Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


26-



Рабочая программа дисциплины

Основы философии”

0201 Правоведение

Составлена в соответствии с

государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

для специальности 030503 (0201)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина “Основы философии” относится к циклу ОГСЭ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 60 часов на I курсе.

Рабочая программа состоит из четырнадцати тем.

В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.

Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основными знаниями и умениями.

Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека;

  • формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе; о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

Знать:

  • основные этапы развития философской мысли;

  • фундаментальные понятия и принципы философской, научной и религиозной картин мира;

  • философские и религиозно-этнические концепции человека;

  • проблемы сознания , его роли в современном мире;

  • проблемы свободы и ответственности человека;

  • концепции общественного развития, проблемы развития цивилизации.

Уметь:

  • анализировать философские тексты;

  • применять принципы философского подхода в научном познании и практической деятельности;

  • объяснять и обосновывать свое мнение.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

всего

лекции

семинары

1.

Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

4

2

2

2.

Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли

2

2




3.

Тема 3. Категория “Бытия” в философии

4

2

2

4.

Тема 4. Проблемы жизни в философии

2

2




5.

Тема 5. Сознание – высшая ступень разви –

тия жизни



4

2

2

6.

Тема 6. Сознание и познание

6

4

2

7.

Тема 7. Человек как главная философская

проблема


6

4

2

8.

Тема 8. Основополагающие категории чело-

веческого бытия



4

2

2

9.

Тема 9. Человек, Вселенная, природа

6

4

2

10.

Тема 10.Человек и история

4

2

2

11.

Тема 11.Человек и общество

4

2

2

12

Тема 12.Человек и культура

6

4

2

13.

Тема 13.Человек и религия

4

2

2

14.

Тема 14.Какое будущее ожидает чело-

вечество


4

2

2

15.

Итого по дисциплине:

60

36

24


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о предмете и методах философии;

- о формах мировоззрения;

- функциях и задачах философии.

знать:


-исторические формы мировоззрения(миф, религия, философия);

-предмет философии и ее методы;

-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.

Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.

Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Обучаемый должен

иметь представление:

- об основных этапах развития философии;

- о развитии философии в России;

- о перспективах развития современной философии.

знать:

- источники древнейшей философии;



- философские течения ХХI века.

Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.

Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.

Обучаемый должен


иметь представление

- философском смысле слова “быть”;

- о проблеме самобытного существования.

знать:


- различие понятий “бытийствовать” и “существовать”;

уметь:


- анализировать категорию “бытия”.



Бытие как смысл существующего. Философский смысл слова “быть”. Различие понятий “бытийствовать” и “существовать”. Проблема самобытного существования. Свобода, совесть, любовь, добро, творчество – проявление бытийных сил в человеке. Несотворимость, неуничтожимость, неделимость, отсутствие степенных градаций бытия. Философия как осознание бытийных феноменов мира.
Тема 4. Проблема жизни в философии.

Обучаемый должен:

иметь представление:


  • о сущности жизни;

  • о жизни как способе бытия человека.

знать:

: - естественнонаучное определение жизни;

- гипотезы возникновения жизни;.

уметь:


- объяснить жизнь как глубочайший философский смысл.
Естественнонаучное определение жизни. Жизнь как биосфера. Гипотезы возникновения жизни. Философские концепции жизни как феномена Вселенной. Пульсация жизни – рождение, расцвет, умирание. Мертвая материя как пред-жизнь, дух как сверх-жизнь. Жизнь как глубочайший философский символ. Жизнь – способ бытия человека.

Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о эволюции жизни на Земле;

- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;

- о причинах возникновения человека и его сознания.

знать:


  • основные черты и характеристики сознания;

  • причины возникновения и его сознания.

уметь:

- объяснить причины появления сознания;

- определить место сознания в развитии живой материи.

Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.



Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.

Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о сущности познания;

- об относительной и абсолютной истине;

- о пределах человеческого знания.

знать:


- определение истины;

- формы и методы научного знания.

уметь:

-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.



Человеческое познание и деятельность. Рационалисты и эмпирики. Скептики и агностики. Опыт и знание. Гипотеза и теория. Что есть истина ? Релятивизм и догматизм. Существуют ли абсолютные истины? Проблемы достижения нового знания. Познание и творчество. Формы и методы современного научного сознания. Существуют ли пределы человеческого познания?
Тема 7. Человек как главная философская проблема.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о факторах формирования человека как биологического вида;

- о многообразии определений человека в философии и науке.

