ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы тифлопсихологии»
Протокол № 1 от 7.09.2007 года
Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
Квалификация: воспитатель
Тамбов 2008
Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с
психологии, педагогики и Государственными требованиями к
частных методик отделения уровню подготовки выпускника по
«Дошкольное образование» специальности:
Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»
___________________
О.А.Дробышева
«Утверждаю»
Зам. директора по УР А. Г. Малышкина
Автор:
преподаватель ТОГОУ СПО
«Педагогический колледж» Т.В.Дуранчева
Рецензенты:
доцент кафедры педагогики и психологии
ТОИПКРО, к.п.н. А.П.Самородова
зав.отделением "Дошкольное образование"
ТОГОУ СПО "Педагогический колледж" И.А.Мешкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы дефектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулась вперед. Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули дефектологию в первые ряды педагогических наук.
Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условиях сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности.
Данный курс знакомит студентов с психологией слепых и слабовидящих, ставйт целью вооружить будущих специалистов знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день.
Слабовидение - состояние между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявлениях психической деятелыюсти слабовидящие практически от нормы ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы курса посвящены исключительно психике слепых.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием аномального ребенка.
Изучаемый курс позволит студентам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения, методики преподавания в специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящими своих воспитанников педагогами.
В ходе практических занятий предусматривается посещение специальных дошкольных учреждений и просмотр занятий с последующим анализом, составление конспектов, занятий с разработкой наглядных пособий и раздаточного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ»
Наименование разделов
и тем
|
Всего
|
Макс.
Нагрузка.
|
Количество теоретических и практических часов
|
Сам. работа студента
|
Календарные строки
|
|
теоре-
тических
|
практи-
ческих
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Введение.
Роль зрения в жизни человека
|
2
|
2
|
2
|
|
|
1 неделя
|
Раздел 1.
Предмет тифлопсихологии
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Предмет и задачи тифлопсихологии
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 1.2. Методы тифлопсихологии
|
3
|
3
|
3
|
|
|
|
Тема 1.3. Возникновение тифлопсихологии
|
3
|
3
|
3
|
|
|
|
Раздел 2. Основные факторы психического развития детей с нарушением зрения
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Компенсация слепоты и слабовидения
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 2.2. Биссоциальная природа развития психики лиц с нарушением зрения
|
3
|
3
|
3
|
|
|
|
Тема 2.3. Тифлотехнические средства компенсации слепоты
|
7
|
7
|
2
|
4
|
1
|
|
Тема 2.4. Рельефно-точечная система Луи Брайля как средство компенсации слепоты
|
7
|
7
|
2
|
4
|
1
|
|
Раздел 3. Зрительный дефект и личность.
Структура личности.
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Личность слепых
|
3
|
3
|
|
|
|
|
Тема 3.2. Активность личности при слепоте
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 3.3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения
|
4
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 4. Личность и деятельность
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4.1. Деятельность при дефектах зрения
|
4
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 5. Депривационные синдромы при потере зрения.
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.1. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения
|
2
|
2
|
2
|
|
1
|
|
Тема 5.2. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении
|
2
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Раздел 6. Своеобразие психических проявлений личности при слепоте и слабовидении
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.1. ощущения слепых и слабовидящих
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
Тема 6.2. Виды ощущений и их роль в жизни слепых и слабовидящих
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
|
Тема 6.3. Зрительные ощущения частичнозрячих
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
Тема 6.4. Слуховые ощущения слепых
|
3
|
3
|
2
|
1
|
|
|
Тема 6.5. Тактильные ощущения слепых
|
3
|
3
|
2
|
1
|
|
|
Тема 6.6. Кожно-оптическое чувство
|
3
|
3
|
2
|
1
|
|
|
Тема 6.7. Статические ощущения слепых
|
3
|
3
|
2
|
1
|
|
|
Тема 6.8. Восприятие слепых и слабовидящих
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
Тема 6.9. Представления слепых и слабовидящих
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 6.10. Пространственная ориентация слепых
|
3
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Тема 6.11. Память слепых и слабовидящих
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 6.12. Мышление слепых и слабовидящих
|
3
|
3
|
2
|
|
1
|
|
Тема 6.13. Воображение слепых
|
2
|
2
|
1
|
|
1
|
|
Тема 6.14. Эмоционально-волевая сфера слепых. Психологические особенности детей с нарушениями
|
5
|
5
|
2
|
2
|
1
|
|
Тема 6.15. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
|
2
|
|
2
|
|
|
|
Раздел 7. Психокоррекция
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7.1. Кризисные периоды в развитии детей с нарушениями зрения и формирования образа «Я»
|
5
|
5
|
3
|
2
|
|
|
Тема 7.2. Коррекция психического развития детей с нарушениями зрения
|
5
|
5
|
3
|
2
|
|
|
Тема 7.3. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу
|
4
|
4
|
3
|
1
|
|
|
Тема 7.4. Реабилитационная работа по социально-психологической адаптации лиц с нарушениями зрения
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
Раздел 8. Психокоррекция
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8.1. Коррекция познавательной деятельности
|
3
|
3
|
3
|
|
|
|
Тема 8.2. Коррекция качеств личности
|
6
|
6
|
3
|
2
|
|
|