Перейти на главную страницу
Высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра патологической анатомии
“ УТВЕРЖДАЮ ”
Декан медицинского факультета
____________________________
“_____” ________________2008 г.
для специальности — Лечебное дело
ГОС ВПО направления (специальностей):
Лечебное дело — 060101 (040100)
Семестр — V – VI
Лекций — 72 (час.) Экзамен — VI семестр
Практические занятия — 91 (час)
Всего часов — 163 Самостоятельная работа — 82 (час.)
2011 г.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры топографической и патологической анатомии
от “____”________________200 г.
от “____”________________200 г.
Изучение структурно-функциональных основ болезней, их этиологии и патогенеза для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача широкого профиля.
Студент должен
Студент должен
Теория биологической эволюции.
Понятие о биосфере.
Основные положения генетики.
Номенклатура химических соединений.
Химические свойства веществ и соединений.
Общие закономерности протекающих химических реакцией.
Номенклатура органических соединений.
Понятие об осмотическом давлении и коллоидных системах, растворимости химических и органических веществ.
Понятие о буферных и коллоидных системах.
Понятие об электрохимических процессах, окислительно-восстановительных потенциалах, свободных радикалах, цепных реакциях.
Физика
Основные понятия термодинамики закрытых и открытых систем.
Общие представления о биофизике биологических мембран.
Анатомия человека
Анатомическое строение и функции органов и систем человека.
Связь между анатомической структурой и функцией органа, ткани, системы.
Гистология, эмбриология, цитология
Гистологическое строение клеток, тканей, органов человека.
Связь гистологического строения и функции клетки, органа, ткани, системы.
Основные методы морфологического исследования.
Физиологические особенности функционирования органов и систем организма человека, их регулирование.
Понятие о гомеостазе, гемостазе, функциональной системе.
Основы теплообразования и теплорегуляции.
Основные методы изучения физиологических функций.
Биологическая химия
Молекулярные основы биоэнергетики.
Классификация и строения углеводов, белков, нуклеиновых кислот, липидов, их основные свойства.
Функциональная биохимия отдельных тканей и органов, механизмы их регуляции.
Связь между структурой и функцией биохимических соединений, биологическое значение витаминов.
Микробиология, вирусология, иммунология.
Понятие о прокариотах и эукариотах.
Молекулярная генетика, мутации, мутагены.
Основные свойства микроорганизмов.
Понятие об иммунной системе, ее строении, функционировании.
Иностранный язык
Уметь работать с иностранной литературой.
Знание медицинской терминологии и правил образования терминов.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины |
245 |
V, VI |
Аудиторные занятия: |
163 |
|
лекции (Л) |
72 |
|
практические занятия (ПЗ) |
91 |
|
Лабораторные занятия (ЛЗ) |
— |
|
Самостоятельная работа (СР) |
82 |
|
курсовая работа |
— |
|
другие виды самостоятельной работы |
82 |
|
Вид итогового контроля |
Экзамен |
VI |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
1 |
Содержание, задачи и методы патологической анатомии. Повреждение (альтерация). |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Объекты, уровни исследования в патологии. Аутопсия и биопсия. |
Текущий устный и письменный контроль. |
2 |
2 |
Дистрофии. Классификация. Паренхиматозные дистрофии. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Значение изучения трупного материала, биопсий, экспериментального материала. |
— ‼ — |
3 |
3 |
Стромально-сосудистые дистрофии. Мезенхимальные белковые, жировые и углеводные дистрофии. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Морфологическая и функциональная трактовка системы. Уровни системного анализа в медицине. |
— ‼ — |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
4 |
4 |
Смешанные дистрофии. Морфология нарушения обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, минералов. Смерть. Посмертные изменения. Некроз. Апоптоз |
4 |
2,5 |
3 |
9,5 |
Старение клеток как многофакторный процесс. Механизмы, морфологическая характеристика. |
Текущий устный и письменный контроль. |
5 |
5 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ I |
— |
2,5 |
2 |
4,5 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
6 |
6 |
Нарушения кровообращения. Полнокровие, стаз, кровоизлияния, кровотечение. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Нарушение водно-электролитного баланса. |
Устный и письменный контроль. |
7 |
7 |
Тромбоз, эмболия, инфаркт. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Шок (виды, механизмы, стадии, характеристика). Гемостаз. |
— ‼ — Решение тестовых карт. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
8 |
Воспаление (общие вопросы). Экссудативное воспаление. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Клеточные и молекулярные процессы при воспалении. |
— ‼ — Решение тестовых карт. |
9 |
9 |
Продуктивное воспаление. Специфическое воспаление. Местные аллергические реакции. Реакции гиперчувствительности I (анафилаксический тип) и II типов (цитотоксический). |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Клеточные основы иммунного ответа. Регуляция иммунного ответа. Реакции гиперчувствительности III (иммунокомплексный) и IV (клеточно-опосре-дованный) типов. |
— ‼ —
|
10 |
10 |
Компенсаторно-приспосо-бительные процессы. Регенерация. Гипертрофия. Гиперплазия. Метаплазия. Атрофия. Организация. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Патологические аспекты при воспалении и регенерации. Морфологическая характеристика, клиническое значение. |
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
11 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ II |
— |
2,5 |
2 |
4,5 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
12 |
12 |
Опухоли. Общие положения. Классификация. Эпителиальные опухоли. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Клеточный цикл и типы клеток. Клон, дифферон, ткань. |
Устный и письменный контроль. |
13 |
|
Органоспецифические опухоли. Апудомы. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Молекулярные механизмы фактора роста клеток. |
— ‼ —
|
14 |
14 |
Мезенхимальные опухоли. Опухоли из нервной и меланинобразующей тканей. |
4 |
2,5 |
3 |
9,5 |
Факторы риска опухолевого роста. Молекулярные основы канцерогенеза. |
Устный и письменный контроль. |
15 |
15 |
Особенности опухолей у детей. Опухоли дизонтогенетические и из эмбриональных тканей. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Биология опухолевого роста. Противоопухолевый иммунитет. |
— ‼ — Решение тестовых карт. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
16 |
16 |
Опухолевые заболевания кроветворной и лимфоидной тканей |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Молекулярные основы канцерогенеза. |
— ‼ — |
17 |
17 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ III |
— |
2,5 |
2 |
4,5 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
18 |
18 |
Введение в нозологию. Болезнь. Номенклатура и классификация болезней. Этиология. Патогенез. Диагноз. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Скоропостижная смерть. Понятие о внутриутробной, клинической, биологической смерти. |
Текущий устный и письменный контроль. |
19 |
19 |
Атеросклероз. Гипертоническая болезнь. Ишемическая болезнь сердца.
