Перейти на главную страницу
Развитие творческих способностей
13.00.02 - теория и методика обучения информатике
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена в Воронежском государственном педагогическом
университете.
Научный руководитель: |
кандидат физико – математических наук, профессор Александр Сергеевич Потапов |
Официальные оппоненты: |
- доктор технических наук, профессор Сергей Георгиевич Григорьев - кандидат педагогических наук, доцент Валерий Васильевич Бизюк |
Ведущая организация: |
Воронежский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
Защита состоится «23» ___ноября________2006 г._ в «15» часов
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ____________________ института содержания и методов обучения РАО_____________________
Автореферат разослан «___» ________________________ г.
Ученый секретарь диссертационного совета ____________ Е. А. Седова
Одним из важнейших источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, новые подходы к работе, готовность к созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.
Однако проведённый анализ выполненных ранее исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Также проведенный анализ выявил недостаточную разработанность концептуального и методического обеспечения содержания и технологий развития творческих способностей личности старшеклассников на уроках информатики. Не определено содержание образования, особенности обучения, технология создания творческих ситуаций. Также не определены дидактические характеристики учебно-творческих, проблемных ситуаций, которые востребовали бы от старшеклассников проявление их творческих способностей. Не разработаны технические приемы организации личностно ориентированных ситуаций с использованием компьютерных технологий, критерии развития творческих способностей старшеклассника и их диагностика.
Несмотря на то, что в психологических исследованиях доказывается единство креативности и индивидуальности, творчество остаётся не достаточно исследованным как механизм воспитания индивидуальности.
Ученые и практики на протяжении многих десятилетий ведут интенсивную работу по поиску наиболее эффективных путей и способов разрешения противоречия между предписанным содержанием обучения, заданными формами организации образовательного процесса и необходимостью развития личностных функций учащихся.
Эта работа особенно активизировалась в последнее время в связи с переориентацией современного образования со знаниевой парадигмы, где приоритетом выступают репродуктивное мышление и готовые знания, на личностную (гуманитарную) парадигму (Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гороховатский, Э.Н. Гусинский, В.И. Данильчук, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, М.В. Кларин, Г.Ф. Карпова, А.В. Непомнящий, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, В.С. Шубинский, И.С. Якиманская и др.), приоритетами которой являются творческий поиск и личностный опыт ученика.
Таким образом, проблемой становится разрешение противоречий, связанных с построением образовательного процесса, использующего психолого-педагогические достижения науки и практики обучения учащихся, ориентированного на развитие творческих способностей старшеклассников и реальными возможностями образовательных учреждений для подготовки выпускников, а также отсутствием практических научно-обоснованных рекомендаций по развитию творческих способностей старшеклассников на уроках информатики.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали тему исследования: «Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе изучения информатики»
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что наиболее эффективно процесс развития творческих способностей старшеклассников на уроках информатики будет осуществляться, если строится целостная система педагогических условий и приёмов вовлечения старшеклассников, на основе решения задач, в творческую деятельность, в которой творчество выступает как личностная ценность, которая способствует становлению и удовлетворению новых потребностей личности, обнаружению и восполнению дефицита знаний и опыта, преодолению противоречий, вызванных исчерпанием прежних смыслов учения. Деятельность педагога должна быть основана на организации педагогических ситуаций направленных на освоение компьютера как инструмента решения творческих задач в системе технологий личностно ориентированного обучения. Подбор задач будет осуществляться с ориентацией на решение жизненных проблем, предполагающих выявление ценностно-смыслового содержания, имеющего личностный смысл.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
задачи исследования:
1. Проанализировать основные отечественные и зарубежные теории развития творческих способностей с целью выявления механизма его реализации на уроках информатики.
2. Определить специфику творческой деятельности на уроках информатики.
3. Определить совокупность присущих творческой личности качеств.
4. Конкретизировать условия и факторы как способствующие, так и препятствующие развитию творческих способностей.
5. Определить структуру и уровни развития творческих способностей старшеклассников.
6. Отобрать задания, наиболее эффективные для развития творческих
способностей на уроках информатики.
7. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы модель развития творческих способностей старшеклассников на уроках информатики.
а) теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение и систематизация исследований в области психологии и педагогики по проблеме творчества старшеклассников, моделирование, теоретическое проектирование;
б) эмпирические методы: наблюдения, беседы, интервьюирование, анкетирование, социолого-педагогические измерения, самоанализ, самооценка, диагностирование наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта в условиях реализации личностного подхода в образовании, диагностирование, педагогический эксперимент;
в) анализ школьной документации: планов работы, концепций основных направлений развития школы, протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений учителей;
г) анализ продуктов творческой деятельности учащихся: изобретений, сообщений, материалов по олимпиадам, творческим конкурсам. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы проводился с использованием методов математической статистики.
