Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХОРОВЕДЕНИЮ И МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ХОРОМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ
ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
« »"___ 2007 года

ЗАВ. КАФЕДРОЙ ПЕТРОВА В.В.



ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Институт искусств и народного художественного творчества

Кафедра хорового дирижирования

Программа составлена старшим преподавателем ТГАКИ Назаровым В.В. Рецензент - профессор Петрова В.В.

Объем курса:

Очное обучение - 68 лекц., 20 практ. Заочное обучение - 16 лекц., 6 семинар.



Пояснительная записка

Среди многообразных видов музыкального искусства особое место принадлежит хоровому творчеству.

Изучение дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» должно дать знания в области хорового дела и сформировать необходимые навыки работы будущего хормейстера с хоровым коллективом. Успешное руководство хором предполагает многоаспектную деятельность хормейстера. Он должен сочетать в себе лучшие качества музыканта, педагога, организатора и пропагандиста хорового искусства. Все это обусловило содержание предмета, структуру и последовательность в изложении учебного материала.

Основные задачи предмета «Хороведение и методика работы с хором» состоят в том, чтобы дать знания студентам в области хорового исполнительства, подготовить будущих хормейстеров к их будущей разнообразной и творческой деятельности, а также привить интерес к изучению специальной вокально-хоровой методической литературе.

Программа курса «Хороведение и методика работы с хором» состоит из двух разделов, охватывающих 11 тем. Изучение предмета предполагает лекционные, семинарские и практические (написание курсовой работы) занятия.

Основные принципы построения программы предмета «Хороведение и методика работы с хором» обусловлены теорией и практикой хорового дела как в профессиональной, так и любительской сферах. В программе излагается содержание профессиональной деятельности руководителя хора по ведению репетиционной, организационной (организация хорового коллектива), учебно-воспитательной работы и пропаганды хорового искусства.



Примерный тематический план

№ тем Наименование разделов и тем Количество часов

лекции семинар.

Раздел I


История хорового пения

  1. Хоровое искусство

  2. Хоровое пение в России

Раздел II

Вопросы теории и методики работы с хором



  1. Понятие "хор". Типы и виды хоров

  2. Жанры хоровых коллективов

  3. Певческие голоса и хоровые партии

  4. Вопросы вокальной техники

  5. Дикция и орфоэпия. Работа над литературным текстом

  6. Строй

  7. Ансамбль

  8. Работа дирижера над хоровой партитурой

  9. Изучения и исполнения произведения с хором

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I История хорового пения

Тема 1 Хоровое искусство

Роль музыки в жизни общества. Хоровое пение как одна из самых древних областей музыкального искусства. Широкое и непосредственное вплетение его в процесс материальной жизни людей. Хоровое искусство как наиболее демократичный вид музыкального искусства. Народное хоровое пение - основа хоровой культуры, влияние на развитие профессиональной хоровой культуры.

Эстетическая природа хорового искусства - углубленность и возвышенность, выражение духовного и эстетического начала, большая сила воздействия на слушателя. Общие задачи в области хорового творчества, в сфере исполнительства, специального образования и музыкально-хорового воспитания.

Тема 2. Хоровое пение в России

Многовековые традиции русского народного песенно-хорового искусства, его самобытные черты, определившие своеобразие профессиональной хоровой культуры.

Хоровое пение в Киевской Руси. Знаменное и кондакарное пение. Певческое искусство Москвы. Знаменное и демевственное пение. Развитие партесного пения в 17 в. Партесный концерт. Канты.

Профессиональное хоровое искусство 18-19 веков. Придворная певческая капелла. Синодальный хор и училище. Крепостные хоры. Шереметьевская капелла, хор Галицына. Частные хоры второй половины 19 века. Русские оперные хоры. Достижения русских хоров во второй половине 19 века. Претворение в жизнь принципов русской певческой школы.

Зарождение демократического движения в период общественного подъема 60-х годов 19 века. Бесплатная музыкальная школа. Рабочие хоры конца 19 - нач. 20 века. Русское хоровое общество.

