Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Программа

экспериментального

исследования по теме:


«Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников как условие актуализации здоровьесбережения подрастающего поколения».


Содержание программы эксперимента:


  1. Тема эксперимента

  2. Исполнитель эксперимента

  3. Научный руководитель

  4. Статус эксперимента

  5. Актуальность темы

  6. Идея эксперимента

  7. Замысел эксперимента

  8. Объект эксперимента

  9. Предмет эксперимента

  10. Цель эксперимента

  11. Задачи

  12. Гипотеза исследования

  13. Прогноз ожидаемых положительных результатов

  14. Критерии оценки ожидаемых результатов:

  15. Диагностический инструментарий:

  16. Сроки и этапы эксперимента:

  17. Прогноз возможных негативных последствий. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

  18. Состав участников эксперимента, их функциональные обязанности:

  19. База эксперимента

  20. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

  21. Возможность массового использования результатов:

  22. Научно-методическое обеспечение эксперимента

Приложения:
Приложение №1

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов начальной школы».


Приложение № 2

Программа «Школа безопасности для родителей».


Приложение № 3

Финансово-экономическое обоснование реализации экспериментальной программы

«Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников как условие актуализации здоровьесбережения подрастающего поколения».
Приложение № 4

Планирование внеклассных мероприятий к программе экспериментального исследования по теме: «Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников как условие актуализации здоровья сбережения подрастающего поколения».


Тема эксперимента

Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников как условие актуализации здоровьесбережения подрастающего поколения.


Исполнитель эксперимента:

Педагоги начальной школы:

Петрова В.П.- учитель высшей квалификационной категории;

Коркина Т.А. - учитель первой квалификационной категории;


Научный руководитель:

зав.кафедрой естественно-математического образования ГОУ ДПО ЯНОИПКРО,

к.п.н. И.М.Варнавина
Статус эксперимента:

Локальный , муниципального уровня.


Актуальность темы:

«Безопасность человека» -эти слова должны стать девизом каждого дня. Эта проблема в современном мире, хотя и является совершенно очевидной, но, к сожалению, в большинстве случаев игнорируется. В последние годы, в России, резко увеличилось количество событий, связанных с проявлением разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения населения в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Статистические данные по МОУ СОШ № 6 и социологические опросы показывают, что возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста, повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным ГИБДД г.Салехарда увеличилось количество учащихся начальных классов нашей школы , попадающих в дорожно­транспортные происшествия или являющихся нарушителями ПДД, по данным социальной службы растет число детей, являющихся жертвами различных видов преступлений. Особого внимания заслуживают многочисленные несчастные случаи «в четырех стенах» родного дома. Халатное и несерьезное отношение детей, проявляется ко всему: к бытовым газовым или электрическим приборам, к огню и воде, химическим и лекарственным средствам, к любым выполняемым в собственной квартире и своими руками работам.

Быть готовым к ЧС самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться значит намного повысить шансы уцелеть.

Поэтому недостаточно быть просто осторожным, надо уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, по возможности избегать их или сводить до минимума их последствия.

Для ребенка его личная физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией очень значима.

Очень часто в сложных и порой самых неожиданных ситуациях детям приходится рассчитывать в первую очередь на самих себя. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах - решающая. И если знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким видом, да к тому же не позволять заставать случаю себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить в свою пользу. Экстремальные ситуации слишком разнообразны, и, несмотря на все сведения и рекомендации, решения всякий раз приходится принимать самостоятельно.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы.

В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004г) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены элементы безопасности жизнедеятельности».

Для успешной реализации мер по сохранению жизни детей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению их личной и коллективной безопасности, необходимо обеспечить :

- расширение содержания образования, непрерывность обучения безопасности жизнедеятельности,

- соответствующий возрастным особенностям уровень знаний каждого ребенка об опасностях окружающего мира и способах защиты от них,

-практические навыки защиты,

-уровень сформированности культуры безопасного поведения.

Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы экспериментальной работы.
ИДЕЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Основная идея данного эксперимента заключается в создании модели образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей безопасную жизнедеятельность учащихся начальной школы и использование этой модели для формирования мировоззрения и культуры безопасности у младших школьников. Новизной инновационного проекта является обучение учащихся и их родителей, поскольку, в деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность родителей за подготовку детей по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.


