МБОУ Бейская общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования
Методическая разработка урока
«Подготовка к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку по тексту В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Подготовила и провела
Белозёрова В.А, учитель
русского языка и литературы
при содействии Лукиной Е.Н.
школьного библиотекаря
с. Бея, 2012
Самоанализ урока
План урока соответствует программным требованиям 11 класса обязательного минимума содержания предметов «Русский язык», «Литература». Исходя из реальных учебных возможностей учащихся, была взята проверочная работа II типа по предмету «Литература» (II типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе). Они имеют комплексный характер и соответствуют той аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы и предусмотрена требованиями и их учебной подготовке.
По предмету «Русский язык» обобщены теоретические сведения по стилистике и культуре речи, анализ содержания и проблематике прочитанного текста, умение комментировать проблемы исходного текста. При работе над частью С проверяются умения и навыки чтения, зрелость суждений при выражении собственной позиции и умение корректно выразить её, если она не совпадает с авторской. В итоге - создать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре – сочинении.
Ход урока
Боже правый!
Пусто и страшно
становится в Твоем мире
Н.Ф. Гоголь
Цели урока:
- знакомство с рассказом В.П Астафьева «Яшка – лось», с основной темой и проблемой произведения;
- выявление основной идеи текста и её реализации в современном обществе;
- создание собственного текста сочинения на основе исходного авторского.
Задачи урока:
- применить умения и навыки интерпретации художественного текста;
- проявить творческий подход в оценке и показе характера литературного героя;
- научиться композиционно стройно, логично излагать свои мысли в сочинении;
- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка.
Оборудование:
- мультимедия (презентация Лукиной Е.Н. о жизни В.П. Астафьева);
- текст рассказа «Яшка – лось»;
- выставка произведений В.П. Астафьева;
- пошаговое пособие подготовки части С ЕГЭ по русскому языку «Советы по подготовке к сочинению…» (Белозерова В.А.).
Формы в организации обучения:
-
индивидуальная
-
групповая (дискуссия по вопросу имеет, как правило, полярные точки зрения)
Оценка знаний: написание сочинения по критериям части С
-
Первая учебная ситуация
Презентация Лукиной Е.Н. о творчестве и основных темах произведений В. П. Астафьева (портрет, основные произведения, Астафьев за работой, комментарии). Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле?
Есть произведения, на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает боль… «Яшка – лось» один из таких рассказов, написанный замечательным сибирским писателем В.П. Астафьевым.
Давайте вчитаемся в рассказ
???Кем являются главные герои рассказа «Яшка – лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь?
Герои – жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна – имеют человеческие имена. Характеры, поступки, мысли приближают их к миру людей.
«Сварливая баба», «парень ласковый» - мир сказочно – добрый.
Мир животных показывает нам, людям как нужно жить. Яшку, обиженного людьми, приголубила лосиха.
Марианна, раскаявшись, начала воспитывать других жеребят. Яшка окреп и напоминал «подростка».
Теряет и вторую мать Яшка (законы тайги)
Голод гонит его к людям. Возвращается в мир, вытолкнувший его в детстве.
-
Вторая учебная ситуация.
??? Что можно сказать о композиции рассказа? Сколько частей? Как меняется тональность?
3 части: I – детство Яшки (чистые души), парень – подросток.
II- возвращение к людям (пьяный) «бродяга», «морда беспачпортная». Жажда свободы. Верховая лошадь «не скачет, а летит».
III – весна. «Весна сама по себе». Нет выпивки (лёд)
Страшен трезвый бригадир (с 1942 года). Не выдерживает испытание трезвостью, Яшка летит, пытаясь оторваться от земли, где страшно живут люди. Хватается за лёд, будто руками, плакал слезами, когда тонул.
«А на берегу били бабы бригадира». А он взывал, как о милости «Убейте меня!»
-
Третья учебная ситуация.
??? Какие выводы мы можем сделать?
В.П. Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого себя пожирающего зверя».
Безбожный бригадир молит Бога о помиловании. Кого помилуй? Яшку? Не помиловал – утонул. Бригадира? Спасла его жена.
??? Современно ли произведение?
Нужна такая, правда, о нас, беспощадная, жестокая. Два мира в рассказе: мир Яшки – лошади, наделенный человеческими чертами (душой жаворонка), и мир человека, душу пропивающему.
Эпиграф: Что же сделать, чтобы пустота не заполнила мир? Частично вы ответите на вопрос своим сочинением.
-
Четвертая учебная ситуация
Работа с раздатками.
-
Тема – взаимоотношение человека с окружающими его людьми, природой.
-
Проблема – нравственное прозрение человека в критический или трудный момент жизни.
-
Комментарий № 14 – крик бригадира «Убей меня!»
-
Позиция автора скрыта - № 15 Астафьев предлагает читателю самому оценить ситуацию «Душа обязана трудиться», чтобы не превратиться в душу животного № 17 (проработать всю)
-
Согласны с позицией автора «Теплый хлеб» Паустовского, Филька «Да ну тебя», Мальчик – конь. №22
-
Используем №24 (1 и 5)
-
Заключение №26
Мы проговорили основные положения вашей работы. Самое трудное – написать сочинение. Оно на дом. Действительно ли пусто и страшно в мире людей?