Хоровое исполнительство в России после 1917 года. Мероприятия советской власти в области культуры и искусства. Перестройка профессиональных хоровых организаций. Профессиональные хоровые коллективы Советской России. Ленинградская академическая капелла. Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии. Государственный академический русский хор СССР. Большой хор Всесоюзного радио. Республиканская академическая хоровая капелла. Образование профессиональных народных хоров (Государственный нар. Хор им. Пятницкого, Гос. Хор Воронежской области)

Развитие сети самодеятельных хоров, их деятельность, проведение массовых хоровых олимпиад, смотров, певческих праздников и т.п.

Хоровое искусство 20-30 годов.

Хоровое пение в годы Великой Отечественной войны.

Рост профессионального мастерства любительских хоров в послевоенное время, успехи на международных конкурсах, успех профессиональных хоровых коллективов, зарубежной, гастрольной деятельности.

Всероссийское хоровое общество, характеристика его деятельности хоровое искусство в автономных республиках и областях РСФСР.

Раздел II Вопросы теории и методики работы с хором

Тема 3. Понятие «хор». Типы и виды хоров

Понятие «хор». Определения выдающихся теоретиков и практиков хорового искусства (П Чесноков, А. Егоров, В. Соколов, К. Пирогов). Хор как музыкально-исполнительский коллектив, ансамбль вокальных унисонов. Идейно-эстетические и художественно-творческие принципы хорового исполнительства. Понятие об элементах хоровой звучности, отличающих его от других видов исполнительства.

Тип хора. Характеристика хора по группам певческих голосов. Женские, мужские, детские, смешанные хоры и их характеристика. Исторические сведения хоров различных типов и исполнительские возможности каждого из них.

Вид хора. Характеристика хора по количеству певцов (малый, средний, большой, примеры хоровых коллективов), хоровых партий и самостоятельных хоровых групп (хоров). Исполнительские возможности малого, среднего и большого хоров.

Одноголосные сочинения (одноголосие как самостоятельная форма хорового исполнительства). Унисоне пение (унисонные и октавно-унисонные хоровые произведения).



Двухголосные, трехголосные хоры, четырехголосные хоры. Многоголосные хоровые произведения. Понятие divisi, примеры на 2-5 голосов хоровой партии. Принципы и закономерности применения divisi в партитурах различного склада. Многохорные произведения, история развития многохорного исполнительства. Особые составы хоров. Примеры хоровых коллективов.

Расположение хоров. Расстановка певцов в партиях, расстановка певцов в хоре. Расположение хора и сопровождающих инструментов. Расположение участников хорового коллектива квартетами, секстетами, смешанная расстановка в условиях хоовой театрализации, а также в зависимости от концертного помещения, его площади и акустики.

Тема 4. Жанры хоровых коллективов

Академические хоры. Хоровые капеллы. Хоровые коллективы, объединяемые в группу академических хоров. Понятие «капелла» (история понятия и современное толкование как жанра, история развития жанра хоровых капелл) Развитие жанра капеллы в 18-19 веках. Современные профессиональные и любительские хоровые капеллы, их репертуар, исполнительские возможности, концертная деятельность. Вокально-исполнительская манера звукообразования.

Народные хоры. Определение народного хора, как самостоятельного жанра хорового исполнительства. Примеры национальных форм народного хорового пения. Русские народные хоры. Традиции народного русского хорового пения. Бытовые хоры. Народные хоры на сцене (нар. хоры крепостных крестьян, цыганские хоры русской песни). Первый профессиональный народный хор в России конца 19 века - хор И. Молчанова. Расцвет народного хорового исполнительства после 1917 года. Хор им. Пятницкого, П. Яркова, Уральский, Сибирский, Воронежский, Омский и др Любительские хоры, их количественный состав. Структурные черты народных хоров. Голосовой состав народных хоров в зависимости от местной традиции. Характеристика голосов народного хора и функции. Организация хоровых партий. Типы русских народных хоров, построение хоровой партитуры. Импровизация, певцы - запевалы, функции дирижеров, народная хореография и пантомима, сопровождающих песню.

Оперные хоры. Особенности жанра. Роль хора в операх (комической 18 века, В. Глюка, Л. Керубини, В. Моцарта, Л. Бетховена, итальянских операх на сценах русских театров). Роль М. Глинки в развитии оперно-хорового жанра. Расширение сферы и средств оперно-хорового исполнительства в России. Роль хора в оперной драматургии. Исполнительские возможности, специфика деятельности.

