступников. Но именно они, как отмечает К. С. Родионов, "способствовали превращению выдачи из акции политической, каковой она являлась на протяжении почти всей истории до XIX в., в подлинно международно-правовой институт оказания государствами взаимной помощи в борьбе с общеуголовной преступностью, какой мы знаем ее сегодня" (7, с. 80).
В настоящее время ряд государств (США, Великобритания, Турция, Израиль, Эфиопия, Заир, Аргентина, Колумбия) признают только договорную форму выдачи. Однако большинство государств, признавая предпочтительность договорно-правового оформления экстрадиционных отношений, считают, что выдача возможна и без договоров, даже при отсутствии каких-либо обязательств. Эта позиция отражена в Оксфордской резолюции 1880 г., где, с одной стороны, подчеркивается, что выдача "применяется верно и правильно, только если об этом существуют международные договоры, и желательно, чтобы число таковых возрастало" (ст.2), а с другой - считается приемлемой и бездоговорная выдача (ст.3).
Подход Азербайджанской Республики к этой проблеме также является достаточно гибким, поскольку в ст. 13.2 УК 1999 г. закреплено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляются на основе не только международного договора, но и на основании Закона Азербайджанской Республики о выдаче лиц, совершивших преступление (экстрадиции) от 15 мая 2001г. и других законодательных актов государства. Думается, что конституционное закрепление этого положения, как это имеет место в п. 2 ст. 63 Конституции РФ 1993г., было бы желательным.
УПК Азербайджанской Республики и Закон Азербайджанской Республики о выдаче лиц, совершивших преступление (экстрадиции) от 15 мая 2001г. допускают, что запрос о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора может быть направлен иностранному государству не только на основании международных договоров, но и на основе принципа взаимности (3, 9). Точно так же выдача для тех же целей иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Азербайджанской Республики, считается возможной и в отсутствие соответствующего экстрадиционного договора - на началах взаимности.
По методу правового воздействия экстрадицию можно классифицировать на обязательную (императивную) и добровольную (диспозитивную). Добровольной в литературе называется такая выдача, инициатива которой "исходит от самого затребованного к выдаче лица и от его гражданства не зависит" (5, с.83).
С достижением целей экстрадиции связано деление выдачи на первичную и повторную. Надобность в последней возникает тогда, когда выданное лицо возвращается на территорию запрашиваемого государства, уклонившись от уголовного преследования или отбытия наказания в запрашивающем государстве.
Выдача любого преступника, единожды состоявшись, по определению является первичной. Однако в тех случаях, когда выданное лицо самовольно возвращается в страну, в которой оно ранее скрывалось, возникает вопрос о повторной выдаче. Ее выделение в самостоятельный вид имеет смысл хотя бы потому, что процедура повторной экстрадиции по вполне понятным соображениям упрощена, поскольку по новому запросу лицо может быть выдано без предоставления материалов, уже полученных при первоначальной выдаче.
В большинстве двусторонних договоров, участницей которых является Азербайджанская Республика, это положение фигурирует обычно в следующем виде: если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или отбытия наказания и вернется на территорию запрашиваемой стороны, оно может быть по просьбе запрашивающей стороны выдано снова. В этом случае не требуется прилагать к просьбе документы, необходимые для первоначального обращения. Однако в некоторых соглашениях подобная норма не нашла отражения.
В зависимости от срока, на которое выдается лицо, выдача преступников может быть классифицирована на срочную и бессрочную. Что касается срочной выдачи, предполагающей возврат лица в выдавшее его государство не позже установленного в договоре срока, то она получила в договорной практике наименование временная выдача или выдача на время.
Бессрочная же выдача, не предполагающая возврат лица в выдавшее его государство, не имеет специального названия по той, видимо, причине, что обыкновенная выдача всегда таковой и является. Но в противоположность временной выдаче ее условно можно называть если не бессрочной, то окончательной.
Что касается Азербайджанской Республики, то практически во всех заключенных ею двусторонних соглашениях, касающихся экстрадиции, присутствует отдельная статья, посвященная временной выдаче. Например, ст. 64 Договора с Российской Федерацией гласит: "Если отсрочка выдачи, предусмотренная статей 63, может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или затруднить расследование преступления, по обоснованному ходатайству лицо может быть немедленно возвращено после проведения процессуальных действий, для которых оно было выдано, и не позднее трех месяцев со дня выдачи".
Предусматриваются рассматриваемые виды выдачи и в многосторонних соглашениях, участницей которых является Азербайджанская Республика. Так, согласно Минской конвенции 1993г., в случае необходимости, когда лицо, выдача которого требуется, для привлечения к ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, исполнения приговора или освобождения от наказания (4, с. 63). Однако если отсрочка выдачи может повлечь истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, лицо может быть выдано на время. При этом оно должно быть возвращено после проведения соответствующих действий по делу, для которых было выдано, но не позднее, чем через три месяца со дня передачи. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен (4, с. 64).
Лицо может быть временно выдано для исполнения на территории иностранного государства безотлагательных процессуальных действий. По завершении исполнения процессуальных действий по уголовному делу, однако не позднее чем по истечении трех месяцев со дня временной выдачи, выданное лицо должно быть возвращено Азербайджанской Республике.
Компетентный орган иностранного государства должен, согласно требованиям Закона об экстрадиции, выразить в письменной форме согласие на принятие лица. Временная выдача лица может осуществляться только после получения такого согласия.
Таким образом, в зависимости от различных критериев мы можем констатировать многообразие видов экстрадиции, регламентированных как в международных актах, так и в национальном законодательстве.
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
16 12 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
18 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.