Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История правовых и политических учений

History of Legal and Political Teachings


Язык обучения: русский

Трудоемкость: 5 зачетных единиц

Регистрационный номер



рабочей программы:


2012 /

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны представлять место истории правовых и политических учений как юридической науки среди других гуманитарных наук и в структуре юридической науки в сопоставлении с теорией и историей права и государства, историей отраслевых юридических наук; понимать смысл и знать содержание изучаемых идей и теорий в их конкретно-историческом аспекте и связи с последующим развитием политико-правовой мысли; понимать смысл и знать содержание политико-правовых учений в единстве их конкретно-исторического и проблемно-теоретического аспектов; уметь реконструировать политико-правовые учения прошлого с позиций связи истории и современности, истории правовых и политических учений и современной теории права и государства; знать основные интерпретационные модели (историографию) правовых и политических учений прошлого с учетом степени научной разработанности тематики курса в отечественной юридической литературе.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Пререквизиты по настоящей учебной дисциплине не требуются.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ОКБ-3 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы.
ОКБ-14 понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
ОКБ-17 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.
СЛК-2 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
СЛК-3 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
ОНК-1 знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
ПК-2 Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
ПК-9 Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся


В процессе изучения настоящей дисциплины у студентов формируются представления, на конкретно-историческом материале изучаемых идей и теорий разных стран и регионов, об общем преемственно-историческом процессе развития политико-правовой мысли, об идейно-теоретическом и культурно-историческом потенциале ее классических образцов для развития современных знаний о праве и государстве и их научно обоснованного практического применения; студенты приобретают знание относительно основных приемов и методов теоретически адекватной реконструкции политико-правовых учений в их конкретно-историческом своеобразии, связи с последующим развитием политико-правовой мысли и современными проблемами познания правовой действительности; благодаря обоснованию роли знания об историческом процессе развития знаний («знания о знаниях») о праве и государстве, повышается уровень профессионального правосознания и правовой культуры будущих юристов.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Очная форма обучения
Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 16 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 28 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 27 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 3 часа. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.
Очно-заочная форма обучения
Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 6 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 12 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 30 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 26 часов. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.

1.6. Организация учебных занятий




Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся




Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём акт

вных и интеракти

ных форм учебных занятий

Трудоёмкост


лекции

семинары

консультации

пра

тические
занятия

лабораторные


работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

по формам обучения

очная форма обучения

С1

16

-

28

-

-

-

-

-

2

27

-

3

-

24

44

5

100

-

100

-

-

-

-

-

100

100

-

100

-

-

ИТОГО:

16

-

28

-

-

-

-

-

2

27

-

3

-

24

44

5

очно-заочная форма обучения (сокращенная образовательная программа)

С1

6

-

12

-

-

-

-

-

2

27

-

25

-

24

0

5

100

-

100

-

-

-

-

-

100

100

-

100

-

-

ИТОГО:

6

-

12

-

-

-

-

-

2

27

-

25

-

24

0

5


Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваем

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестациисти и промежут

чной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 С1

Экзамен

До 26 января

-

-

очно-заочная форма обучения (сокращенная программа)

 С1

Экзамен

До 26 января

-

-






1.7. Структура и содержание учебной дисциплины.

По учебной дисциплине «История правовых и политических учений» приводится описание структуры учебной дисциплины, а также основные вопросы, рассматриваемые при изучении настоящей дисциплины, по учебному модулю С1, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета.


Тема 1. История правовых и политических учений как наука и учебная дисциплина

Предмет истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин.

Политические и правовые учения как формы общественного сознания, идеологии, культуры. Структура политико-правовых доктрин. Принципы и методы интерпретации политико-правовой теории.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.

Тема 2. Политико-правовые учения в странах Древнего Востока

Религиозно-мифологическое мировоззрение: общая характеристика. Политико-правовые учения в Древней Индии. Брахманизм. «Артхашастра» и европейский макиавеллизм. Политико-правовые учения в Древнем Китае. Даосизм. Этико-правовое учение Конфуция. Патриархальная модель государственности. Легизм. Истоки идеи общественного договора: Моцзы.


Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Тема 3. Правовые и политические учения в Древней Греции

Политико-правовая мысль в Древней Греции эпохи античной классики: общая характеристика. Политико-правовое учение Гераклита. Софисты: у истоков теории естественного права. Сократ о законах и законности. Личность и государство в учении Сократа. Идея «правления знающих» (Сократ, Платон). Политическая утопия Платона. Учение Аристотеля о государстве: происхождение, сущность, формы государства, теория идеального государства. Правовая теория Аристотеля.

Политико-правовая мысль Древней Греции эпохи эллинизма: общая характеристика. Политико-правовое учение Эпикура: идея общественного договора и проблема законности. Политико-правовое учение древнегреческих стоиков: идея «мирового государства». Учение Полибия о государстве: происхождение, сущность, круговорот форм государства.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.

Консультации – 1 час.


Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.

