Перейти на главную страницу
Согласовано _____________________________ Руководитель ООП по направлению 130101 зав. кафедрой МКП профессор Ю. Б. Марин |
Утверждаю ___________________________ Зав. кафедрой ГРМПИ проф. А.В. Козлов |
.
Минерагения занимает особое место среди научных дисциплин геологического цикла. Она завершает теоретическое обучение студентов геологов и на основе полученных геологических знаний раскрывает закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых в недрах земной коры.
Минерагения является фундаментальной дисциплиной геологического цикла наук о Земле. Она рассматривает основополагающие представления об истории развития земной коры и формировании полезных ископаемых на основе научных дисциплин «Общая геология», «Минералогия», «Структурная геология», «Общая геохимия», «Региональная геология», «Геотектоника и геодинамика», «Петрография», «Литоглогия», «Основы учения о полезных ископаемых», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых». Для успешного освоения «Минерагении» обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по перечисленным выше дисциплинам.
ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-21, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-13, ПК-15, ПК-17, 21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПСК-1.3, ПСК-1.5, ПСК-4.1,ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.4.
а) общекультурных:
- быть готовым обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);
- обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);
- быть готовым проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и неся за них ответственность (ОК-6);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- быть готовым критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);
- быть готовым к пониманию и анализу экономических проблем процессов, являясь активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);
- быть способным адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов (ОК-21)..
б) профессиональных, в том числе
б1) общепрофессиональных
- готовность использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых и горных отводов (ПК-2);
- готовность использовать научные законы и методы при оценке состояния окружающей среды в сфере функционирования производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-3);
- готовность организовать свой труд, самостоятельно оценивая результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);
- проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения новых знаний (ПК-6);
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы , возникающие в процессе , соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны (ПК-7);
- применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средство управления информацией (ПК-8).
б2) в области производственно-технологической деятельности
- осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15).
б3) в области организационно-управленческой деятельности
- применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);
б4) в области научно-исследовательской деятельности
- способность изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21);
- быть готовым изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного орыта по тематике исследований геологического направления (ПК-22);
- планировать и выполнять аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивая результаты исследований и делать выводы (ПУ-23);
- уметь подготавливать данные для составления обзоров и научных публикаций (ПК-25).
б5) в области организационно-управленческой деятельности
- уметь проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтных и географических условиях (ПСК-1.3);
- уметь выбирать виды, способы опробования и методы их анализа (ПСК-1.5);
- уметь проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1.6);
- проводить полевое изучение магматических и метаморфических комплексов, ореолов метасоматических пород, отбирать материал для лабораторных исследований горных пород (ПСК-4.1);
- выполнять диагностику минералов, горны пород и руд с использованием современных методов исследований (ПСК-4.2);
- владеть современными методами обработки, систематизации и интерпретации петрохимических данных , в том числе и с использованием программных средств (ПСК-4.3);
- на основе собранных материалов уметь делать выводы о происхождении и условиях формирования магматических, метаморфических и метасоматических горных пород, выявляя связи этих пород и полезных ископаемых (ПСК-4.4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- Владеть знаниями, позволяющими ориентироваться в вопросах истории развития Земли, её основных структурно-формационных зон с позиции классической геосинклинальной и геодинамической тектоники (тектоники плит и плюмтектоники), взаимодействии мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых, понятии о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабности рудообразующих процессов.
Для успешного изучения минерагении студент должен завершить изучение базовых предметов – «Основы учения о полезных ископаемых», «Геотектонику и геодинамику», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых».
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры | |||
7 |
|
|
| ||
Аудиторные занятия (всего) |
51 |
51 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
34 |
34 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
0 |
0 |
|
|
|
Семинары (С) |
0 |
0 |
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
17 |
17 |
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
21 |
21 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
21 |
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы: |
|
|
|
|
|
Работа с эталонными и рабочими коллекциями |
|
|
|
|
|
Работа с литературой |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
зачет |
зач |
. |
|
|
Общая трудоемкость час зач. ед.
