Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 «Уральский государственный педагогический университет»
 
Институт иностранных языков
Кафедра перевода и переводоведения
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
 
по дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»
для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»
по циклу ОПД.Ф.2.3 (общепрофессиональные дисциплины)
Вариативная часть
       
 Очная форма обучения
  |   
 Заочная форма обучения
  |  
   
 Курс
  |   
 2,3
  |   
 Курс
  |   
 2,3
  |  
   
 Семестр
  |   
 4,5
  |   
 Семестр
  |   
 4,5
  |  
   
 Объем в часах всего
  |   
 150
  |   
 Объем в часах всего
  |   
 150
  |  
   
 лекционные занятия
  |   
 46
  |   
 лекционные занятия 
  |   
 10
  |  
   
 практические занятия
  |   
 28
  |   
 практические занятия
  |   
 4
  |  
   
 лабораторные занятия
  |   
 нет
  |   
 лабораторные занятия
  |   
 нет
  |  
   
 самостоятельная работа
  |   
 76
  |   
 самостоятельная работа
  |   
 136
  |  
   
 Экзамен
  |   
 5
  |   
 Экзамен
  |   
 5
  |  
   
 Зачёт
  |   
 4
  |   
 Зачёт
  |   
 4
  |  
 
 
 
 Екатеринбург 2011
 
Рабочая учебная программа по дисциплине «Лексикология»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. – 40 с.
Составитель: Шустрова Елизавета Владимировна,
доктор филологических наук
профессор кафедры перевода и переводоведения
Института иностранных языков 
Уральского государственного педагогического университета
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения ИИЯ УрГПУ 
Протокол от 25.08.2011 г. № 1. 
Зав. кафедрой_________ А. И. Глазырина
Руководитель учебного подразделения__________ Н. В. Пестова
 - 
Пояснительная записка
 
 
Цель дисциплины: сформировать фундаментальные основы знания лексической системы иностранного языка германской группы.
Задачи дисциплины: 
 - 
дать систематические научные сведения о лексической системе германского (английского) языка в соответствии с современным уровнем научного лингвистического знания как в России, так и за рубежом;
 - 
раскрыть наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при анализе лексической системы германского (английского) языка;
 - 
научить студентов аргументировано оценивать разные подходы к решению теоретических проблем;
 - 
заложить основу дальнейшего продуктивного использования полученных систематизированных теоретических и практических знаний в области изучаемой дисциплины при решении социальных и профессиональных задач, которые подразумевают профессиональное взаимодействие в различных областях практического применения лингвистического знания, в том числе при общении с участниками культурно-просветительской деятельности, разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения.
 
 
Дисциплина «Лексикология» относится к вариативной части общепрофессионального цикла (ОПД.Ф.2.3). 
Для освоения дисциплины «Лексикология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Практика устной и письменной речи», «Введение в языкознание».
Освоение дисциплины «Лексикология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студента, прохождения производственной практики.
Занятия по курсу «Лексикология» проводятся в виде лекций, семинарских занятий и консультаций, индивидуальных собеседований при написании рефератов.
В процессе лекционного курса студенты знакомятся с наиболее важными темами данной дисциплины. В процессе чтения лекций у студентов вырабатывается представление о лексическом составе языка как системе взаимосвязанных элементов. Лекция, в которой, как правило, ставится определенная проблема с последующим анализом аргументов в пользу той или иной точки зрения, развивает творческие способности студента, активизирует его самостоятельную работу.
Практические занятия состоят из двух частей, включающих обсуждение в виде дискуссий сложных и проблемных теоретических вопросов по материалам лекций и специальной литературы и практические упражнения или контрольные работы по данной теме. В ходе работы студенты учатся самостоятельно мыслить, аргументировано и корректно отстаивать свою точку зрения.
На базе теоретического курса организуется научно-исследовательская и проектная работа студентов, включая более глубокое знакомство с отечественной и зарубежной литературой по теоретической и прикладной лингвистике, участие в работе студенческого научного общества, выступления на конференциях, работу над рефератами, индивидуальными научными проектами.
Формы контроля включают экзамен. При написании реферата, выполнении проекта, которые связаны с проблемами лексикологического направления, проводится обсуждение и защита.
 - 
Учебно-тематическое планирование
 
