Материал к уроку № 3 2 класс
Лингвистическая тема:
"Разделительные ь и ъ".
Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Покров Пресвятой Богородицы". Текст:
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) в народном быту связан со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, началом зимних посиделок и с периодом свадеб.
Старики в Покров замечали погоду: если журавли успели улететь до Покрова – зима будет ранняя и студёная. Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима.
В этот день в первый раз топят в жилых горницах* печи. Считалось, если на Покров истопят печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло.
Вопросы и задания к тексту:
-
С чем связан в народном быту праздник Покрова Пресвятой Богородицы?
-
Какая примета в этот праздник была связана с отлётом Журавлей?
-
Выпишите из текста предложения, в которых есть слова с
разделительным ь. Выполните звукобуквенный разбор этих слов.
Лексическая работа:
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Материал к уроку № 5 2 класс
Лингвистическая тема: "Текст "
Этнокультуроведческая тема: "Зимние святки. Рождественский сочельник"
Примечание: Работе над текстом предшествует вступительное слово учителя.
Вступительное слово: Среди важнейших земледельческих праздников в нашем крае особое место занимает праздник рождения нового солнечного года, именуемого в народе зимними святками. Святки – зимний праздник, длящийся две недели – от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января). День перед Рождеством назвали Сочельником. Двенадцать дней от Рождества до Крещения назвали Святками – святыми днями.
Текст: а) Канун Рождества народ издревле называл сочельником особенно торжественным был ужин в сочельник* в чисто прибранной избе собиралась вся семья за стол садились только после первой звезды ели в торжественном и строгом молчании сам ужин не отличался большим разнообразием на стол обычно ставили кутью* и овсяный кисель.
Задание: Установите границу предложений. Запишите текст.
Вопросы к тексту:
-
Как назывался канун Рождественского праздника?
-
После чего начинался ужин в сочельник?
Лексическая работа:
Сочельник – канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Кутья – каша, обычно рисовая, с мёдом, изюмом, которую едят на поминках.
Текст: б) В ночь под Рождество люди обильно кормили скот. Затем выходили в сад и обвязывали соломой плодовые деревья, считалось, что тогда они давали хороший урожай. А вот чтобы качаны капусты были большие да крепкие, в священный вечер было принято туго сматывать в клубки шерсть.
Вопросы и задания к тексту:
-
Какие обряды помогали человеку надеяться на хороший урожай?
-
Спишите предложение, в котором говорится об обычае туго сматывать в клубки шерсть.
Текст: в) Существовал обычай под Рождество сжигать посреди двора воз соломы, чтобы умершие родственники восстали из могил и пишли погреться: тогда им не холодно будет лежать в мёрзлой земле в рождественские морозы.
С сильными морозами народ связывал неурожай льна, конопли, овса. Для предотвращения такого зла существовало заклятие на мороз. Во время ужина в сочельник хозяин дома выходил в сени и звал в окно:
"Мороз, мороз, приходи кисель есть.
Мороз, мороз, не бей наш овёс.
Лён да конопли в землю вколоти".
Крестьяне искренне верили, что после таких слов мороз смилостивится и не побьет урожай.
Вопросы и задания к тексту:
-
Озаглавьте текст.
-
Запишите ответы на вопросы:
- В чём заключался смысл обычая сжигать под Рождество посреди двора воз соломы?
- По какой причине люди в рождественский сочельник обращались к морозу?
Материал к уроку № 6 2 класс Лингвистическая тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения ".
Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Рождество Иисуса Христа"
Примечание: Работе с текстом предшествует рассказ о празднике "Рождество Иисуса Христа" (с опорой на Евангелие).
Текст:
Рождество Христово считают "матерью всех праздников". Народ праздновал его красиво, весело. Рождественский праздник, несмотря на холодное время, дышит весельем и радостью. Это в основе своей праздник молодёжи.
Дети и молодёжь собирались, ходили по домам с песнями-колядками, а хозяева угощали гостей. Колядовщики были ряженые* и с самодельной звездой в руках, которую делали из жести, стекла и свечкою внутри. Звезда была символом рождения Христа.