Базой опытно-экспериментальной работы явились школа № 67 города Воронежа (г. Воронеж, ул. Циолковского, 27), Костёнская средняя общеобразовательная школа Хохольского района Воронежской области, (Хохольский район, с. Костёнки, ул. Набережная № 121) в которых диссертант работал, учителем информатики на протяжении 5 лет, где и преподавал, базовый курс информатики в старших классах для общеобразовательной школы, факультативные курсы по информатике для старшеклассников, элективные курсы, опытно-экспериментальные курсы «Основы программирования», «Компьютерная графика», «Компьютерный дизайн и реклама» для старшеклассников.
1. Содержание методической системы развития творческих способностей старшеклассников на уроках информатики.
2. Дидактические условия отбора содержания обучения информатике, направленного на развитие творческих способностей.
3. Модель развития творческих способностей учащихся на уроках информатики.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель, проблема, предмет, основные задачи, методы, сформулированы гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
Первая глава «Теоретические основы развития творческих способностей старшеклассников на уроках информатики», содержит обзор литературных источников, посвященных вопросам диагностики и развития творческих способностей, структуре творческих способностей, а также определению условий развития творческих способностей.
Первый параграф посвящён анализу существующих направлений исследования творчества в психологии и педагогике.
Анализируя различные определения творчеств, представляется, что наиболее обобщающее определение творчества дает следующая формулировка: творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Как специальная область исследования наука о психологии творчества начала складываться на рубеже XIX-XX столетия и включала в себя несколько типов построения теорий творчества. Творчество с гносеологической точки зрения рассматривается в трудах Платона, Шопенгауэра, Мен ди Бирана, Бергсона, Н.О.Лосского; с метафизической точки зрения - Сократом, Платоном, Ф.Аквинским, Августином, Шеллингом, В.С.Соловьевым. В философской, педагогической, психологической литературе обстоятельно рассматривались проблемы творческого воображения, интуитивного мышления, объективизации образов, творчества изобретателей, влияния пола, наследственности и суеверия на гениальность (Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж и др.)
Вопросами художественной интуиции в музыке, живописи, архитектуре занимались Шеллинг, Бергсон, Ницше, Шопенгауэр; рассматривалось также влияние творчества на психологию читателя и зрителя, вопросы зарождения художественных образов, восприятия строения художественных произведений зрителями (Дильтей, А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, Д.Н.Овсянико-Куликовский).
Современные представления о творческом процессе, предлагаемые разными авторами (Б.А.Левин, П.К.Энгельмейер, М.А.Блок, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг), многим отличаются друг от друга, но в общем виде они имеют примерно следующее содержание: разбивка на определенные этапы - сознательная работа; бессознательная работа над проблемой; переход бессознательного в сознание; сознательная работа по оформлению идеи.
Рефлексивные механизмы творчества были раскрыты И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым. Проблему сознательного и бессознательного, интуитивного и логического в творческом процессе рассматривали Ф. Полян, И.П. Калошина, Г.С. Альтшуллер, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн.
В психологии творчества нет четкой границы между понятиями творческая личность и творческие способности. Чаще изучение творческой личности сводится к изучению ее творческих способностей. Другим направлением исследования творчества является изучение творческих способностей личности. Теории способностей посвящены работы Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна.
Я.А. Пономарев относит творческие способности к общим способностям, которые он определяет как «степень интеллектуально-мотивационного развития человека, т.е. степень сформированности общих для любых форм поведения, в том числе и творческого, особенностей его психологического механизма».
Из анализа философской, психолого-педагогической литературы, посвященной методологии творчества, следует, что практически всеми учеными признается то, что в основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество - высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека.
Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Концепция творческой учебной деятельности, разработанная известными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, С.Л. Рубинштейном и их сотрудниками, ориентирована не на получение каких-либо материальных или других результатов, а непосредственно на изменение самих учащихся, на их развитие.
Идеи Л.С. Выготского наиболее полно и последовательно были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец).
Как же можно осуществлять руководство творческой деятельностью в процессе обучения информатике? Ведь творчество в процессе обучения в целом менее структурировано, нежели в процессе научного поиска, и оно во многом совпадает с понятием «самостоятельная деятельность учащихся». С другой стороны, иногда результаты творчества учащихся, по сути, мало, чем отличаются от результатов научного творчества. Подобный «разброс» в определении творчества в процессе обучения объясняется, в первую очередь, тем, что творчество в процессе обучения не самоцель и выступает как средство деятельности учащихся и как своеобразный «маркер» успешности процесса обучения.
Для исследований в области педагогики творчества важно осмыслить сущность учебно-творческих задач, т.к. творческая задача выступает одновременно и как объект учебно-творческой деятельности, и как средство педагогической организации творческой деятельности. При помощи творческой задачи прямо или косвенно задаются цели, условия которые определяют учебно-творческую деятельность. В решении учебных задач могут возникать различные ситуации, в том числе и творческие. Творческими ситуациями есть основание считать такие, выходом из которых является поиск нового метода, приема, средства деятельности, а также те которые одновременно стимулируют развитие творческих способностей личности.
