Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калмыцкий государственный университет
Факультет педагогического образования и биологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета
____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

(название)



ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
___________020400 Биология___________

(код по ОКСО и название)


Квалификация (степень) выпускника

__________бакалавр биологии__________

(Бакалавр, магистр)


Форма обучения

_______________очная_______________



(очная, очно-заочная и др.)

Элиста
2011 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом МОиН РФ 04 февраля 2010 №_101______________

(код по ОКСО и название)

Программа составлена: Эдеевой Саглар Евгеньевной, кандидатом биологических наук, ассистентом__

(Ф.И.О., ученое звание, должность)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии



(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)



  1. Цели освоения дисциплины (модуля)

  • изучить регуляторные механизмы развития и функционирования организма человека;

  • изучить онтогенез человека, его особенности на современном этапе;

  • изучить конституцию человека как комплексную проблему;

  • изучить антропогенез человечества.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Биология человека» относится к курсу общепрофессиональных дисциплин (базовая часть) федерального компонента и органично связан со многими дисциплинами естественнонаучного цикла (химией, физикой и др.) и гуманитарного профиля (философией и др.) и общественными дисциплинами (социологией, демографией, историей и др.). Дисциплина изучается на I курсе в течение 1-го семестра, итоговой формой отчетности является зачёт по окончании I-го семестра.

В результате изучения базовой части цикла студент должен знать основы биологии человека (анатомия, антропология); уметь излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию.



Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП и требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Общекультурные компетенции:

Право, правовые основы охраны природы и природопользования; Основы биоэтики; Экология и рациональное природопользование:

ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;



Информатика и современные информационные технологии:

ОК-3: приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;



Математика и математические методы в биологии, химия, физика:

ОК-6: использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;



Экология и рациональное природопользование:

ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;

ОК-7: использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук;

ОК-17: понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.



    Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-10: демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности;

Научно-исследовательская деятельность:

ПК-15: способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.



В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:


п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

ОК-1

Следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранении природы и охрану прав и здоровья человека




Физиология (человека, растений, практикумы)

ОК-3

Приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии




Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы)

ОК-6

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анали-за и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Математика, химия

Физика, физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы)

ОК-7

Использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук

История, иностранный язык

Философия

ОК-8

Проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения

Науки о биологическом разнообразии


Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы)

ОК-17

понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности




Физиология (человека, высшей нервной деятельности, практикумы)

Профессиональные компетенции

ПК-10

Демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилакти-ке и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности




Физиология (человека, высшей нервной деятельности, практикумы)

ПК-15

способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполне-ния научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

Цитология

Биохимия и молекулярная биология



Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы)




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В процессе освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Общекультурные

Биолог должен:



  • Следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранении природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • Приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • Использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);

  • Проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения (ОК-8);

  • Уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18).

Профессиональные

Биолог должен:



  • Демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использовать их на практике, владеть средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);

  • Эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

на уровне представлений:



  • топографию органов и систем;

  • анатомическое строение систем органов

  • специфику человека как объекта естественнонаучного исследования;

  • естественную историю человечества и биологию ископаемых популяций;

  • о значимых археологических, палеонтологических находках ранних предков человека и современных научных гипотезах

  • о методах, используемых в антропологических исследованиях;

  • о различных антропологических теориях и концепциях;

.на уровне воспроизведения:



  • основные гипотезы гоминизации;

  • социальные аспекты происхождения человека;

  • факторы расообразования;

  • динамику и роста и развития человеческого организма.

на уровне понимания:



  • Систему знаний о взаимодействиях физического, психофизиологического и социального здоровья человека.

Уметь:

использовать теоретические:

  • Принципы и методы ориентирования в расположении основных органов, находить их проекцию на поверхности тела

практические:

  • Работать с живыми объектами в лабораторных и природных условиях; использовать методики физического развития человека, методики антропометрии, оценки функционального состояния организма.

Владеть:

  • Владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) Биология человека

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.


    1. Структура преподавания дисциплины




    1. Содержание дисциплины

      1. Лекции

п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема лекции

1

Раздел 1. Введение

2

Положение человека в системе животного мира, особенности строения тела человека. Черты сходства человека с другими позвоночными, млекопитающими и приматами. Краткое изложение стадий зародышевого развития человека.

2

Раздел 2. Антропогенез

2

Разнообразие приматов. Человек как примат. Характеристика семейства гоминид. Дарвиновская концепция антропогенеза

3

Раздел 3. Остеология - учение о скелете

Общая миология: строение мышц



2

Анатомическое строение опорно-двигательного аппарата человека и мышечной системы

строение и функции внутренних органов, центральной и периферической нервной системы.



4

Раздел 4 Спланхнология – учение о внутренних органах

2

Строение и функции внутренних органов: пищеварительная, дыхательная системы

5

Раздел 4. Спланхнология – учение о внутренних органах

2

Строение и функции внутренних органов: кровеносная и мочеполовая системы

6

Раздел 4. Спланхнология – учение о внутренних органах

2

Строение и функции центральной и периферической нервной системы. Эндокринная система. Анализаторы.