В каждом доме ждали колядовщиков. Колядовщики желали хозяевам дома жизненных благ и требовали вознаграждения:
"Коляда*, коляда, отваряй - ка ворота.
Пришла коляда, подай пирога!
Подай, не ломай, а по целому давай!.."
После шумного обхода всех домов молодёжь собиралась на посиделки. На посиделках съедали угощение, играли в игры, пели, плясали.
Вопросы и задания к тексту:
-
В чём заключался смысл колядования?
-
Что символизировала звезда, которую колядовщики носили в руках?
-
Выпишите из текста колядки предложения по цели высказывания побудительные, по интонации восклицательные.
Лексическая работа:
Коляда – старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сама песня.
Ряженый – одетый в маскарадный костюм, в необычную одежду.
Материал к уроку № 7. 2 класс
Лингвистическая тема: " Имя существительное".
Этнокультуроведческая тема: " Васильев день" (Богатый вечер).
Текст:
Вечер с 13 на 14 января называется "Богатым вечером". Девушки ходили по селу и пели щедровальные песни (щедровки*):
"Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем.
Желаем вам, хозяева,
Большого стада,
И петуха, и курочку,
И Танечку, и Юрочку…"
За это их щедро угощали. С девушками ходил мехоноша с мешком или кузовком*. Он собирал угощенья и оберегал их от ряженых парней.
К 12 часам ночи девушки собирались в одной из хат и начинали гадать. Наиболее распространённым гаданием считалось метание валенка через ворота. Упадёт носком на улицу – девушка замуж выйдет; на собственный двор укажет – сидеть в девках ещё год.
Вопросы и задания к тексту:
-
Почему вечер с 13 на 14 января назывался "Богатым вечером"?
-
Объясните значение слова щедровка.
-
Выпишите из текста щедровки имена существительные.
-
Подберите синоним к слову щедрость.
Лексическая работа:
Кузовок – короб из лыка или бересты.
Щедровка - (от слова щедрый).
Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой. (Щедрый человек).
Материал к уроку № 8. 2 класс
Лингвистическая тема: "Число имён существительных".
Этнокультуроведческая тема: "Крещенский сочельник".
Текст:
Заканчивались зимние святки Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, "голодной " кутьёй и святочными гаданиями.
Хозяйки топили снег для умывания и бани, отбеливания холстов *, пекли блины, "чтобы урожай добрым был "; кормили животных хлебом, на котором чертили крест. Варили "голодную" кутью. Укрыв горшок с кутьёй расшитым полотенцем, хозяйка ставила его на сено в святой угол. До первой звезды за стол не садились. Когда вся семья собиралась, хозяин открывал окно или дверь и "провожал Мороза" со словами: "Мороза, Мороза, выходи из хаты. И гляди, не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!" затем кутью трижды обносили вокруг двора, угощались сами и скармливали курам и животным, а сено хозяйка отдавала корове.
Вопросы и задания к тексту:
-
Как в Крещенский сочельник проходил обряд "провожания Мороза"?
-
Как человек заботился о благополучии своей семьи?
-
Выпишите предложение, в котором встречается 4 имени существительных множественного числа.
-
В предложении "И гляди не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!" измените множественное число существительных на единственное.
Материал к уроку № 9. 2 класс
Лингвистическая тема: "Род имён существительных".
Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Крещение Господне (Богоявление)".
Текст:
Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно.
Крест – главный символ праздника. На реках и прудах люди делали прорубь в виде большого креста. Вода в проруби освящалась, когда в неё опускался серебряный крест.
Каждый селянин старался набрать этой святой водицы, чтобы напоить ею больных, окропить* жилище и животных. Мелком, смоченным в освящённой воде, рисовали крестики над окнами домов, на воротах, на деревьях, чтобы в хате добро и здоровье жило.
Вопросы и задания к тексту:
-
Что являлось главным символом праздника?
-
Почему люди придавали такое значение освящённой воде?
-
Проведите классификацию имен существительных единственного числа по родам. Запишите слова в три столбика.
Лексическая работа:
Окропить (кропить) – слегка обрызгивать. Падать мелкими каплями.