Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

_____________________________

Руководитель ООП по

направлению 130101 зав. кафедрой МКП профессор Ю. Б. Марин


Утверждаю

___________________________

Зав. кафедрой ГРМПИ

проф. А.В. Козлов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



МИНЕРАГЕНИЯ
Специальность: 130101 «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»
Специализации: Прикладная геохимия, петрология, минералогия

Квалификация (степень) выпускника: специалист (специальное звание "горный инженер")

)
Составитель: профессор каф. ГРМПИ С.В. Сендек

.


Санкт-Петербург 2012


1. Цели и задачи дисциплины:

Минерагения занимает особое место среди научных дисциплин геологического цикла. Она завершает теоретическое обучение студентов геологов и на основе полученных геологических знаний раскрывает закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых в недрах земной коры.



Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания о временных и пространственных связях образования месторождений полезных ископаемых в связи с развитием и становлением различных структурно-формационных зонах земной коры, выявить генетические, парагенетические и структурные связи геологических и рудных формаций, дать перспективную оценку минерально-сырьевым ресурсам конкретных территорий.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с современными представлениями возникновения и развития основных структурно-формационных зон земной коры, характерными типами геологических и рудных формаций, свойственным этим структурам, методикой составления разномасштабных прогнозно-металлогенических карт.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Минерагения является фундаментальной дисциплиной геологического цикла наук о Земле. Она рассматривает основополагающие представления об истории развития земной коры и формировании полезных ископаемых на основе научных дисциплин «Общая геология», «Минералогия», «Структурная геология», «Общая геохимия», «Региональная геология», «Геотектоника и геодинамика», «Петрография», «Литоглогия», «Основы учения о полезных ископаемых», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых». Для успешного освоения «Минерагении» обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по перечисленным выше дисциплинам.



3.Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-21, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-13, ПК-15, ПК-17, 21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПСК-1.3, ПСК-1.5, ПСК-4.1,ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.4.

    а) общекультурных:

    - быть готовым обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);

    - обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

    - быть готовым проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и неся за них ответственность (ОК-6);



-· использовать в своей деятельности нормативные правовые и инструктивные документы (ОК-7);

    - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

    - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

    - быть готовым критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);

    - быть готовым к пониманию и анализу экономических проблем процессов, являясь активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

    - быть способным адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);

    - владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов (ОК-21)..

    б) профессиональных, в том числе

    б1) общепрофессиональных



- готовность с естественно-научных позиций оценить строение, химический и минеральный состав земной коры, морфологические особенности и генетические типы месторождений твердых полезных ископаемых при решении задач по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала недр (ПК-1);

- готовность использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых и горных отводов (ПК-2);

- готовность использовать научные законы и методы при оценке состояния окружающей среды в сфере функционирования производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-3);

- готовность организовать свой труд, самостоятельно оценивая результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

- проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения новых знаний (ПК-6);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы , возникающие в процессе , соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны (ПК-7);

- применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средство управления информацией (ПК-8).

б2) в области производственно-технологической деятельности



  • готовность демонстрировать навыки разработки планов мероприятий по снижению техногенной нагрузки производства на окружающую среду при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-11);

  • имение использовать нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твёрдых полезных ископаемых и подземных объектов (ПК-12);

  • быть готовым осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

- быть готовым осуществлять геолого-экономическую оценку объектов изучения (ПК-14);

- осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15).

б3) в области организационно-управленческой деятельности

- применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

б4) в области научно-исследовательской деятельности

- способность изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21);

- быть готовым изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного орыта по тематике исследований геологического направления (ПК-22);

- планировать и выполнять аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивая результаты исследований и делать выводы (ПУ-23);

- уметь подготавливать данные для составления обзоров и научных публикаций (ПК-25).

б5) в области организационно-управленческой деятельности

- уметь проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтных и географических условиях (ПСК-1.3);

- уметь выбирать виды, способы опробования и методы их анализа (ПСК-1.5);

- уметь проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1.6);

- проводить полевое изучение магматических и метаморфических комплексов, ореолов метасоматических пород, отбирать материал для лабораторных исследований горных пород (ПСК-4.1);

- выполнять диагностику минералов, горны пород и руд с использованием современных методов исследований (ПСК-4.2);

- владеть современными методами обработки, систематизации и интерпретации петрохимических данных , в том числе и с использованием программных средств (ПСК-4.3);

- на основе собранных материалов уметь делать выводы о происхождении и условиях формирования магматических, метаморфических и метасоматических горных пород, выявляя связи этих пород и полезных ископаемых (ПСК-4.4).

В результате изучения дисциплины студент должен:



- Знать основные временные и пространственные таксоны, используемые в металлогении при выделении региональных структурно-формационных зон и локальных территорий в виде рудных полей и месторождений, основные типы рудных формаций и последовательность их развития в связи со становлением геологических формаций, принципы металлогенического районирования и прогноза, используемые при составлении разномасштабных металлогенических и прогнозно-металлогенических карт.

- Уметь читать и пользоваться разномасштабными прогнозно-металлогеническими картами и схемами, составить металлогенограмму для конкретной территории, использовать приобретенные знания при выполнении дипломного проекта.

