Перейти на главную страницу
Рабочая программа дисциплины
“Основы философии”
0201 Правоведение
Составлена в соответствии с
государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников
для специальности 030503 (0201)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина “Основы философии” относится к циклу ОГСЭ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 60 часов на I курсе.
Рабочая программа состоит из четырнадцати тем.
В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.
Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основными знаниями и умениями.
Обучаемый должен
Иметь представление:
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных занятий при очной форме обучения | ||
всего |
лекции |
семинары | ||
1. |
Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе |
4 |
2 |
2 |
2. |
Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли |
2 |
2 |
|
3. |
Тема 3. Категория “Бытия” в философии |
4 |
2 |
2 |
4. |
Тема 4. Проблемы жизни в философии |
2 |
2 |
|
5. |
Тема 5. Сознание – высшая ступень разви – тия жизни |
4 |
2 |
2 |
6. |
Тема 6. Сознание и познание |
6 |
4 |
2 |
7. |
Тема 7. Человек как главная философская проблема
|
6 |
4 |
2 |
8. |
Тема 8. Основополагающие категории чело- веческого бытия |
4 |
2 |
2 |
9. |
Тема 9. Человек, Вселенная, природа |
6 |
4 |
2 |
10. |
Тема 10.Человек и история |
4 |
2 |
2 |
11. |
Тема 11.Человек и общество |
4 |
2 |
2 |
12 |
Тема 12.Человек и культура |
6 |
4 |
2 |
13. |
Тема 13.Человек и религия |
4 |
2 |
2 |
14. |
Тема 14.Какое будущее ожидает чело- вечество
|
4 |
2 |
2 |
15. |
Итого по дисциплине: |
60 |
36 |
24 |
иметь представление:
- о предмете и методах философии;
- о формах мировоззрения;
- функциях и задачах философии.
знать:
-предмет философии и ее методы;
-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.
Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.
Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.
Обучаемый должен
иметь представление:
- об основных этапах развития философии;
- о развитии философии в России;
- о перспективах развития современной философии.
знать:
- источники древнейшей философии;
Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.
Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.
- философском смысле слова “быть”;
- о проблеме самобытного существования.
знать:
уметь:
Обучаемый должен:
иметь представление:
: - естественнонаучное определение жизни;
- гипотезы возникновения жизни;.
уметь:
Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о эволюции жизни на Земле;
- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;
- о причинах возникновения человека и его сознания.
знать:
- объяснить причины появления сознания;
- определить место сознания в развитии живой материи.
Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.
Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.
Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о сущности познания;
- об относительной и абсолютной истине;
- о пределах человеческого знания.
знать:
- формы и методы научного знания.
уметь:
-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о факторах формирования человека как биологического вида;
- о многообразии определений человека в философии и науке.
знать:
- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.
уметь:
- выделять главное в человеке.
Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о понятии свободы в истории философии;
- о смысле жизни.
знать:
- концепции свободы.
уметь:
- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.
Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о Вселенной и ее эволюции;
- о материи, движении, пространстве и времени.
знать:
- определения и характеристики пространства и время.
уметь:
- объяснить современные экологические проблемы.
- о историко философских теориях человечества;
- о эволюции и революции в истории.
знать:
- законы исторического развития.
уметь:
- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.
Обучаемый должен
иметь представление:
-об обществе как совокупности общественных отношений;
-о проявлении и развитии сущностных сил человека.
знать:
- типологию власти.
уметь:
- показать отличия общества от государства.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о культуре;
- о культуре и цивилизации;
- о массовой и элитарной культуре.
знать:
- определения культуры и цивилизации;
уметь:
Понятие культуры. Представления о роли и смысле культуры в истории философии. Цивилизация и культура. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Культура материальная и духовная. Наука и ее роль. Культура и религия. Культура и техника. Проблема стиля культуры. “Массовая культура”.
Обучаемый должен
Иметь представление:
- определения культа, церкви, веры;
- религиозные конфессии в России;
- мировые религии.
уметь:
- объяснить роль религии и церкви в истории;
Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.
Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.
Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
-о проектах идеального устройства общества в истории философии;
-о роли утопии в социальных программах;
-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.