|
4
|
2,5 |
3 |
9,5 |
Структурные и функциональные характеристики клапанов сердца и миокарда. |
Устный и письменный контроль. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
20 |
20 |
Ревматические болезни. Ревматизм. Пороки сердца. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Васкулиты. Пересадка сердца. Осложнения. |
— ‼ — |
21 |
21 |
Болезни легких. Острые пневмонии. Крупозная пневмония. Очаговая пневмония. Бронхопневмония. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Факторы, нарушающие механизмы клиренса легких. Пневмония в условиях подавления иммунитета. |
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
22 |
22 |
Хронические неспецифические заболевания легких. Рак легкого. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Фиброзирующий альвеолит Хаммена-Рича. |
— ‼ — |
23 |
23 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ IV |
— |
2,5 |
2 |
4,5 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
24 |
24 |
Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Гастрит. Язвенная болезнь. Аппендицит. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Нарушение резервуарной, секреторной и моторной функций желудка. |
Устный и письменный контроль. |
25 |
25 |
Рак желудка. Рак пищевода. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Анатомические аномалии пищевода. Синдром Меллори-Вейса. Пищевод Барретта. |
— ‼ — |
26 |
26 |
Болезни печени. Гепатоз. Гепатит. Цирроз печени. Рак печени. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Печеночные синдромы. Желтухи. Болезни накоплений. |
— ‼ —
|
27 |
27 |
Болезни почек. Классификация. Гломерулонефрит. Амилоидоз почек. Нефротический синдром. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Ренальные и экстрарельные симптомы. Роль биопсии в диагностике заболеваний почек. |
— ‼ —
|
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
28 |
28 |
Острая почечная недостаточность. Пиелонефрит. Нефросклероз. Опухоли почек.
|
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Врожденные аномалии почек. Кистозные болезни почек. Гиперкальциемия и нефрокальциноз. |
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
29 |
29 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ V |
— |
2,5 |
2 |
4,5 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
30 |
30 |
Болезни эндокринной систем: сахарный диабет, зоб, различные эндокринопатии. Дисгормональные (опухолеподобные) болезни и опухоли половых органов и молочных желез. Патология беременности. |
4 |
2,5 |
3 |
9,5 |
Общая этиология и патогенез эндокринопатий. Болезни гипофиза. Доброкачественная нодулярная гиперплазия предстательной железы.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
31 |
31 |
Инфекционные болезни (общая характеристика, патоморфоз). Вирусные болезни (грипп, полиомиелит, цитомегалия). СПИД. Сыпной тиф. |
4 |
2,5 |
3 |
9,5 |
Особенности течения абортивной, латентной, персистентной и нозокомиальной и оппортунистических инфекций. Вирулентность. Входные ворота инфекции. |
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
32 |
32 |
Кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия). Особо опасные инфекции (холера, чума, натуральная оспа). |
4 |
2,5 |
3 |
9,5 |
Варианты местных и общих реакций при инфекциях. Роль реактивности организма. |
— ‼ — |
33 |
33 |
Воздушно-капельные бактериальные инфекции (менингококковая инфекция, дифтерия, скарлатина). Сепсис. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Тропические инфекции (эпидемиология, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, исходы). |
— ‼ —
|
Номер недели |
Номер темы |
Название тем и их содержание |
Л |
ПЗ |
СР |
Всего часов |
Темы для самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
34 |
34 |
Туберкулез. |
2 |
2,5 |
2 |
6,5 |
Эпидемиология, преобладающие формы туберкулеза и их течение в Республике Карелия. |
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт. |
35 |
35 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ VI |
— |
3 |
3 |
6 |
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач. |
36 |
36 |
Краткий очерк истории патологической анатомии. Роль трудов отечественных ученых патологоанатомов. |
2 |
3 |
2 |
6 |
Патологоанатомическая служба, ее роль в системе здравоохранения. | |
37 |
37 |
Просмотр экзаменационных макро- и микропрепаратов. |
— |
— |
3 |
3 |
Учебно-методическое обеспечение: микроскопы, компьютерный класс, препараты, муляжи, электронограммы. | |
38 |
38 |
Экзамен по всему курсу патологической анатомии. |
Форма экзамена: Опрос по билетам и препаратам. | |||||
В С Е Г О: |
72 |
91 |
82 |
245 |
|
Преподаватель _______________________
01 10 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
12 10 2014
1 стр.
Анатомия и физиология медико-биологические дисциплины. Методы исследований в анатомии и физиологии. Современные направления в анатомии и физиологии
09 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
09 10 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.