- Владеть знаниями, позволяющими ориентироваться в вопросах истории развития Земли, её основных структурно-формационных зон с позиции классической геосинклинальной и геодинамической тектоники (тектоники плит и плюмтектоники), взаимодействии мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых, понятии о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабности рудообразующих процессов.

Для успешного изучения минерагении студент должен завершить изучение базовых предметов – «Основы учения о полезных ископаемых», «Геотектонику и геодинамику», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых».

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7









Аудиторные занятия (всего)

51

51









В том числе:
















Лекции

34

34









Практические занятия (ПЗ)

0

0










Семинары (С)

0

0










Лабораторные работы (ЛР)

17

17









Самостоятельная работа (всего)

21

21









В том числе:
















Расчетно-графические работы














Реферат




21










Другие виды самостоятельной работы:
















Работа с эталонными и рабочими коллекциями














Работа с литературой















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зач

.







Общая трудоемкость час

зач. ед.


72

72









2












5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



№№ пп

Наименование раздела дисциплины

Раздел дисциплины

1.

Основные понятия науки минерагении


История развития представлений о закономерностях размещения полезных ископаемых в недрах Земли – минерагении. Понятия об общей, региональной, специальной и локальной минерагении. Системный минерагенический анализ и его связь со структурно-системным методом в геологии. Использование достижений геологических дисциплин (минералогии, петрологии, геофизики, геохимии, тектоники и геодинамики, космических исследований) в минерагеническом анализе.

2.

Пространственные и временные таксоны минерагении

Основные принципы геотектонического и минерагенического районирования, соподчиненность выделяемых таксонов. Временные подразделения в минерагении и их соподчиненность.

3.

Учение о формациях.


Понятие о системах образования геологических и рудных формаций. Абстрактные и конкретные формации и их типы. Масштабность и соподчиненность геологических и минерагенических уровней организации вещества, формы связи оруденения и геологических формаций. Современные трактовки понятия «рудная формация» и смысловое значение этих трактовок.

4.

Типы основных структурно-формационных зон земной коры.


Классическое и геодинамическое понимание структурных зон земной коры. Тектоника плит и ее приложение в минерагеническом анализе. Минерагения складчатых зон в трактовке Ю.А. Билибина, В.И. Смирнова, А.Д. Щеглова. Минерагения складчатых зон с позиции тектоники плит. Минерагения активизированных рам складчатых областей. Минерагения пассивных и активных окраин континентов. Минерагения древних щитов и протоплатформ. Минерагения платформенных областей. Минерагения областей автономной тектоно-магматической активизации в понимании А.Д.Щеглова. Минерагения срединных массивов (микроконтинентов). Минерагения дна морей и Мирового океана. Минерагения рифтовых зон земной коры.

5.

Основные типы рудных формаций


Основные типы рудных формаций складчатых областей, щитов, древних протоплатформ, платформенных областей, срединных массивов (микроконтинентов), вулканических поясов и островных дуг, зон отраженной и автономной тектоно-магматической активизации.


6.

Основные формации горючих полезных ископаемых


Основные формации горючих полезных ископаемых и их размещение в пределах основных структурно-формационных зон земной коры.

7.

Полигенные и полихронные рудные формации


Взаимодействие мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых. Понятие о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабность рудообразующих процессов.

8.

Основные принципы минерагенического картирования.



Прогнозно-поисковые комплексы как элементы рудноформационного анализа. Разномасштабные минерагенические карты и их целевое назначение. Принципы составления легенд карт разного масштаба. Прогнозные карты разного масштаба и назначения.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Геодинамика и геотектоника

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Всего

час.


1

Основные понятия науки минерагении


2













2

2

Пространственные и временные таксоны минерагении

2













2

3

Учение о формациях

4












4

4

Типы основных структурно-формационных зон земной коры.



12













12

5

Основные типы рудных формаций


6













6

6

Основные формации горючих полезных ископаемых


2












2

7

Полигенные и полихронные рудные формации


2












2

8

Основные принципы минерагенического картирования.


4









21

25


6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)


1

1

Типы основных структурно-формационных зон земной коры

6

2

2

Металлогенические карты разного масштаба

4

3

3

Методика составления разномасштабных металлогенических карт

5

4

4

Прогнозно-металлогенические карты

2



7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

  1. Щеглов А.Д. Основы металлогенического анализа. – М.: Недра, 1980.

  2. Недра России. В 2 т. Т.1. Полезные ископаемые //Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова – СПб Горный ин-т. Межрегион. центр по картографии. – СПб-М., 2001.

Дополнительная

  1. Билибин Ю,А. Общие принципы регионального металлогенического анализа //Избр. Труды, т.3 М.: Изд-во АН СССР, 1961

  2. Геология и геофизика. Специальный выпуск. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, т.40, 1999.

  3. Геолого-минерагеническая карта Мира. Масштаб 1:15 000 000. Объяснительная записка. Часть 4. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана. Коллектив авторов. //Под ред. Л.И. Красного, И.С. Грамберга. СПб., Изд-во картфабрики ВСЕГЕИ, 2000. 39 с + 5 вкл.

