Секция 1.
Реализация многоуровневой системы образования
Яндараева Инна Сергеевна
Старший преподаватель
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Удмуртский государственный университет
г. Ижевск, Россия
Интеграция образовательного пространства в странах ЕС
Abstract
The integration of educational regions in the EU is considered and the example of the Bulgarian-Romanian Interuniversity Europe Center (BRIE), which is a research and educational project organized by Bulgarian, Romanian and German partners is introduced. This article examines the structures and resources used in the creation and development of the BRIE as well as the goal-setting of interuniversity cooperation activities and the construction of symbolic capital.
Key words: academic mobility, the EU, German Rectors‘ Conference, integration of educational areas, inter-university partnership, multi-tiered systems of higher education, Stability Pact for South Eastern Europe, symbolic capital.
В данной статье рассматривается интеграция образовательного пространства в странах ЕС на примере центра BRIE (Bulgarian-Romanian Interuniversity Europe Center) – совместного научно-образовательного проекта Болгарии, Румынии и Германии. Для этого будут обозначены структуры и ресурсы, использованные в процессе создания и развития центра BRIE, а также целеполагание и конструирование символического капитала в деятельности по интеграции образовательного пространства.
BRIE представляет собой структурное объединение на базе Факультета бизнеса и менеджмента Университета г. Русе (Болгария), Академии экономических наук г. Бухарест (Румыния), а также немецких университетов гг. Кемниц и Франкфурт (Одер) и имеет два представительства - в г. Русе и г. Джурджу (Румыния). В Университете г. Русе обучаются 9200 студентов [1], в Академии экономических наук г. Бухарест – 49 тыс. студентов [2], гг. Русе и Джурджу являются небольшими региональными центрами с населением 166 тыс. [3] и 71 тыс. жителей соответственно. Важно упомянуть, что оба города - Русе и Джурджу - расположены в пограничном регионе на противоположных берегах реки Дунай и соединены мостом дружбы.
Центр BRIE был создан в конце 2000 г. и предлагает две магистратуры –
в г. Русе можно получить степень магистра по специальности European Studies, в г. Джурджу (филиал Академии экономических наук г. Бухарест) – European Public Administration. Данная статья ограничивается описанием магистратуры BRIE г. Русе, которая получила аккредитацию немецкого «Совета по аккредитации» ACQUIN в 2002 г. [4]. Обучение в магистратуре ведется на английском и немецком языках, оценивается по кредитной системе ECTS и ориентировано на студентов из разных стран Европы. Магистратура носит интердисциплинарный характер, учебный план состоит из 6 модулей: политика, экономика и менеджмент, государственное управление и право, культура и цивилизация, ключевые компетенции, языки и коммуникация. В обязательную учебную программу включены семестр в одном из немецких вузов-партнеров и участие в летней академии в г. Брюссель - политическом центре ЕС. Студенты получают международное приложение к диплому от немецкого партнерского университета [5].
Центр BRIE возник с одной стороны благодаря инициативности профессоров Факультета бизнеса и менеджмента Университета г. Русе, имеющих контакты с научным сообществом в других странах Европы. С другой стороны, решающее значение имели политические процессы, в частности принятие в 1999 г. на саммите ЕС Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Осознание необходимости инвестиций в демократическое образование логически следовало из трансформационных процессов, развернувшихся в Восточной и Юго-Восточной Европе после 1989 г. Так, в рамках Пакта стабильности стороны обязались «строить мирные и добрососедские отношения
в регионе», «инициировать здоровые демократические и политические процессы», «укреплять экономическое сотрудничество в регионе и между регионом и остальной Европой», «содействовать беспрепятственным контактам между гражданами», «создавать условия в странах Юго-Восточной Европы для полной интеграции в политические, экономические структуры» [6]. Философия центра BRIE воспроизводит выше перечисленные ценности.
В рамках Пакта стабильности Конференция ректоров вузов HRK (Hochschulrektorenkonferenz, Германия) [7] стала одним из инициаторов создания BRIE. Изначально проект финансировался немецкой стороной, с 2005 г. был заключен договор между правительствами Болгарии и Румынии о сотрудничестве и совместной поддержке и развитии BRIE, которые взяли
на себя основную долю финансирования. Благодаря этому лучшие студенты получают государственные стипендии от министерств образования Болгарии и Румынии, покрывающие расходы на обучение, а студенты из стран региона Юго-Восточной Европы имеют скидку на обучение. Кроме того, для финансирования BRIE привлекает партнеров из области экономики и академического сектора. Часть студентов оплачивает свое обучение самостоятельно, что составляет около 450 евро в семестр.
После вступления Болгарии и Румынии в ЕС в 2007 г. [8] значимость данного научно-образовательного проекта только возросла. Концепция BRIE вовлекает культурный ландшафт региона в конструирование символического капитала образования. Так, расположение места обучения в провинции
не мешает, а скорее придает ему дополнительную ценность – студенты обучаются преодолевать границы не только в интеллектуальном пространстве аудиторий, но и в повседневной жизни, т.е. процесс обучения естественным образом продолжается за пределами стен университета. Граница между двумя странами осмысляется в идее магистратуры не как ограничение, а как общая платформа, на основании которой происходит объединение отдельных стран в общеевропейское пространство и конструируется европейская идентичность, в противоположность ограничивающим национальным идентичностям. Значение Дуная как центрального водного пути Европы и общего богатства актуализируется, река символизирует связующее звено между разными сторонами света, которое призвано обеспечивать стабильность региона. Немецкие партнеры выбраны неслучайно - это университеты, также расположенные в пограничных регионах и несущие схожее символическое значение (Германия-Польша, Германия-Чехия).
В качестве целей обучения указывается воспитание нового поколения специалистов, которые обладают не только знаниями, но и культурой сотрудничества и пониманием того, что развитие Европы и ее будущее должны основываться на демократических ценностях и партиципации граждан в общественных процессах [9]. При этом сотрудничество с акторами из области политики, экономики и общественного сектора представляется как неотъемлемая часть жизнедеятельности центра BRIE. В настоящее время в правление BRIE входят представители HRK, сотрудники посольств Германии в Болгарии и Румынии, Фонда Р. Боша, Фонда Херти, крупных коммерческих предприятий, ректоры немецких вузов-партнеров, губернаторы регионов Русе и Джурджу и т.д. [10]. Под конечной целью BRIE подразумевается изменение региона, его стабильное развитие и врастание в европейское пространство.
ЛИТЕРАТУРА
и источники
1. URL: https://erasmus.uni-ruse.bg/en/?cmd=cmsPage&pid;=9
2. URL: https://www.ase.ro/engl_site/2010M1/m11.asp
3. URL: https://grao.bg/tna/tab02.txt
4. URL: https://www.acquin.org/en/index.php
5. URL: https://brie.uni-ruse.bg/en/
6. URL: https://www.ieras.ru/journal/journal3.2000/13.htm
7. URL: https://www.hrk.de/index_eng.php
8. URL: https://www.lenta.ru/news/2007/01/01/anew/
9. URL: https://brie.uni-ruse.bg/en/pages/all-about-brie/about-us.php
10. URL: https://brie.uni-ruse.bg/en/pages/all-about-brie/about-us/organisation.php