Замысел эксперимента

Состоит в том , чтобы через последовательную работу группы учителей начальных классов, обучающих детей с 1 по 4 класс, обеспечить систематическое получение теоретических знаний и практических навыков по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности младших школьников. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами модели системы учебно-воспитательного процесса:



  • преподавание спецкурса ОБЖ (авторы А.Т.Смирнова, П.В.Ижевский, Л.П.Анастасова) в системе дополнительного образования. Программа обеспечена учебными и методическими пособиями, рабочими тетрадями, игрой «Азбука пешехода»

Предлагаемое содержание является вариантным в учебном плане начальной школы;

  • использование активных форм внеклассной деятельности учащихся (ролевые игры, конкурсы, праздники, практические занятия, экскурсии и др.);

  • организация работы с родителями «Школа безопасности для родителей» (лектории, беседы, практические занятия, совместные мероприятия с учащимися, встречи с представителями МВД, МЧС, медицинскими работниками, психологами, педагогами).

Программа эксперимента построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные , наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях. Такой подход обеспечивает закрепление и развитие знаний, умений и навыков, в каждом следующем классе расширяя и постепенно углубляя мировоззренческие и практические уровни знаний учащегося. Это достигается за счет увеличения от класса к классу числа выявленных связей и отношений, постепенного увеличения глубины проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности школьника.



Объект эксперимента

Учебно-воспитательный процесс школы I ступени



Предмет эксперимента

Содержание образования младших школьников, обеспечивающее сохранение и укрепление их физического, психического и социального здоровья.



Цель эксперимента Сформировать модель учебно-воспитательного процесса как средство достижения следующих показателей:

  • сформированность у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней;

  • получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей;

  • овладение приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Задачи:


    1. Создание и апробирование новой модели образовательно-воспитательной системы по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у учащихся начальных классов.

    2. Оценивание эффективности внедрения новой системы обеспечивающей безопасную жизнедеятельность учащихся начальной школы.

    3. Обеспечение учебного процесса по курсу ОБЖ учебными и наглядными пособиями и тренажерами.

    4. Применение инновационных методов и технологий, активных форм обучения.

    5. Выявление наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса.

    6. Обеспечение учебного процесса по курсу ОБЖ учебными и наглядными пособиями и тренажерами.

    7. Непрерывное совершенствование внеклассной работы путем включения в нее новых актуальных тем, а также варьирование тематики занятий, исходя из особенностей классов.

    8. Обеспечение взаимодействия школы с организациями МВД, ГИБДД, ГО и ЧС, медицинскими работниками, психологами, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами.

    9. Создание условий для повышения профессиональной квалификации учителей начальных классов по вопросам ОБЖ.

    10. Повышение педагогической культуры родителей.

    11. Гипотеза исследования:

Если в школе будет создана экспериментальная модель образовательно-воспитательной среды обеспечивающей безопасную жизнедеятельность учащихся начальной школы, то связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут сформировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения их жизни. Эта компетентность, позволит учащимся начальной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.

Прогноз ожидаемых положительных результатов

Предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения , начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Критерии оценки ожидаемых результатов:


  1. Качество знаний учащихся экспериментальных классов в сравнении с контрольным классом, на основе требований к уровню обученности по программе спецкурса.

  2. Сформированность практических навыков безопасного поведения учащихся .

  3. Сформированность оценочной самостоятельности.

  4. Показатели сохранности и безопасности жизни и здоровья учащихся.

  5. Сформированность сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

Диагностический инструментарий:

- анкетирование учащихся и родителей как участников образовательного эксперимента,

- тестовые задания в соответствии с экспериментальным содержанием образования по ОБЖ,

- проведение микроисследований в области оценки отношения учащихся, родителей, учителей к образовательному процессу,

- наблюдение, собеседование,

- анализ полученной информации (ГИБДД, ГО и ЧС, УВД, медицинские данные),

- психологические тесты:


  • Эмоциональные установки по отношению к школе Эмоциональный фон. (Цветовой тест Люшера)

  • Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Сроки и этапы эксперимента:

Сентябрь 2007 - май 2011 года (четыре года).

Этапы эксперимента:

I этап

Подготовительный этап (2006-2007 уч.г.)