|
72 |
72 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
5.1. Содержание разделов дисциплины
№№ пп |
Наименование раздела дисциплины |
Раздел дисциплины |
1. |
Основные понятия науки минерагении |
История развития представлений о закономерностях размещения полезных ископаемых в недрах Земли – минерагении. Понятия об общей, региональной, специальной и локальной минерагении. Системный минерагенический анализ и его связь со структурно-системным методом в геологии. Использование достижений геологических дисциплин (минералогии, петрологии, геофизики, геохимии, тектоники и геодинамики, космических исследований) в минерагеническом анализе. |
2. |
Пространственные и временные таксоны минерагении |
Основные принципы геотектонического и минерагенического районирования, соподчиненность выделяемых таксонов. Временные подразделения в минерагении и их соподчиненность. |
3. |
Учение о формациях. |
Понятие о системах образования геологических и рудных формаций. Абстрактные и конкретные формации и их типы. Масштабность и соподчиненность геологических и минерагенических уровней организации вещества, формы связи оруденения и геологических формаций. Современные трактовки понятия «рудная формация» и смысловое значение этих трактовок. |
4. |
Типы основных структурно-формационных зон земной коры. |
Классическое и геодинамическое понимание структурных зон земной коры. Тектоника плит и ее приложение в минерагеническом анализе. Минерагения складчатых зон в трактовке Ю.А. Билибина, В.И. Смирнова, А.Д. Щеглова. Минерагения складчатых зон с позиции тектоники плит. Минерагения активизированных рам складчатых областей. Минерагения пассивных и активных окраин континентов. Минерагения древних щитов и протоплатформ. Минерагения платформенных областей. Минерагения областей автономной тектоно-магматической активизации в понимании А.Д.Щеглова. Минерагения срединных массивов (микроконтинентов). Минерагения дна морей и Мирового океана. Минерагения рифтовых зон земной коры. |
5. |
Основные типы рудных формаций |
Основные типы рудных формаций складчатых областей, щитов, древних протоплатформ, платформенных областей, срединных массивов (микроконтинентов), вулканических поясов и островных дуг, зон отраженной и автономной тектоно-магматической активизации. |
6. |
Основные формации горючих полезных ископаемых |
Основные формации горючих полезных ископаемых и их размещение в пределах основных структурно-формационных зон земной коры. |
7. |
Полигенные и полихронные рудные формации |
Взаимодействие мантийных и коровых процессов при формировании крупных и уникально крупных месторождений полезных ископаемых. Понятие о полигенных и полихронных рудных формациях, масштабность рудообразующих процессов. |
8. |
Основные принципы минерагенического картирования. |
Прогнозно-поисковые комплексы как элементы рудноформационного анализа. Разномасштабные минерагенические карты и их целевое назначение. Принципы составления легенд карт разного масштаба. Прогнозные карты разного масштаба и назначения. |
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1 |
Промышленные типы месторождений полезных ископаемых |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Геодинамика и геотектоника |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Прак. зан.
|
Лаб. зан.
|
Семин. |
СРС |
Всего час.
|
1 |
Основные понятия науки минерагении |
2 |
|
|
|
|
2 |
2 |
Пространственные и временные таксоны минерагении |
2 |
|
|
|
|
2 |
3 |
Учение о формациях |
4 |
|
|
|
|
4 |
4 |
Типы основных структурно-формационных зон земной коры. |
12 |
|
|
|
|
12 |
5 |
Основные типы рудных формаций |
6 |
|
|
|
|
6 |
6 |
Основные формации горючих полезных ископаемых |
2 |
|
|
|
|
2 |
7 |
Полигенные и полихронные рудные формации |
2 |
|
|
|
|
2 |
8 |
Основные принципы минерагенического картирования. |
4 |
|
|
|
21 |
25 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудо-емкость (час.)
|
1 |
1 |
Типы основных структурно-формационных зон земной коры |
6 |
2 |
2 |
Металлогенические карты разного масштаба |
4 |
3 |
3 |
Методика составления разномасштабных металлогенических карт |
5 |
4 |
4 |
Прогнозно-металлогенические карты |
2 |
Библиотеки | |
Библиотека Санкт-Петербургского государственного горного университета Российская государственная библиотека Российская национальная библиотека Библиотека Академии наук Библиотека по естественным наукам РАН Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Государственная публичная научно-техническая библиотека Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
|
www.spmi.ru/node/891 www.rsl.ru www.nlr.ru www.rasl.ru www.benran.ru www.viniti.ru
|
Специальные интернет-сайты | |
Все о геологии Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Геоинформмарк Earth-Pages |
geo.web.ru window.edu.ru/window/ library?p_rubr=2.2.74.9 www.geoinform.ru. www.Earth-Pages.com
|
Специализированный набор разномасштабных прогнозно-металлогенических карт, позволяющих студентам ознакомиться с основными принципами составления легенд и использования необходимых дополнительных геологических, геофизических, геохимических дистанционных и локальных исследований. Программой обучения предусматривается посещения студентами научно-исследовательских институтов ВСЕГЕИ, ВНИГРИ, ВНИИокеангеолгии, коллективы которых работают по тематике минерагенических исследований.
Кафедры СПГГУ имеют компьютерные классы с выходом в Интернет, что позволяет студентам приобщиться к минерагеническим исследованиям различных регионов страны и Мира.
_____________________________________________________________________________
Разработчики:
кафедра ГРМПИ СПГГУ проф. С.В. Сендек
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Квалификация (степень) выпускника: специалист
01 10 2014
1 стр.
Специализации: Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания; Геология нефти и газа
01 10 2014
1 стр.
Специализации: «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»
10 09 2014
1 стр.
Стратиграфических кодексах и методах разработки шкал измерения геологического времени на основе изучения пространственно-временных взаимоотношений комплексов горных пород (геологич
11 10 2014
1 стр.
Целями изучения дисциплины «Структурно-генетический анализ нефтегазоносных бассейнов» являются
24 09 2014
1 стр.
Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых; Геология нефти и газа
15 09 2014
1 стр.
Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез
17 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на
14 12 2014
4 стр.