Понятие «творческая ситуация» шире, чем «проблемная». Проблемная ситуация характеризует ситуацию противоречия, связанную с рассогласованием того, что знает, умеет ученик и тем, что необходимо, чтобы разрешить это противоречие. Вместе с тем, творческая ситуация может не содержать проблемной ситуации явно.
Таким образом, учебно-творческая задача - это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которого педагогу удается создать творческую ситуацию, прямо и косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают творческие способности.
Теоретическое положение о возможности управляемости процессом развития творческого мышления в процессе обучения базируется на результатах многих экспериментальных исследований отечественных педагогов и психологов В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.C. Выготского, Л.П..Ковалева, А.Г..Мясищева, И.П. Дубинина, И.П. Иванова,
Э.В. Ильенкова, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А.Н. Леонтьева,
А.Н. Лука, Я.А. Пономарева и др.
Специфичность педагогической системы направленной на творческое развитие личности заключается в воспитании качеств творческой личности и в развитии творческого мышления, т.е. передачи знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности.
Развитие творческой личности можно определить как процесс формирования присущих творческой личности качеств: устойчивой направленности на творчество, мотивационно-творческой активности, готовности личности к самостоятельной организации своей умственной и практической деятельности при решении нестандартных задач в различных видах деятельности, которая складывается из развитой мотивации к творческой деятельности, владения методами самоорганизации по развитию качеств творческой личности и наличия системы знаний умении, и навыков, помогающих осуществить поиск решения в нестандартных ситуациях.
Второй параграф посвящен выделению условий, способствующих развитию творческих способностей на уроках информатики.
Изучение теории и практики показывает, что:
1 этап - доминирование преподавателя.
2 этап - включение старшеклассников в процесс постановки проблемы.
3 этап - функции преподавателя сведены до минимума (школьники самостоятельно определяет содержание и способы решения задач).
Применение задачного подхода предполагает усвоение содержания образования не поверхностно, а глубинными структурами сознания.
Психологический аспект в нашем исследовании подчинен дидактическим целям, т.е. в конечном счете, выяснению условий, благоприятствующих творческому становлению личности. Задачи психологического анализа заключаются в изучении следующих аспектов: становление личности старшеклассника в условиях соединения обучения и творчества; формирование нового смысла учения ради творчества; развития регуляционных механизмов творческой деятельности, т.е. ее мотивации, целеобразования, эмоционально-волевых аспектов.
Мы не претендуем на исчерпывающее решение этих задач, требующих специфического психологического исследования. Они решаются нами с той степенью полноты, которая необходима в дидактическом плане.
Данное исследование проводилось на старшей ступени школы в учебных группах школьников 10-11 класса, что соответствует возрасту 15-17 лет и раннему юношескому возрасту. Активный процесс социализации, сопровождающийся становлением потребности в коммуникативных способностях, и опирающийся на формирование внутреннего мира, является зоной ближайшего развития для указанной выше категории учащихся. Поэтому следует заметить, что при выборе содержания школьных занятий по информатике особую роль при разработке и выполнении указанных заданий должны играть «сетевые технологии», которые могут обеспечить большое число коммуникативных актов во время проведения занятия.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 на завершающей ступени общего образования вводится профильное обучение, которое выступает средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, создаёт условия для образования старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования или трудовой деятельности. При этом появляется реальная возможность выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Ключевую роль в системе профильного обучения играют элективные курсы. Основная задача которых - удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Очевидно, что элективные курсы по различным учебным предметам будут иметь свою специфику.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить специфику содержания элективных курсов по информатике:
Ещё одним важным условием, достижения поставленных целей является использование модульно-рейтинговой системы обучения.
Анализу модульно-рейтинговой системы посвящены работы: Н.В. Бородиной, Н.Е. Эргановой, Т.В. Васильевой, В.М. Гареева, Л.П. Голощекиной, Х.М. Инусовой, Н.Б. Лаврентьевой, П.И. Третьякова и др.
Использование модульно-рейтинговой системы для построения содержания учебного предмета позволит каждому учащемуся выстраивать свою работу в режиме индивидуального учебного плана. Построение курса как системы модулей обладает эластичностью, лабильностью, позволяя корректировать уже сделанный учеником выбор в процессе изучения предмета, помогая ему динамически сопоставлять поставленные цели и его реальные возможности их достижения.
Д 008. 008. 04 в Институте содержания и методов обучения рао по адресу
09 10 2014
2 стр.
Теория и методика обучения и воспитания
18 12 2014
3 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
30 09 2014
1 стр.
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
03 09 2014
1 стр.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения
04 09 2014
5 стр.
… опд. Ф. 04 Теория и методика обучения иностранному языку и
15 09 2014
3 стр.
Целевая комплексная программа развития мбоу сош №3 города Чадана Дзун- хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012 – 2015 г г. Формирование и развитие творческих способностей лучащ
14 10 2014
4 стр.
Й деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Критический период детского творчества наступает в школьные годы
14 12 2014
1 стр.