Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год).
-
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение, 2010.
-
Приказа Минобрнауки РФ от 27. 12. 2011 года №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
-
Учебного плана для 5-9 классов МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан на 2012/2013 учебный год.
-
Базисного учебного плана для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы основного общего образования на 2012/2013 учебный год
-
Учебника «Литература 5 класс». Учебник в 2-х частях для общеобразовательных учреждений (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.; «Просвещение», 2009 год.)
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценки ЗУН учащихся, литература (УМК), в том числе электронно-образовательные ресурсы, календарно-тематическое планирование курса.
Назначение программы
-
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
-
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделить внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературе.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы в 5 классе проводится в конце учебного года
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Всего – 70 часов
Задачи организации учебной деятельности
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
-
Познавательных: обогащение духовно нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
-
Практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
-
Эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;
-
Развитие способности формулировать и аргументировать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а так же совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Принцип построения – концентрический (принцип обучения, где ступень обучения связана с предыдущей единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом).
Технологии, методики:
-
Уровневая дифференциация;
-
Проблемное обучение;
-
Информационно-коммуникативные технологии;
-
Здоровьесберегающие технологии;
-
Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Методы обучения:
-
Объяснительно-иллюстративный;
-
Проблемное изложение;
-
Частично-поисковый;
-
Исследовательский;
-
Аналитический.
Учебно-тематический план
Содержание
|
Количество часов
|
Введение
|
1
|
Устное народное творчество
|
2
|
Русские народные сказки
|
7
|
Из древнерусской литературы
|
1
|
Из литературы 18 века
|
1
|
Из литературы 19 века
|
12
|
Русская литературная сказка
|
19
|
Поэты 19 века о Родине и родной природе
|
1
|
Из литературы 20 века
|
14
|
« Ради жизни на земле»
|
2
|
Произведения о Родине и родной природе
|
1
|
Писатели улыбаются
|
1
|
Из зарубежной литературы
|
8
|
Итого
|
70
|
следующая страница>