Направление деятельности

Сроки

Ответственные

1

Анализ полученной информации от ГИБДД, ГО и ЧС, УВД, медицинские данные, результаты опроса родителей по вопросам травматизма и нарушений правил дорожного движения

Январь

2007г.


Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР



2

Изучение программно-методических материалов. Изучение методической литературы по вопросам эксперимента

Январь - март

2007г.


Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР



3

Курсовая подготовка педагогов- участников эксперимента по теме: «Организация экспериментальной и исследовательской работы в школе. Обобщение передового педагогического опыта».

Февраль

2007г


Заместитель директора по НМР

4

Разработка программы эксперимента

Апрель

2007г


Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР



5

Разработка механизмов отслеживания результатов образовательного и воспитательного процессов с учетом возрастных особенностей учащихся

Май- сентябрь

2007 г


Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР




II этап

Практический этап (2007- 2011гг.)



Направление деятельности

Сроки

Ответственные

1

Формирование контрольной и экспериментальной группы из числа первоклассников.

Сентябрь

2007 г.


Заместитель директора по НМР

2

Проведение необходимой разъяснительной работы с родителями.

Сентябрь

2007 г.


Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР



3

Проведение исходных констатирующих срезов

Сентябрь

2007 г.


Учителя начальных классов - участники эксперимента

психолог


Реализация программы эксперимента по развитию образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников:

Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР



4

Введение спецкурса по ОБЖ в 1-4 классах

2007-2011гг.

5

организация работы с родителями «Школа безопасности для родителей»

2007-2011гг.

Один раз в четверть



6

Планирование и организация внеклассной работы с учащимися

Ежегодно

сентябрь


7

Диагностическая работа :

Оценка уровня обученности учащихся в контрольной и экспериментальной группах.

анкетирование учащихся и родителей как участников образовательного эксперимента

проведение микроисследований в области оценки отношения учащихся, родителей, учителей к образовательному процессу

- наблюдение, собеседование.

- анализ полученной информации (ГИБДД, ГО и ЧС, УВД, медицинские данные)

- психологические тесты:


  • Эмоциональные установки по отношению к школе Эмоциональный фон. (Цветовой тест Люшера)

  • Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Семинар «Реализация программы эксперимента. Опыт. Проблемы».

Май ежегодно


1 раз в год
1 раз в год

Постоянно

Постоянно

1 раз в год

1 раз в год

Апрель 2009 г.



Учителя начальных классов - участники эксперимента

Заместитель директора по НМР

Психолог

Фельдшер школы

Заместитель директора по БЖ

Психолог


Заместитель директора по НМР


III этап

Аналитический этап (июнь 2011 г. )



Направление деятельности

Сроки

Ответственные

1

Обработка всех полученных данных

Май –июнь2011 г

Заместитель директора по НМР

2

Анализ полученных результатов

Июнь 2011г

Заместитель директора по НМР

3

Соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами

Июнь

2011 г


Заместитель директора по НМР

4

Подготовка аналитической справки по итогам эксперимента

Июнь

2011 г


Заместитель директора по НМР

5

Семинар по итогам эксперимента, подготовка методических материалов .

Сентябрь 2011 г

Заместитель директора по НМР

Прогноз возможных негативных последствий. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:


  1. Используемые формы организации образовательного процесса, направленные на формирование навыков безопасного поведения младших школьников, не дадут положительные результаты, соответствующие новому качеству образования.

Способы коррекции:

Анализ результатов обучения и апробация новых формы организации образовательного процесса.



  1. Возникновение сопротивления новому со стороны родителей, на преодоление которого потребуются какие-то дополнительные ресурсы.

Способы коррекции:

Дополнительное разъяснение родителям и учащимся не только сути эксперимента , но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса.

Возможность перехода учащихся в классы где эксперимент не проводится.

Состав участников эксперимента, их функциональные обязанности:

Учителя начальных классов обеспечивают процесс преподавания факультативного курса по ОБЖ в 1-4 классах, организуют внеклассную работу с учащимися с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся, безопасных методов работы, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил , работу «Школы безопасности для родителей».

Заместитель директора по НМР обеспечивает контроль за уровнем преподавания факультативного курса по ОБЖ, выполнением плана эксперимента, учетом педагогами возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся, использованием безопасных методов работы, выполнением педагогами санитарно-гигиенических норм и правил. Осуществляет анализ полученных результатов в соответствии с поставленными целями и задачами эксперимента.