знать:


- основные черты личности;

- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.

уметь:

- выделять главное в человеке.


Универсальность человеческого тела, его лабильность, пластичность, приспособленность. Природа человека. Отсутствие в человеке жесткой наследственной программы деятельности. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида.
Что делает человека личностью? Основные черты личности: биологические и физиологические особенности, индивидуальный опыт детства, особенности индивидуальной биографии, набор социальных ролей, образ самого себя и отношение к этому образу. Типология личностей.

Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.


Тема 8. Основополагающие категории человеческого бытия.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о понятии свободы в истории философии;

- о смысле жизни.

знать:


- понятие внешней и внутренней свободы;

- концепции свободы.

уметь:

- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.



Понятие свободы в истории философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество.

Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.


Тема 9. Человек. Вселенная. Природа.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о Вселенной и ее эволюции;

- о материи, движении, пространстве и времени.

знать:


- определения материи;

- определения и характеристики пространства и время.

уметь:

- объяснить современные экологические проблемы.



Современные представления о Вселенной и её эволюции. Пространство и время Вселенной. Вселенная и разум. Человек и космос. Человек как микрокосм. Человек и природа: проблемы подчинения, господства и гармонии. Философии и современные проблемы экологии. Воспитание гуманного отношения к природе.
Тема 10. Человек и история.

Обучаемый должен


иметь представление:

- о историко философских теориях человечества;

- о эволюции и революции в истории.

знать:


- науки о природе и науки об обществе;

- законы исторического развития.

уметь:

- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.



Историко-философские теории человечества. Существуют ли законы истории? Науки о природе и науки об обществе: единство и различие. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Может ли человек изменять историю? Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Существует ли прогресс в человеческом обществе?
Тема 11. Человек и общество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-об обществе как совокупности общественных отношений;

-о проявлении и развитии сущностных сил человека.

знать:


- основные формы общности человека;

- типологию власти.

уметь:

- показать отличия общества от государства.



Человек общественный. Общество как совокупность общественных отношений. Основные формы общности человека (семья, род, племя, этно-национальные общности, сословия, касты, классы (страты)), государство и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человека, человеческого бытия.

Человек, общество, государство. Человеческое общество и проблемы власти, типология власти.
Тема 12. Человек и культура.

.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о культуре;

- о культуре и цивилизации;

- о массовой и элитарной культуре.

знать:

- определения культуры и цивилизации;



- определение науки и методы научного мышления.

уметь:


- объяснить и обосновать отличия культуры и цивилизации.

Понятие культуры. Представления о роли и смысле культуры в истории философии. Цивилизация и культура. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Культура материальная и духовная. Наука и ее роль. Культура и религия. Культура и техника. Проблема стиля культуры. “Массовая культура”.


Тема 13. Человек и религия.

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • религии как феномене человеческой культуры;

  • о эволюции религии.

знать:

- определения культа, церкви, веры;

- религиозные конфессии в России;

- мировые религии.

уметь:

- объяснить роль религии и церкви в истории;



- показать взаимосвязь религии и морали.

Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.

Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.

Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.


Тема 14. Какое будущее ожидает человечество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-о проектах идеального устройства общества в истории философии;

-о роли утопии в социальных программах;

-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.

знать:

-сущность социальной алхимии;



-определение и понятие футурологии;

уметь:


-отличать утопию от научного прогнозирования;

-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.


Проекты идеального устройства общества в истории философии. Социальная алхимия. Положительная и отрицательная роль утопии в социальных программах. Утопия и научное прогнозирование. Футурология и её место в системе современных научных знаний. Проблемы глобального моделирования человеческой истории. Человечество перед лицом глобальных проблем. Прогнозы относительно будущего человечества.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная

  1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. М., Политиздат, 1989.

  2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., Политиздат, 1990.

  3. Философия. Учебник для вузов. Ростов н\Д., “Феникс”, 1995.

  4. В.Г. Афанасьев. Основы философских знаний. М., 1986.

  5. Р.П. Вольер. О философии. М., 1998.

  6. В.С. Нерсесянц. Философия права. М., 1998.

  7. Э.В. Островский. Основы философских знаний. М., 1998.

  8. Б.Г. Кузнецов. Современная наука и философия: пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М., 1981.

  9. В.Г. Горбачев. История философии. Краткий курс лекций. Брянск, 1998.

  10. А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия XX века.,1994.