  4. Котляр В.Н. Металлогения и прогноз рудообразования. – М.: Недра, 1983.

  5. Кривцов А.И., Яковлев П.Д. Структуры рудных полей и месторождений, металлогения и прогноз рудоносности – М.: Недра, 1991.

  6. Критерии прогнозной оценки территорий на твердые полезные ископаемые /Под ред. Д.В. Рундквиста – Л.: Недра, 1986.

  7. Литогеодинамика и минерагения осадочных бассейнов. – СПб. Изд-во ВСЕГЕИ, 1998. С. 480.

  8. Методическое руководство по оценке прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Вып. 1-15. М.: ВИЭМС, 1986.

  9. Опыт гармонизации представлений о геологических, минерагенических и минерально-ресурсных составляющих литосферы Земли. Коллектив авторов. – СПб, Изд-во ВСЕГЕИ, 2001.

  10. Недра России. В 2 т. Т.2. Экология геологической среды. //Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова – СПб Горный ин-т. Межрегион. центр по картографии. – СПб-М., 2002.

  11. Опыт гармонизации представлений о геологических, минерагенических и минерально-ресурсных составляющих литосферы Земли. Коллектив авторов. СПб., Изд-во ВСЕГЕИ, 2001. 36 с.

  12. Основы геодинамического анализа при геологическом картировании. - М. 1997. С. 519 (Мин-во природных ресурсов РФ, ВСЕГЕИ, ГЕОКАРТ, МАНПО).

  13. Рудные и рудоносные формации (терминологический справочник) /Под ред. Ю.А. Косыгина, Е.А. Кулиша – М.: Недра, 1983.

  14. Рудные узлы России. //Под ред. Е.В. Плющева – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2001.

  15. Смирнов В.И. Проблемы металлогении //Вестн. МГУ, сер. геол., № 6, 1979.

  16. Строна П.А. Основы металлогении (курс лекций). ЛГИ, 1975.

  17. Строна П.А. Главные типы рудных формаций. – Л.: Недра, 1978.

  18. Хаин В.Е. Тектоника континентов и океанов. М.: Научный Мир, 2001. 610 с.

  19. Щеглов А.Д. Основные проблемы современной металлогении (вопросы теории и практики). – Л.: Недра, 1987.

  20. Щеглов А.Д. Современное состояние теоретических основ металлогении. – Л.:ВСЕГЕИ, 1989. 24 с.

  21. Щеглов А.Д. Синхронный рифтогенез и оруденение //Геол. рудн. месторожд., 1997, т. 39, № 2, с.115-1



Программное обеспечение: Microsoft Office, Statistica.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Библиотеки

Библиотека Санкт-Петербургского государственного горного университета

Российская государственная библиотека

Российская национальная библиотека

Библиотека Академии наук

Библиотека по естественным наукам РАН

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU


www.spmi.ru/node/891
www.rsl.ru

www.nlr.ru

www.rasl.ru

www.benran.ru

www.viniti.ru
www.gpntb.ru
www.geology.pu.ru/library/
elibrary.ru

Специальные интернет-сайты



Все о геологии

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Геоинформмарк

Earth-Pages



geo.web.ru

window.edu.ru/window/

library?p_rubr=2.2.74.9

www.geoinform.ru.

www.Earth-Pages.com



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированный набор разномасштабных прогнозно-металлогенических карт, позволяющих студентам ознакомиться с основными принципами составления легенд и использования необходимых дополнительных геологических, геофизических, геохимических дистанционных и локальных исследований. Программой обучения предусматривается посещения студентами научно-исследовательских институтов ВСЕГЕИ, ВНИГРИ, ВНИИокеангеолгии, коллективы которых работают по тематике минерагенических исследований.

Кафедры СПГГУ имеют компьютерные классы с выходом в Интернет, что позволяет студентам приобщиться к минерагеническим исследованиям различных регионов страны и Мира.

_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра ГРМПИ СПГГУ проф. С.В. Сендек


Эксперты:
________________ ____________________________ __________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)






Рабочая программа учебной дисциплины минерагения специальность: 130101 «прикладная геология»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

201.73kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины петрография специальность: 130101 «Прикладная геология»

Специализации: Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания; Геология нефти и газа

220.49kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины неотектоника специальность: 130101 «прикладная геология»

Специализации: «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»

265.74kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины общая стратиграфия Специальность: 130101 «прикладная геология»

Стратиграфических кодексах и методах разработки шкал измерения геологического времени на основе изучения пространственно-временных взаимоотношений комплексов горных пород (геологич

124.51kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины структурно-генетический анализ нефтегазоносных бассейнов Специальность: 130101 «прикладная геология»

Целями изучения дисциплины «Структурно-генетический анализ нефтегазоносных бассейнов» являются

172.12kb.

24 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины основы палеонтологии, стратиграфии и историческая геология

Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых; Геология нефти и газа

205.41kb.

15 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины магнитоплазменная аэродинамика Цикл: профессиональный

Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез

152.39kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на

650.79kb.

14 12 2014
4 стр.