Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История правовых и политических учений
History of Legal and Political Teachings
Язык обучения: русский
Трудоемкость: 5 зачетных единиц
Регистрационный номер
рабочей программы:
-
Cанкт-Петербург
2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны представлять место истории правовых и политических учений как юридической науки среди других гуманитарных наук и в структуре юридической науки в сопоставлении с теорией и историей права и государства, историей отраслевых юридических наук; понимать смысл и знать содержание изучаемых идей и теорий в их конкретно-историческом аспекте и связи с последующим развитием политико-правовой мысли; понимать смысл и знать содержание политико-правовых учений в единстве их конкретно-исторического и проблемно-теоретического аспектов; уметь реконструировать политико-правовые учения прошлого с позиций связи истории и современности, истории правовых и политических учений и современной теории права и государства; знать основные интерпретационные модели (историографию) правовых и политических учений прошлого с учетом степени научной разработанности тематики курса в отечественной юридической литературе.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Пререквизиты по настоящей учебной дисциплине не требуются.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ОКБ-3 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы.
ОКБ-14 понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
ОКБ-17 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.
СЛК-2 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
СЛК-3 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
ОНК-1 знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
ПК-2 Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
ПК-9 Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
В процессе изучения настоящей дисциплины у студентов формируются представления, на конкретно-историческом материале изучаемых идей и теорий разных стран и регионов, об общем преемственно-историческом процессе развития политико-правовой мысли, об идейно-теоретическом и культурно-историческом потенциале ее классических образцов для развития современных знаний о праве и государстве и их научно обоснованного практического применения; студенты приобретают знание относительно основных приемов и методов теоретически адекватной реконструкции политико-правовых учений в их конкретно-историческом своеобразии, связи с последующим развитием политико-правовой мысли и современными проблемами познания правовой действительности; благодаря обоснованию роли знания об историческом процессе развития знаний («знания о знаниях») о праве и государстве, повышается уровень профессионального правосознания и правовой культуры будущих юристов.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Очная форма обучения
Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 16 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 28 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 27 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 3 часа. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.
Очно-заочная форма обучения
Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 6 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 12 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 30 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 26 часов. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.
1.6. Организация учебных занятий
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
|
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
|
Аудиторная учебная работа обучающихся
|
Самостоятельная работа
|
Объём акт
|
вных и интеракти
ных форм учебных занятий
Трудоёмкост
|
лекции
|
семинары
|
консультации
|
пра
|
тические
занятия
лабораторные
работы
|
контрольные
работы
|
коллоквиумы
|
текущий контроль
|
промежуточная
аттестация
|
под руководством
преподавателя
|
в присутствии
преподавателя
|
в т.ч. с использованием методических материалов
|
текущий контроль
|
промежуточная
аттестация
|
по формам обучения
|
очная форма обучения
|
С1
|
16
|
-
|
28
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
27
|
-
|
3
|
-
|
24
|
44
|
5
|
100
|
-
|
100
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
100
|
-
|
100
|
-
|
-
|
ИТОГО:
|
16
|
-
|
28
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
27
|
-
|
3
|
-
|
24
|
44
|
5
|
очно-заочная форма обучения (сокращенная образовательная программа)
|
С1
|
6
|
-
|
12
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
27
|
-
|
25
|
-
|
24
|
0
|
5
|
100
|
-
|
100
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
100
|
-
|
100
|
-
|
-
|
ИТОГО:
|
6
|
-
|
12
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
27
|
-
|
25
|
-
|
24
|
0
|
5
|
Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваем
|
Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестациисти и промежут
чной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:
|
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
|
Промежуточная аттестация
|
Текущий контроль
|
Виды
|
Сроки
|
Формы
|
Сроки
|
очная форма обучения
|
С1
|
Экзамен
|
До 26 января
|
-
|
-
|
очно-заочная форма обучения (сокращенная программа)
|
С1
|
Экзамен
|
До 26 января
|
-
|
-
|
|
|
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины.
По учебной дисциплине «История правовых и политических учений» приводится описание структуры учебной дисциплины, а также основные вопросы, рассматриваемые при изучении настоящей дисциплины, по учебному модулю С1, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета.
Тема 1. История правовых и политических учений как наука и учебная дисциплина
Предмет истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин.
Политические и правовые учения как формы общественного сознания, идеологии, культуры. Структура политико-правовых доктрин. Принципы и методы интерпретации политико-правовой теории.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Тема 2. Политико-правовые учения в странах Древнего Востока
Религиозно-мифологическое мировоззрение: общая характеристика. Политико-правовые учения в Древней Индии. Брахманизм. «Артхашастра» и европейский макиавеллизм. Политико-правовые учения в Древнем Китае. Даосизм. Этико-правовое учение Конфуция. Патриархальная модель государственности. Легизм. Истоки идеи общественного договора: Моцзы.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Тема 3. Правовые и политические учения в Древней Греции
Политико-правовая мысль в Древней Греции эпохи античной классики: общая характеристика. Политико-правовое учение Гераклита. Софисты: у истоков теории естественного права. Сократ о законах и законности. Личность и государство в учении Сократа. Идея «правления знающих» (Сократ, Платон). Политическая утопия Платона. Учение Аристотеля о государстве: происхождение, сущность, формы государства, теория идеального государства. Правовая теория Аристотеля.
