р. Волгуша. Савеловская дорога. Дату не помню
Симпатичная речка средней (для тайменя) сложности. Тоже два дня. Много кустов.
рр. Льняная и Щегринка. Апрель и Май 1993 г.
Замечательные спортивные речки немного попроще, чем Щебериха (Ленинградская дорога, бассейн Мсты) – настоящие аристократы Подмосковья.
Прекрасный вариант от двух дней до недели.
Р. Льняная была еще частично подо льдом. Сначала мы плыли, потом периодически вылезали на лед и протаскивали каяки до чистой воды, а потом дошли до сплошного льда. Пришлось собираться и достаточно быстро бежать километров 10, чтобы успеть на поезд.
Фото 1 - река Льняная была частично подо льдом
В подобных походах незаменим гидрокостюм.
О гидрокостюмах
В гидрокостюме даже купание в ледяной воде не доставляет неприятных ощущений. Гидрокостюмы бывают «сухие» и «мокрые». «Мокрые» гидрокостюмы делаются из неопрена и надеваются на голое тело. Их любят аквалангисты и любители подводной охоты (т.е. когда надо не очень долго поплавать). Но целый день сидеть в таком одеянии?
«Сухие» гидрокостюмы делаются из резины или прорезиненных материалов. Они одеваются на шерстяной тренировочный костюм. Сухими их можно назвать лишь условно, поскольку воду они не пропускают не только внутрь, но и наружу. В сырую и холодную погоду главным минусом «сухого» гидрокостюма является необходимость с утра влезать в мокрый тренировочный костюм. Поэтому одежду сначала греют у костра и надевают теплой. Еще один недостаток связан со значительным усложнением гигиенических процедур на маршруте (снятие промышленного резинового гидрокостюма требует наличия партнера и не менее 5 минут времени).
У каякеров весной есть возможность сесть в каяк на берегу, и затем съехать в воду. Это называется «тюлений спуск» (фото 2).
Фото 2 - Тюлений спуск
На Льняной был потрясающий случай – я съехал в воду с крутой горки уже на половину корпуса, но каяк вдруг пошел обратно и оказался снова на берегу. Виной тому оказалось спружинившее сломанное дерево, не видное сверху.
р. Щегринка во время майских праздников напоминала Красную площадь во время праздничной демонстрации. Весело помахивая веслами, мы обгоняли самые разнообразные группы от двух катамаранов (с криками «Не задавите маленького!» т.к. ширина реки была в том месте ненамного больше ширины катамарана) до туршколы из Калинина на 17 (семнадцати) тайменях. Тем не менее, местечко для палатки нашлось, и дровишек тоже хватило.
р. Мста (май 1992, апрель 1993).
Пожалуй, наиболее известная в средней полосе река. Несколько порогов ее не только легко обносятся, но и просто обходятся при желании (правда, народ обычно ездит на Мсту именно ради них).
Фото 3 - Порог «Лестница» на р. Мста
Многие выезжают туда на машинах, встают лагерем, катаются на порогах и культурно отдыхают.
Первый раз я пошел на Мсту с группой школы начальной подготовки, где Илья Глан был инструктором. Молодежь тонула, теряла вещи и пр. Опытный народ демонстрировал свое мастерство. Все было замечательно вплоть до ужина. Традиции пьянства оказались незыблемы, кроме водки была еще канистра с портвейном, так что следующие два дня мой организм категорически возражал против любой еды…
А в апреле 1991 г. была высокая вода. В Лестнице стояла такая «бочка» (пенный котел), что тот поход чуть не стал для меня последним. Спасло знание теории (прямой поток воды в «бочке» идет по дну реки, поэтому нужно не выпасть из каяка, не выпустить весло и поймать им эту струю - тогда тебя вынесет на поверхность, а возможно, и из котла; в крайнем случае - попробовать нырнуть).
О бочках
Вообще, бочки бывают «мягкие» и «жесткие». При прохождении мягкой бочки лодка легко протыкает ее, и ты с довольной мокрой физиономией продолжаешь свой путь. Ощущения от нахождения в «жесткой» бочке трудно описать словами. Когда не удается прорваться внутрь стоящей на пути водяной стены, тебя опрокидывает, оглушает, вертит и молотит струями воды со всех сторон (при малой глубине может стукнуть и об дно). Потеря ориентации – полная. Главное, если не удается выбраться наверх – помнить про донное течение
О спасательных работах
На р. Пахра у поселка Володарского есть плотина. Спортсмены-водники любят кататься там весной. Под плотиной быстрое течение, а когда ее открывают – получается хороший слив с бочкой. Во время одного из выездов мы наблюдали, как с одного из катамаранов в бочке на середине реки выпал гребец. Почти двадцать минут несколько групп пытались его вытащить. Несмотря на спасжилет, бедняга с трудом выплывал на поверхность (плотность пены низкая, поэтому жилет держит плохо). Спасконец (мешок с веревкой) с берега не добросить – далеко. В конце-концов кому-то удалось выгрести на катамаране-двойке против течения и бросить ему веревку. Но бочка держала бедолагу так крепко, что пришлось посылать на подмогу катамаран-четверку. Только в сцепке усилиями шести гребцов и течения им удалось выдернуть пленника. Несчастный едва дышал.
О спасжилетах
Спасжилет – штука полезная. Жилеты отличаются по объему емкостей и по материалу наполнителя. Основа жилета – передняя и задняя подушки. Причем передняя имеет больший объем и располагается ниже. Это делается для того, чтобы человек даже при потере сознания плыл лицом вверх. Объем жилета должен составлять примерно треть от массы тела человека. Чаще всего используются надувные жилеты, причем емкостями служат детские надувные игрушки.
Бывают и спортивные жилеты из твердых материалов объемом 7-10 литров. Но на серьезных реках такой подход к безопасности приводит к трагедиям (в 1990 на р. Кура группа из Прибалтики потеряла двоих).
Из-за огромного количества туристов Мста не может быть рекомендована для отдыха.