   - 
Учебно-тематический план очной формы обучения
 
 
             
 № п/п
  |   
 Наименование 
 раздела, темы
  |   
 Всего трудоем-кость
  |   
 
 
  |   
 Самостоя-тельная работа
  |  
   
 Всего
  |   
 Лекции
  |   
 Практи-ческие
  |   
 Лабора-торные
  |  
   
 1
  |   
 Введение
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 –
  |   
 0
  |  
   
 2
  |   
 Слово как основная единица лексической системы
  |   
 10
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 –
  |   
 6
  |  
   
 3
  |   
 Значение слова. Семантическая структура и изменения семантики
  |   
 20
  |   
 10
  |   
 6
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 10
  |  
   
 4
  |   
 Структурная группировка лексики. Основные способы английского словообразования
  |   
 18
  |   
 8
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 10
  |  
   
 5
  |   
 Синтагматические связи английского слова. Фразеология
  |   
 18
  |   
 12
  |   
 8
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 6
  |  
   
 6
  |   
 Семантическая группировка лексики
  |   
 12
  |   
 6
  |   
 4
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 6
  |  
   
 7
  |   
 Этимологическая группировка лексики. Этимологические основы лексикона
  |   
 12
  |   
 8
  |   
 6
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 4
  |  
   
 8
  |   
 Классификация лексики по исторической отнесенности
  |   
 24
  |   
 10
  |   
 6
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 14
  |  
   
 9
  |   
 Стилистическая дифференциация лексики
  |   
 10
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 8
  |  
   
 10
  |   
 Социальная и территориальная группировка лексики
  |   
 12
  |   
 8
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 4
  |  
   
 11
  |   
 Основы лексикографии
  |   
 14
  |   
 6
  |   
 4
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 8
  |  
   
 Итого
  |   
 150
  |   
 74
  |   
 46
  |   
 28
  |   
 –
  |   
 76
  |  
 
  
  - 
Учебно-тематический план заочной формы обучения
 
 
             
 № п/п
  |   
 Наименование 
 раздела, темы
  |   
 Всего трудоем-кость
  |   
 
 
  |   
 Самостоя-тельная работа
  |  
   
 Всего
  |   
 Лекции
  |   
 Практи-ческие
  |   
 Лабора-торные
  |  
   
 1
  |   
 Введение
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 0
  |  
   
 2
  |   
 Слово как основная единица лексической системы
  |   
 8
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 6
  |  
   
 3
  |   
 Значение слова. Семантическая структура и изменения семантики
  |   
 12
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 10
  |  
   
 4
  |   
 Структурная группировка лексики. Основные способы английского словообразования
  |   
 12
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 10
  |  
   
 5
  |   
 Синтагматические связи английского слова. Фразеология
  |   
 22
  |   
 6
  |   
 4
  |   
 2
  |   
 –
  |   
 16
  |  
   
 6
  |   
 Семантическая группировка лексики
  |   
 18
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 16
  |  
   
 7
  |   
 Этимологическая группировка лексики. Этимологические основы лексикона
  |   
 14
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 14
  |  
   
 8
  |   
 Классификация лексики по исторической отнесенности
  |   
 24
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 24
  |  
   
 9
  |   
 Стилистическая дифференциация лексики
  |   
 18
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 18
  |  
   
 10
  |   
 Социальная и территориальная группировка лексики
  |   
 14
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 14
  |  
   
 11
  |   
 Основы лексикографии
  |   
 8
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 –
  |   
 8
  |  
   
 Итого
  |   
 150
  |   
 14
  |   
 10
  |   
 4
  |   
 –
  |   
 136
  |  
 
следующая страница>