Перейти на главную страницу
_______________________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования»Московский государственный медико-стоматологический
“УТВЕРЖДАЮ”
Проректор по учебной работе профессор
/Ярыгин Н.В../
“_____”______________2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Физиология ЦНС”
для специальности 030302 - “Клиническая психология”
Кафедра нормальной физиологии
Курс –1-й, семестр- 2-й
Председатель комиссии профессор /Сирота Н.А. /
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета
(ЦМС)МГМСУ» «_____________2011г(.протокол№ )
Председатель ЦМС:член-корр.РАМН,профессор /Э.В.Луцевич/
г.Москва-2011г.
1. Цели и задачи дисциплины
В связи с этим преподавание нормальной физиологии должно быть приближено к практическим задачам медицины в этой области. Преподавание физиологии должно быть построено не только в плане уплотнения информации за счет единого системного подхода во всех разделах (что облегчает усвоение материала), но и с учетом перераспределения материала со смежными дисциплинами. Для клинического психолога очень важны практические умения, которые необходимо формировать с первых курсов обучения. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии всех систем, а также профилизация в преподавании нормальной физиологии уже на младших курсах будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого клиническому психологу. Предлагаемая программа по физиологии центральной нервной системы для студентов факультета клинической психологии МГМСУ содержит необходимый объем информации с учетом необходимости профилирования преподавания.
1.1. Целью преподавания дисциплины является:
представление об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции;
формирование философского понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов,
формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.
обучение системному подходу в понимании физиологических закономерностей организации функций,
дать представление о физиологических механизмах, лежащих в основе нормального функционирования центральной нервной системы, других систем организма, а также при некоторых патологических состояниях;
способствовать усвоению студентами базисного характера физиологических знаний среди медико-биологических дисциплин.
Понимать и уметь использовать знания о жизнедеятельности организма как целого в динамике жизненных процессов;
Понимать роль нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;
Уметь использовать некоторые методы функциональных клинических исследований, используемых с целью диагностики
Знание особенностей особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой.
Знание законов теории управления физиологическими системами организма с
позиции системного подхода.
- теоретический (на лекциях, семинарах и практических занятиях),
- экспериментальный (проведение практических работ).
проведение виртуальных задач с помощью компьютерных программ
- демонстрация учебных видеофильмов по всем разделам
- контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, входной программированный контроль.
- входной программированный контроль на каждом практическом занятии.
- выходной программированный контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.
- экзамен:
форма проведения: 1) тестовый контроль; 2) вопросы + ситуационные задачи.
2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2.1.Студент должен иметь представление о современных
методах исследования:
1. Электроэнцефалография.
2. Стереотаксическая методика .
3. Хронорефлексометрия.
4. Термометрия
5. Спирография
6. Исследование энергетических затрат человека
7. Методы оценки функций эндокринных желез человека
8. Общий анализ мочи и крови.
9.Электромиография.