Камерный хор (учебный камерный хор). Особенности жанра, репертуара, деятельности. Современные профессиональные и любительские камерные хоры, их руководители, примеры.

Вокальный ансамбль (учебный вокальный ансамбль) Исполнительские возможности, репертуар, специфика деятельности. Примеры.

Сводный хор, хор массовой песни, хоровой массив. Цели и задачи концертного выступления. Специфика, массовость.

Ансамбли песни и танца. Особенности жанра, история возникновения и развития. Распространение жанра в профессиональной и самодеятельной практике. Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии. Специфика деятельности. Примеры профессиональных и любительских коллективов.

Фольклорный ансамбль (фольклорный аутентичный, фольклорный стилизованный) Специфика деятельности, исполнения репертуара.

Вокально-инструментальный ансамбль народной песни. История возникновения, специфика деятельности, репертуар. Примеры.

Тема 5. Певческие голоса и хоровые партии Сведения по механике и акустике голосового аппарата.

Механизм дыхания (легкие, дыхательные пути, бронхиальное дерево, дыхательные мышцы). Процесс дыхания. Типы дыхания. Певческое дыхание.

Гортань - источник звука (звук гортани), её строение. Образование звука. Гортань при разговоре и пении. Надставная труба (глотка, рот, нос)

Акустическое понятие резонанса. Нижние и верхние резонаторы голосового аппарата. Формирование резонаторных полостей.

Высота звука, диапазон и регистровое строение голоса. Понятие регистр голоса, границы регистров в связи с типом голоса. Факторы, влияющие на изменение границ регистров. Смешанный регистр. Грудной и головной регистр. Фальцет. Фальцет женского голоса. Характеристика перехода от грудного к медиуму, от медиума к головному регистру (женские голоса). Переходные звуки. Примарное звучание. Регистровое строение мужских, женских, детских голосов.

Понятие «тесситура». Соответствие исполнительской задачи характеру звучание голоса на данном участке диапазона как важное условие художественного исполнения. Трудная тесситура, обусловленная физической нагрузкой на голос, в связи с высотным положением голоса, с опорой мелодии на переходные звуки. Относительность нюансировки в связи с неудобной тесситурой. Тесситура и тип голоса.

Сила звука и ее зависимость от мощности связок и амплитуды их колебаний. Слуховые восприятия силы звука. Громкость и вибрато. Зависимость восприятия громкости звука от спектрального состава звука. Звуковые колебания связок. Два основных типа работы голосовых связок в связи с регистром. Певческая форманта, формирование высокой и низкой певческой форманты. Высокочастотные форманты, их роль в пении. Понятие высокой позиции звука.

Гласные и согласные в пении. Сущность образования согласных звуков.

Классификация согласных. Артикуляция, акустическая сущность, формирование гласных. Форманты гласных и их образование.

Тембр звука как слуховое восприятие обертонового состава звука. Факторы, определяющие тембр: состав певческой форманты, конфигурация ротоглоточной полости и окраска звука.

Связь силы звука и тембра. Пределы силы звука. Форсированное пение.

Хоровые партии и составляющие их голоса. История классификации певческих голосов по основным типам. Современная классификация в вокальном исполнительстве. Определение типов певческих голосов хормейстером.

Группа детских голосов (дисканты, альты). Диапазон (общий, рабочий), тембр, регистры, вокально-технические и выразительные возможности в зависимости от возраста и степени музыкально-хорового развития. Мутация. Примеры из хоровой литературы и исполнительской практики.

Группа женских голосов (сопрано, меццосопрано, контральто, их разновидности). Знаменитые исполнительницы того или иного типа голоса, примеры оперных партий. Характеристика и формирование хоровых партий. Диапазон (общий, рабочий), тембр, регистры, тесситура, примарное звучание. Вокально-технические и выразительные возможности.

Группа мужских голосов (тенора, баритоны, басы, их разновидности). Знаменитые исполнители того или иного типа голоса, примеры оперных партий. Характеристика и формирование хоровых партий. Диапазон (общий, рабочий), тембр, регистры, тесситура, примарное звучание. Вокально-технические и выразительные возможности.