Политико-правовая мысль Древней Греции эпохи эллинизма: общая характеристика. Политико-правовое учение Эпикура: идея общественного договора и проблема законности. Политико-правовое учение древнегреческих стоиков: идея «мирового государства». Учение Полибия о государстве: происхождение, сущность, круговорот форм государства.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.
Тема 4. Правовые и политические учения в Древнем Риме
Политические и правовые учения в Древнем Риме: общая характеристика. Политико-правовое учение Цицерона: идея правового государства. Политико-правовое учение римских стоиков. Римские юристы о праве: общий обзор. Раннее христианство: идея равенства у первохристиан; отношение к государству. Учение Августина о «двух градах» и его исторические судьбы.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.
Тема 5. Особенности западноевропейской средневековой политико-правовой мысли
Средневековая политико-правовая мысль Западной Европы: господство теологического мировоззрения, традиционализм, борьба светской и духовной власти. Основные теоретические модели государственности и типы правопонимания. Политико-правовое учение Фомы Аквинского: мировоззренческие основы; происхождение, сущность и использование политической власти: формы государства: правовая концепция. Фома Аквинский о видах законов. Фома Аквинский и неотомизм. Право и мораль в учении Марсилия Падуанского.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Тема 6. Политико-правовая мысль в России (конец ХV—ХVI вв.)
Политико-правовые учения в России (конец XV—XVI вв.): общая характеристика. Теория «Москва — третий Рим»
. Идейно-теоретические аспекты борьбы стяжателей и нестяжателей: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Политико-правовые идеи Андрея Курбского. Максим Грек о происхождении и видах верховной власти, о роли знания в политике. Политико-правовое учение Ивана Пересветова: история и современность. Идея сословной и абсолютной монархии в русской политической мысли XVI в.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.
Тема 7. Правовые и политические учения в Западной Европе: эпоха Возрождения и Реформации
Политико-правовые учения в Западной Европе эпохи Возрождения и Реформации: общая характеристика. Переориентация в методологии политико-правового знания. Роль античной политико-правовой теории. Макиавелли о соотношении политики и права, политики и морали, политики и религии. Учение Макиавелли о государстве: происхождение, сущность, формы государственности. Теория политического лидерства: история и современность. Ж. Боден о государственном суверенитете. Признаки суверенитета. Идея естественного права. Утопия как жанр политико-правовой литературы. Модели идеального коллективистского государства (Т. Мор, Т. Кампанелла): общая характеристика.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Тема 8. Правовые и политические учения в Голландии и Англии: XVII в.
Политико-правовые учения в Западной Европе XVII в. (на примере Голландии и Англии): общая характеристика. Формирование юридического мировоззрения: идея права как первоосновы общественной жизни. Развитие идеи правового государства
. Теория естественного права Г. Гроция
. Учение Гроция о государстве
. Теория государственного суверенитета
. Политико-правовые идеи сторонников королевского абсолютизма в Англии (Р
.Фильмер, К.Салмазий). Политико-правовые идеи и программы индепендентов (Дж
. Мильтон), левеллеров (Дж. Лильберн: теория прав и свобод граждан, учение о народном суверенитете и разделении властей), диггеров (Дж
. Уинстенли)
. Политико-правовое учение Т
. Гоббса: обоснование государственного абсолютизма
. Методологические основы философии государства: гносеологический и антропологический аспекты. Особенности договорной теории происхождения государства и учения о государственном суверенитете. Теория естественного права и этатистская тенденция правопонимания. Политико-правовое учение Дж.Локка: формирование политического либерализма; учение о системе прав и свобод личности; о соотношении общества и государства; теория разделения властей.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 1 час.
Тема 9. Правовые и политические учения во Франции: XVIII в.
Политико-правовая мысль Франции XVIII века: общая характеристика. Понятие просветительства. Либеральное и радикальное направления в просветительстве. Особенности юридического мировоззрения в политико-правовых учениях просветителей. Программа Вольтера в области права и правосудия: естественно-правовое обоснование общедемократических требований в области права и политики. Идеал просвещенной монархии. Идея политической свободы в учении Ш. Монтескье. Монтескье о формах государства. Теория разделения властей: история и современность. Учение о факторах, определяющих характер законодательства. Руссо об этапах неравенства. Методологические основы политического радикализма Руссо. Условия и цель общественного договора (концепция Руссо). Личность и государство в политическом учении Руссо. Теория народного суверенитета Руссо. Политическое учение Руссо и якобинская диктатура. Политическая утопия Морелли. Политические идеи Мелье.
Очная форма обучения
Лекции – 1 час.
Консультации – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения
Консультации – 1 час.
следующая страница>