2.2 Студент должен иметь навыки в определении:
1. параметров жизненной емкости легких;
2. должных величин основного обмена;
3. проприоцептивных рефлексов;
Наименование дисциплины |
Перечень тем, необходимых для изучения физиологии центральной нервной системы |
1.Философия |
Темы: Мировоззренческая и методологическая функция философии. Основные законы и категории философии. Познание как отражение действительности. Методы и формы научного познания. Различные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное сознание, наука и культура. Материя и сознание. Философские аспекты работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина и др. |
2. Латинский язык |
Терминология |
3. Биология |
Темы: Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Гомеостаз. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостаза. Принципы эволюции органов, функций. Экология. Специфичность экологии человека. Биосфера. Ноосфера. |
4. Химия |
Темы: Осмотическое и онкотическое давление, основные классы природных органических соединений, их обмен (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды). Витамины, ферменты, гормоны. Общие пути катаболизма. Биологическое окисление. |
5.Физика |
Темы: Термодинамика открытых систем, потоки вещества, энергии, энтропии, информации. Гомеостаз. Гомеокинез. Переходные процессы. Биофизика клеточных мембран. Основы электрогенеза. Электрические свойства нервных проводников. Биофизика синаптических процессов. Биофизика мышечного сокращения и расслабления. Элементы теории информации. Элементы теории управления. Организм как система автоматического управления. Гидродинамика, биомеханика. Акустика, оптика, электричество. Статистика, информатика, кибернетика. |
6.Нормальная анатомия |
Темы: Строение периферической и центральной нервной системы – неврология. Строение костей черепа. Морфо-функциональная характеристика систем организма: сердечно – сосдистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной, мочеполовой. |
7.Гистология с эмбриологией и цитологией |
Темы: Эмбриология, цитология. Эпителиальная, соединительная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сердечно- сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и половая системы, органы чувств, кроветворения. |
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ |
II СЕМЕСТР |
Общая трудоемкость диcциплины |
120 |
Аудиторные занятия: |
76 |
Лекции |
20 |
Практические занятия |
56
|
Самостоятельная работа |
44 |
Формы текущего контроля |
Опрос, программированный контроль |
Виды итогового контроля |
Экзамен |
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
№ |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические |
Самостоят.работа |
Всего |
1 |
ВВЕДЕНИЕ Основные понятия физиологии |
1 |
-- |
-- |
1 |
2 |
Физиология возбудимых тканей |
3(3) |
4(12) |
15 |
30 |
3 |
Физиология ЦНС |
11(11) |
9(27) |
15 |
45 |
4 |
Нейро-эндокринная регуляция организма |
1(1) |
1(3) |
4 |
8 |
5 |
Нейро-гуморальная регуляция системы крови
|
1(1) |
2(6) |
5 |
12 |
6 |
Нейро-гуморальная регуляция дыхания |
1(1) |
1(3) |
1 |
5 |
7 |
Нейро-гуморальная регуляция обмена веществ, энергии, выделения, термо- регуляции |
2(2) |
2(5) |
4 |
11 |
|
Итого:
|
20
|
56
|
44
|
120
|
Уровни морфо-функциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Диалектико-материалистические основы физиологии. Физиология как научная основа медицины, оценки состояния здоровья и работоспособности человека.
Краткая характеристика развития нормальной физиологии
Период отдельных открытий (принципиальная роль работ У.Гарвея, Р.Декарта). Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. (И.Мюл-лер, К.Бернар, К.Людвиг, З.Дюбуа - Раймон, Г.Гельмгольц. Ф.Мажанди, Ч.Шеррингтон, У.Кеннон, А.Ходжкин, Дж.Экклс, Е.Адриан, Х.Дейл).
Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологи-ческой науки (А.М. Филомафитский, И.Т. Глебов, Ф.В. Овсянников, И.М. Сеченов, Н.А. Миславский, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ух-томский, А.Ф. Самойлов, Л.А. Орбели, П.К. Анохин, К.М. Быков, Э.А. Асратян, В.В. Парин, В.Н. Черниговский, Л.С. Штерн и др.).
Углубление аналитического направления. Физиология человека и научно-технический прогресс. Использованием достижений техники в физиологии - телеметрия, вычислительная техника, физиологическая кибернетика. Физиология как научная основа диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния и работоспособности человека.
Системный подход к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной и других видов деятельности. Изучение влияния социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. Клинико – физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.
Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности
эмбрионального и постнатального развития головного мозга.
I. Общая физиология
1.Основные понятия физиологии
Организм. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз, гомеокинез.
Клетка. Ее функции.
Ткани организма (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная), основные особенности их функции.
.
Мембранный потенциал, его происхождение. Современные представления о строении и функции мембран. Ионные каналы мембран, их классификация. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Рефрактерность и ее причины.
Критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время, критический уровень деполяризации. Действие постоянного тока на возбудимые ткани. Закон “все или ничего”, закон “силы”, полярный закон, электротон, катодическая депрессия, аккомодация. Закон “силы-времени” (реобаза, хронаксия). Лабильность. Парабиоз (Н.Е.Веденский).
Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Характеристика волокон групп А, В, С. Электронейрография.
Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации (Г.Мегун, Дж.Моруцци). Роль ретикулярных механизмов в переработке сенсорной информации, процессах бодрствования и сна. Участие ретикулярной формации в интегративной деятельности ЦНС.
Гиппокамп. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения.
Миндалина, ее участие в регуляции вегетативных функций, эмоционального сопровождения вегетативных реакций, в модулировании эмоций и мотиваций.
Участие структур конечного мозга в формировании агрессивно – оборонительных форм поведения. Тревога, страх, проконфликтное поведение.
Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Колонковая организация коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре. Роль тормозящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры. Пластичность коры (Э.А.Асратян). Корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения (К.М.Быков). Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека. Латерализация мозга и психическое здоровье.
Участие различных отделов мозга в обеспечении интегративной функции ЦНС.
Вегетативная нервная система. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов. Вегетативные ганглии, их функции. Преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия (Дж.Ленгли). Механизмы передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы вегетативной нервной системы. Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинэргические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ.
Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы. Синергизм и относительный антагонизм их влияния. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.
щитовидная железа, паращитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы, эпифиз, вилочковая железа. Гормоны коры надпочечников. Минералокортикоиды и их роль в регуляции минерального и водного баланса организма. Значение глюкокортикоидов. Роль половых гормонов надпочечников. Функции мозгового вещества надпочечников. Значение адреналина и норадреналина в процессах адаптации организма. Щитовидная железа. Влияние гормонов щитовидной железы на окислительные процессы и теплопродукцию. Околощитовидные железы и их значение в регуляции обмена кальция и фосфора. Значение тимуса, его роль в иммунологических функциях. Эндокринная функция поджелудочной железы. Значение гормонов поджелудочной железы для регуляции обмена веществ (инсулин, глюкагон и др). Половые железы. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения, психических функций и поведения. Эндокринная функция плаценты. Роль эпифиза
Гормоны диффузной эндокринной системы. Тканевые гормоны. Регуляторные пептиды.
II.ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 5.Нейро-гуморальная регуляция системы крови Понятие о системе крови и её свойствах. Современные клинические методы исследования крови. Состав крови человека. Основные физиологические константы крови и механизм их поддерживания. Количество крови в организме: вязкость, плотность. Плазма и форменные элементы. Гематокрит. Белки плазмы крови. Электролитный состав плазмы. Осмотическое и онкотическое давление. Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-щелочного равновесия крови. Функциональная система,регулирующая осмотическое давление крови.Эритроциты методы подсчета. Гемоглобин его свой ства и соединения. Количество гемоглобина, методы определения. Цветной показатель, методы его определения. СОЭ, её механизм. Нервная и гуморальная регуляция эритропоэза. Лейкоциты их виды, количество, методы определения (подсчет). Лейкоцитарная формула. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза. Тромбоциты, их количество, строение функции: Понятие о гемостазе. Процесс свертывания крови и его значения. Современные теории свертывания крови. Факторы ускоряющие и замедляющие свертывания крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Кровезамещающие растворы. 6.Нейро-гуморальная регуляция дыхания Значение дыхания для организма. Внешнее дыхание. Состав вдыхаемого(атмосферного), выдыхаемого, альвеолярного воздуха. Методы исследования. Биомеханика вдоха и выдоха. Физиология дыхательных путей. Параметры жизненной емкости легких Спирометрия, спирография, пневмотахография. Газообмен в легких. Транспорт кислорода и углекислого газа. Газообмен в тканях. Понятия парциального напряжения крови и парциального давления. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови. Рефлекторная регуляция дыхания (рефлекс Геринга-Брейера). “Саморегуляция” дыхания. Организация дыхательного центра. Соотношение нервной и. Сочетание гуморальной регуляции при дыхании. Хеморецепторы газовых показателей. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Синдром внезапной остановки дыхания. Роль различных отделов нервной системы в регуляции дыхания и речевой функции. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства газовой среды организма. 7.Нейро-гуморальная регуляция обмена веществ, энергии, терморегуляции, выделения. Общее понятие об обмене веществ в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Общее представление об обмене и специфическом синтезе в организме жиров, углеводов, белков. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный баланс азота. Регуляция обмена питательных веществ в организме. Значение минеральных веществ и микроэлементов, потребность в них. Значение воды для организма. Факторы, определяющие ее распределение и перемещение в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Витамины, их физиологическая роль. Общая характеристика основных групп витаминов Суточная потребность в белках, жирах и углеводах, а также минеральных солях и витаминах. Физиологические основы рационального питания. Энергетический баланс организма. Учет прихода и расхода энергии, физическая калориметия. Калорическая ценность различных пищевых веществ. Физиологическая калориметрия. . Прямая и непрямая калориметрии. Анализ энергозатрат по количеству потребляемого кислорода. Дыхательный коэффициент и его значение. Основной обмен, величина и факторы его определяющие. Специфически- динамическое действие питательных веществ. Рабочий обмен, величина и факторы. Энергетические затраты организма при различных видах труда. Физиологические нормы питания. Функциональная ситема, обеспечивающая поддержание постоянства температуры внутренней среды. Выделение. Системные механизмы, обеспечивающие очищение организма от конечных продуктов обмена веществ. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования, роль нервной системы и гормонов. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Гомеостатические функции почек. Механизмы поддержания постоянства кислотно–основного состояния, осмотического давления плазмы крови. Регуляция процессов выделения. |
1.Введение в курс нормальной физиологии. Основные принципы формирования и организации физиологических функций.
2.Физиология возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в тканях.
3.Свойства скелетной мускулатуры.
4.Физиология синапсов.
5.Общие свойства ЦНС. Процессы возбуждения в ЦНС.
6. .Процессы торможения в ЦНС.
7.Роль различных отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса. Физиология спинного мозга.
8.Физиология продолговатого мозга.
9. Физиология среднего мозга.
10.Физиология мозжечка и ретикулярной формации.
11..Физиология промежуточного мозга.
12. Физиология стриапалидарной системы.
13.Физиология коры больших полушарий.
14.Физиология вегетативной нервной системы.
15. Нейро-эндокринная регуляция функций.
16.Роль ЦНС в регуляции системы крови. Основные ФУС крови.
17.Роль ЦНС в регуляции системы дыхания. Функциональная система, определяющая постоянство газового состава крови.
18.Роль ЦНС и ВНС в регуляции процессов выделения.
19.Роль ЦНС в регуляции обмена веществ и энергии.
1. Введение в предмет. Основные понятия физиологии.
2. Физиология возбудимых тканей. Электрические явления в возбудимых тканях.
3. Методы исследования возбудимых тканей. Законы раздражения.
4. Физиология нервов, мышц, синапсов.
5. Итоговое занятие по разделу”Физиология возбудимых тканей”.
6. Общая физиология ЦНС. Возбуждение в ЦНС (семинар).
7. Общая физиология ЦНС. Возбуждение в ЦНС.
8. Общая физиология ЦНС. Торможение в ЦНС (семинар)
9.Общая физиология ЦНС. Торможение в ЦНС.
10.Частная физиология ЦНС. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций и мышечного тонуса(семинар).
11.Частная физиология ЦНС. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций и мышечного тонуса
12.Физиология вегетативной нервной системы.
13..Физиология желез внутренней секреции.
14.Итоговое занятие по разделам: ЦНС, ВНС, ЖВС.
15.Раздел :”Кровь”.Физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови. Защитные функции крови. Группы крови. Резус-принадлежность.
16.Раздел: ”Дыхание”. Внешнее дыхание. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Нейро-моральная регуляция дыхания.
17. ”Дыхание”, ”Кровь”(семинар)
18. ”Обмен веществ, энергии”, “Выделение”.