Дополнительная литература.

  1. Абдеев Р.Ф. философия информационной цивилизации. М., 1994.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., Высшая школа, 1991.

  3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского. М., 1991.

  4. Крапивинский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995.

  5. Лосский И.А. история русской философии. М., 1991.

  6. Радугин А.Г. Философия. Курс лекций. М., “Владос”,1994.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина “Основы философии” относится к циклу ОГСЭ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 64 часа на II курсе.

Рабочая программа состоит из пятнадцати тем.

В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.

Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть основными знаниями и умениями.

Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека;

  • формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о роли науки, научного познания и его структуре.

Знать:

  • основные этапы развития философской мысли;

  • фундаментальные понятия и принципы философской, научной и религиозной картин мира;

  • философские и религиозно-этнические концепции человека;

  • проблемы сознания , его роли в современном мире;

  • проблемы свободы и ответственности человека;

  • концепции общественного развития, проблемы развития цивилизации.

Уметь:

  • анализировать философские тексты;

  • применять принципы философского подхода в научном познании и практической деятельности;

  • объяснять и обосновывать свое мнение.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

всего

лекции

семинары

1.

Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

4

2

2

2.

Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли

4

2

2

3.

Тема 3. Категория “Бытия” в философии

4

2

2

4.

Тема 4. Проблемы жизни в философии

4

2

2

5.

Тема 5. Сознание – высшая ступень разви –

тия жизни



4

2

2

6.

Тема 6. Сознание и познание

4

2

2

7.

Тема 7. Человек как главная философская

проблема


4

2

2

8.

Тема 8. Основополагающие категории чело-

веческого бытия



4

2

2

9.

Тема 9. Человек, Вселенная, природа

6

4

2

10.

Тема 10.Человек и история

4

2

2

11.

Тема 11.Человек и общество

4

2

2

12

Тема 12.Человек и культура

6

4

2

13.

Тема 13.Основные виды духовной деятельности

4

2

2

14.

Тема 14. Человек и религия

4

2

2

15.

Тема 15. Какое будущее ожидает чело-

вечество


4

2

2



Итого по дисциплине:

64

34

30


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о предмете и методах философии;

- о формах мировоззрения;

- функциях и задачах философии.

знать:


-исторические формы мировоззрения(миф, религия, философия);

-предмет философии и ее методы;

-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.

Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.

Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Обучаемый должен

иметь представление:

- об основных этапах развития философии;

- о развитии философии в России;

- о перспективах развития современной философии.

знать:

- источники древнейшей философии;



- философские течения ХХI века.

Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.

Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.

Обучаемый должен


иметь представление

- философском смысле слова “быть”;

- о проблеме самобытного существования.

знать:


- различие понятий “бытийствовать” и “существовать”;

уметь:


- анализировать категорию “бытия”.



Бытие как смысл существующего. Философский смысл слова “быть”. Различие понятий “бытийствовать” и “существовать”. Проблема самобытного существования. Свобода, совесть, любовь, добро, творчество – проявление бытийных сил в человеке. Несотворимость, неуничтожимость, неделимость, отсутствие степенных градаций бытия. Философия как осознание бытийных феноменов мира.
Тема 4. Проблема жизни в философии.

Обучаемый должен:

иметь представление:


  • о сущности жизни;

  • о жизни как способе бытия человека.

знать:

: - естественнонаучное определение жизни;

- гипотезы возникновения жизни;.

уметь:


- объяснить жизнь как глубочайший философский смысл.
Естественнонаучное определение жизни. Жизнь как биосфера. Гипотезы возникновения жизни. Философские концепции жизни как феномена Вселенной. Пульсация жизни – рождение, расцвет, умирание. Мертвая материя как пред-жизнь, дух как сверх-жизнь. Жизнь как глубочайший философский символ. Жизнь – способ бытия человека.

Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о эволюции жизни на Земле;

- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;

- о причинах возникновения человека и его сознания.

знать:


  • основные черты и характеристики сознания;

  • причины возникновения и его сознания.

уметь:

- объяснить причины появления сознания;

- определить место сознания в развитии живой материи.

Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.



Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.

Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о сущности познания;

- об относительной и абсолютной истине;

- о пределах человеческого знания.

знать:


- определение истины;

- формы и методы научного знания.

уметь:

-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.



