Перейти на главную страницу
Логинов А.Н. Русская традиция в одежде донских казачек XVI—XIX веков // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Вып. 8. Волгоград: Изд-во «ВолГУ», 2003. С. 66—76.
В отличие от мужского старинный женский казачий костюм бытовал на Дону более продолжительное время, преобразуясь постепенно в связи с изменениями условий жизни. Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве ясырок (пленниц) — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие — из русских селений. Поэтому среди казачек существовало несколько различных комплексов одежды: 1) с кубелёком, 2) с поневой, 3) с сарафаном, 4) с сукманом. Но все-таки русская традиция в одежде преобладала, и даже в комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы — повойник или рогатую кичку1.
Донские казаки исстари подразделялись на верховых и низовых. Это деление основано на существенных различиях в хозяйственном укладе, быту, в материальной культуре. В культуре верхового казачества преобладают великоросские элементы, в то время как в культуре низового казачества существенную роль играют элементы украинские и татарские.
Рис. 1. Южнорусский женский костюм.
Рис. 2. Донская казачка в poгатом головном уборе. 1818 г. (по Евл. Кательникову).
— 66 —
Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам до самого недавнего времени, казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.
Традиционные черты одежды казачек верховых станиц сохранились у некрасовок вплоть до возвращения их в СССР в 1962 году2. Многие представительницы старшего поколения носят национальный костюм и по сей день.
Комплекс одежды некрасовок состоит из длинной рубахи с рукавами, балахона и завески3.
Рис. 3. Казачки-некрасовки.
Обычная рубашка шилась большей частью из четырех продольных полотнищ холста (точь). Сшитую из цельных полотнищ рубаху хранили главным образом как обрядовую: для свадеб, похорон, для праздников (преимущественно на юге).
Часто рубашка состояла из двух частей разного материала: верх — из тонкого холста или покупной материи, низ — из грубого холста6.
В зависимости от покроя выделяется два основных типа русских женских рубах: туникообразную рубаху и рубаху с поликами — плечевыми вставками.
— 67 —
По устройству ворота можно выделить: 1) рубахи без воротника, имеющие лишь прорез для головы (ткань гладко облегает шею, как в старинных туникообразных рубахах, или же собирается на нитке вокруг ворота); 2) рубахи с воротом, собранным в сборку, имеющие низенький воротник в виде узкой полоски ткани, иногда вышитой или затканной (застегивается такой ворот обычно на медную или стеклянную пуговицу и нитяную петлю, иногда же стягивается лентами, продернутыми в две петли); 3) рубахи со стоячим воротником, которые встречаются редко7.
По покрою рукавов встречаются: 1) рубахи с прямыми рукавами, с ластовицами или без них; 2) рубахи со скошенными рукавами, суживающимися к кисти, без сбор и с клиньями (иногда без ластовиц); 3) рубахи со скошенными рукавами, расширяющимися к кисти.
Рис. 4. Туникообразная «смертная» рубаха старообрядки: а — спереди; б — сзади. Начало XX в.
Рис. 5. 1 — кройка рукавов с поликами «по-топорному»; 2 — рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе. XIX—начала XX в.
Рис. 6. Русские праздничные рубахи молодых женщин конца XIX—начала XX в.: 1 — рубаха из холста с косыми поликами и нашивкой кумача на груди: а — спереди; б — сзади; 2 — рубаха с воротушкой из красной шерстяной ткани, вдоль рукавов полосы браного узора, украшенные блестками: а — спереди; б — сзади; 3 — рубаха на кокетке, верх — из кумача, стан — из пестряди с браным узоров.
— 68 —
Рубаха донских казачек так же была основой женского костюма. Так же как у русских и украинцев, она являлась нательной и верхней домашней одеждой.
В старинном костюме донских казачек можно выделить два типа рубах: туникообразную, которую носили с сукманом, и с прямыми поликами, которую носили с косоклинным сарафаном9.
Своеобразна старинная белая домотканая холщевая рубаха. Полотнища в ней расположены несимметрично. Рукава с помощью вставленных клиньев расширяются книзу. Донская рубаха имеет прямой разрез ворота и низкий стоячий воротник10. Под подбородком рубаха завязывалась красным лоскутком, продетым в петельки. Ворот, подол рубахи и рукава ткались клеточным узором, а иногда эти части шили из красного ситца и расшивал» бумажными нитками. В таком сочетании синий сукман красиво контрастировал с ярко-красными отделками рубахи. Девушки, носившие рубаху в качестве верхней одежды, подпоясывали ее плетенным из шерсти красным пояском11.