7

Раздел 5 Возрастная и конституциональная антропология

2

Индивидуальное развитие человека. Общая характеристика и периодизация основных этапов постнатального онтогенеза. Конституция человека – комплексная биомедицинская проблема. Медицинские аспекты конституции.

8

Раздел 6. Экологическая и медицинская антропология

2

Экологическая дифференциация человечества. Понятие об адаптивных типах. Адаптация и здоровье.

9

Раздел 7. Популяционная и этническая антропология

2

Раса, популяция, этнос. Классификации рас. Биологические и социальные термины человеческих общностей. Отбор и адаптация в популяциях современного человека

Итого:

18







      1. Практические занятия – не предусмотрены




      1. Лабораторные работы

п/п

Номер раздела дисциплины

Наименование лабораторной работы

Наименование лаборатории

Трудоемкость (часов)

1

Остеология - учение о скелете

Остеология - учение о скелете. Кость – структурная единица скелета, ее строение и основные свойства. Общий обзор скелета: осевой скелет – позвоночник; грудная клетка. Скелет конечностей: строение поясов и свободных конечностей. Обзор черепа: мозговой и лицевой отделы. Общие понятия о соединениях костей: непрерывные, прерывистые.

Лаборатория анатомии человека

2

2

Общая миология: строение мышц

Мышца как орган. Соматическая и висцеральная мускулатура. Основные группы мышц шеи, головы, туловища. Особенности строения мышц туловища. Сгибатели и разгибатели конечностей. Мышцы головы: жевательные и мимические

Лаборатория анатомии человека

2

3

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Система органов пищеварения. Гистологическое строение пищеварительной трубки и ее основные отделы. Застенные железы, их строение и топография. Брюшина и большой сальник.

Лаборатория анатомии человека

2

4

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Система органов дыхания. Особенности гистологического строения дыхательной трубки, связанные с функцией. Основные отделы воздухоносных путей. Гортань как орган голосообразования. Структурная единица легкого – ацинус. Легкое, плевра.

Лаборатория анатомии человека

2

5

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Система органов выделения. Почка, внешнее и внутреннее строение. Нефрон – структурная единица почки и образование мочи. Особенности гистологического строения стенки мочевого пузыря.

Лаборатория анатомии человека

2

6

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Система органов кровообращения: сердце, сосуды, круги кровообращения. Сердце, его топография и строение: стенка, камеры, клапаны, проводящая система сердца, особенности миокарда, перикард, сосуды сердца. Сосуды: артерии и вены. Круги кровообращения: сердечный, большой, малый, у плода. Магистральные сосуды и их системы. Лимфатическая система; кроветворные органы.

Лаборатория анатомии человека

2

7

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Общий обзор нервной системы. Гистологические элементы нервной системы. ЦНС: головной мозг, спинной мозг. Головной мозг, отделы, проводящие пути, черепные нервы.

Лаборатория анатомии человека

2

8

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Эндокринная система; особенности строения желез. Действие гормонов, как гуморальных регуляторов. Система покровов тела: строение кожи и ее производных.

Лаборатория анатомии человека

2

9

Спланхнология – учение о внутренних органах.

Анализаторы, их отделы и функции. Обонятельный, вкусовой, зрительный, слуховой, вестибулярный, тактильный. Пирамидная и экстрапирамидная системы.

Лаборатория анатомии человека

2

Итого:

18



      1. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины

п/п

Вид СРС

Трудоемкость (часов)

Раздел 2

1

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

2

2

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций)

4

Раздел 3

3

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

2

4

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций)

4

Раздел 4

5

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

4

6

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций)

5

Раздел 5

7

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

2

8

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций)

4

Раздел 6

9

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

2

10

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций)

2

Раздел 7

11

выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях

2

12

выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций)

3

Итого:

36

следующая страница>


Рабочая учебная программа по биологии человека (название) по основной образовательной программе

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом моин РФ 04 февраля 2010 №101

1787.62kb.

23 09 2014
11 стр.


Рабочая программа по русскому языку 2 Рабочая программа по литературному чтению

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ооп

3190.46kb.

09 10 2014
13 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая программа Учебная дисциплина Этология человека

Зав кафедрой

127.31kb.

25 12 2014
1 стр.


К основной образовательной программе
35.98kb.

02 10 2014
1 стр.


Отчет о самообследовании основной образовательной программы 031001. 65 Филология. Зарубежная филология Саранск, 2013

Структура подготовки специалистов (бакалавров или магистров). Сведения по образовательной программе

3162.73kb.

17 12 2014
20 стр.


К основной образовательной программе 032700 Филология

К основной образовательной программе 032700 – Филология

21.23kb.

14 12 2014
1 стр.


Дополнения к основной образовательной программе начального общего образования
5689.25kb.

14 12 2014
28 стр.