Человеческое познание и деятельность. Рационалисты и эмпирики. Скептики и агностики. Опыт и знание. Гипотеза и теория. Что есть истина ? Релятивизм и догматизм. Существуют ли абсолютные истины? Проблемы достижения нового знания. Познание и творчество. Формы и методы современного научного сознания. Существуют ли пределы человеческого познания?
Тема 7. Человек как главная философская проблема.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о факторах формирования человека как биологического вида;

- о многообразии определений человека в философии и науке.

знать:


- основные черты личности;

- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.

уметь:

- выделять главное в человеке.


Универсальность человеческого тела, его лабильность, пластичность, приспособленность. Природа человека. Отсутствие в человеке жесткой наследственной программы деятельности. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида.
Что делает человека личностью? Основные черты личности: биологические и физиологические особенности, индивидуальный опыт детства, особенности индивидуальной биографии, набор социальных ролей, образ самого себя и отношение к этому образу. Типология личностей.

Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.


Тема 8. Основополагающие категории человеческого бытия.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о понятии свободы в истории философии;

- о смысле жизни.

знать:


- понятие внешней и внутренней свободы;

- концепции свободы.

уметь:

- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.



Понятие свободы в истории философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество.

Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.


Тема 9. Человек. Вселенная. Природа.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о Вселенной и ее эволюции;

- о материи, движении, пространстве и времени.

знать:


- определения материи;

- определения и характеристики пространства и время.

уметь:

- объяснить современные экологические проблемы.



Современные представления о Вселенной и её эволюции. Пространство и время Вселенной. Вселенная и разум. Человек и космос. Человек как микрокосм. Человек и природа: проблемы подчинения, господства и гармонии. Философии и современные проблемы экологии. Воспитание гуманного отношения к природе.
Тема 10. Человек и история.

Обучаемый должен


иметь представление:

- о историко философских теориях человечества;

- о эволюции и революции в истории.

знать:


- науки о природе и науки об обществе;

- законы исторического развития.

уметь:

- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.



Историко-философские теории человечества. Существуют ли законы истории? Науки о природе и науки об обществе: единство и различие. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Может ли человек изменять историю? Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Существует ли прогресс в человеческом обществе?
Тема 11. Человек и общество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-об обществе как совокупности общественных отношений;

-о проявлении и развитии сущностных сил человека.

знать:


- основные формы общности человека;

- типологию власти.

уметь:

- показать отличия общества от государства.



Человек общественный. Общество как совокупность общественных отношений. Основные формы общности человека (семья, род, племя, этно-национальные общности, сословия, касты, классы (страты)), государство и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человека, человеческого бытия.

Человек, общество, государство. Человеческое общество и проблемы власти, типология власти.
Тема 12. Человек и культура.

.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о культуре;

- о культуре и цивилизации;

- о массовой и элитарной культуре.

знать:

- определения культуры и цивилизации;



- определение науки и методы научного мышления.

уметь:


- объяснить и обосновать отличия культуры и цивилизации.

Понятие культуры. Представления о роли и смысле культуры в истории философии. Цивилизация и культура. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Культура материальная и духовная. Наука и ее роль. Культура и религия. Культура и техника. Проблема стиля культуры. “Массовая культура”.


Тема 13. Основные виды духовной культуры.

Обучаемый должен

Иметь понятие:


  • о происхождении искусства;

  • о судьбах искусства;

  • о развитии гуманистических традиций в искусстве.

Знать:

  • основные виды и функции искусства;

  • цели искусства.

Уметь:

  • анализировать взаимосвязи искусства, науки и религии.

Происхождение искусства. Основные виды и функции искусства, Цели искусства. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Судьба искусства в ХХ веке. Искусство в массовом обществе. Дегуманизация искусства. Развитие гуманистических традиций в современном искусстве.
Тема 14. Человек и религия.

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • религии как феномене человеческой культуры;

  • о эволюции религии.

знать:

- определения культа, церкви, веры;

- религиозные конфессии в России;

- мировые религии.

уметь:

- объяснить роль религии и церкви в истории;



- показать взаимосвязь религии и морали.

Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.

Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.

Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.


Тема 14. Какое будущее ожидает человечество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-о проектах идеального устройства общества в истории философии;

-о роли утопии в социальных программах;

-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.

знать:

-сущность социальной алхимии;



-определение и понятие футурологии;

уметь:


-отличать утопию от научного прогнозирования;

-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.