Женский донской костюм включал также составную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерёлок12. Рубаха некрасовки состоит из «щефлика» — верхней части, «подола» — юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки13.
Вот как описывает рубаху казачки Н.Ф. Яковлев: «"Рубаха холстовая", домотканая, белая, с прямым воротом и невысоким, пальца в 2, стоячим воротником. Застегивался "ворот на медных пуговицах"; петельки делались из тесемочки или "пробиты" в холсте "и вздевают туда пунцовую тряпочку и завязывают под подбородком"; такия же завязки были и на мужских рубахах, вследствие отсутствия или дороговизны пуговиц. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу "во всю полотнищу, как поповские" и обшивались по краю ряда в два, цветными ленточками. Рукава, а также воротник и подол у рубахи бывали обыкновенно "перетканы". "Перятканыи узоры", "рядами, сьвятами, клеткими, как кому нравитца", на Булгурине назывались "выклеткими", а в станице Сергиевской "перетыками"; перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из последняго шились рукава и от плеча украшались иногда шитьем, "бумагой вышивают". Воротник, обычно красный, выстроченный цветными нитками, делался иногда также из краснаго ситцу, вместо перетканаго холста. Назывался он "ажарёлк" (и "ажырёлек"). Подол рубахи "с четверть снизу" (т.-е. насколько он был виден из под верхней одежды, сукмана) украшался выкладками или был "обложен" красным ситцем»14.
Рис. 7. Рубаха холстовая.
Обычная южнорусская понева состояла из трех прямоугольных кусков клетчатой шерстяной материи, 90 см длины и 50—55 см ширины каждый. Материя сшивалась длинными сторонами в одно полотнище 160 см ширины и 90 см длины. Подвязанная на талии поясом, она закрывала нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывали передником15.
Понева в русском народном костюме являлась обязательным элементом костюма замужних женщин, главным образом южных великорусских регионов. В отличие от некоторых других обрядовых элементов костюма, например головного убора, надеваемого после венца, понева являлась в боль-
— 69 —
шинстве случаев венчальным нарядом. Обряд надевания поневы на невесту означал собой как бы признание зрелости, совершеннолетия невесты16.
На фигуре понева своей длиной обычно достигала щиколотки, иногда была длиннее, но всегда короче рубашки.
Распашная понева без прошвы, т.е. оставляющая открытым перед, — древнейший вид поневы. Появление прошвы, т.е. вставки из другой, как правило, гладкой ткани характеризует дальнейшую стадию в развитии поневы (это понева с прошвой, или глухая понева) и сближает ее с юбкой. Когда прошва делается одного и того же цвета и из одной и той же ткани, что и понева, тогда уже получается юбка, которая и представляется ни чем иным, как простым развитием поневы17.
Время появления прошвы установить трудно, но, по-видимому, в ряде мест в XVIII в. она уже существовала.
У восточнославянских народов наблюдается большая устойчивость наличия в поясной одежде дополнительного четвертого полотнища из другой ткани или имевшего особые украшения. Прошву поневы шили преимущественно из синей китайки, иногда из кумача, а местами из белой льняной ткани. Внизу прошва имела подподольник — полосу из домотканной толстой узорчатой материи, сходной со всей тканью поневы. Молодые женщины вышивали белую прошву разноцветной шерстью, и эта вышивка отличалась от вышивки прошвы у понев старух18.
Изучение подлинников показало, что имели место случаи одновременного бытования различного типа понев.
Рис. 8. Русские поневы XIX — начала XX в.: 1 — понева распашная с браным подольником, ткань из пеньковой сученой основы и шерстяного красного и черного утка, 2 — понева глухая синяя клетчатая с прошвой из китайки.
Рис. 9. Способы ношения поневы: 1 — слева — замужняя женщина в поневе «кульком»;
справа — девушка без поневы, 2 — русская крестьянка в поневе плахте. Начало XX в.
У южнорусских, хотя они имеют как простые поневы на каждый день и для работы, так и более нарядные, праздничные, тип поневы один и рисунок ткани всегда одина-
— 70 —
ков21. Иногда применялась понева на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону22.
Красную клетчатую поневу из трех полотнищ домодельной ткани замужние казачки носили с рубахой и рогатой кичкой,23 «так точно как в Руси деревенския бабы»24.
Рис. 10. Казачка верховых станиц в поневе. По Ригельману.
Полосатая (реже клетчатая или гладкая) домотканая шерстяная юбка распространена была в южнорусских губерниях, у однодворцев, в частности в селах вдоль укрепленной пограничной линии, так называемой второй засечной черты (служилое население которой формировалось в XVI в.).
Появление шерстяной полосатой юбки на юго-востоке — от Нижнего Поволжья, до Кубани — можно объяснить переселениями украинских и русских групп, вошедших в состав казачества25.