Запись хоровых партий в специальных вокальных ключах.

Тема 6. Вопросы вокальной техники.

Вокальная работа в хоре. Певческая установка. Пение - процесс работы голосового аппарата во взаимодействии всех его частей. Развитие навыков в связи с исполнительскими задачами. Рефлекторная связь слуха и мышечных голосовых ощущений. Вокальный слух.

Характеристика и работа певческого дыхания. Связь дыхания со звукообразованием. Объем дыхания. Разновидности и техника вдоха и выдоха. Дыхание в различных темпах, нюансах (постоянных и подвижных) и звуковедении. Дыхание и регистры. Единообразие и одновременность дыхания в хоре.



Звукообразование и атака звука. Значение атаки звука и ее влияние на процесс звукообразования. Влияние через атаку на качество звука. Обязательное качество атаки звука (точность интонирования, характер звука, форма слова и т.п.).

Мягкая атака. Сближение связок до состояния фонации одновременно с подачей подсвязочного воздуха.

Твердая атака. Плотное смыкание связок до начала фонации.

Придыхательная атака. Смыкание связок в процессе подачи подсвязочного воздуха.

Возможные недостатки при мягкой и твердой атаке звука.

Работа над подвижностью певческого голоса и пути развития.



Основные приемы звуковедения

Кантилена - основа пения. Техническая основа и принципы.Сохранение единства движения в процессе исполнения.

Leqato, non leqato, staccato

Тема 7. Дикция и орфоэпия. Работа над литературным текстом

Понятие «дикция». Дикция в разговорной речи, декламации и пении, ее специфика. Дикция как вокально-технический навык, средство художественной выразительности.

Обусловленность певческой дикции звучанием певческого тона и возникающие в связи с этим особенности артикуляции.

Понятие «орфоэпия». Правила русского литературного произношения (московский говор конца 19 века). Особенности орфоэпии в пении (нейтрализация гласных, точная фиксация по высоте и тембру, продолжительность выдерживания гласных, произношение гласных в разных регистрах, чистое звучание гласных, когда они являются редуцированными, особенности произнесения согласных звуков).

Логические произношение при исполнении текста в пении и ударения в русской речи. Цезуры. Роль поэтического текста в хоровых произведениях. Соответствие и несоответствие содержания и формы стиха содержанию и форме музыке. Пути преодоления смысловых и формальных несоответствий в хоровых произведениях. Две стороны работы над текстом (смысловая и техническая).

Условия отчетливого донесения литературного текста до слушателей в хоровых произведениях с сопровождением (зависимость восприятия текста от громкости и плотности звучания сопровождения, оркестра), сила звучания гласных и согласных звуков в слове с точки зрения акустики.

Взаимосвязь дикции с темпом, штрихом, ритмической структурой, с тесситурными условиями и фактурой хорового произведения.

Работа над развитием гибкости и подвижности артикуляционного аппарата и отдельных частей - рта, губ, языка, нижней челюсти. Отчетливость и единство при формировании гласных и согласных звуков, как основной элемент ансамблевого исполнения. Исправление недостатков дикции. Требования, предъявляемые дикции.

Классификация литературно-текстового материала:

- силлабо-тоническая (слого-ударная) система стихосложения. Основные размеры


(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

  • тоническое стихосложение

  • проза

  • типы окончания фраз (мужское и женское).

Характер текста - распев, декламация, вокализация, скороговорка.

Тема 8. Строй.

Понятие «строй» в музыке как о процессе связанном с отсутствием темперации при интонировании:

A) эталон высоты;

Б) строй как настройка звукоряда по принципу высотных отношений. Исторические сведения о музыкальных системах (натуральный, пифагоров, чистый). Темперированный, зонный строй. Ладовые закономерности отклонения от темперированного строя на нетемперированных инструментах и в пении;

B) строй - чистота интонирования при пении. Значение, особенности и работа над
строем в хоровом коллективе. Условия создания чистой интонации в хоре.

Мелодический и гармонический строй.