Проекты идеального устройства общества в истории философии. Социальная алхимия. Положительная и отрицательная роль утопии в социальных программах. Утопия и научное прогнозирование. Футурология и её место в системе современных научных знаний. Проблемы глобального моделирования человеческой истории. Человечество перед лицом глобальных проблем. Прогнозы относительно будущего человечества.


ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная

  1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. М., Политиздат, 1989.

  2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., Политиздат, 1990.

  3. Философия. Учебник для вузов. Ростов н\Д., “Феникс”, 1995.

  4. В.Г. Афанасьев. Основы философских знаний. М., 1986.

  5. Р.П. Вольер. О философии. М., 1998.

  6. В.С. Нерсесянц. Философия права. М., 1998.

  7. Э.В. Островский. Основы философских знаний. М., 1998.

  8. Б.Г. Кузнецов. Современная наука и философия: пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М., 1981.

  9. В.Г. Горбачев. История философии. Краткий курс лекций. Брянск, 1998.

  10. А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия XX века.,1994.



Дополнительная литература.

  1. Абдеев Р.Ф. философия информационной цивилизации. М., 1994.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., Высшая школа, 1991.

  3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского. М., 1991.

  4. Крапивинский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995.

  5. Лосский И.А. история русской философии. М., 1991.

  6. Радугин А.Г. Философия. Курс лекций. М., “Владос”,1994.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина “Основы философии” относится к циклу ОГСЭ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 44 часа на III курсе.

Рабочая программа состоит из четырнадцати тем.

В программе представлен примерный тематический план данной учебной дисциплины.

Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС среднего профессионального образования. В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть основными знаниями и умениями.

Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека;

  • формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о роли науки, научного познания и его структуре.

Знать:

  • основные этапы развития философской мысли;

  • фундаментальные понятия и принципы философской, научной и религиозной картин мира;

  • философские и религиозно-этнические концепции человека;

  • проблемы сознания , его роли в современном мире;

  • проблемы свободы и ответственности человека;

  • концепции общественного развития, проблемы развития цивилизации.

Уметь:

  • анализировать философские тексты;

  • применять принципы философского подхода в научном познании и практической деятельности;

  • объяснять и обосновывать свое мнение.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем




всего

Практические занятия

1.

Тема 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

4




2.

Тема 2. Основные вехи развития философс-кой мысли

2




3.

Тема 3. Категория “Бытия” в философии

2




4.

Тема 4. Проблемы жизни в философии

2




5.

Тема 5. Сознание – высшая ступень разви –

тия жизни



4




6.

Тема 6. Сознание и познание

4




7.

Тема 7. Человек как главная философская

проблема


4




8.

Тема 8. Основополагающие категории чело-

веческого бытия



4




9.

Тема 9. Человек, Вселенная, природа

4




10.

Тема 10.Человек и история

2




11.

Тема 11.Человек и общество

4




12

Тема 12.Человек и культура

4




13.

Тема 13.Человек и религия

2




14.

Тема 14.Какое будущее ожидает чело-

вечество


2






Итого по дисциплине:

44

0


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о предмете и методах философии;

- о формах мировоззрения;

- функциях и задачах философии.

знать:


-исторические формы мировоззрения(миф, религия, философия);

-предмет философии и ее методы;

-основные функции философии.
Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.

Миф как универсальная форма сознания древних народов. Эмоциональный, поэтический характер мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворенные мифологического языка. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф и современное мышление детей, художников, поэтов. Миф питательная почва искусства и философии. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.

Мудрость как знание, соединенный с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Философ – это человек, сознательно обдумывающий свою жизнь. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Предмет философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.
Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Обучаемый должен

иметь представление:

- об основных этапах развития философии;

- о развитии философии в России;

- о перспективах развития современной философии.

знать:

- источники древнейшей философии;



- философские течения ХХI века.

Зарождение философии, её источники. Основные вехи мировой философской мысли. Философия Древней Индии и Китая. Философия Древней Греции. Философско-реалистическая мысль Средневековья. Философия Нового времени. Теория познания и моральная философия Канта. Философия в России. В.С.Соловьев, М.А. Бердяев.

Философские течения ХХ века. Тенденции к перспективе развития современной философии.
Тема 3. Категория “Бытия” в философии.

Обучаемый должен


иметь представление

- философском смысле слова “быть”;

- о проблеме самобытного существования.

знать:


- различие понятий “бытийствовать” и “существовать”;

уметь:


- анализировать категорию “бытия”.



