Рассмотрена и принята на педсовете МБДОУ «Детский сад с Вахитово» от «___» ________ 2012г. протокол № __________ |
|
с. Вахитово, 2012 г.
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Характеристика педагогического коллектива
Социальный паспорт ДОУ
1.2. Основные приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения
1.3. Цель и задачи деятельности ДОУ
1.4. Особенности образовательного процесса в ДОУ
1.5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
1.1. Режим дня
1.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:
2.1 Образовательная область «Здоровье»
2.2.Образовательная область «Физическая культура»
2.3. Образовательная область «Социализация»
2.4. Образовательная область «Труд»
2.5. Образовательная область «Безопасность»
2.6. Образовательная область «Познание»
2.7. Образовательная область «Коммуникация»
2.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»
2.9. Образовательная область «Художественное творчество»
2.10. Образовательная область «Музыка»
3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы.
4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
ЧАСТЬ 2 (вариативная)
1. Национально-региональный компонент
2. Сотрудничество с семьей
3. Преемственность в работе ДОУ и школы
4. Взаимодействие с социальными партнерами
5. Перечень программ, технологий и методических пособий
1. Пояснительная записка
Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Вахитово» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее МБДОУ) - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно - воспитательного процесса в МБДОУ. Образовательная программа МБДОУ определяет порядок организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в МБДОУ, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ разработана в соответствии с:
1. Освоение детьми стандарта дошкольного образования, которым в настоящее время являются федеральные государственные требования (далее ФГТ).
2. Использование в образовательной практике программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Москва, 2005 г.
3. Обновление форм воспитания детей.
4. Обновление методов воспитания, создание развивающей среды, которая соответствует реализуемой программе («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой)
5. Внедрение УМК в учебно-воспитательный процесс.
6. Предоставление дополнительных образовательных услуг.
МБДОУ работает на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 31.05.2011г. регистрационный № 1541, срок действия – бессрочный.
Учредителем МБДОУ согласно Уставу является муниципальное образование «Кукморский муниципальный район Республики Татарстан».Координацию деятельности Учреждения, а также функции и полномочия Учредителя в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Кукморского муниципального осуществляет Управление образованием Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Местонахождение МБДОУ: 422122, РТ, Кукморский район, с Вахитово, ул. Клубная,7.
Режим работы МБДОУ– с 7.00 до 17.30 (10,5- часового пребывания детей в МБДОУ). Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. Выходными являются – суббота, воскресенье.
В настоящее время функционирует 2 групп):
В настоящее время в МБДОУ работает 3 педагогов:
- воспитатели – 3
- музыкальный руководитель (внутренный совместитель) – 1.
Должность |
Кол - во |
Образовательный уровень (чел.) |
Квалификационная категория (чел.) |
Педагогический стаж |
Стаж работы в занимаемой должности |
Воспитатели |
3 |
высшее профессиональное- 2 среднее профессиональное - 1 |
высшая - 0 первая - 0 вторая - 2 без кат. - 1
|
до 5 лет – 0 от 5 до 10 лет – 0 от 10 до 15лет - 1 свыше 20 лет- 2 |
до 5 лет – 1 от 5 до 10 лет - свыше 20 лет - 2
|
Музыкальный руководитель |
1 |
высшее профессиональное -1 |
первая |
13 |
3 лет |
Итого |
14 |
высшее профессиональное - 2 (66,7%) среднее профессиональное - 1 (33,3%) |
первая - 1 (33,3%) вторая - 2 (66,7%) без категории - 0(%) |
до 5 лет - 0 от 5 до 10 лет - 0 от 10 до 15 лет –1 от 15 до 20 лет – 0 свыше 20 лет- 2 |
до 5 лет - 1 от 5 до 10 лет - 0 от 10 до 15 лет –0 от 15 до 20 лет – 0 свыше 20 лет - 2 |
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Выяснение потребностей родителей коллектив МБДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников, посещающих МБДОУ, и жителей села. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности МБДОУ по удовлетворению запросов родителей:
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- интеллектуальное и личностное развитие воспитанников с учетом индивидуальных особенностей;
- постоянный творческий поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности;
- защита прав воспитанников;
- изучение и внедрение в практику работы Учреждения новых форм обучения, коррекции, а также опыта работы других учреждений;
- организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам.
Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной общеобразовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.
• Потребности воспитанников — возрастают требования к уровню подготовки детей к обучению в школе. Данный факт является показателем потребности в сохранении вида МБДОУ.
• Ожидания родителей - изучение социального заказа родителей воспитанников МБДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей считает укрепление здоровья ребёнка и его развитие; готовность ребенка к обучению в школе; развитие художественно-эстетических и нравственных способностей их ребёнка.
• Ожидания общеобразовательных школ, расположенных вблизи дошкольного учреждения (многопрофильный лицей п.г.т. Кукмор). Отдалённый результат качества подготовки детей к обучению в школе показывает стабильно высокий результат (до 77% детей в дальнейшем обучаются на «хорошо» и «отлично»). Тем не менее, психолог школы и учителя начальных классов указывают на недостаточную сформированность у дошкольников произвольности, умения работать в едином темпе, недостаточное развитие мелкой моторики и фонематического слуха.
- обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе. Цель, поставленная педагогическим коллективом, реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и трудовой.
Для достижения данных целей по реализации общеобразовательной программы МБДОУ ставит следующие задачи:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников: забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей;
- максимальное использование детских видов деятельности и их интеграция;
- преемственность в работе МБДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая отсутствие давления предметного обучения.
- единство подходов в воспитании дошкольников в семье и МБДОУ;
- обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников МБДОУ в школе;
- обучение детей двум государственным языкам в рамках реализации закона РТ « О государственных языках республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан.
К особенностям осуществления образовательного процесса в МБДОУ относятся:
- старшая группа;
- подготовительная к школе группа;
- основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования;
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.
При формировании Программы учитывались следующие принципы и подходы:
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Учреждение функционирует в режиме 5-дневной недели с двумя выходными днями – суббота и воскресенье. В МБДОУ функционирует 6 групп с 10,5 часовым пребыванием детей.
Режим дня составлен с расчетом на 10,5 часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим дня в группах различен и зависит от возраста детей.
Режим дня в МБДОУ отвечает требованиям СанПиНа, составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Допускается изменение режима в связи с сезонными изменениями (холодный и теплый период года), в каникулярное время с отклонениями в пользу самостоятельной деятельности детей и прогулки.
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
Холодный период года | |
Дома | |
Подъем, утренний туалет |
6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, осмотр, игры Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность Непосредственная образовательная деятельность Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, полдник Организованная образовательная деятельность (игра - занятие) Самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой |
7.00 – 8.00 7.30 – 8.30 8.30 – 8.50 8.50 – 9.20 9.20 – 9.30 9.30 – 11.00 11.00 – 11.30 11.30 – 12.00 12.00 – 15.00 15.00 – 15.50 15.50 – 16.00 16.00 – 16.30 16.30 – 17.00 17.00
|
Дома | |
Подготовка к ужину, ужин, игры Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры Подготовка ко сну, ночной сон |
17.00 – 18.30 18.30 – 20.00 20.00 – 20.30 20.30 – 6.30 (7.30) |
Теплый период года | |
Дома | |
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, осмотр, игры Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, полдник Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность Уход детей домой
|
7.00 – 8.00 7.30 – 8.30 8.30 – 9.00 9.00 – 9.15 9.15 – 11.00 11.00 – 11.30 11.30 – 12.00 12.00 – 15.00 15.00 – 15.30 15.30 – 17.30 17.00
|
Дома | |
Подготовка к ужину, ужин Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры Подготовка ко сну, ночной сон |
17.00 – 18.30 18.30 – 20.00 20.00 – 20.30 20.30 – 6.30 (7.30) |
25 12 2014
21 стр.
17 12 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.