Тема 4. Правовые и политические учения в Древнем Риме

Политические и правовые учения в Древнем Риме: общая характеристика. Политико-правовое учение Цицерона: идея правового государства. Политико-правовое учение римских стоиков. Римские юристы о праве: общий обзор. Раннее христианство: идея равенства у первохристиан; отношение к государству. Учение Августина о «двух градах» и его исторические судьбы.


Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.

Тема 5. Особенности западноевропейской средневековой политико-правовой мысли

Средневековая политико-правовая мысль Западной Европы: господство теологического мировоззрения, традиционализм, борьба светской и духовной власти. Основные теоретические модели государственности и типы правопонимания. Политико-правовое учение Фомы Аквинского: мировоззренческие основы; происхождение, сущность и использование политической власти: формы государства: правовая концепция. Фома Аквинский о видах законов. Фома Аквинский и неотомизм. Право и мораль в учении Марсилия Падуанского.


Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Тема 6. Политико-правовая мысль в России (конец ХV—ХVI вв.)
Политико-правовые учения в России (конец XV—XVI вв.): общая характеристика. Теория «Москва — третий Рим». Идейно-теоретические аспекты борьбы стяжателей и нестяжателей: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Политико-правовые идеи Андрея Курбского. Максим Грек о происхождении и видах верховной власти, о роли знания в политике. Политико-правовое учение Ивана Пересветова: история и современность. Идея сословной и абсолютной монархии в русской политической мысли XVI в.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.
Тема 7. Правовые и политические учения в Западной Европе: эпоха Возрождения и Реформации

Политико-правовые учения в Западной Европе эпохи Возрождения и Реформации: общая характеристика. Переориентация в методологии политико-правового знания. Роль античной политико-правовой теории. Макиавелли о соотношении политики и права, политики и морали, политики и религии. Учение Макиавелли о государстве: происхождение, сущность, формы государственности. Теория политического лидерства: история и современность. ЖБоден о государственном суверенитете. Признаки суверенитета. Идея естественного права. Утопия как жанр политико-правовой литературы. Модели идеального коллективистского государства (Т. Мор, Т. Кампанелла): общая характеристика.


Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Тема 8. Правовые и политические учения в Голландии и Англии: XVII в.
Политико-правовые учения в Западной Европе XVII в. (на примере Голландии и Англии): общая характеристика. Формирование юридического мировоззрения: идея права как первоосновы общественной жизни. Развитие идеи правового государства. Теория естественного права Г. Гроция. Учение Гроция о государстве. Теория государственного суверенитета. Политико-правовые идеи сторонников королевского абсолютизма в Англии (Р.Фильмер, К.Салмазий). Политико-правовые идеи и программы индепендентов (Дж. Мильтон), левеллеров (Дж. Лильберн: теория прав и свобод граждан, учение о народном суверенитете и разделении властей), диггеров (Дж. Уинстенли). Политико-правовое учение Т. Гоббса: обоснование государственного абсолютизма. Методологические основы философии государства: гносеологический и антропологический аспекты. Особенности договорной теории происхождения государства и учения о государственном суверенитете. Теория естественного права и этатистская тенденция правопонимания. Политико-правовое учение Дж.Локка: формирование политического либерализма; учение о системе прав и свобод личности; о соотношении общества и государства; теория разделения властей.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Тема 9. Правовые и политические учения во Франции: XVIII в.

Политико-правовая мысль Франции XVIII века: общая характеристика. Понятие просветительства. Либеральное и радикальное направления в просветительстве. Особенности юридического мировоззрения в политико-правовых учениях просветителей. Программа Вольтера в области права и правосудия: естественно-правовое обоснование общедемократических требований в области права и политики. Идеал просвещенной монархии. Идея политической свободы в учении Ш. Монтескье. Монтескье о формах государства. Теория разделения властей: история и современность. Учение о факторах, определяющих характер законодательства. Руссо об этапах неравенства. Методологические основы политического радикализма Руссо. Условия и цель общественного договора (концепция Руссо). Личность и государство в политическом учении Руссо. Теория народного суверенитета Руссо. Политическое учение Руссо и якобинская диктатура. Политическая утопия Морелли. Политические идеи Мелье.


Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.


следующая страница>


Рабочая программа учебной дисциплины история правовых и политических учений History of Legal and Political Teachings

Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью

440.53kb.

10 10 2014
2 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины государство и право китая направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

266.41kb.

25 12 2014
1 стр.


Предмет истории политических и правовых учений 3

История политических и правовых учений как наука и учебная

69.95kb.

25 12 2014
1 стр.


История политических и правовых учений

Даны планы семинарских, практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, нормативный материал и списки учебной и специальной литературы

2002kb.

30 09 2014
12 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности

328.79kb.

17 12 2014
1 стр.


История политических и правовых учений
115.75kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая программа по курсу опд. Ф1 «История политических учений» для специальности 030200. 65 "Политология"

Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта впо по направлению 030201. 65 «Политология»

1828.67kb.

17 12 2014
7 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.