знать:
-сущность социальной алхимии;
уметь:
-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.
Рабочая программа состоит из пятнадцати тем.
В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.
Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть основными знаниями и умениями.
Обучаемый должен
Иметь представление:
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных занятий при очной форме обучения | ||
всего |
лекции |
семинары | ||
1. |
Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе |
4 |
2 |
2 |
2. |
Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли |
4 |
2 |
2 |
3. |
Тема 3. Категория “Бытия” в философии |
4 |
2 |
2 |
4. |
Тема 4. Проблемы жизни в философии |
4 |
2 |
2 |
5. |
Тема 5. Сознание – высшая ступень разви – тия жизни |
4 |
2 |
2 |
6. |
Тема 6. Сознание и познание |
4 |
2 |
2 |
7. |
Тема 7. Человек как главная философская проблема
|
4 |
2 |
2 |
8. |
Тема 8. Основополагающие категории чело- веческого бытия |
4 |
2 |
2 |
9. |
Тема 9. Человек, Вселенная, природа |
6 |
4 |
2 |
10. |
Тема 10.Человек и история |
4 |
2 |
2 |
11. |
Тема 11.Человек и общество |
4 |
2 |
2 |
12 |
Тема 12.Человек и культура |
6 |
4 |
2 |
13. |
Тема 13.Основные виды духовной деятельности |
4 |
2 |
2 |
14. |
Тема 14. Человек и религия |
4 |
2 |
2 |
15. |
Тема 15. Какое будущее ожидает чело- вечество
|
4 |
2 |
2 |
|
Итого по дисциплине: |
64 |
34 |
30 |
иметь представление:
- о предмете и методах философии;
- о формах мировоззрения;
- функциях и задачах философии.
знать:
-предмет философии и ее методы;
-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.
Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.
Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.
Обучаемый должен
иметь представление:
- об основных этапах развития философии;
- о развитии философии в России;
- о перспективах развития современной философии.
знать:
- источники древнейшей философии;
Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.
Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.
- философском смысле слова “быть”;
- о проблеме самобытного существования.
знать:
уметь:
Обучаемый должен:
иметь представление:
: - естественнонаучное определение жизни;
- гипотезы возникновения жизни;.
уметь:
Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о эволюции жизни на Земле;
- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;
- о причинах возникновения человека и его сознания.
знать:
- объяснить причины появления сознания;
- определить место сознания в развитии живой материи.
Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.
Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.
Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о сущности познания;
- об относительной и абсолютной истине;
- о пределах человеческого знания.
знать:
- формы и методы научного знания.
уметь:
-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о факторах формирования человека как биологического вида;
- о многообразии определений человека в философии и науке.
знать:
- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.
уметь:
- выделять главное в человеке.
Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о понятии свободы в истории философии;
- о смысле жизни.
знать:
- концепции свободы.
уметь:
- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.
Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о Вселенной и ее эволюции;
- о материи, движении, пространстве и времени.
знать:
- определения и характеристики пространства и время.
уметь:
- объяснить современные экологические проблемы.
- о историко философских теориях человечества;
- о эволюции и революции в истории.
знать:
- законы исторического развития.
уметь:
- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.
Обучаемый должен
иметь представление:
-об обществе как совокупности общественных отношений;
-о проявлении и развитии сущностных сил человека.
знать:
- типологию власти.
уметь:
- показать отличия общества от государства.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о культуре;
- о культуре и цивилизации;
- о массовой и элитарной культуре.
знать:
- определения культуры и цивилизации;
уметь:
Понятие культуры. Представления о роли и смысле культуры в истории философии. Цивилизация и культура. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Культура материальная и духовная. Наука и ее роль. Культура и религия. Культура и техника. Проблема стиля культуры. “Массовая культура”.
Обучаемый должен
Иметь понятие:
Обучаемый должен
Иметь представление:
- определения культа, церкви, веры;
- религиозные конфессии в России;
- мировые религии.
уметь:
- объяснить роль религии и церкви в истории;
Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.
Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.
Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
-о проектах идеального устройства общества в истории философии;
-о роли утопии в социальных программах;
-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.