Интонирование ступеней мажорного и минорного лада, интервалов, аккордов в ладу и вне лада. Интонационные трудности лада (минор, переменный, уменьшенный, увеличенный). Альтерация и хроматизмы. Отклонения и модуляции. Тональные сопоставления.

Строй и воспитание слуха. Развитие мелодического и гармонического, внутреннего слуха у участников хорового коллектива.

Связь строя с другими элементами хорового исполнения (ансамбль, ритм, темп, фактура), с характером звука, с вокальной гибкостью голоса (вокальные недостатки, нарушающие хоровой строй).

Интонация и тесситура, регистры, переходные звуки.

Интонирование и фонетические особенности гласных.

Работа над строем на первом этапе разучивания хорового произведения, Предупреждение возможных ошибок, вокальные условия работы над строем. Дирижерские приемы выравнивания хорового строя. Осознанное интонирование и определение причин нарушения хорового строя. Приемы задавания необходимой тональности хорового произведения. Камертон.



Тема 9. Ансамбль.

Понятие «ансамбль» в других видах искусств, в музыке. Ансамбль в хоре как художественное единство совместного исполнения (уравновешенность, согласованность всех технических и художественно-выразительных средств). Основа технического ансамбля. Требования, предъявляемые к хоровому певцу по части ансамбля.

Частный и общий ансамбль. Определения. Зависимость частного ансамбля от качественного состава певцов и принцип отбора участников. Дефекты голоса, разрушающие ансамбль. Общий ансамбль - сложная форма ансамблирования. Уравновешенность хоровой партии и условия достижения ансамбля. Абсолютный критерий частного и относительный общего ансамбля. Общий и частный ансамбль как технические и художественные компоненты хорового исполнения.

Зависимость ансамбля от элементов хоровой звучности. Работа хормейстера над слитностью звучания голосов по силе, строю, тембру, метроритму, агогике, звуковедению, дикции и орфоэпии.

Понятия ансамблей:

• «динамический». Выравнивание голосов в неподвижных нюансах. Особенности установления ансамбля в подвижных нюансах. Естественный и искусственный ансамбль.

•.«унисонный», ансамбль одноголосного пения;

.«гармонический», Условия достижения ансамбля в аккордах имеющих тесное, широкое расположение, при наличие divisi. Условия наилучшего акустического звучания аккордовых построений;

«полифонический» - наиболее сложная форма ансамблевого исполнения. Ансамбль в подголосочно-полифонических, контрастно-полифонических, имитационных произведениях. Приемы последовательного проведения тематического материала в разных хоровых партиях (сохранение единства характера и исполнительских приемов в сочетании с развитием). Пропевание литературного текста основным планом и в завуалированной форме.

% «ритмический». Исполнительский «зонный» ритм. Ансамбль и метр. Исполнение хоровых произведений, имеющих сложные смешанные и переменные размеры. Взаимосвязь метра и ритма;

.«вокальный». Единство дыхания, звукообразования, формирования регистров, прикрытия звука, произношения гласных и согласных; - «темповый». Единство темпов исполнения.

«ансамбль хора и солистов». Соотношение звучания хора и солистов. Относительная взаимосвязь и самостоятельность. Звучание хоровой партии, однотипной с солистом;

«ансамбль хора и оркестра». Различные соотношения групп хора и оркестра в зависимости от исполняемого материала (у хора основной материал, равнозначный, хор как дополнительная тембровая окраска, как фон для основного материала, излагаемого оркестром).'

Тема 10. Работа дирижера над хоровой партитурой.

Выучивание произведения, изучение на фортепиано. Авторский текст. Пение партитуры. Анализ хоровой партитуры. Рассмотрение музыкального и литературного текстов в их взаимосвязи. Интерпретационный план. Планирование работы с хором



Тема 11. Изучение и исполнение произведения с хором.

Варианты ознакомления хорового коллектива с произведением. Способы разучивания в зависимости от уровня квалификации хора. Сочетание технической и художественной стороны работы.

Способы разучивание произведения по партиям и по группам, со всем составом хора. Сочетание работы по партиям, группам, со всем составом в процессе разучивания произведения. Работа над элементами хоровой звучности.