Бытие как смысл существующего. Философский смысл слова “быть”. Различие понятий “бытийствовать” и “существовать”. Проблема самобытного существования. Свобода, совесть, любовь, добро, творчество – проявление бытийных сил в человеке. Несотворимость, неуничтожимость, неделимость, отсутствие степенных градаций бытия. Философия как осознание бытийных феноменов мира.
Тема 4. Проблема жизни в философии.

Обучаемый должен:

иметь представление:


  • о сущности жизни;

  • о жизни как способе бытия человека.

знать:

: - естественнонаучное определение жизни;

- гипотезы возникновения жизни;.

уметь:


- объяснить жизнь как глубочайший философский смысл.
Естественнонаучное определение жизни. Жизнь как биосфера. Гипотезы возникновения жизни. Философские концепции жизни как феномена Вселенной. Пульсация жизни – рождение, расцвет, умирание. Мертвая материя как пред-жизнь, дух как сверх-жизнь. Жизнь как глубочайший философский символ. Жизнь – способ бытия человека.

Тема 5. Сознание – высшая ступень развития жизни.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о эволюции жизни на Земле;

- о предпосылках сознания и мышления в животном мире;

- о причинах возникновения человека и его сознания.

знать:


  • основные черты и характеристики сознания;

  • причины возникновения и его сознания.

уметь:

- объяснить причины появления сознания;

- определить место сознания в развитии живой материи.

Эволюция жизни на Земле с философской точки зрения. Сознание присуще всей материи? Предпосылки сознания и мышления в животном мире. Сознание как необходимый компонент мира. Основные черты и характеристики сознания. Сознание и бытие.



Причины и условия возникновения человека. Современная философская антропология о причинах возникновения человека и его сознания. Труд как необходимое условие возникновение сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. развивается ли сегодня человек как биологический вид? Возможно ли появление качественно новых, по сравнению с человеком, видов разумной жизни? Проблемы искусственного интеллекта.

Тема 6. Сознание и познание.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о сущности познания;

- об относительной и абсолютной истине;

- о пределах человеческого знания.

знать:


- определение истины;

- формы и методы научного знания.

уметь:

-применять принципы философского подхода в научном знании и практической деятельности.



Человеческое познание и деятельность. Рационалисты и эмпирики. Скептики и агностики. Опыт и знание. Гипотеза и теория. Что есть истина ? Релятивизм и догматизм. Существуют ли абсолютные истины? Проблемы достижения нового знания. Познание и творчество. Формы и методы современного научного сознания. Существуют ли пределы человеческого познания?
Тема 7. Человек как главная философская проблема.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о факторах формирования человека как биологического вида;

- о многообразии определений человека в философии и науке.

знать:


- основные черты личности;

- биологизаторскую и социологизаторскую концепции человека.

уметь:

- выделять главное в человеке.


Универсальность человеческого тела, его лабильность, пластичность, приспособленность. Природа человека. Отсутствие в человеке жесткой наследственной программы деятельности. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида.
Что делает человека личностью? Основные черты личности: биологические и физиологические особенности, индивидуальный опыт детства, особенности индивидуальной биографии, набор социальных ролей, образ самого себя и отношение к этому образу. Типология личностей.

Многообразие определений человека в истории философии и науке. Человек разумный, человек играющий, человек творческий и моральный. Невозможность строго однозначного определения человека.


Тема 8. Основополагающие категории человеческого бытия.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о понятии свободы в истории философии;

- о смысле жизни.

знать:


- понятие внешней и внутренней свободы;

- концепции свободы.

уметь:

- объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.



Понятие свободы в истории философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество.

Для чего живет человек, смысл его существования. Представления о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу.


Тема 9. Человек. Вселенная. Природа.

Обучаемый должен

иметь представление:

- о Вселенной и ее эволюции;

- о материи, движении, пространстве и времени.

знать:


- определения материи;

- определения и характеристики пространства и время.

уметь:

- объяснить современные экологические проблемы.



Современные представления о Вселенной и её эволюции. Пространство и время Вселенной. Вселенная и разум. Человек и космос. Человек как микрокосм. Человек и природа: проблемы подчинения, господства и гармонии. Философии и современные проблемы экологии. Воспитание гуманного отношения к природе.
Тема 10. Человек и история.

Обучаемый должен


иметь представление:

- о историко философских теориях человечества;

- о эволюции и революции в истории.

знать:


- науки о природе и науки об обществе;

- законы исторического развития.

