Перейти на главную страницу
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
____________________
(Ф.И.О., подпись)
«___» _________ 20__ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
(название)
(код по ОКСО и название)
(Бакалавр, магистр)
_______________очная_______________
Элиста
2011 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом МОиН РФ 04 февраля 2010 №_101______________
(код по ОКСО и название)
Программа составлена: Эдеевой Саглар Евгеньевной, кандидатом биологических наук, ассистентом__
(Ф.И.О., ученое звание, должность)
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________
протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________
(Ф.И.О., подпись)
Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии
протокол от __________ № _____
Председатель УМК _____________________ ___________________________________________
(название факультета) (Ф.И.О., ученое звание, подпись)
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________
протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________
(Ф.И.О., подпись)
Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________
(название факультета)
протокол от __________ № _____
Председатель УМК _____________________ ___________________________________________
(название факультета) (Ф.И.О., ученое звание, подпись)
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________
протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________
(Ф.И.О., подпись)
Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________
(название факультета)
протокол от __________ № _____
Председатель УМК _____________________ ___________________________________________
(название факультета) (Ф.И.О., ученое звание, подпись)
В результате изучения базовой части цикла студент должен знать основы биологии человека (анатомия, антропология); уметь излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию.
ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
ОК-3: приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;
ОК-6: использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
ОК-7: использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук;
ОК-17: понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
ПК-15: способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.
№ п/п |
Наименование компетенции |
Предшествующие дисциплины |
Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-1 |
Следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранении природы и охрану прав и здоровья человека |
|
Физиология (человека, растений, практикумы) |
ОК-3 |
Приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии |
|
Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы) |
ОК-6 |
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анали-за и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
Математика, химия |
Физика, физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы) |
ОК-7 |
Использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук |
История, иностранный язык |
Философия |
ОК-8 |
Проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения |
Науки о биологическом разнообразии |
Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы) |
ОК-17 |
понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
|
Физиология (человека, высшей нервной деятельности, практикумы) |
Профессиональные компетенции | |||
ПК-10 |
Демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилакти-ке и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности |
|
Физиология (человека, высшей нервной деятельности, практикумы) |
ПК-15 |
способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполне-ния научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
Цитология Биохимия и молекулярная биология |
Физиология (человека, растений, высшей нервной деятельности, практикумы) |
Биолог должен:
Биолог должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
на уровне представлений:
.на уровне воспроизведения:
на уровне понимания:
№ п/п |
Номер раздела дисциплины |
Трудоемкость (часов) |
Тема лекции |
1 |
Раздел 1. Введение |
2 |
Положение человека в системе животного мира, особенности строения тела человека. Черты сходства человека с другими позвоночными, млекопитающими и приматами. Краткое изложение стадий зародышевого развития человека. |
2 |
Раздел 2. Антропогенез |
2 |
Разнообразие приматов. Человек как примат. Характеристика семейства гоминид. Дарвиновская концепция антропогенеза |
3 |
Раздел 3. Остеология - учение о скелете Общая миология: строение мышц |
2 |
Анатомическое строение опорно-двигательного аппарата человека и мышечной системы строение и функции внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. |
4 |
Раздел 4 Спланхнология – учение о внутренних органах |
2 |
Строение и функции внутренних органов: пищеварительная, дыхательная системы |
5 |
Раздел 4. Спланхнология – учение о внутренних органах |
2 |
Строение и функции внутренних органов: кровеносная и мочеполовая системы |
6 |
Раздел 4. Спланхнология – учение о внутренних органах |
2 |
Строение и функции центральной и периферической нервной системы. Эндокринная система. Анализаторы. |
7 |
Раздел 5 Возрастная и конституциональная антропология |
2 |
Индивидуальное развитие человека. Общая характеристика и периодизация основных этапов постнатального онтогенеза. Конституция человека – комплексная биомедицинская проблема. Медицинские аспекты конституции. |
8 |
Раздел 6. Экологическая и медицинская антропология |
2 |
Экологическая дифференциация человечества. Понятие об адаптивных типах. Адаптация и здоровье. |
9 |
Раздел 7. Популяционная и этническая антропология |
2 |
Раса, популяция, этнос. Классификации рас. Биологические и социальные термины человеческих общностей. Отбор и адаптация в популяциях современного человека |
Итого: |
18 |
|
№ п/п |
Номер раздела дисциплины |
Наименование лабораторной работы |
Наименование лаборатории |
Трудоемкость (часов) |
1 |
Остеология - учение о скелете |
Остеология - учение о скелете. Кость – структурная единица скелета, ее строение и основные свойства. Общий обзор скелета: осевой скелет – позвоночник; грудная клетка. Скелет конечностей: строение поясов и свободных конечностей. Обзор черепа: мозговой и лицевой отделы. Общие понятия о соединениях костей: непрерывные, прерывистые. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
2 |
Общая миология: строение мышц |
Мышца как орган. Соматическая и висцеральная мускулатура. Основные группы мышц шеи, головы, туловища. Особенности строения мышц туловища. Сгибатели и разгибатели конечностей. Мышцы головы: жевательные и мимические |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
3 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Система органов пищеварения. Гистологическое строение пищеварительной трубки и ее основные отделы. Застенные железы, их строение и топография. Брюшина и большой сальник. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
4 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Система органов дыхания. Особенности гистологического строения дыхательной трубки, связанные с функцией. Основные отделы воздухоносных путей. Гортань как орган голосообразования. Структурная единица легкого – ацинус. Легкое, плевра. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
5 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Система органов выделения. Почка, внешнее и внутреннее строение. Нефрон – структурная единица почки и образование мочи. Особенности гистологического строения стенки мочевого пузыря. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
6 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Система органов кровообращения: сердце, сосуды, круги кровообращения. Сердце, его топография и строение: стенка, камеры, клапаны, проводящая система сердца, особенности миокарда, перикард, сосуды сердца. Сосуды: артерии и вены. Круги кровообращения: сердечный, большой, малый, у плода. Магистральные сосуды и их системы. Лимфатическая система; кроветворные органы. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
7 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Общий обзор нервной системы. Гистологические элементы нервной системы. ЦНС: головной мозг, спинной мозг. Головной мозг, отделы, проводящие пути, черепные нервы. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
8 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Эндокринная система; особенности строения желез. Действие гормонов, как гуморальных регуляторов. Система покровов тела: строение кожи и ее производных. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
9 |
Спланхнология – учение о внутренних органах. |
Анализаторы, их отделы и функции. Обонятельный, вкусовой, зрительный, слуховой, вестибулярный, тактильный. Пирамидная и экстрапирамидная системы. |
Лаборатория анатомии человека |
2 |
Итого: |
18 |
Раздел дисциплины |
№ п/п |
Вид СРС |
Трудоемкость (часов) |
Раздел 2 |
1 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
2 |
2 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций) |
4 | |
Раздел 3 |
3 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
2 |
4 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций) |
4 | |
Раздел 4 |
5 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
4 |
6 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций) |
5 | |
Раздел 5 |
7 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
2 |
8 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций) |
4 | |
Раздел 6 |
9 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
2 |
10 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций) |
2 | |
Раздел 7 |
11 |
выполнение самостоятельных заданий на лабораторных занятиях |
2 |
12 |
выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, рефератов, презентаций) |
3 | |
Итого: |
36 |
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом моин РФ 04 февраля 2010 №101
23 09 2014
11 стр.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ооп
09 10 2014
13 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Зав кафедрой
25 12 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
Структура подготовки специалистов (бакалавров или магистров). Сведения по образовательной программе
17 12 2014
20 стр.
К основной образовательной программе 032700 – Филология
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
28 стр.