(семинар)
19.Итоговое занятие семестра
4.5. Внеаудиторная самостоятельная работа
№ п\п |
Изучаемые вопросы |
Практические умения |
Формы контроля |
Количество часов |
1 |
II СЕМЕСТР Введение в физиологию Краткая характеристика развития нормальной физиологии человека Становление и развитие физиологии (У.Гарвей, Р.Декарт, И.Мюллер, К.Бернар, Э.Дюбуа-Реймон, Г.Гельмгольц, Ч.Шеррингтон, У.Кеннон ДР.). Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки (А.М.Филомафитский, И.Т.Глебов, Д.В.Овсянников, И.М.Сеченов, Н.А.Миславский, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, А.Ф.Самойлов, Л.А.Орбели, К.М.Быков, Э.А.Асратян, В.В.Парин, В.Н.Черниговский, Г.И.Косицкий, Л.С.Штерн, П.К.Анохин). Особенности современного периода развития физиологии Развитие аналитического направления. Использование достижений техники в физиологии - телеметрия, вычислительная техника, физиологическая кибернетика и др. Системный подход к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях, условиях производственно-трудовой, спортивной и других видов деятельности. Влияние социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. |
Методы исследования в физиологии и приборы. |
Собеседование |
2 |
2 |
Физиология клеточных мембран. История открытия, развитие представлений о свойствах клеточных мембран |
Методы изучения мембр. потенциала |
собеседование |
2 |
3 |
Физиология возбудимых тканей История открытия электрических явлений в возбудимых тканях (Л.Гальвани, Э.Дюбуа-Реймон) Парабиоз (Н.Е.Введенский). |
Хронаксиметрия |
Собеседование |
2 |
4
|
Физиология мышечного сокращения Законы действия постоянного тока на возбудимые ткани и их клиническое применение. |
Элект- ромиог рафия
|
Собеседование |
2 |
5. |
Подготовка к итоговому занятию по разделу”Физиология возбудимых тканей” |
|
|
8 |
6 |
Общая физиология ЦНС Электрофизиологические методы исследования (электроэнцефалография, регистрация вызванных потенциалов и нейронной активности). Внутримозговое введение вещества (микроинъекция и микроионофорез). Гистохимические, радиоиммунологические методы. Электронная микроскопия. Хронорефлексометрия. |
Электроэнцефалография |
Собеседование |
2 |
7 |
Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Колонковая организация коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре. Роль тормозящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры. Пластичность коры (Э.А. Асратян). |
Хроно рефлексометрияСтереотаксический метод |
Собеседование |
2 |
8 |
Корково-подкорковые и корково-висцеральные взаимоотношения (К.М. Быков). Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека. |
|
Собе-седо-вание |
2 |
9 |
Физиология вегетативной нервной системы Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинергические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. |
|
Собеседование |
2 |
10 |
Общая физиология ЖВС Методы изучения желез внутренней секреции |
Методы изучения ЖВС |
Собеседование |
2 |
11 |
Физиология поджелудочной железы, половых желез Эпифиз. Роль его гормонов в регуляции функций организма ("биологические часы") и др.). Вилочковая железа, ее функции.Гормоны энтериновой системы. Тканевые гормоны. Регуляторные пептиды. |
Методы оценки функций эндокринных желез |
Собеседование |
2 |
12 |
Физико-химические свойства крови Внесосудистые жидкие среды организма (интерстициальная, спинно-мозговая, синовиальная, плевральная, перитонеальная, жидкая среда глазного яблока, слизь, ротовая жидкость). Их роль в обеспечении жизнедеятельности клеток организма. |
Фотометрия |
Собеседование |
2 |
13. |
Подготовка к итоговому занятию по разделам”ЦНС.Железы внутренней секре ции”
|
|
|
10 |
14 |
Форменные элементы крови. Тромбоциты: их строение, количество, функции. Возрастные изменения системы крови. |
Цитофотометрия |
Собеседование |
2 |
15 |
Свертывание, антисвертывание и фибринолиз крови как главные компоненты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. |
Тромбоэластография |
Собеседование |
2 |
2. Стереотаксическая методика .