уметь:

- анализировать закономерности и случайности в историческом процессе.



Историко-философские теории человечества. Существуют ли законы истории? Науки о природе и науки об обществе: единство и различие. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Может ли человек изменять историю? Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Существует ли прогресс в человеческом обществе?
Тема 11. Человек и общество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-об обществе как совокупности общественных отношений;

-о проявлении и развитии сущностных сил человека.

знать:


- основные формы общности человека;

- типологию власти.

уметь:

- показать отличия общества от государства.



Человек общественный. Общество как совокупность общественных отношений. Основные формы общности человека (семья, род, племя, этно-национальные общности, сословия, касты, классы (страты)), государство и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человека, человеческого бытия.

Человек, общество, государство. Человеческое общество и проблемы власти, типология власти.
Тема 12. Человек и культура.
Обучаемый должен

иметь представление:

- о культуре;

- о культуре и цивилизации;

- о массовой и элитарной культуре.

знать:


- определения культуры и цивилизации;

- определение науки и методы научного мышления.

уметь:

- объяснить и обосновать отличия культуры и цивилизации.



Понятие культуры. Представления о роли и смысле культуры в истории философии. Цивилизация и культура. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Культура материальная и духовная. Наука и ее роль. Культура и религия. Культура и техника. Проблема стиля культуры. “Массовая культура”.
Тема 13. Человек и религия.

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • религии как феномене человеческой культуры;

  • о эволюции религии.

знать:

- определения культа, церкви, веры;

- религиозные конфессии в России;

- мировые религии.

уметь:

- объяснить роль религии и церкви в истории;



- показать взаимосвязь религии и морали.

Религия как феномен человеческой культуры. Человек и бог. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм.

Роль религии и церкви в истории. Мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли.

Религия и мораль. Влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.


Тема 14. Какое будущее ожидает человечество.

Обучаемый должен

иметь представление:

-о проектах идеального устройства общества в истории философии;

-о роли утопии в социальных программах;

-о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством.

знать:

-сущность социальной алхимии;



-определение и понятие футурологии;

уметь:


-отличать утопию от научного прогнозирования;

-анализировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.


Проекты идеального устройства общества в истории философии. Социальная алхимия. Положительная и отрицательная роль утопии в социальных программах. Утопия и научное прогнозирование. Футурология и её место в системе современных научных знаний. Проблемы глобального моделирования человеческой истории. Человечество перед лицом глобальных проблем. Прогнозы относительно будущего человечества.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная

  1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. М., Политиздат, 1989.

  2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., Политиздат, 1990.

  3. Философия. Учебник для вузов. Ростов н\Д., “Феникс”, 1995.

  4. В.Г. Афанасьев. Основы философских знаний. М., 1986.

  5. Р.П. Вольер. О философии. М., 1998.

  6. В.С. Нерсесянц. Философия права. М., 1998.

  7. Э.В. Островский. Основы философских знаний. М., 1998.

  8. Б.Г. Кузнецов. Современная наука и философия: пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М., 1981.

  9. В.Г. Горбачев. История философии. Краткий курс лекций. Брянск, 1998.

  10. А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия XX века.,1994.



Дополнительная литература.

  1. Абдеев Р.Ф. философия информационной цивилизации. М., 1994.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., Высшая школа, 1991.

  3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского. М., 1991.

  4. Крапивинский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995.

  5. Лосский И.А. история русской философии. М., 1991.

  6. Радугин А.Г. Философия. Курс лекций. М., “Владос”,1994.




Рабочая программа дисциплины " Основы философии"

Дисциплина “Основы философии” относится к циклу огсэ – “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” и изучаются в объеме 60 часов на I курсе

481.12kb.

12 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Основы телемеханики полное наименование дисциплины для специальности (ей)/ направления подготовки
129.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы токсикологии Наименование дисциплины Для специальности 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению

228.54kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы тифлопсихологии»
125.61kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «основы инженерного проектирования» Цикл: М2 профессиональный

Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх

205.03kb.

10 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины основы радиохимии од. А. 04. 2; цикл од. А. 00 «Дисциплины по выбору аспиранта»

Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 04- физическая химия по химическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274 от 08.

78.43kb.

02 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины промышленные типы месторождений полезных ископаемых направление

Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных и

353.45kb.

01 10 2014
3 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы тифлопедагогики» Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
120.21kb.

13 10 2014
1 стр.