знать:
-сущность социальной алхимии;
уметь:
-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.
Рабочая программа состоит из четырнадцати тем.
В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.
Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть основными знаниями и умениями.
Обучаемый должен
Иметь представление:
№п/п |
Наименование разделов и тем | |||
|
всего |
Практические занятия | ||
1. |
Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе |
4 |
| |
2. |
Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли |
2 |
| |
3. |
Тема 3. Категория “Бытия” в философии |
2 |
| |
4. |
Тема 4. Проблемы жизни в философии |
2 |
| |
5. |
Тема 5. Сознание – высшая ступень разви – тия жизни |
4 |
| |
6. |
Тема 6. Сознание и познание |
4 |
| |
7. |
Тема 7. Человек как главная философская проблема
|
4 |
| |
8. |
Тема 8. Основополагающие категории чело- веческого бытия |
4 |
| |
9. |
Тема 9. Человек, Вселенная, природа |
4 |
| |
10. |
Тема 10.Человек и история |
2 |
| |
11. |
Тема 11.Человек и общество |
4 |
| |
12 |
Тема 12.Человек и культура |
4 |
| |
13. |
Тема 13.Человек и религия |
2 |
| |
14. |
Тема 14.Какое будущее ожидает чело- вечество
|
2 |
| |
|
Итого по дисциплине: |
44 |
0 |
иметь представление:
- о предмете и методах философии;
- о формах мировоззрения;
- функциях и задачах философии.
знать:
-предмет философии и ее методы;
-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.
Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.
Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.
Обучаемый должен
иметь представление:
- об основных этапах развития философии;
- о развитии философии в России;
- о перспективах развития современной философии.
знать:
- источники древнейшей философии;
Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.
Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.
- философском смысле слова “быть”;
- о проблеме самобытного существования.
знать:
уметь:
Обучаемый должен:
иметь представление:
: - естественнонаучное определение жизни;
- гипотезы возникновения жизни;.
уметь:
Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о эволюции жизни на Земле;
- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;
- о причинах возникновения человека и его сознания.
знать:
- объяснить причины появления сознания;
- определить место сознания в развитии живой материи.
Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.
Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.
Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о сущности познания;
- об относительной и абсолютной истине;
- о пределах человеческого знания.
знать:
- формы и методы научного знания.
уметь:
-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о факторах формирования человека как биологического вида;
- о многообразии определений человека в философии и науке.
знать:
- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.
уметь:
- выделять главное в человеке.
Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о понятии свободы в истории философии;
- о смысле жизни.
знать:
- концепции свободы.
уметь:
- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.
Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.
Обучаемый должен
иметь представление:
- о Вселенной и ее эволюции;
- о материи, движении, пространстве и времени.
знать:
- определения и характеристики пространства и время.
уметь:
- объяснить современные экологические проблемы.
- о историко философских теориях человечества;
- о эволюции и революции в истории.
знать:
- законы исторического развития.
уметь:
- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.
Обучаемый должен
иметь представление:
-об обществе как совокупности общественных отношений;
-о проявлении и развитии сущностных сил человека.
знать:
- типологию власти.
уметь:
- показать отличия общества от государства.
иметь представление:
- о культуре;
- о культуре и цивилизации;
- о массовой и элитарной культуре.
знать:
- определение науки и методы научного мышления.
уметь:
- объяснить и обосновать отличия культуры и цивилизации.
Обучаемый должен
Иметь представление:
- определения культа, церкви, веры;
- религиозные конфессии в России;
- мировые религии.
уметь:
- объяснить роль религии и церкви в истории;
Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.
Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.
Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.
Обучаемый должен
иметь представление:
-о проектах идеального устройства общества в истории философии;
-о роли утопии в социальных программах;
-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.
знать:
-сущность социальной алхимии;
уметь:
-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.
Дисциплина “Основы философии” относится к циклу огсэ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 60 часов на I курсе
12 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению
13 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх
10 10 2014
1 стр.
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 04- физическая химия по химическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274 от 08.
02 10 2014
1 стр.
Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных и
01 10 2014
3 стр.
13 10 2014
1 стр.