Планирование репетиции. Творческая атмосфера и создание хорошего психологического микроклимата в условиях репетиции. Темп репетиции. Последовательность и точность требований, правильная оценка причин недостатков и ошибок, их устранение. Процесс впевания хорового произведения

Концертное исполнение произведений.

«Исполнительская форма» коллектива. Объем и содержание исполнительского репертуара как важный фактор творческого состояния и роста хорового коллектива.

Основной раздел репертуара - произведения в ярких художественных образах, народная песня старая и современная, произведения композиторов классиков и современных, духовная хоровая музыка, всего лучшего, что создано и создается сейчас в мировой культуре.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Анисимов А. Дирижер хормейстер (Творческие методические записки) Л., 1967

Асафьев Б.В. О хоровом пении Л., 1980

Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре М., 1966, 1967

Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором М., 1948,Элементарный курс. Изд. 2-е М., 1957

Егоров А.А. Теория и практика работы с хором М.-Л., 1961

Краснощекое В.И. Вопросы хороведения М., 1969

Левандо П.П. Анализ хоровой партитуры Л., 1971, 1974

Локшин Д.Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры М., 1963

Пигров К.К. Руководство хором М, 1964

Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором М, 1948, Работа в хоре М., 1960, Работа с хором М., 1960

Пономарьков И. Строй и ансамбль хора (Сб. Работа в хоре)

Романовский Н.В. Принципы работы над строем в хоре (Сб. Хоровое искусство)

Соколов В.Г. Работа с хором Изд. 3-е М. 1967, Хоровое искусство Л., 1967, Хоровая

самодеятельность как средство воспитания Л., 1981 Чесноков П.Г. Хор и управление им М., 1961 Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом М., 1981

Дополнительная

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики М.,1968

Егоров А.А. Гигиена голоса и его физиологические основы М.,1962

Кустов Ю., Чабанный В. Управление самодеятельным хоровым коллективом. Психолого-педагогические аспекты Л., 1984

Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин М.,1978

Морозов В.П. Тайны вокальной речи Л. 1967

Романовский Н. Хоровой словарь л., 1980

Свешников А.В. Хоровое пение - искусство истинно народное М.,1962



Ушкарев А.Ф. Основы хорового письма М., 1982

Чабанный В. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого и воспитательного процесса Л., 1980

Рабочая программа по хороведению и методике работы с хором для специальности «дирижирование академическим хором»

Рабочая программа составлена с учетом действующих стандартов образования по данной специальности

173.97kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование

«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»

768.31kb.

08 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 050601. 65 Музыкальное образование

Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров

296.84kb.

28 09 2014
1 стр.


Итоговое количество заявлений абитуриентов в Приёмную комиссию Новосибирской государственной консерватории

«Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

155.07kb.

01 10 2014
1 стр.


1 скоморох: Добридень, дiти! Радi вас бачити. Давайте познайомимося. Нас ви впiзнали? Ми — скоморохи. А ви скажiть хором, як вас звати. Дiти кричать хором кожний своє iм'я. 2 скоморох

Скоморох: Ви, дiти, зiбралися недарма. Сiдайте зручнiше. Зараз ви побачите казку — новорiчну, чарiвну

56.34kb.

09 09 2014
1 стр.


Он приехал в Америку отмечать круглейшую дату – сорок два года со дня написания песни, которая сегодня звучит по всей России – как на возродившихся кухнях, так и в исполнении профессионалов по радио и телевидению, равно сольно и хором

России – как на возродившихся кухнях, так и в исполнении профессионалов по радио и телевидению, равно сольно и хором. Если вы ее не знаете в оригинале, то уж пародию слыхали наверн

81.73kb.

11 10 2014
1 стр.


Конкурс по специальности «хоровое дирижирование». Лауреаты Конкурса: I премия: Тарас Ясенков

С 17 сентября по 10 ноября 2011 года проводится Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «хоровое дирижирование»

69.87kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа государственного экзамена по информатике и методике её преподавания для студентов, обучающихся по специальности физика с дополнительной специальностью информатика на физико-математическом факультете в 2008 году

Информатике и методике её преподавания для студентов, обучающихся по специальности физика с дополнительной специальностью информатика

60.77kb.

17 12 2014
1 стр.