Психолог осуществляет психологическое тестирование и анкетирование всех участников эксперимента, готовит аналитические материалы и рекомендации.

Фельдшер школы осуществляет мониторинг травматизма и заболеваемости учащихся – участников эксперимента, готовит аналитические материалы и рекомендации.

Заместитель директора по БЖ осуществляет анализ полученной информации от ГИБДД, ГО и ЧС, УВД, медицинских учреждений, УО г. Салехард, готовит аналитические материалы и рекомендации. Оказывает методическую помощь учителям – предметникам.
База эксперимента:

2007-2008 уч.г. 1-а класс Контрольный класс – 1-б класс

2008-2009 уч.г. 2-а класс Контрольный класс – 2-б класс

2008-2009 уч.г. 3-а класс Контрольный класс – 3-б класс

2008-2009 уч.г. 4-а класс Контрольный класс – 4-б класс
Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:

Диагностический материал

Справки о ходе эксперимента

Методические разработки:



  • занятий спецкурса по ОБЖ,

  • внеклассных мероприятий.

Программа «Школа безопасности для родителей»

Аналитические материалы по итогам эксперимента.

Подготовка сборника методических материалов «Формулы безопасности».

Городской семинар по итогам эксперимента. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников. Педагогические основы. Перспективы. Возможности».



Возможность массового использования результатов:

Данный опыт может быть использован педагогами образовательных учреждений города.



Научно-методическое обеспечение эксперимента:

Закон РФ «Об образовании» ст.14((в ред. Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, от 5 марта 2004 г. № 9-ФЗ, от 30 июня 2004 г. № 61-ФЗ, от 20 июля 2004 г. № 68-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 92-ФЗ, от 21 июля 2005 г. № 100-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, от 16 марта 2006 г. № 42-ФЗ, от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ, от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П)*

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 2002г.

Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 1-4 классов .Рекомендованная МО РФ, 2006г.

Комплект учебников и рабочих тетрадей (Л.П.Анастасова), 2006г.

Дидактическая игра «Азбука пешехода» ( под общей редакцией А.Т. Смирнова ), 2005г.

Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» ( под общей редакцией А.Т. Смирнова ),2004г.

Л.В.Баль. Педагогу о здоровом образе жизни – М.; Просвещение, 2005г.

Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс М.; Просвещение, 2004г

А.Г.Маслов. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.; «Владос», 2005г.



Л.А.Комлева. Дети и дорога. Екатеринбург. «Калан», 2003г

.

«Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших школьников как условие актуализации здоровьесбережения подрастающего поколения»

Планирование внеклассных мероприятий к программе экспериментального исследования по теме: Развитие образовательно-воспитательной среды по формированию безопасного поведения младших

188.08kb.

09 09 2014
1 стр.


Циклограмма деятельности заместителя заведующей по образовательно – воспитательной работе мбдоу «црр-дс №50» на 2012-2013 у г

Обход групп. Организационные вопросы. Наблюдение и анализ образовательно-воспитательного процесса

39.66kb.

12 10 2014
1 стр.


Опрос учащихся школ методом анкетирования с целью выявления отношения подрастающего поколения к проблемам охраны природы Значительное внимание в деятельности администрации гпкз

Дним из инструментов организации связи с общественностью является метод анкетирования, результаты которого позволяют выявлять, как отношение, в частности, подрастающего поколения,

173.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Над формированием грамотного

Основные условия, способствующие формированию орфографической зоркости младших школьников

366.38kb.

23 09 2014
1 стр.


Исследование особенностей психологического развития поколения «игрек» Дьяченко И. П

А настоящее поколения уже через свою деятельность будут формировать будущие поколения. И чтобы как можно больше снизить факторы, влияющие на развитие будущих поколений с негативной

69.2kb.

17 12 2014
1 стр.


Саха республиката

За внесенный вклад в социально-экономическое развитие Бетюнского наслега, за заслуги в области образования и воспитания подрастающего поколения, многолетний плодотворный труд

15.88kb.

30 09 2014
1 стр.


Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности
350.38kb.

08 10 2014
1 стр.


Экологическое воспитание младших школьников

Экологический театр как одна из форм внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников

23.51kb.

12 10 2014
1 стр.