Сарафан являлся еще одним основным элементом традиционного женского русского костюма. Это высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. Кроме термина «сарафан», ставшего нарицательным, существует множество других названий для этого типа одежды. Большая часть их — чисто русская и характеризует: покрой сарафана (клинник, косоклинный, семиклинный, сорококлин, круглый, лямошник, костыч); материал, из которого он сшит (сукман, кумашник, китаешник, атласник, шелковик, штофник, кашемирник, гарнетурник, ситцевик, пестрядильник, клетовник, достольник, самотканник и др.); окраску ткани (матурник, маренник, дубасник, сандальник, набивник, троекрасочник и др.). Термины сукня, сукман, шушун, шушпан связывают сарафан, преимущественно северновеликорусскую одежду, с южновеликорусской одеждой того же названия, которую носили поверх рубахи и поневы.
Сарафаны изготовляли из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки и фабричных тканей (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски из ситца, гарус, галун, бахрома26.
Основными элементами геометрического вида формы сарафанов являются прямоугольник и трапеция, комбинация которых позволяет получить разнообразные производные формы27. Исследователи выделяют следующие основные типы сарафана: косоклинный с неразрезанным передним полотнищем, косоклинный распашной, прямой на лямках, прямой сарафан с лифом.
Косоклинный глухой сарафан без шва спереди, большей частью с широкими проймами, иногда — с откидными рукавами, часто назывался шушун, сушпан, сукман. Центральное полотнище, перегнутое на плечах, дополняется боковыми скошенными полотнищами или клиньями.
Сарафаны с прямым неразрезанным спереди полотнищем и с продольными клиньями по бокам шили из холста, синего или белого.
— 71 —
Южные черные шерстяные сарафаны связаны по происхождению, по-видимому, с черными сукманами-нагрудниками. Их шили с широкими проймами или с узкими лямками и расшитым гарусом28.
Рис. 11. Разнообразие типов и подтипов конструкций русских сарафанов.
Рис. 12. Покрой русских сарафанов XIX — начала XX вв.: I — шушун; а — спереди; б — сзади; 2 — сарафан широколямошник из белого холста: а — спереди; б — сзади; 3 — сарафан «саянский» из черной шерстяной ткани с вышивкой красной шерстью по швам и нашивкой красной материи на груди и плечах: а — спереди; б — сзади; 4 — сарафан из синего сукна с вышивкой разноцветным гарусом: а — спереди; б — сзади.
«"Сарафан" — другой род одежды замужних казачек, шился из цветного, пунцоваго напр., ситцу, спереди с высоким цельным нагрудником («сарафаны с нагрудьникими» — хут. Булгурин), с узкими проймами, которыя, сходясь сзади, пришиваются к сарафану на высоте талии, спинка у сарафана совершенно отсутствует, и с короткой прорехой на пуговицах, с леваго бока у основания нагрудника. Сзади сарафан представляет собою доходящую до талии юбку с проймами и заложенными по верхнему краю многочисленными и частыми "сборами". Закладываются "сборы" под узкую цветную обшивочку (обыкновенно другого цвета, чем сарафан), которая оторачивает весь вообще сарафан по краям и проймы. Чтобы судить о количестве и величине сборов, достаточно сказать, что материи идет втрое больше, чем на переднюю сторону сарафана (швы у сарафана идут по бокам). Весь сарафан шился в пять "тачей" или в 4 "точи" ("точь" — отдельный выкроенный, цельный кусок материи); из них сборы собирались "в 3 точи".
Украшается сарафан цветными лентами, нашиваемыми: 1) вдоль верхняго края нагрудника, 2) сзади, по сборам, несколько отступя от их начала, 3) внизу, вдоль нижняго края сарафана. Повязывается сарафан широким, пальца в 3, плисовым поясом пониже талии, чтобы сзади "сборы были видны и лента". Теперь такие пояса украшаются вышивками. Изложенное описание сарафана относится к Сергиевской станице, но, по разспросам, тип сарафана, обычный на хуторе Булгурине, не отличается от описаннаго»30.
Сукман. Разновидностью сарафана был сукман — накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, с узкими и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шелковой лентой и застегивался медными пуговицами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Подол сукмана также украшался широкой цветной лентой и узкой самодельной красной шерстяной тесьмой. Сукман подпоясывался плетеным красным или синим кушаком31.
