Р. ШУМАН
«ЛОТОС»
Роберт Шуман (
Schumann, 1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик. Ро-дился в семье книгоиздателя. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепьяно). С 13 лет выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 г. основал в Лейпциге журнал «
Neue Zeitschrift für Musik» и до 1844 г. был его главным редактором и автором. В 1840 г. женился на пианистке К. Вик и совершил с ней ряд концертных поездок (в т. ч. по России – в 1844). В 1843 г. некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории. С 1844 г. жил в Дрездене, с 1850 г. – в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В начале 1850-х гг. творческая и общественная активность Шумана начала снижаться в связи с обострением психического заболевания.
Шуман – один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820-40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности, воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескон-чаемого потока впечатлений и мыслей – характерные черты музыки Шумана. В творчестве Шуман опирался на образы литературного романтизма (Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обраща-ется к циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепьяно или голоса с форте-пьяно), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансирование на грани реальности и вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуется с созерцательностью, причудливая скерцозность – с жанрово-юмористическими и даже сатирически-гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировал в образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремления в будущее) и Эвсебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих» в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора. В центре музыкально-критической и литературной деятельности Шумана-блестящего критика – борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидсбунд», объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвсебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров («филистимлян») стала одной из сюжетных линий программного форте-пьянного цикла «Карнавал».
Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждого на протяжении всего творчества Шумана менялся. 1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепьяно. К высочайшим достижениям Шумана в области фортепьянной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций, в которых наряду с романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа, а также соната
fis-moll и фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепьяно на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо), в которых лирическое чувство обретает высокую степень конкретности и глубокий
психологизм. Новаторским в романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующей за поэтическим текстом, и партии фортепьяно, раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта» на стихи Гейне и др.). В 1840-х гг. композитором создаются камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепьяно с оркестром, а также 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана и оказавшие большое влияние на современных ему композиторов. В этих произведениях намечается поворот к классическим формам – симфонии, оратории («Рай и Пери» на сюжет «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальных
концепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастной романтической поэмы (на основе
принципа сквозного развития). В драматических эпизодах оратории, а также в сценах из «Фауста» Гёте Шуман подошёл к осуществлению своей мечты о создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (например, музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров – вокальные ансамбли, хоры,
мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействие на музыкальное искусство второй половины XIX века, в т. ч. на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов.
Хор «Лотос» написан на стихи Гейне, принадлежащие к
романтическому течению в литературе. Шуман сочинил музыку к шестнадцати из пятидесяти шести стихов Гейне. Роль лирики Гейне огромна и в формировании романсового стиля композитора. Наиболее известный цикл Шумана «Любовь поэта» на стихи Гейне с его разнообразием образов и глубиной настроения принадлежит к самым выдающимся произведениям мировой вокальной лирики.
Генрих Гейне (1797-1856) – немецкий поэт и публицист, выдающийся мастер лирической и политической поэзии. Ранние стихи проникнуты свободолюбием и иронией, близки традициям народной песни («Книга песен», 1827). Саркастическая насмешка над феодальной и
филистерской Германией, выражение (не всегда последо-вательное) революционных и демократических идей, усиление реалистических тенденций находят выражение в прозаических «Путевых картинах» (1826-31), поэмах «Атта Тролль» (1843) и «Германия. Зимняя сказка» (1844). Публицистические книги Гейне – «К истории религии и философии Германии», 1834, «Лютенция» (1842-43) и литературно-критическая трилогия «Романтическая школа», (1833). Появившиеся в конце жизни пессимистические мотивы (сборник «Романсеро», 1851) не подавили в Гейне энергии борца.
Хор написан в двухчастной форме. Основная тональность F-dur. Первая часть – период, модулирующий в тональность доминанты (C-dur). Во второй части большие тональные изменения: отклонения в As-dur, d-moll, B-dur. Возвращение в основную тональность (F-dur) в последних тактах произведения. Размер 6/4. Мелодия движется по и , в конце фраз встречаются ., у сопрано несколько раз появляется ритмический рисунок . . Темп довольно медленный, с 16 такта начинается ускорение и усиление динамики, которые накапливаются к кульминационному 22-му такту. В четырех последних тактах – замедление. Динамика первой части произведения в пределах нюансов p и pp. Такая динамика продиктована мягким, спокойным характером произведения. Во второй части динамика от pp растет вместе с темпом. Ускорение и crescendo стремятся к кульминационному такту. Последние такты звучат на p и pp.
Хор «Лотос» написан для четырехголосного смешанного хора.
Тесситура у всех партий удобная, лишь у басов изредка встречаются низкие ноты.
Склад гомофонно-гармонический. Мелодия у S; у A, T и B аккомпанемент.
Трудность для хора составляет интонация, усложняемая исполнением
a capella.
Дирижерские задачи: добиться плавного
legato, передать настроением художественный об-раз произведения.