3. Хронорефлексометрия.
4. Термометрия
5. Спирография и спирометрия.
6. Исследование энергетических затрат человека
7. Методы оценки функций эндокринных желез человека
8. Общий анализ мочи и крови.
1. параметров жизненной емкости легких;
2. должных величин основного обмена;
3. проприоцептивных рефлексов;
1.Электромиография мышц человека.
2.Зависимость амплитуды сокращений скелетной мышцы от силы раздражения.
3.Регистрация сокращений сердечной мышцы на действие раздражителя.
4.Закон анатомической и физиологической целостности нерва.
5.Скорость проведения возбуждения по нервам разного диаметра.
6.Сокращение мышцы при увеличении частоты раздражения.
7.Зависимость силы сокращения мышцы от её исходной длины.
8.Изменение дыхательногообъема и парциального давления
углекислого газа в выдыхаемом воздухе в зависимости от длительности
задержки дыхания.
9.Влияние различных факторов на кривую диссоциации оксигемоглобина.
Физиология человека /Под ред.В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М., “Медицина”, 1997, в 2-х томах.
Физиология человека /Под ред. Г.И.Косицкого. - М., “Медицина”, 1985.
Нормальная физиология /Под ред. А.В.Коробкова. - М., “Высшая школа”, 1980.
Атлас по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М., “Медицина”, 1986.
Общий курс физиологии человека и животных в 2 кн. /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - М., “Высшая школа” 1991.
Физиология человека (курс лекций) /Под ред. Н.А.Агаджаняна, В.И. Циркина - СПб, “Сотис”, 1998, 527 с.
Основы физиологии человека. В 2-х т. /Под ред. Б.И.Ткаченко. - СПб, 1994.
Физиология центральной нервной системы. В.В. Шульговский. М. 1998.
Шеперд Г. Нейробиология: В 2т. М.: Мир, 1987. Т.1 С.78-264; Т.2. С. 19-43, 65-147, 158-176; 257-266.
Нормальная физиология(учебник для вузов)Р.С.Орлов,А.Д.Ноздрачев.Изд-вво»ГЭОТАР-Медиа»
2005.
Современный курс классической физиологии(под ред.Ю.В.Наточина,В.А.Ткучука
Желудочно-кишечные гормоны и патология пищеварительной системы /Под ред. М.Гроссмана и др. Пер. с англ. - М., “Медицина”, 1981.
Словарь физиологических терминов /Под ред. О.Г.Газенко. - М., “Наука”, 1987.
Физиология человека. В 4-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. - М., “Мир”, 1985.
Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. / Под ред. А.С.Батуева. Л.: Наука, 1987.
Ходоров Б.И. Общая физиология возбудимых мембран. В серии “Руководство по физиологии”. - М., из-во “Наука”, 1975.
Хассет Дж. Введение в психофизиологию. - М., “Мир”, 1981.
Чепурнова Н.Е., Чепурнов С.А. Физиология человека. Метод. указания для студ. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104с.
Р.Эккерт, Д.Рэнделл, Дж.Огастин. Физиология животных. В 2-х т. Пер. с анг. - М., “Мир”, 1992.
8.Материально-техническое обеспечение
Учебные комнаты-4
Компьютерный центр
Оборудование:
Компьютеры
Видеомагнитофон
Телевизор
Миографы
Усилители
Стимуляторы
Камеры Горяева
Спирографы
Спировит
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Использовать методические разработки к практическим занятиям и тестовые задания для контроля знаний студентов, разработанные коллективом кафедры.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ”
СОСТАВЛЕНА : В.П.ДЕГТЯРЕВ, проф., докт.мед.наук, зав.кафедрой
Ю.Л.ПАЦЕВИЧ, проф, докт.мед.наук
09 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
01 10 2014
1 стр.
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
09 10 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
Занятия в поликлинике 18 (час) (35% от общего числа практических занятий)
23 09 2014
1 стр.