Сукман относился к нагрудной женской одежде, прикрывающей верхнюю часть корпуса — грудь и спину. По Дону — в Рязанской, Тульской, Воронежской губерниях и у донских казаков — наиболее распространены были красные и черные шерстяные нагрудники под названием шушман, сукман, а иногда кодман (их носили нередко и как плащ). Эта одежда, как и красные поневы, отмечаемые у населения бассейна Дона, дает основание думать о каких-то очень древних группах, вошедших в состав южных великорусов32.
По наблюдениям Н.Ф. Яковлева, сукман «шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Отличительной чертой сукмана являются очень короткие и узкие рукава; спереди от ворота идет короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый "пазука" и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли образует цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему. Ленты и пуговицы бывали иногда и "скрозныя до подла". Вдоль подла сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным "гурусском", — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на "рашках"… Подпоясывался сукман широким плетеным, шерстяным кушаком красным или синим»33.
Рис. 13: А) сукман, В) пояс. По Н.Ф. Яковлеву.
Донские казачки надевали фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом)35. Он назывался запоном, завеской, занавеской. Будничный фартук шился из холста, а праздничный — из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами36.
«"Запон" (и "запон"), — род короткаго фартука из холста, с пришитой небольшой грудинкой (термин Сергиевской станины); по шву закладываются маленькия сборы. Завязывается запон тесемками вокруг талии, узлом наперед и вокруг шеи, концами узкой цветной обшивки, нашитой по верхнему краю грудинки. Запоны различаются праздничные и "расхожыи". Праздничные украшались сплошь ткаными узорами…
Запон обшивался по низу вершка в 1½ китайкой синей или кумачом. "Расхо-
— 73 —
жый буднишный" запон того же типа, но весь белый, только по низу украшен узорами более или менее широкой полосой.
Запоны носились, повидимому, исключительно на сарафанах, как категорически утверждают некоторые из опрошенных мною лиц, и не надевались на сукман.
Из мелких деталей одежды упомяну о кармане, носимом с левой стороны в виде отдельнаго мешочка на тесемке, обвязанной вокруг талии (или на поясе)»37.
Рис. 14. Запон. По Н.Ф. Яковлеву.
Верхняя одежда, особенно у великорусов была очень разнообразна. На основе анализа музейных подлинников Ф.М. Пармон выделил наиболее характерные виды композиции-конструкции и развертки поверхности верхней народной одежды39.
Зипун был обязательной принадлежностью традиционного типа одежды, сложившегося на Дону к началу XVIII в.45 Так назывался длинный кафтан без воротника46.
Так под влиянием русской традиции выглядела одежда донских казачек в XVI, XVII и XVIII вв. В XIX в. она все более и более становится «городской». А после войны с французами в 1812 году, на Дон проникает и европейская мода. Путешественник П.П. Свиньин в 1839 г. с сожалением писал в своих записках: «…между женщинами год от году распространяется вкус к европейским нарядам. Редко увидишь супругу чиновника, одетую в кубелеку, составлявшую не более как за 20 лет общее одеяние донских казачек. С этим вместе почти вывелись между ними и старинные головные уборы...»49. Однако простые казачки сохраняли особенности своей одежды вплоть до первой трети XX в.
— 74 —
Рис. 15. Наиболее характерные виды, композиции и развертки верхней народной одежды.
— 75 —
Ведя замкнутый образ жизни маленькой общины, они ревностно и строго оберегали обычаи, обряды, язык, песни и предания.
— 76 —
Логинов А. Н. Русская традиция в одежде донских казачек xvi—xix веков // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Вып. Волгоград: Изд-во «ВолГУ», 2
11 10 2014
1 стр.
В рамках проведения в период с 20 по 29 августа 2012 года на базе зол «Восход» специализированной летней смены «Казачий Сполох»
12 10 2014
1 стр.
Работа выполнена в рамках совместного научного проекта кафедры общего и классического языкознания Тверского государственного университета и кафедры теории языка и межкультурной ком
26 09 2014
5 стр.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере информирует о начале проведения транснационального конкурса в рамках проекта эранет era-sme
14 12 2014
1 стр.
Цель исследования в рамках проекта: «Кляузовское» дело, или История одного расследования
11 10 2014
1 стр.
«Единая Россия» «Россия – Активное долголетие» в рамках партийного проекта «Качество жизни (Здоровье)»
02 10 2014
1 стр.
В рамках реализации проекта «Развитие добровольческого движения Муслюмовского района» (рук проекта: Нагимова М. З.) в период с 10. 2010 по 30. 10. 2010г проведены ряд подготовитель
15 10 2014
1 стр.
Доклад создан в рамках Индивидуального исследовательского проекта №10-01-0083 «Современные тенденции в теории идеологий» выполняемого при поддержке Программы «Научный фонд гу-вшэ»
12 10 2014
1 стр.