Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы тифлопсихологии»


Протокол № 1 от 7.09.2007 года
Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:

преподаватель ТОГОУ СПО



«Педагогический колледж» Т.В.Дуранчева
Рецензенты:

доцент кафедры педагогики и психологии

ТОИПКРО, к.п.н. А.П.Самородова

зав.отделением "Дошкольное образование"

ТОГОУ СПО "Педагогический колледж" И.А.Мешкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние годы дефектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулась вперед. Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули дефектологию в первые ряды педагогических наук.

Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условиях сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности.

Данный курс знакомит студентов с психологией слепых и слабовидящих, ставйт целью вооружить будущих специалистов знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день.

Слабовидение - состояние между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявлениях психической деятелыюсти слабовидящие практически от нормы ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы курса посвящены исключительно психике слепых.

В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием аномального ребенка.

Изучаемый курс позволит студентам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения, методики преподавания в специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящими своих воспитанников педагогами.

В ходе практических занятий предусматривается посещение специальных дошкольных учреждений и просмотр занятий с последующим анализом, составление конспектов, занятий с разработкой наглядных пособий и раздаточного материала.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ»


Наименование разделов

и тем

Всего


Макс.

Нагрузка.

Количество теоретических и практических часов

Сам. работа студента

Календарные строки




теоре-

тических

практи-

ческих

1

2

3

4

5

6




Введение.

Роль зрения в жизни человека



2

2

2







1 неделя

Раздел 1.

Предмет тифлопсихологии



















Тема 1.1. Предмет и задачи тифлопсихологии

2

2

2










Тема 1.2. Методы тифлопсихологии

3

3

3










Тема 1.3. Возникновение тифлопсихологии

3

3

3










Раздел 2. Основные факторы психического развития детей с нарушением зрения



















Тема 2.1. Компенсация слепоты и слабовидения

2

2

2










Тема 2.2. Биссоциальная природа развития психики лиц с нарушением зрения

3

3

3










Тема 2.3. Тифлотехнические средства компенсации слепоты

7

7

2

4

1




Тема 2.4. Рельефно-точечная система Луи Брайля как средство компенсации слепоты

7

7

2

4

1




Раздел 3. Зрительный дефект и личность.

Структура личности.



















Тема 3.1. Личность слепых

3

3













Тема 3.2. Активность личности при слепоте

2

2

2










Тема 3.3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения

4

4

2

2







Раздел 4. Личность и деятельность



















Тема 4.1. Деятельность при дефектах зрения

4

4

2

2







Раздел 5. Депривационные синдромы при потере зрения.



















Тема 5.1. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения

2

2

2




1



Тема 5.2. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении

2

2

1

1







Раздел 6. Своеобразие психических проявлений личности при слепоте и слабовидении



















Тема 6.1. ощущения слепых и слабовидящих

2

1

1










Тема 6.2. Виды ощущений и их роль в жизни слепых и слабовидящих

2

1

1

1







Тема 6.3. Зрительные ощущения частичнозрячих

2

1

1










Тема 6.4. Слуховые ощущения слепых

3

3

2

1







Тема 6.5. Тактильные ощущения слепых

3

3

2

1







Тема 6.6. Кожно-оптическое чувство

3

3

2

1







Тема 6.7. Статические ощущения слепых

3

3

2

1







Тема 6.8. Восприятие слепых и слабовидящих

1

1

1










Тема 6.9. Представления слепых и слабовидящих

2

2

2










Тема 6.10. Пространственная ориентация слепых

3

3

1

2







Тема 6.11. Память слепых и слабовидящих

2

2

2










Тема 6.12. Мышление слепых и слабовидящих

3

3

2




1




Тема 6.13. Воображение слепых

2

2

1




1




Тема 6.14. Эмоционально-волевая сфера слепых. Психологические особенности детей с нарушениями

5

5

2

2

1




Тема 6.15. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения

2




2










Раздел 7. Психокоррекция



















Тема 7.1. Кризисные периоды в развитии детей с нарушениями зрения и формирования образа «Я»

5

5

3

2







Тема 7.2. Коррекция психического развития детей с нарушениями зрения

5

5

3

2







Тема 7.3. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу

4

4

3

1







Тема 7.4. Реабилитационная работа по социально-психологической адаптации лиц с нарушениями зрения


1

1

1










Раздел 8. Психокоррекция



















Тема 8.1. Коррекция познавательной деятельности

3

3

3










Тема 8.2. Коррекция качеств личности

6

6

3

2







Рабочая программа учебной дисциплины «Основы тифлопсихологии»
125.61kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы тифлопедагогики» Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
120.21kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «основы инженерного проектирования» Цикл: М2 профессиональный

Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх

205.03kb.

10 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют

276.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины основы палеонтологии, стратиграфии и историческая геология

Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых; Геология нефти и газа

205.41kb.

15 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «механика материалов и основы конструирования»

Курс «Механика материалов и основы конструирования» входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Материаловедение и техноло

114.86kb.

25 12 2014
1 стр.